«Советы логопеда для родителей с неговорящими детьми»
статья

Варлахина Светлана Андреевна

«Советы логопеда для родителей с неговорящими детьми»

Уважаемые родители вашему вниманию предлагаются советы как активизировать, произвести «запуск» речи? Какими способами вы можете заинтересовать произносить слова и предложения. Как научиться слушать и слышать вашего малыша? С терпением и пониманием прожить начальные этапы развития речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_dlya_roditeley_negovoryashchih_detey.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Советы логопеда для родителей с неговорящими детьми»

Уважаемые родители вашему вниманию предлагаются советы как активизировать, произвести «запуск» речи? Какими способами вы можете заинтересовать произносить слова и предложения. Как научиться слушать и слышать вашего малыша? С терпением и пониманием прожить начальные этапы развития речи.

  1. Все начинается с вас

Важно верить в своего малыша, его возможности и способности. Радоваться его успехам и конечно же хвалить, хвалить и еще раз хвалить!

При ошибке, неудачно произнесенном слове или звуке, не повторяйте за ребенком, чтобы избежать неправильного закрепления. Никогда не смейтесь над неправильным произношением. Проявите терпение и понимание. Помните, что вы начинаете этот путь вместе.

  1. Включаем режим «болтушки»

  На начальном этапе важно увеличить объем речевой среды вокруг малыша. Поэтому старайтесь сопровождать свои действия словами. Поясняйте, что происходит с малышом и вокруг него, так как для ребенка легче понимать обращенную речь.

Поэтому старайтесь сопровождайте свои действия словами.

Например:
«Сегодня мы готовим суп. Для этого нам необходимы овощи, бульон. Овощи бывают разными. Мы возьмем морковь, картофель, лук, петрушку. Смотри, морковь оранжевая, она сладкая и твердая. Сначала мы ее помоем, затем почистим и порежем.»

И так вы описываете как сам предмет, так и действие, которое производите с ним.

  1. Ваш помощник – хорошее настроение

При введение нового слова важным является фон – ситуация, в которой происходит объяснение. Ваш настрой передается ребенку, поэтому важно избегать нейтральной или неблагоприятной обстановки (когда вы устали или чем-то раздражены).  При позитивном подкреплении ребенку быстрее и легче усвоить новую информацию.

  1. Ловите взгляд ребенка

Большое значение имеет заинтересованность ребенка. Описывайте ситуацию при условии, что ребенок слышит и видит вас. Старайтесь смотреть ему в глаза, видеть его реакцию, эмоциональное реагирование на вашу речь. Важно, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию

  1.  Четкая интонированная речь

Важно произносить фразы просто и четко, стараясь проговаривать каждое слово.  Известно, что у детей повышена чувствительность к интонации. Поэтому слово, на которое падает логическое ударение, выделяем голосом – неспеша и выразительно.

Одна и таже фраза может нести разный смысловой контекст, в зависимости от постановки логического ударения.

Сравните для примера:

- Я получила книгу в магазине (большую значимость имеет субъект, это сделала именно Я, а никто другой).

- я ПОЛУЧИЛА книгу в магазине (акцент на самом действии, речь идет о подарке или получении, но не о покупке или заимствовании)

- я получила КНИГУ в магазине (внимание уделяется именно объекту, я обладаю книгой, а не каким-либо другим объектом)

- я получила книгу В МАГАЗИНЕ (акцентируем свое внимание на обстоятельстве места)

  1. Одно и то же, но по-разному

Многократное повторение одной и той же фразы позволяет ребенку легче услышать и понять, как фразы делятся на слова.  Старайтесь менять порядок слов при повторении фразы.

Например,

«Мяч укатился, укатился мяч. Бабушка ушла, наша бабушка ушла»

  1. Но: не перегружайте речь

Старайтесь избегать слишком длинных и сложных фраз. На начальном этапе большое количество незнакомых слов будет способствовать перегрузке ребенка. Употребляйте простые фразы (2-3 слова), не забывайте о паузах между словами.    

 

  1. Чувства через речь – речь через чувства

Знакомство с новым предметом подкрепляйте через тактильные, сенсорные, иногда вкусовые ощущения. Предоставьте возможность не только увидеть, но и понюхать, потрогать, пощупать – другими словами изучить различными способами.

Как только ребенок проявляет интерес к новому для него предмету, подскажите название этого предмета, повторите несколько раз четко и выразительно.

  1. Диалог может быть без слов

В основе нашей речи лежит стремление к общению. Даже если речь вашего ребенка несовершенна, поддерживаете его желание вступить в диалог – контакт. Жесты, выразительные взгляды, вокализация – все это может быть средствами общения для вас и вашего малыша. Одобряйте и приветствуйте любой ответ и стремление к диалогу.

Обратите внимание, чтобы посторонние звуки не мешали вашему ребенку. Предоставьте возможность слышать себя и вас. Речь развивается как на основе подражания, так и самоподражения, а для этого ребенку необходимо слышать себя.

  1. Разнообразие речи

Если ваш малыш на этапе лепета общается однообразно, стараемся обогатить его набор по средствам предложения цепочки с другими звуками (гласными или согласными)

Например:

Повторяем с чередованием тя-тя-тя -та-та-та, ма-ма-мэ, бэ-ба-ба, бя-бя-бя, ба-бо-бу-бю.

Комбинируя различные слоги и подкрепляя их произношение жестикуляцией и мимикой, тем самым вы вызываете желание к звукоподражанию – повторению.

