Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детские развлечения»
рабочая программа

Данная программа предназначена для работы с детьми по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННО Е БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

«Рекомендовано» «Утверждаю»

Методическим объединением Директор ГБУ ЦССВ «Сколковский»

педагогов А.С.Комаров __________

Протокол №1 «09» сентября 2024г.

«09» сентября 2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Детские развлечения»

Направленность: развитие мелкой моторики

Уровень программы: позновательный

Возраст обучающихся: 12– 18 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

Воспитатель: Толстикова Т.В.

г. Москва, 2024г

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Разделы/подразделы

Стр.

I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1

II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3

Учебно - тематический план (УТП)

9

Содержание учебно-тематического плана

9

III

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

10

IV

ЛИТЕРАТУРА

12

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.

Актуальность, целесообразность программы:

Настоящая программа составлена с учётом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей группы. У всех воспитанников группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза. Нарушено восприятие; память малопродуктивна. Отмечаются глубокие нарушения письменной и устной речи.

Представления об окружающем мире ограничены. Не развиты механизмы управления своим поведением.

Для детей данной группы характерно отсутствие навыков межличностного общения. У всех детей отмечается выраженное недоразвитие мелкой моторики.

Направленность программы:

Данная программа предназначена для работы с детьми по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Новизна программы.

подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

#1062;ель программы

Создать условия для развития и укрепления мелкой моторики рук у детей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи Программы:

Обучающие:

1. Формировать навыки ручной умелости;

2. Накапливать у детей двигательный и практический опыт.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

3. Развивать творческую активность, фантазию.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

2. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду

Срок реализации программы -1год

Годовая нагрузка для каждого года обучения составляет 50 часов при нагрузке 30 минут в неделю). Занятия проводятся с детьми – сиротами, оставшиеся без попечения родителей (ТМНР). Длительность занятия подбирается в соответствии с возрастом детей, а также их психофизическими и индивидуальными особенностями. Продолжительность учебного года с 1 сентября по 31мая (каждую субботу и воскресенье).

Участники программы: дети 12 -18 лет

Планируемые результаты реализации программы:

К концу года занятий в кружке дети должны знать:

некоторые виды бумаги;

несколько способов нанесения краски;

понятие «мозаика»;

некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);

несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

должны уметь:

правильно держать кисть, карандаш;

застегивать, расстегивать пуговицы.

Формы и режим занятий:

Занятие проводится 1 раза в неделю и предполагает использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. В них содержатся большое количество разнообразных пальчиковых движений, а по смыслу сочетаются с произносимыми стихами. Методика занятия позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Регулярно проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Рисуночные задания», задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности; а также тренирует произвольное внимание, развивает память.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей. Помогает развить психические познавательные процессы, такие как воображение, усидчивость, терпение, аккуратность, трудолюбие.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов. Занятия рисованием развивают творческие способности, совершенствуют движения руки.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто), а также изготовление поделок из пластилина, природного материала.

#1053;ормативно-правовое обеспечение.

Адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития от 12-18 лет воспитывающихся в ГБУ ЦССВ «Сколковский» разработана в соответствии с:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
    от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный закон от 2001№"О дополнительном образовании";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ №35850 от 3 февраля 2015 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • ФЗ от г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
  • ФЗ от #1075;. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»;
  • Федеральный закон от №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
    «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
    «О направлении информации»;
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • «Концепция развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции Приказа Минпросвещения РФ от № 533;
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.№ 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015 г. № 2074, от 30 августа 2016 г. № 1035 и от 31 января 2017 г. № 30;
  • Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
    «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
    «О направлении информации»;
  • Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

#1059;чебно – тематический план работы (УТП)

Виды деятельности

Количество занятий

1. Рисуночные задания

5

2. Работа с крупами

5

#1056;абота с бумагой

7

4. Работа со шнурками,

2

5. Рисование

10

6. Лепка, изготовление поделок из различных материалов

8

7. Диагностика

2

Итого

39

Содержание учебно-тематического плана

Срок реализации

Тема занятия

Содержание деятельности

сентябрь

«Кисть и карандаш»

