Урок окружающего мира на тему "Формы земной поверхности"
презентация к уроку (4 класс)
Урок окружающего мира на тему "Формы земной поверхности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku.docx | 864.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Повесть «Детство» составляют 28 глав, в которых описывается год из жизни десятилетнего мальчика, Николеньки Иртеньева.
- В завязке произведения лежит перелом в жизни ребёнка – отъезд из дома в Москву;
- Затем следует развитие действия – новая жизнь в доме бабушки.
- Кульминацией является известие о болезни матери, что вытекает в печальную развязку – смерть и похороны.
В повести нет явного конфликта главного героя с окружающими людьми, кроме одного лёгкого домашнего недоразумения с бывшей няней Натальей Савишной. Но внутренне мальчик часто испытывает обиду, чувство несправедливости или неприязни в отношении с окружающими. Карл Иваныч на мгновение становится в глазах Николеньки «противным и злым». Мальчика обижают слова отца, когда тот пренебрежительно отзывается о нём княгине Корняковой. Ему неприятны княгиня Корнякова и её сын Этьен. Во время похорон матери Николенька чувствует возмущение против собравшихся, за их неискреннее проявление горя.
Основной же конфликт в повести «Детство» часто происходит у мальчика с самим собой. Он ощущает чувство вины за свои недобрые мысли, даже за неискреннюю строчку стихотворения, написанного им, презирает себя за недостаток искренней скорби на похоронах матери. Николенька часто чувствует себя скованным и неловким, и страдает от этого. Он не может выразить Серёже своё чувство симпатии, вместо этого слепо подчиняется ему, не может найти силы противостоять своему кумиру, чтобы поступить справедливо. Глубоко вдумчивая, чувствительная натура Николеньки часто пытается разрешить противоречия, с которыми сталкивается в жизни — между внутренним и внешним миром, между желаемым и действительным, между лучшими побуждениями и слабостью, между искренностью и желанием показать себя.
Смысл названия
Название повести «Детство» говорит само за себя. Оно сразу сообщает нам, что речь пойдёт об истории из жизни маленького человека. Автор описывает детское мировоззрение и вкладывает в смысл заглавия буквальный и открытый посыл. Сообщает название о том, что повесть посвящена детской поре, поре первых жизненных шагов и мировосприятия.
Важно отметить, что речь идет не о Николеньке, а о детстве в целом. Автор хочет показать обобщенную детскую историю, демонстрируя не столько свой путь, сколько те условия и обстоятельства, в которых формируется человек его времени и положения. Примечательно, что М. Горький тоже написал трилогию с такими же названиями, но показал быт и нравы простого городского мальчишки, а не дворянского отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство».
главные герои повести «детство» | характеристика |
николенька иртеньев | десятилетний мальчик из дворянской семьи, в которой он любит всех и всеми любим. он пылкий, ранимый и впечатлительный непоседа, очень серьёзно принимающий жизненные события, поступки людей и свои собственные мысли. он умён и проницателен, но не очень усерден в учёбе, не ловок, замкнут и не уверен в себе, из-за чего часто испытывает трудности. он вспыльчив, обидчив и легко попадает под чужое влияние. но в нем слишком сильно развита совесть, которая не дает ему заблуждаться долгое время. |
володя и любочка | тринадцатилетний брат николеньки, володя, способный, видный, уверенный в себе и рассудительный мальчик. он хорошо учится, умеет нравиться всем окружающим и подаёт в семье надежды на блестящее будущее. к николеньке володя относится свысока, снисходительно называет его «девочкой» и неженкой. тем не менее, братья общаются и делятся друг с другом секретами, хотя и не всегда понимают друг друга. |
maman | мягкая, добрая, тихая женщина, пылко любящая мужа и детей и отдающая им всю свою любовь. при этом она изысканна и образована – прекрасно играет на рояле, изящно выражается на иностранных языках. очень набожна – принимает странников, серьёзно внимает их изречениям, защищает их от нападок. николенька особо привязан к матери, их отношения нежны и трепетны, мать является в его глазах самым прекрасным и возвышенным существом на свете. |