  1. Обучаем в игре

Особое внимание уделяйте звукоподражанию. Играя, обучайте подражанию. Создавайте игровые ситуации, в которых может состояться целый диалог на звукоподражающих элементах. Необходимо, чтобы побуждение шло от ситуации, а не от вас.

Например:

Две мышки в норках пищат пи-пи, Одна мышка мама -ПИ-ПИ, а другая – мышонок пи-пи.

Не пренебрегайте звукоподражающими словами «Бух-бах, оп, ку-ку, ам-ам», короткими словами, такими как «дай, на, да, нет» и простыми словами, состоящими из двух одинаковых слогов. На данный момент они необходимы вашему ребенку. А через некоторое время он сам откажется от них, ведь они заменятся более точными и выразительными словами.

  1. Не угадывайте его желаний.

Предупреждая желания своего ребенка, вы лишаете его возможности выразить свою просьбу. При отсутствии необходимости выразить просьбу словами (звукоподрожанием), велик риск задержать развитие на этапе жестового общения, когда для достижения результата, достаточно только посмотреть или протянуть руку в сторону желаемого объекта. Конечно, жест – один из способов общения, однако долго задерживаться на данном этапе не рекомендуется. Необходимо формирование потребности выражать свои просьбы словами.

  1. Увеличиваем словарный запас.

Проводим постоянную работу над наращиванием пассивного словаря (слова, которые ребенок понимает). Для постепенной подготовки к выходу в активный словарь (слова, которые ребенок употребляет в своей речи).

На начальных этапах становления речи активный словарь значительно меньше пасивного. Однако если вы увеличиваете ресурс пассивного запаса это несомненно приведет к лексическому взрыву. Через некоторое время ребенок полностью перенесет весь материал, который получил от вас в процессе разглядывания картинок, игр, чтения книг, объяснений и простых домашних бесед.

Начните с введения тематических предметов, которые его окружают (игрушки, мебель, кухонные принадлежности, вещи, предметы обихода и быта, частей тела и лица)

Игры покажи, где глазки у куклы, мамы, папы, у тебя? Помогают быстрее сориентироваться в объёме нового материала.

Используйте специальные стишки, потешки и песенки, посвященные, например, частям тела и лица. Ритмизированная речь легче запоминается и быстрее активирует процесс перехода слов из пассивного в активный запас.

  1. Дневник речевых достижений

Ведение дневника полезная практика, которая позволит вам не только фиксировать достижения ребёнка, но также оценить скорость прогресса развития. Заведите две колонки, в одну вписывайте как ребенок произносит то или иное слово, в другую – «перевод» само слово или его значение. Порой дети вкладывают в пару слогов целую ситуацию. Все это необходимо зафиксировать и в конце месяца вести подсчет слов. Вы сможете отследить так называемые «скачки» в развитии и временные промежутки между ними.

  1. Уделяем внимание фонематическому слуху.

Нас окружают разнообразные звуки, постепенно приучаем ребёнка прислушиваться к ним, а в дальнейшем и имитировать.

Как течет водичка? Сссссс

Как летит комарик? Зззззз

Жук в траве жужжит? Жжжжж

Самолет гудит? Уууууу

Предлагайте ребенку повторять несложный набор неречевых звуков.
Например, удары ложками по схемам:

1 – 11 – 1 ,  11 – 11 – 11  , 11 – 1 – 11

Приобретите набор игрушечных музыкальных инструментов. Устройте со своим малышом настоящий концерт!

  1.  Избегайте «сюсюканья»

Старайтесь не разговаривать с ребенком на манер «сюсюканья», когда вы смягчаете все согласные в словах. Это может привести к неправильному формированию звукового образа, и в дальнейшем чрезмерное смягчение перейдет в активную речь ребенка. Помните, что ваша речь – образец для вашего малыша.

     

  1. Книги – ваши друзья

Читайте, читайте и еще раз читайте. Отдавайте коротким стихам и сказкам днем, объемным сказкам перед сном. Старайтесь чередовать чтение взрослых, чтобы ребенок слышал разную интерпретацию, интонацию прочитанного

 Не бойтесь перечитывать знакомые книжки несколько раз, наоборот – это облегчит восприятие и запоминание текста для ребенка. Когда рассказ или стихотворение хорошо знакомы малышу, включайте момент игры. Разыгрывайте по ролям, играйте в кукольный театр, рисуйте стихи.

На финальном этапе можете пробовать недоговаривать хорошо знакомое стихотворение, тем самым предоставив возможность ребенку завершить строчку.

  1. Ручки – наши помощники

 

Развитие мелкой моторики – точное движение пальцев рук тесно связано с развитием речи. Существует целое множество игр, массажей, самомассажей, гимнастик, направленных на развитие координации движений, удержанию позы и активизацию кожных рецепторов.

Пальчиковый театр, театр теней с помощью рук, перебирание круп, мелких предметов, рисование пальчиками, лепка из пластилина различной плотности, используйте скрабы для растирания, су-джоки для самомассажа. И конечно, все игры опять сопровождаем речью: небольшие стишки, простые песенки в совокупности с движениями позволят скорейшему запуску речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда родителям

Родителям об основных речевых нарушениях...

Советы логопеда родителям

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудро...

Советы логопеда Родителям школьников

Советы логопеда Родителям школьников...

Советы логопеда для родителей будущего первоклассника

Советы логопеда для родителей будущего первоклассника...

Советы логопеда для родителей

 Ребятам в первом классе трудно самим читать книги, надо читать вместе с ними. Существует очень интересная и результативная методика – каждый час читать по 5 минут. Всего по пять мин...

Советы логопеда для родителей

Несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении....

Советы логопеда для родителей

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе...