Внеурочная деятельность. Программа кружка "Азбука безопасности".
методическая разработка по зож (2 класс) на тему
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации првычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности , общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azb.bezopasn.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нагибинская средняя общеобразовательная школа» Чертковского района Ростовской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
ПЕД\СОВЕТЕ зам. директора по УВР директор школы
протокол № 1 Титова Л.М. Чернова И. М.
от 27/08/13 г _______________ ПР. № _95 ОТ_27/08/13г
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- КЛАСС
КРУЖОК « АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ».
НАЧАЛЬНОГО ( ОСНОВНОГО ) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель – учитель 1 кв. категории СИСИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Х.НАГИБИН
2013- 2014 УЧ.ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Азбука безопасности»
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности».
Рабочая программа учебного предмета «Азбука безопасности» для 2 класса МБОУ НАГИБИНСКАЯ СОШ составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа выполняет две основные функции.
1 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в первом классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Рабочая программа второго класса рассчитана на 33 час по 1 часу в неделю. Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города и района.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Азбука безопасности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Планируемые результаты
Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» в первом классе ученик должен:
Знать:
- основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
- иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
- элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
Уметь:
- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов;
- пользования бытовыми приборами;
- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
- соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое
- время года;
- оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости
- соответствующих служб экстренной помощи.
- Показатели сформированности метапредметных результатов.
- Планируемые результаты
Результаты | Планируемые результаты (характеристики) ООП |
Личностные | Самоопределение: - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
Смыслообразование: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | |
Нравственно-этическая ориентация: - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, | |
Познаватель-ные УУД | Общеучебные: - использовать общие приёмы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. |
Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; | |
Информационные: - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - обработка информации - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). | |
Логические: - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - синтез; - сравнение, - классификация по заданным критериям; - установление аналогий; - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения; - обобщение. | |
Оценка: - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; | |
Саморегуляция: - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; | |
Коммуникативные УУД | Инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; |
Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; | |
Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; |
Регулятивные УУД | Целеполагание: - формулировать и удерживать учебную задачу, - преобразовывать практическую задачу в познавательную, |
Планирование: - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; | |
Учебные действия: - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. - использовать речь для регуляции своего действия; | |
Прогнозирование: - предвосхищать результата; | |
Контроль: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. - использовать установленные правила в контроле способа решения; | |
Коррекция: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. |
Планируемые результаты
Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
1 четверть 9 ч | ||
1 | Как ты познаёшь мир ? | 6.09 |
2 | Твои новые друзья . | 13.09 |
3 | Один дома. Твой режим дня. | 20.09 |
4 | Твои поступки ( | 27.09 |
5 | Какие бывают опасности | 4.10 |
6 | Что такое чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа | 11.10 |
7 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!» | 18.10 |
8 | Что ты знаешь о себе . | 25.10 |
9 | Если хочешь быть здоров | 31.10 |
2 четверть 7 ч | ||
10 | С кем дружат болезни | 14.11 |
11 | Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи. | 21.11 |
12 | Огонь в доме. | 28.11 |
13 | Основные правила поведения при пожаре. | 5.12 |
14 | Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. | 12.12 |
15 | Электричество | 19.12 |
16 | Ожог. Как уберечься от ожогов. | 26.12 |
3 четверть 11 ч | ||
17 | Один дома. Правила безопасности. | 9.01 |
18 | Разговор по телефону . | 16.01 |
19 | Один дома. Звонок в дверь. | 23.01 |
20 | Правила общения с незнакомыми людьми. | 30.01 |
21 | Наш друг светофор | 6.02 |
22 | Дорожные знаки | 13.02 |
23 | Переходим улицу | 20.02 |
24 | Какими бывают машины | 27.02 |
25 | Ты - пассажир | 6.03 |
26 | Внимание! Авария! | 13.03 |
27 | Как защитить себя во время аварии | 20.03 |
4 четверть 6 ч | ||
28 | Безопасность на льду. | 3.04 |
29 | Соблюдение безопасности при общении с животными. | 10.04 |
30 | Поговорим о домашней аптечке. | 17.04 |
31 | Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства. | 24.04 |
32 | Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства | 8.05 |
33 | Первая медицинская помощь. Виды травм у детей. | 15.05 |
34 | Твоя безопасность на каникулах. | 22.05 |
33 | Итоговые занятия – обобщение изученного в течение года . | 29.05 |
По окончанию изучения программы обучающиеся :
Научатся:
Определять факторы, влияющие на здоровье;
Различать факторы, негативновоздействующие на здоровье;
Различать психофункциональные особенности собственного организма;
Применять индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
Определять какие бывают опасности и как их избежать
Будут уметь:
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, соблюдать правила безопасности
Основные направления содержания деятельности:
- здоровьесберегающие технологии;
- духовно-нравственное развитие;
- технология развивающего обучения.
В практике работы используются следующие формы:
- интеллектуальные игры;
-ролевые игры;
- беседы.