Разработка занятия Тема: «Казачий фольклор»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Материал содержит конспект занятия для школьников казачьх класов по теме «Казачий фольклор»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 466.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «МИР ЛАБЫ»
ИМЕНИ НИКОЛАЯ ИГНАТОВИЧА КОНДРАТЕНКО
ГОРОДА ЛАБИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Разработка занятия
Тема:
«Казачий фольклор»
Будылкина Антонина Юрьевна,
педагог - организатор
МБУ ДО ЦВР «Мир Лабы»
им. Н.И. Кондратенко
г. Лабинска
Лабинск, 2025
Тема: «Казачий фольклор»
Цель: познакомить с составляющими казачьего фольклора.
Задачи:
- пополнить словарный запас учащихся словами кубанского говора;
- развить интерес к изучению культуры родного края;
- способствовать сохранению казачьего фольклора;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине;
Оборудование: компьютер, проектор; мультимедийная презентация; раздаточный материал; выставка книг.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
- Что такое традиции?
- Кем создавались традиции? (Народом.)
- Какие традиции нашего народа известны вам? (Исполнять на рождество колядки, на масленицу щедровки, танцевать, петь и т.д.)
3. Объявление темы урока.
Всё это и песни и танцы и традиции народного быта можно назвать одним словом – ФОЛЬКЛОР. Слово фольклор ввёл в науку английский учёный. В переводе с английского оно означает НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.
А сегодня в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово фольклор имеет такое значение «Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий. Бывает музыкальный фольклор, танцевальный фольклор и словесный фольклор».
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, кубанским казачьим фольклором.
На что похожа схема жанров фольклора. (На цветок.)
На нераспустившийся цветок, на бутон. И чтобы этот бутон раскрылся ему необходимо добавить лепестков. Давайте это попробуем сделать.
4. Работа над новым материалом.
1. Берём первый лепесток.
- Что на нём написано? (Пословицы и поговорки.)
Посмотрим на эти слова с точки зрения русского языка.
- Какие в них корни? (слов-, и говор-)
- Смысл слова заключён в корне. Эти выражения несут в себе мудрые слова, придают колоритность разговорной речи. Давайте посмотрим, как это происходит.
Я был очень рад твоему подарку.
- Замените это предложение поговоркой, которая сделала бы его ярче, колоритнее, чтобы вам сразу стало ясно насколько человеку приятен подарок.
( На седьмом небе от счастья)
Ты живёшь очень хорошо.
- А здесь, какую поговорку уместно вставить? (Як мыша в крупах)
Обратите внимание на эту поговорку. В её написании нет ошибок. И прочитали вы её правильно.
- Какие слова вам непривычно слышать? (Як мыша)
- Попробуйте её произнести «привычным для нас языком». (Как мышь в крупах).
- Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, говоре. Этот говор появился от смешения двух языков русского и украинского. И он стал понятен и украинцам и русским, которые приехали жить на Кубань. Учёные сейчас говорят, что наши предки «балакали».
- Кубанский говор прослеживается и в следующей поговорке.
Ты всегда вмешиваешься не в свои дела. – Як в кажну дирку затычка.
- Перед вами словарь кубанского говора. Из него вы можете узнать значения непонятных вам слов и научиться их правильно произносить.
- Понаблюдаем за особенностями кубанского говора в нашей следующей работе с пословицами.
- Вот начало известной вам пословицы: Что упало -… продолжите её -то пропало.
- А вот как она звучит на кубанском говоре: Що с возу упало, щетай пропало.
- Поработайте над пословицами сами: у первого ряда начало пословицы, у второго – конец, у третьего её кубанский вариант.
- Не будет скуки, если заняты руки. – Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы.
Волос долог, а ум короток. - Волосьев богато, а в голове нэма ничого.
Готовь сани летом, а телегу зимой. - Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу.
- Итак, ребята, что написано на лепестке? (Пословицы и поговорки.)
- К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Словесной.)
2. Второй лепесток. «Песни».
- Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.
- Когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)
- Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода.
- Песни надо петь и слушать. Давайте послушаем несколько отрывков из кубанских казачьих песен. (Звучат записи песен)
- Кто знает, в чьём исполнении прозвучали песни? (В исполнении Кубанского казачьего хора)
- Верно. Неслучайно здесь фотография Кубанского казачьего хора.
- Кто является руководителем хора? (Виктор Гаврилович Захарченко) Кубанский казачий хор знают и любят не только в России, но и за рубежом.
- Итак, это у нас лепесток с песнями. К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Музыкальной.)
- Верно, песни поют, и чаще поют под музыку. Да и сама песня это тоже музыка, идущая из души.
3. У меня в руках следующий лепесток.
- Посмотрите, здесь задания.
Выходит ученик и читает: Зелёный полосатый, а середине сладкий. (Это арбуз.)
- И опять задание.
Читает следующий ученик: Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы.)
- Вот какой загадочный лепесток.
- Какой жанр за ним спрятался? (Загадка)
- Как вы определили, что это загадка? (Надо отгадать предмет по его описанию.)
- Отгадайте ещё несколько кубанских загадок.
Новая посудына, а уся в дырах. (Дуршлаг)
Жовтый шар сыпэ жар. (Солнце.)
Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. (Гриб.)
Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять. (Забор)
Золотой Демид весь день на солнышко глядит. (Подсолнух)
- К какой составляющей фольклора отнесём загадки? (Словесной.)
4. Отгадайте, с чем у нас следующий лепесток.
- У вас на партах лежат розовые листы.
- Прочитайте.
Читают по рядам.
- В саду выросла берёза –
Белая пребелая.
Я девчонка молодая
И к тому же, смелая.
2. На окошке два цветочка
Синенький да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.
- Если б не было луны,
Не было б и неба,
Если б не было земли,
Не было б и хлеба.
- Что это за стихи? (Частушки.)
- Как исполняют частушки? (Их поют.)
- Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки. Кто самый смелый. Выходите от каждого ряда по одному ученику.
- Сначала без музыки.
- А теперь под музыку.
- Так, что же мы делали с частушками? (Пели.)
- Значит, какая это составляющая фольклора? (Музыкальная.)
5. Следующий лепесток. (Физминутка.)
- Прочитайте его название. («Плясовые припевки».)
- Суть этого жанра кроется в самом названии. Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и танцевали.)
- Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет».
Например:
Сербияночку танцую,
Сербияночку пляшу,
Кто лучше меня пляшет,
То, пожалуйста, прошу.
- Предлагаю и вам выучить и исполнить одну такую припевку. Послушайте слова и запомните движения.
На носок, на каблучок
Так танцуют казачок. -2 раза
Когда надо, поклонитесь,
И кружитесь, не ленитесь.
(Дети поют и танцуют.)
- Теперь садитесь.
- Ребята, мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к какой составляющей фольклора их отнести? (Может и к музыкальной, и к танцевальной?)
- Какое слово в этом словосочетании главное? (Припевки.)
- Значит это какая составляющая? (Музыкальная.)
6. Следующий лепесток «Сказки».
- Ребята в рамках одного урока невозможно прочитать все казачьи сказки. Поэтому я хочу вас познакомить с книгами, в которых вы можете найти и прочитать казачьи сказки.
Выставка книг: сборник казачьих сказок в обработке Бориса Алмазова (о своём творчестве Борис Алмазов сказал такие слова: «Я слышал сказки с детства…. (ПРОЧИТАТЬ ИЗ КНИГИ); сборник легенд и сказок.
- Ещё сказки можно слушать. Сказки в исполнении Бориса Алмазова записаны на диски и кассеты.
- Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками. (Их читают, рассказывают, и конечно слушают.)
- К какой составляющей фольклора отнесём сказки? (Словесной.)
7. Вот мы и добрались до последнего лепестка.
- Что на нём написано? («Танцы».)
- Посмотрите танец в исполнении детского хореографического ансамбля «Мозаика».
- Какой танец мы увидели? (Казачий)
- Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам: папахи, расшитые рубахи.)
- Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных па. Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение некоторых элементов. Казак – это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.
- К какой составляющей фольклора отнесём танцы? (Танцевальной.)
5. Выводы по теме урока.
- Посмотрите, какой красивый получился у нас цветок.
- Кто запомнил, что такое фольклор?
- О каком фольклоре мы говорили на уроке? (О казачьем фольклоре.)
- Что относится к музыкальной составляющей фольклора? (Песни, частушки, плясовые припевки.)
- Что относится к танцевальной составляющей? (Танцы.)
- Что относится к словесной? (Пословицы и поговорки, загадки, сказки.)
6. Индивидуальная работа.
- Возьмите голубые листы.
- Соедините отрывок из произведения народного творчества с названием жанра.
Хоть с хаты тикай Сказка
Нэ лае, нэ кусае, а в дом нэ пускае. Плясовая припевка
Где кто родился – там и пригодился. Поговорка
Трам, там, тада – рада,
Танцевать красиво надо.
Топну так, топну так, -
Так танцуют наш гопак. Загадка
Давным – давно началась эта история.
Жили в нашем селе два брата. Один весёлый,
да дельный, другой - … . Пословица
7. Итог урока. Рефлексия.
- Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно работать с вами.
- На ваших столах лежат цветы. Напишите на них тот жанр фольклора, работа над которым вам понравилась больше.
- Поставьте цветы в эту вазу.
- Посмотрите, какой получился у нас красивый, яркий букет, совсем как казачий фольклор - колоритный, живой, задорный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по кубановедению в 3 классе "Казачий фольклор".
Открытый урок кубановедения в 3 классеКазачий фольклорИСПОЛЬЗОВАНЫ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-265172-1484477594.jpg)
Методическая разработка "Мир русского фольклора".
Методическая разработка содержит загадки, песенки,заклички, потешки и методику работы с ними....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Казачий фольклор"
Курс "Казачий фольклор" знакомит обучающихся с культурой Донского края....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/16/picture-95380-1368710956.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ" для 1-4 классов с элементами кубанского казачьего фольклора.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17114092","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"192","width":"480"}}]]Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые нот...