отец | пётр николаевич, отец николеньки, назван в повести эффектным и видным, умеющим изящно одеваться и нравиться большому свету. он умён и твёрд, везде умеет поставить себя в выгодное положение, заводит блестящие связи, при этом чувствителен, любит простую музыку. увлекается женщинами и карточной игрой. пользуясь добротой и доверием своей жены, он устраивает себя так, чтобы без стеснения удовлетворять свои пристрастия и увлечения. с детьми отец не близок, но любит их. |
карл иваныч | немец, учитель и гувернёр мальчиков в доме иртеньевых. честный, добрый и душевный человек, очень привязанный к детям, вверенным его попечению. он одинок и замкнут, часто погружён в раздумья или чтение, о нём сообщается, что у него «несчастная судьба». николенька искренне привязан к карлу иванычу и берёт от него всё лучшее. узнав о скором отъезде в москву, мальчик скорбит в первую очередь о предстоящей разлуке с учителем. |
наталья савишна | старушка около восьмидесяти лет, в прошлом няня детей и их матери, затем ответственная за «барское добро», хранившееся в кладовых и сундуках. очень набожная, кроткая, преданная и бескорыстная женщина, посвятившая себя целиком заботам о барском семействе, членов которого любит как родных. особенно нежной привязанностью натальи савишны пользуется её бывшая воспитанница, мать николеньки. мальчик любит общество натальи савишны и находит в нём единственное утешение после смерти матери. общая с ним скорбь старушки кажется ему единственно искренней, в отличие от всех окружающих. с высоты взрослого возраста николай называет наталью савишну наряду с матерью «святым существом». |
юродивый гриша | странник и юродивый гриша часто приходит в дом иртеньевых, где находит тепло и приют, благодаря доброй матери семейства. он изрекает странные горестные слова, связанные с отъездом мальчиков из дома, печалится и сокрушается, как бы предвещая несчастье. гриша ради спасения души носит железные вериги на теле под одеждой, много и горячо молится о себе и других людях, друзьях и врагах. николенька, поражённый глубоким посвящением и верой гриши, называет его впоследствии «великим христианином» |
мими | гувернантка любочки в доме иртеньевых, где и живёт вместе с дочерью катенькой. чопорная и недалёкая женщина, надоедающая детям назойливыми замечаниями и требованиями. она наглядно выражает презрение учителю карлу иванычу. |
бабушка | бабушка николеньки названа в повести принадлежащей к людям «прошлого века, каких ныне уже нет». величественная, гордая и властная светская женщина, требовательная и чопорная барыня. николенька любит и уважает бабушку, но далеко не так, как он относится к матери и наталье савишне. |
княгиня корнякова | резкая, неискренняя и неприятная женщина, заискивающая перед бабушкой николеньки и вызывающая у последней пренебрежение. княгиня и её высказанные взгляды о пользе наказания детей розгами оставляют негативное впечатление у николеньки. |
князь иван иваныч | князь иван иваныч – пожилой военный, сделавший блестящую карьеру, также относящийся к людям «прошлого века». он хорошо образован, красив, имеет доброту и благородный характер. при визите с поздравлениями бабушки он держит себя просто и естественно, чем вызывает к себе расположение николеньки. |
серёжа | красивый, бойкий и резвый мальчик, ровесник николеньки, для которого становится бесспорным кумиром. серёжа проявляет безусловную храбрость во время игры, при этом оказывается способен на недобрый поступок по отношении к слабому мальчику иленьке. |
сонечка | среди гостей на именинах бабушки оказывается сонечка валахина – милая двенадцатилетняя девочка, пленившая всё существо николеньки. после вечера общения сонечка оставляет николеньку и других мальчиков пылко влюблёнными в неё. |
п.4. Главные герои
Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, чувствительный к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нем часто говорит совесть. Он любит всех и сам любим членами семьи, но несколько замкнут и не уверен в себе. Николенька эмоционален, мягок, не слишком усерден в учебе, но очень внимателен к своим поступкам.
Мать Николеньки — мягкая добрая женщина, всецело отдающая себя семье. Она набожна, но в то же время образована. Очень привязана к Николеньке, щедро одаривает его материнской лаской и нежностью.
Карл Иваныч — немецкий гувернер очень привязан к детям. Он добр, честен и исполнителен. Оказывает влияние на Николеньку: мальчик старается взять от него самое лучшее.
Наталья Савишна — преданная семье женщина, которая любила всем сердце детей и их мать, которых вырастила. Кроткая, набожная Наталья Савишна была няней maman, всю свою жизнь она посвятила заботам о ней, Любочке, Володе, Николеньке. После смерти матери главный герой тянется к ней, потому что считает, что ее скорбь самая искренняя.
Отец — глава семейства не близок с детьми. Напротив, он устраивает свою жизнь так, чтоб не отказывать себе в своих предпочтениях: слабости к азартным играм и женщинам. Пользуется добротой и кротким нравом своей супруги. Умен, тверд, рационален.
п.5. Сюжет и композиция
Сюжет охватывает период перемен в жизни Николеньки Иртеньева (переезд в город, смерть матери). Описывается год из жизни главного героя. В произведении 28 глав, в которых изображены заурядные зарисовки из жизни взрослеющего мальчика.
Композиционно повесть можно разделить на три части: завязкой служит переезд в Москву, развитие действия происходит в доме бабушки, кульминация – известие о болезни матери. Далее следует трагическая развязка: смерть maman и похороны, на которых Николенька замечает, сколько неискренности в окружающих людях.
п.6. Художественное своеобразие
Примечательно, что только в XVII главе присутствует немногословное портретное описание главного героя: «…широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазками…». Толстой намеренно уходит от описания внешних деталей образа главного героя, поскольку главным в человеке считает его душевную красоту.
В главах, описывающих охоту, изображена природа, на лоне которой Иртеньевы устраивают пикник. Залитые солнцем летние пейзажи выступают фоном в эпизоде, когда главный герой по-настоящему счастлив. Радостью наполняет его детское сердце ощущение единения с природой и семьей.
Несмотря на то, что повесть написана от лица десятилетнего ребенка, в тексте присутствует множество средств художественной выразительности: эпитеты, сравнения, гиперболы, олицетворения, метафоры, фразеологизмы и другие тропы и фигуры речи.
п.7. Значение произведения
«Детство» - произведение, открывшее миру имя Льва Толстого. Его первая опубликованная работа вызвала интерес и одобрение критиков. И.С. Тургенев и Н.А. Некрасов сразу разглядели в нем талант, который подарит читателю множество произведений, величина и значимость которых неоценима. Уже в первой его напечатанной повести прослеживается направление творчества Толстого: изучение внутреннего мира человека и нравственное самосовершенствование.
Творчество Толстого пришлось на период расцвета реализма. «Детство» - классический пример этого направления. За кулисами обычных будничных событий происходят важнейшие душевные процессы. Казалось бы, читательскую аудиторию мало заинтересует сюжет повести: каждый человек проходит этот период жизни и нет здесь новизны или чего-то необычного. Однако благодаря писательскому мастерству Льва Николаевича произведение сразу стало популярным, а его основная идея была понята.
Темы и проблемы, затронутые в «Детстве», актуальны по сей день. Именно поэтому повесть вошла в историю русской классической литературы. Меняются столетия и эпохи, но вечные вопросы остаются. Чтоб разрешить их, нужно обратиться к литературным творениям классиков.
Нередко трилогию «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого сравнивают с трилогией «Детство. В людях. Мои университеты» Максима Горького.
