Внеурочная деятельность. Программа кружка "Азбука безопасности".
методическая разработка по зож (2 класс) на тему

Сисина Татьяна Николаевна

В  настоящее  время  возрастает  роль  и  ответственность  системы   образования   в  деле  подготовки  населения  в   области  безопасности  жизнедеятельности  и  выработки  у  граждан  Российской  Федерации  првычек  здорового  образа  жизни. Только  через  образование  можно  обеспечить  повышение  уровня  культуры   всего  населения  страны  в  области   безопасности  жизнедеятельности  и  добиться  снижения  отрицательного  влияния  человеческого  фактора  на  безопасность  жизнедеятельности  личности , общества  и   государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azb.bezopasn.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                 Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

                             Нагибинская  средняя  общеобразовательная     школа»  Чертковского  района   Ростовской  области

                              РАССМОТРЕНО                           СОГЛАСОВАНО                                              УТВЕРЖДАЮ

                              ПЕД\СОВЕТЕ                        зам. директора   по УВР                                   директор школы

                              протокол №  1                              Титова  Л.М.                                               Чернова  И. М.

                            от  27/08/13    г                             _______________                                        ПР. № _95   ОТ_27/08/13г

                                                                                                                                 

                      ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1.    КЛАСС

             КРУЖОК    «  АЗБУКА  БЕЗОПАСНОСТИ».

НАЧАЛЬНОГО ( ОСНОВНОГО ) ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                                        Составитель – учитель  1   кв.  категории   СИСИНА  ТАТЬЯНА   НИКОЛАЕВНА

                                                                                                Х.НАГИБИН

                                                                                            2013- 2014  УЧ.ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Азбука безопасности»

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности».

    Рабочая программа учебного предмета «Азбука безопасности» для 2   класса МБОУ  НАГИБИНСКАЯ  СОШ  составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа выполняет две основные функции.
1 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

 Изучение основ безопасности жизнедеятельности в первом классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Рабочая программа второго  класса рассчитана на 33  час по 1 часу в неделю. Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города и района.    

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Азбука безопасности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;        
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

   Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» в первом классе ученик должен:

   Знать:

  • основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
  • иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
  • элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

   Уметь:

- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной  жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • использования по назначению лекарственных препаратов;
  • пользования бытовыми приборами;
  • соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
  • соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое
  • время года;
  • оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
  • вызова (обращения) за помощью в случае необходимости
  • соответствующих служб экстренной помощи.

  • Показатели сформированности метапредметных результатов.
  • Планируемые результаты

Результаты

Планируемые результаты (характеристики) ООП

Личностные

Самоопределение: 

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование: 

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация: 

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

Познаватель-ные УУД

Общеучебные:

 - использовать  общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. 

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез;

- сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Саморегуляция:

- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;  

Планирование учебного сотрудничества:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

Регулятивные УУД

Целеполагание: 

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную,

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учебные действия:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

Прогнозирование: 

- предвосхищать результата; 

Контроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- использовать установленные правила в контроле способа решения; 

Коррекция:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. 

                         Календарно-тематическое планирование занятий

п/п

                                                 Тема урока

Дата

проведения

                                       1 четверть   9 ч

1

Как ты познаёшь мир  ?

6.09

2

Твои новые друзья   .

13.09

3

Один дома. Твой режим дня.  

20.09

4

Твои поступки   (

27.09

5

Какие бывают опасности

4.10

6

Что такое  чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа

11.10

7

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»

18.10

8

Что ты знаешь о себе .

25.10

9

Если хочешь быть здоров

 31.10                    

                                      2  четверть  7 ч

10

С кем дружат болезни

14.11

11

Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

21.11

12

Огонь в доме.

28.11

13

Основные правила поведения при пожаре.

5.12

14

Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

12.12

15

Электричество

19.12

16

Ожог. Как уберечься от ожогов.

26.12

                     3 четверть   11 ч

17

Один дома. Правила безопасности.

9.01

18

Разговор по телефону .

16.01

19

Один дома. Звонок в дверь.

23.01

20

Правила общения с незнакомыми людьми.

30.01

21

Наш друг светофор

6.02

22

Дорожные знаки

13.02

23

Переходим улицу

20.02

24

Какими бывают машины

27.02

25

Ты - пассажир

6.03

26

Внимание! Авария!

13.03

27

Как защитить себя во время аварии

20.03

                             4 четверть   6 ч

28

Безопасность на льду.

3.04

29

Соблюдение безопасности при общении с животными.

10.04

30

Поговорим о домашней аптечке.

17.04

31

Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства.

24.04

32

Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства

8.05

33

Первая медицинская помощь. Виды травм у детей.

15.05

34

Твоя   безопасность  на  каникулах.

22.05

33

Итоговые занятия – обобщение изученного в течение года .

29.05

По окончанию изучения программы  обучающиеся :

Научатся:

Определять факторы, влияющие на здоровье;

 Различать факторы, негативновоздействующие на здоровье;

Различать психофункциональные особенности собственного организма;

 Применять индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;

Определять  какие бывают опасности и как их избежать

Будут уметь:

 Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

 Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, соблюдать правила безопасности                                                                     

Основные направления содержания деятельности:

- здоровьесберегающие технологии;

- духовно-нравственное развитие;

- технология развивающего обучения.

 В практике работы используются следующие формы:

- интеллектуальные игры;

-ролевые игры;

- беседы.