«Наши пальчики»

«Сухой бассейн»

«Гусеница»

– рисование прямых линий

–работа с пальчиковыми красками

– работа с крупами с художественным словом

– лепка с природным материалом (фасоль)

октябрь

«Мячики для котят»

«Дождик»

«Колбаски и шарики» «Следы на песке»

«Веселые раскраски»

–рисование пальчиками

–аппликация с элементами рисования (вата, гуашь)

– с пластилином

–рисование пальчиками на песке –работа с раскрасками (раскрашивание пальчиками)

ноябрь

«Осень золотая»

«Бусы, колечки»

«Петушок пшено рассыпал»

«Проведи дорожку»

–рисование (гуашь, пробки; трафареты из картошки)

– лепка из цветного пластилина

–рисование пальчиками на подносе с пшеном

–рисуночные задания (цветные карандаши)

декабрь

«Снег кружится»

«Елочка»

Козлик»

«Новогодние бусы»

–рисование (гуашь), гимнастика с кистью

–лепка с трубочками

–нанизывание крупных бусин

–аппликация (салфетки, вата, фольга)

январь

«Снеговик»

«Игрушки»

«Накорми мышку»

Колобок» аппликация с элементами рисования

–(трафареты, цветные карандаши), гимнастика с карандашом

– д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)

–знакомство с соленым тестом

февраль

«Облака»

«Домики»

«У мышки в кладовой»

«Пройди по лабиринту»

–обрывная аппликация

–рисование пальчиками

–перебирание круп (фасоль, рис, гречка)

–рисуночные задания (фломастеры)

март

«Цветы»

«Расписной коврик»

«Печем пирожки»

«Помогаем бабушке»

–аппликация с сухими листьями

–рисование цветными мелками

– лепка из соленого теста

–сматывание клубочков из шерстяных ниток

апрель

«Звенит капель»

«Ракета в космосе»

«Раскраски с заданиями»

«Палочки выручалочки»

–рисование с элементами аппликации (акварель, пипетки)

–аппликация с элементами лепки

–работа с цветными карандашами

–выкладывание ритмичных узоров из счетных палочек

май

« Цыплята»

«Одуванчики цветут»

«Медведь проснулся» «Волшебные камешки»

–обрывная аппликация – рисование (гуашь)

– лепка с шишками

–раскрашивание речной гальки

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

IV. ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001.

Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002.

5. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

6. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007.

#1053;агибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008.

#1059;зорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006. #1064;ульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002.

#1062;вынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.

#1071;нушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в детском доме, посвященное "Всемирному дню ребёнка"

Развлечение в детском доме, посвященное  "Всемирному  дню  ребёнка"...

"Здравствуй Весна , прощай Масленица" развлечение в детском саду для детей разновозрастной группы.

Масленица это один из обрядовых праздников в России, дошедший к нам от славянских предков-язычников. Моя педагогическая инициатива заключается в том, чтобы дети в процессе игры получили и расшири...

Сценарий детского развлечения "Соблюдаем ПДД с Бабой-Ягой или догонялки с Бабой-Ягой"

Предоставляю Вашему вниманию сценарий детского развлечения "Догонялки с Бабой-Ягой". Надеюсь, что ВАм будет полезно и интересно...

Сценарий летнего развлечения для детского лагеря «Мистер и мисс Лето»

Сценарий летнего развлечения для детского лагеря «Мистер и мисс Лето»Цель – создание условия для успешного проведения мероприятия и выбора мистера и мисс Лета.Задачи:1. Продолжа...

Сценарий развлечения к Международному дню танца в детском саду в подготовительной и старшей группе.

Сценарий к Международному дню танца в детском саду. Подготовила музыкальный руководитель, Щурова Наталья Александровна....

«Детские развлечения»

Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-педагогической работы с детьми с выраженной  степенью умственной отсталости обусловлена тем, что игровая деятельность (предме...