Здоровьесберегающие технологии
статья по зож (1 класс) на тему

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

            Здоровьесберегающие технологии      

                      сегодня и завтра.

             Здоровье человека – это актуальная тема для разговора во все времена.

            Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начать с раннего детства. Но, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. По мнению специалистов медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит?

        Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

      Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-35% детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса  к выпускным с 3,9до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%,нарушениями осанки-с 1,9до16,8%.Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющая в ряде регионов России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования.

          По результатам исследования российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменным столом  дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно еще добавить уроки в школе.

         Особенность школьного обучения еще состоит и в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неопределенные ожидания педагога, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) – но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни .

Давайте заглянем в обычную школу XXI в.. Какой предстанет перед нами работа школы по сохранению здоровья детей?

                    Заглянем на урок физической культуры.

            На уроке работают те дети, которые мотивированы на участие в уроке физкультуры. Остальные дети сидят на скамье запасных. При этом у детей масса аргументов на защиту себя (разрешение родителей, ссылки на плохое самочувствие, боли в животе, насморк).Но даже если дети постоянно посещают уроки физкультуры,то этого не достаточно, чтобы вырасти здоровым физически и духовно. Два -три урока , в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь детям полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно с вои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

   Как помочь детям, как сделать так, чтобы обучение в школе вызывало лишь прилив энергии и было в радость?

    Для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психологическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам-оздоровительная гимнастика, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости самомассаж); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений, ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии); а так же  в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории).

  Двигательные минутки позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу На уроках педагоги должны проводить физкультминутки, зарядку для глаз. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручения с большим удовольствием.

    Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

       Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

     Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, изменит статус детей в коллективе. Ни для кого не секрет, что дети имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда так успешны в учебе. Возможность для таких детей провести активную переменку, оказать свои умения способствует формированию иного мнения педагога о них и их возможностях, помогает детям быстрей войти в коллектив. И такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

                                                   Литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы М.: «ВАКО», 2004г.
  2. Митина Е.Л. «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра» (с.56-57).// Начальная школа. 2006. №6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...