Родительское собрание "Воспитание трудолюбия в семье"
план-конспект занятия (3 класс)
Расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: « Итоги 1 четверти. Воспитание трудолюбия в семье».
Цели:
- получить информацию об организации труда в семьях учащихся;
- расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться.
- Разное
Участники: родители 3 – го класса, классный руководитель.
Подготовительный этап.
- Приглашение родителей.
2.Выставка работ учащихся, сделанных на уроках труда.
3.Подготовка плаката:
Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а готовить к труду жизни. Д. Ушинский
4.Подбор ситуаций для обсуждения с родителями.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители!
Тема родительского собрания: Итоги 1 четверти. Воспитание трудолюбия в семье».
Повестка:
- Итоги 1 четверти.
- Воспитание трудолюбия в семье.
- Общие вопросы.
- Итоги 1 четверти.
В 3 классе у нас 29 человек, 12 мальчиков, 17 девочек. По предварительным оценкам на конец четверти в классе из 29 человек 4 отличника (Глеб, Маша, Юля, Амуланга) есть возможность ещё у 5 человек ( Вильдан- английский, физ-ра, Арина- английский, Виктория – английский, Алеша Р.– английский, Алеша Ш. – английский, русский) , 17 хорошистов, с одной «3»- 3 человека (Билал- матем, Аня А. –англ, Артем –русский), неаттестованных- 4 ч (Виолетта –физ-ра, Ваня- по всем, Вероника- физ- ра, Лиза- англ, ). Неуспевающих -1 (Коля –англ).
Очень много пропущенных уроков- 1103урока , из них по болезни – 501урок. Больше всех пропущенных уроков по неуважительной причине у И.(154), Юли –(10). Часто опаздывают на уроки Стефания, Роман, Артем.
Просьба уделить особое внимание предметам, по которым у детей удовлетворительная оценка. Необходимо поставить выполнение домашних заданий на жесткий контроль. Проверять, как дети учат правила, таблицу умножения, читают задания к упражнениям до и после текста, отвечают на вопросы( на устные в тетрадях писать не надо). Особенно обратить внимание на выполнение д/з по чтению и окружающему миру. Наберитесь терпения, уделяйте
- 1 -
детям время. Дети- наше будущее. Приучаем детей сейчас выполнять все задания, пока мы ещё в начальной школе, и предметов не так много. По итогам проверки техники чтения: по сравнению с сентябрем все дети стали читать лучше. При
норме чтения на конец 1 четверти 40-54-«3», 55-70-«4», больше 70 – «5» , читают:
На «4» -ч( Амуланга, Аня К., Вероника , Артем, )
На «5» - ч(Глеб, Аня А., Вильдан, Стефания, Арина, Полина, Милана,Софья, Виктория, Алиса, Ксения, Лиза, Алеша Р. Юля, Алеся, Роман, Алексей Ш, )
Продолжаем записывать результаты техники чтения в тетрадь, это помогает сравнить свои личные успехи и достижения , но у некоторых, к сожалению, нет тетрадей или им лень даже приклеить «мотивашки». Обращаю внимание, что важна не только скорость чтения, но и качество. Дети придумывают окончания словам, неправильно ставят ударения, искажают слова. Дома поправляйте речь детей, если они говорят неграмотно.
Хочется отметить ребят и их родителей, которые принимают активное участие в конкурсах и акциях( Акции «Добрые крышечки», «Большая помощь маленькому другу»,»Мой хвостатый друг», «Спасём деревья», конкурс поделок «Мусор смело пустим в дело», конкурс рисунков «Юбилей школы») – всего 6 мероприятий. Приняли участие в…
5 конкурсах: Алеся и Костя, Глеб
3 к :Артем, Виктория,
2к. :Юля, Алеша Р., Алеша Ш., Стефания
1 к. : Билал, Виолетта, Ксения.
Воспитание трудолюбия в семье. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у наших детей культуры выполнения трудовых обязанностей.
Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов,
- 2 -
побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень.
Все это – залог психологической готовности ребенка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма. Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встречается с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.
Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.
Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые девочки и мальчики начинают лениться. Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно)как бы задерживается в сознании взрослых людей.
В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень.
Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов легких нельзя. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела – не перечислить, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитаем привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверняка, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать любую домашнюю работу, независимо от
- 3 -
того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден. Не внушив этого нашим детям в детстве, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется и в семье, и в коллективе.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность. Ребенок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, незыблемое, не выполнять их нельзя. Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.
Сегодня непросто. Просто будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Вопрос для диспута:
- Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?
- Анкета для детей
Дома я: | всегда | часто | иногда | никогда |
Убираю свою постель | 5 | 9 | 10 | 1 |
Убираю свою комнату | 4 | 16 | 5 | |
Мою посуду | 2 | 9 | 8 | 6 |
Хожу в магазин | 9 | 8 | 7 | 1 |
Помогаю в уборке квартиры | 7 | 5 | 2 | 11 |
Умею кое-что готовить | 9 | 6 | 7 | 3 |
Помогаю родителям по их просьбе во всех делах | 15 - 4 - | 7 | 2 | 1 |
Другое: | 1.Включаю и выключаю чайник 2.Отдыха дома весь день 3.Налива воду в фильтр 4.Готовлю еду родителям | 1.Развешиваюю вещи 2.Выношу мусор Хожу в лес |
- Разбор ситуаций.
1. Третьеклассница Надя взялась подметать дома пол. Но у неё нет сноровки: метёт медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность предаётся Наде. Она начинает мести ещё хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи.»
2. Сын часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что это ты занимаешься женской работой?» С тех пор сын перестал помогать маме.
а) Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружили, что ваши зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами.
Результат не замедлит сказаться, ибо одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия. Главное же – правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно – постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.
б) Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картошку для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нарастающим нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, а в конце концов, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал».
Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но совершаете серьезную педагогическую ошибку, ибо не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере
- 5 -
не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства и уже упоминавшегося зажима самостоятельности детей.
Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.
Помните простые правила семейной педагогики:
- Никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.
- Забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.
- Хорошо воспитывать на положительном, вовлекать детей в полезную деятельность.
- Не давать возможности ребенку проявлять плохое, почаще говорить: «Так взрослые люди себя не ведут!», «Вот этого я никак от тебя не мог ожидать!»
- Показать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.
- Разговаривать с ним целесообразно как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко, мотивированно.
Памятка для родителей
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?
- Общие вопросы.
- Отчет и выборы родит.комитета;
- Мероприятия, направленные на сплочение и культурное воспитание коллектива;
- Поведение на уроках и перемене
Решение собрания.
- Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.
- 6 -
- Не скупиться на благодарность и похвалу, если ребенок хорошо потрудился, выполняя домашнюю работу.
- Не платить детям деньги за выполнение повседневных дел.
- Не прибегать к наказанию трудом.
- Приучать детей к бережливости; учить ценить и свой, и чужой труд.
- Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
- 7 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание трудолюбия – возможности семьи
Семья имеет немало возможностей и для включения младших школьников в общественно полезный труд. Как это правильно сделать, чтобы не допустить педагогических ошибок....

Статья к родительскому собранию в 1 классе на тему «Воспитание трудолюбия в семье»
Вводная статья к для проведения родительского собрания в 1 классе на тему трудового воспитания в семье....
Воспитание трудолюбия в семье
Как научить ребенка трудиться...

Материал для беседы с родителями на тему "Воспитание трудолюбия в семье"
В данном материале представлен текст беседы и анкета для родителей....

2016 г. "Воспитание трудолюбия в семье"
Ребенок должен понимать, что в семье нужно трудиться всем....