Родительское собрание "Воспитание трудолюбия в семье"
план-конспект занятия (3 класс)

Безверхова Алевтина Георгиевна

Расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: « Итоги 1 четверти. Воспитание трудолюбия в семье».

Цели:

  1. получить информацию об организации труда в семьях учащихся;
  2. расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться.
  3. Разное

Участники: родители 3 – го класса, классный руководитель.

Подготовительный этап.

  1. Приглашение родителей.

2.Выставка работ учащихся, сделанных на уроках труда.

3.Подготовка плаката:

Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а готовить к труду жизни.                                                                                                                                                            Д. Ушинский

4.Подбор ситуаций для обсуждения с родителями.

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема родительского собрания: Итоги 1 четверти. Воспитание трудолюбия в семье».

Повестка:

  1. Итоги 1 четверти.
  2. Воспитание трудолюбия в семье.
  3. Общие вопросы.

  1. Итоги 1 четверти.

В 3 классе у нас 29 человек, 12 мальчиков, 17 девочек.  По предварительным оценкам на конец четверти в классе из 29 человек 4 отличника (Глеб, Маша, Юля, Амуланга) есть возможность ещё у 5 человек ( Вильдан- английский, физ-ра, Арина- английский, Виктория – английский, Алеша  Р.– английский, Алеша Ш. – английский, русский) , 17 хорошистов,  с одной «3»- 3 человека (Билал- матем, Аня А. –англ, Артем –русский), неаттестованных- 4 ч (Виолетта –физ-ра, Ваня- по всем, Вероника- физ- ра,  Лиза- англ, ). Неуспевающих -1 (Коля –англ).

    Очень много пропущенных уроков- 1103урока , из них по болезни – 501урок. Больше всех пропущенных уроков по неуважительной причине у  И.(154), Юли –(10). Часто опаздывают на уроки Стефания, Роман, Артем.

Просьба уделить особое внимание предметам, по которым у детей удовлетворительная оценка. Необходимо поставить выполнение домашних заданий на жесткий контроль. Проверять, как дети учат правила, таблицу умножения, читают задания к упражнениям до и после текста, отвечают на вопросы( на устные в тетрадях писать не надо). Особенно обратить внимание на выполнение д/з по чтению и окружающему миру. Наберитесь терпения, уделяйте

                                            - 1 -

детям время. Дети- наше будущее. Приучаем детей сейчас выполнять все задания, пока мы ещё в начальной школе, и предметов не так много.   По итогам проверки техники чтения: по сравнению с сентябрем все дети стали  читать лучше. При

норме чтения на конец 1 четверти 40-54-«3»,  55-70-«4», больше 70 – «5» , читают:

На «4» -ч( Амуланга, Аня К., Вероника , Артем, )

На «5» - ч(Глеб, Аня А., Вильдан,  Стефания, Арина, Полина, Милана,Софья, Виктория, Алиса, Ксения, Лиза, Алеша Р. Юля, Алеся, Роман, Алексей Ш, )

 Продолжаем записывать результаты техники чтения в тетрадь, это помогает сравнить свои личные успехи и достижения , но у некоторых, к сожалению, нет тетрадей или им лень даже приклеить «мотивашки». Обращаю внимание, что важна не только скорость чтения, но и качество. Дети придумывают окончания словам, неправильно ставят ударения, искажают слова. Дома поправляйте речь детей, если они говорят неграмотно.

  Хочется отметить ребят и их родителей, которые принимают активное участие в конкурсах и акциях( Акции «Добрые крышечки», «Большая помощь маленькому другу»,»Мой хвостатый друг», «Спасём деревья»,  конкурс поделок  «Мусор смело пустим в дело», конкурс рисунков «Юбилей школы») – всего 6 мероприятий. Приняли участие в…

 5 конкурсах: Алеся и Костя, Глеб

3 к                :Артем, Виктория,

2к.               :Юля, Алеша Р., Алеша Ш., Стефания

1 к.              : Билал, Виолетта, Ксения.

Воспитание трудолюбия в семье. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника.

