Влияние условий обучения на формирование здоровья детей.
статья по зож по теме
Основной задачей здоровье сберегающей педагогики или школьной гигиены является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы которые бы обеспечивали высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий позволяли бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_usloviy_obucheniya_na_formirovanie_zdorovya_detey.odt | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние условий обучения на формирование здоровья детей.
Основной задачей здоровье сберегающей педагогики или школьной гигиены является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы которые бы обеспечивали высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий позволяли бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.
И утомление, и переутомление у детей возникает быстрее, чем у взрослых, что объясняется особенностями деятельности центральной неровной системы. В то же время причины развития утомления у младших школьников несколько отличается от таковых у средних и старших школьников.
Утомление в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными навыками:
- письма
- чтения
- длительного неподвижного сидения
Исследования показывают, что максимальная продолжительность непрерывного письма в начальных классах не должна превышать 8-12 минут. Дома во время домашних заданий родители допускают ошибку, заставляя детей переписывать плохо написанные упражнения по письму по несколько раз. Такая «забота» вызывает развитие глубокого утомления, иной раз вплоть до переутомления.
Весьма трудоемким для учеников начальных классов является и процесс чтения. Длительное напряжение акколюдации и большая работа двигательных мышц вызывают довольно быстрое утомление в тех отделах центральной нервной системы, которые ведают мышечным аппаратом глаза. Вот почему max продолжительность непрерывного чтения в начальных классах не должна превышать 15-25 минут. В комплекс упражнений физминуток в начальных классах должны быть включены обязательно упражнения для глаз, это позволит отодвинуть утомление и кроме того, эти упражнения являются хорошей профилактикой развития близорукости. Кроме того родители должны помнить, что хотя ученики начальных классов умеют читать, но полноценный навык чтения у них еще не сформирован. Процесс чтения для них является утомительным, и поэтому желательно читать для них вслух.
Для младших школьников большую трудность представляет также и то, что обычно считается отдыхом ( не подвижное сидение во время урока). Чем младше школьник, тем сильнее выражена у него двигательная активность, потребность в движении, а длительное торможение двигательной активности во время урока вызывает значительное утомление в центральной нервной системы. Вот почему не физиологично требовать от школьников «железной» дисциплины. На динамических паузах во время урока обязательно должны присутствовать упражнения направленные на двигательную активность.
Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики — это сохранить высокий уровень работоспособности на уроке, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников. Это все возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание 8 основных моментов школьной жизни:
- продолжительность урока
- продолжительность учебного дня
- продолжительность учебной недели
- организации самого урока
- расписание уроков
- расписание перемен
- расписание экзаменов
- общественно полезный труд школьников и каникул.
Не случайно Госсанэпиднадзором России приготовлены новые гигиенические требования СанПиН и условиям обучения школьников в разных видах современных образовательных учреждений.
Работоспособность младшего школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отличается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затрат организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста на 2,3,4 уроках. Неодинакова и работоспособность учащихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течении недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и среду. В эти дни в школьном расписании должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо среднии и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Учебная нагрузка младшего школьника должна распределятся таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность приходилась на вторник и четверг, а среда была несколько облегченным днем.
В целях облегчения адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным нарастанием учебной нагрузки:
- в сентябре — 3 урока по 35 минут продолжительностью
- со второй четверти — 4 урока по 35 минут
- со второго полугодия согласно max допустимому количеству часов в неделю с учетом ее продолжительности.
Для обучающихся в 1-ом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
В начальной школе плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Поэтому эта потребность может быть реализована если учащимся 1-х классов выделять по 2 часа в день на прогулку и активную деятельность.
Учебные занятия в школе не должны начинаться раньше 8:30. Запрещено проведение нулевых уроков.
Для отдыха в течении учебного дня предусмотрены перемены между уроками. Оптимальная их продолжительность и правильная организация два непременных условия решения основной задачи здоровьесберегающей педагогики-сохранение высокой работоспособности школьников.
Чрезмерная нагрузка, отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, недостаточный сон и неоправданные дополнительные нагрузки ведут к переутомлению школьника. Дети становятся легко возбудимыми, раздражительными, плаксивыми, начинают плохо учится. Систематическое переутомление может привести к ослаблению всего организма и тяжелым нервно-психическим состоянием. Учащиеся обязательно должны соблюдать режим дня не только в школе, но и дома.
Выполнение домашнего задания во 2-х классах не должно превышать 1-1,5часов, в 3-4-х классах до 1,5-2 часов, тогда у школьников не наблюдается признаков утомления. Младшим школьникам рекомендуется дневной сон, особенно ослабленным детям, больным хроническими заболеваниями, отстающих в физическом развитии, а также детям с высокой возбудимостью нервной системы всех возрастов.
Готовить уроки школьники должны в 16-17 часов. При выполнении домашнего задания необходимо каждые 45 минут делать перерыв на 10-15 минут. Во время перерывов необходимо проветривать комнату, ребенок должен сделать физкультпаузу.
Очень важно чтобы все элементы режима дня проводились в одно и тоже время. Это способствует образованию ряда условных рефлексов. Правильное проведение всех режимных моментов предупреждает возникновение утомления, его накопления и переутомления. Все это сказывается на физическом развитии ребенка.
Таким образом, можно считать что формирование соматического и физического здоровья детей в процессе образовательной деятельности возможно только при условии учета их базовых потребностей.
Литература.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома.(о физическом благополучии школьников).- Спб., СОЮЗ, 1997 — с. 18-44
- Шляхтина С.Э. и Минкина В.А. Режим дня школьника. М. «Медицина»,1974 — с. 5-16
- Это больше чем законы. Санитарные правила и нормы СанПина. // Учительская газета №№31-32 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей
О влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей и развитие их личностных качеств. Статья для родителей. Л.Д.Ризатдинова...
Родительское собрание в начальной школе на тему: «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей»
«Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей»Цель выступления – познакомить родителей с влиянием телевизора и компьютера на здоровье детей.Задачи собрания: учить родителей анализирова...
Беседа: "Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей"
рассказ о вредном влиянии телевизора и компьютера ....
Программа "Современные здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС"
По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов...
«Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей».
Цель : познакомить родителей с влиянием телевизора и компьютера на здоровье детей.Задачи :l учить родителей анализировать причины, которые стимулируют п...
«Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей».
Цель : познакомить родителей с влиянием телевизора и компьютера на здоровье детей.Задачи :l учить родителей анализировать причины, которые стимулируют п...
Родительское собрание «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей».
Родительское собрание «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей»....