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у наших детей культуры выполнения трудовых обязанностей.

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов,

                                                               - 2 -

побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать  то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.              

Очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень.

Все это – залог психологической готовности ребенка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма. Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встречается с трудностями в школе не по причине слабых  умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.

Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.

Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые девочки и  мальчики начинают лениться. Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно)как бы задерживается в сознании взрослых людей.

В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов легких нельзя. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела – не перечислить, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитаем привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверняка, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать любую домашнюю работу, независимо от

                                  - 3 -

того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден. Не внушив этого нашим детям в детстве, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется и в семье, и в коллективе.

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность. Ребенок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, незыблемое, не выполнять их нельзя. Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться.

  Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю  работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

    С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.

    Сегодня непросто. Просто будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Вопрос для диспута:

  • Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?
  • Анкета для детей

Дома я:

всегда

часто

иногда

никогда

Убираю свою постель

5

9

10

1

Убираю свою комнату

4

16

5

Мою посуду

2

9

8

6

Хожу в магазин

9

8

7

1

Помогаю в уборке квартиры

7

5

2

11

Умею кое-что готовить

9

6

7

3

Помогаю родителям по их просьбе во всех делах

15

- 4 -

7

2

1

Другое:

1.Включаю и выключаю чайник

2.Отдыха дома весь день

3.Налива воду в фильтр

4.Готовлю еду   родителям

1.Развешиваюю вещи

2.Выношу мусор

Хожу в лес

  • Разбор ситуаций.

1. Третьеклассница Надя взялась подметать дома пол. Но у неё нет сноровки: метёт медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность предаётся Наде. Она начинает мести ещё хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи.»

2. Сын часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что это ты занимаешься женской работой?» С тех пор сын перестал помогать маме.

а) Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружили, что ваши зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами.

Результат не замедлит сказаться, ибо одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия. Главное же – правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно – постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.

б) Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картошку для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нарастающим нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, а в конце концов, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал».

Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но совершаете серьезную педагогическую ошибку, ибо не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере

                                        - 5 -

не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства и уже упоминавшегося зажима самостоятельности детей.

Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.  

Помните простые правила семейной педагогики:

  • Никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.
  • Забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.
  • Хорошо воспитывать на положительном, вовлекать детей в полезную деятельность.
  • Не давать возможности ребенку проявлять плохое, почаще говорить: «Так взрослые люди себя не ведут!», «Вот этого я никак от тебя не мог ожидать!»
  • Показать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.
  • Разговаривать с ним целесообразно как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко, мотивированно.

Памятка для родителей

  1. Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
  2. Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
  3. Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
  4. Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
  5. Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?
  1. Общие вопросы.
  1. Отчет и выборы родит.комитета;
  2. Мероприятия, направленные на сплочение и культурное воспитание коллектива;
  3. Поведение на уроках и перемене

Решение собрания.

  1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.

                                                          - 6 -

  1. Не скупиться на благодарность и похвалу, если ребенок хорошо потрудился, выполняя домашнюю работу.
  2. Не платить детям деньги за выполнение повседневных дел.
  3. Не прибегать к наказанию трудом.
  4. Приучать детей к бережливости; учить ценить и свой, и чужой труд.
  5. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.

                                     

                                                        - 7 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание трудолюбия – возможности семьи

Семья имеет немало возможностей и для включения младших школьников в общественно полезный труд. Как это правильно сделать, чтобы не допустить педагогических ошибок....

Статья к родительскому собранию в 1 классе на тему «Воспитание трудолюбия в семье»

Вводная статья  к для проведения родительского собрания в 1 классе на тему трудового воспитания в семье....

Воспитание трудолюбия в семье

Как научить ребенка трудиться...

Родительское собрание "Трудолюбие в семье"

                               «Воспитание трудолюбия в семье»   ...

Материал для беседы с родителями на тему "Воспитание трудолюбия в семье"

В данном  материале представлен текст беседы и анкета для родителей....

2016 г. "Воспитание трудолюбия в семье"

Ребенок должен понимать, что в семье нужно трудиться всем....