Одноименные повести противопоставляются друг другу. Горький в своем произведении демонстрирует отчужденность членов семьи, суровые нравы, жестокость, испытания, через которые проходит главный герой, но описывает их не через призму его впечатлений, а как взгляд со стороны. Критики высказывались, что таким образом Горький пытается завуалировать искренние переживания и душевные перемены Алеши. Толстой же наоборот представляет в произведении счастливое детство ребенка, который получает вдоволь любовь и ласку близких. Он немного замкнут, но перемены в его душе и внутренние монологи детально описывают внутреннее состояние Николеньки, его стремление моральному идеалу, развитие индивидуальности.
Рождество Звонким колокол ударом Серебрится легкий иней Как прозрачен, белоснежен Как тонка ты в красной шубке, Веселишь ты всех прохожих — | Подивятся, улыбнутся, И пойдешь ты дальше с мамой Сестры будут куклам рады, Ты сама нарядишь елку Ты на елку бусы кинешь, Крикнешь ты, поднимешь ветку, 1906 г. | Рождество Звонким колокол ударом Серебрится легкий иней Как прозрачен, белоснежен Как тонка ты в красной шубке, Веселишь ты всех прохожих — | Подивятся, улыбнутся, И пойдешь ты дальше с мамой Сестры будут куклам рады, Ты сама нарядишь елку Ты на елку бусы кинешь, Крикнешь ты, поднимешь ветку, 1906 г. |
Рождество
Звонким колокол ударом
Будит зимний воздух.
Мы работаем недаром —
Будет светел отдых.
Серебрится легкий иней
Около подъезда,
Серебристые на синей
Ясной тверди звезды.
Как прозрачен, белоснежен
Блеск узорных окон!
Как пушист и мягко нежен
Золотой твой локон!
Как тонка ты в красной шубке,
С бантиком в косице!
Засмеешься — вздрогнут губки,
Задрожат ресницы.
Веселишь ты всех прохожих —
Молодых и старых,
Некрасивых и пригожих,
Толстых и поджарых.
Подивятся, улыбнутся,
Поплетутся дале,
Будто вовсе, как смеются
Дети, не видали.
И пойдешь ты дальше с мамой
Покупать игрушки
И рассматривать за рамой
Звезды и хлопушки…
Сестры будут куклам рады,
Братья просят пушек,
А тебе совсем не надо
Никаких игрушек.
Ты сама нарядишь елку
В звезды золотые
И привяжешь к ветке колкой
Яблоки большие.
Ты на елку бусы кинешь,
Золотые нити.
Ветки крепкие раздвинешь,
Крикнешь: «Посмотрите!»
Крикнешь ты, поднимешь ветку,
Тонкими руками…
А уж там смеется дедка
С белыми усами!
1906 г.
НАГРАЖДАЕТСЯ
ученик 4 «В» класса
Хрипушин Кирилл
за ПОБЕДУ
в викторине
«Новогодняя сказка»
Кл. руководитель: Мишина Ю.С.
Директор ГБОУ СОШ №385: Архипова Т.В.
Ф.И.___________________________________________, 1 вариант
1. Нанеси: Восточно-Европейскую равнину; моря, которые относятся к Тихому океану; самое большое озеро в России; Алтайские горы.
Ф.И.___________________________________________, 2 вариант
1. Нанеси: Среднесибирское плоскогорье; моря, которые относятся к Атлантическому океану; самое глубокое озеро в России; Кавказские горы.
2. Овраг – это____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Как называется место, где река берёт своё начало?___________________________________
4. Приведи три примера естественных водоёмов:______________________________________
5. Приведи три примера рек Санкт-Петербурга и Ленинградской области:_________________
________________________________________________________________________________
6. Укажи части горы:
2. Балка – это____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Как называется место, где река впадает в другой водоём?_____________________________
4. Приведи три примера искусственных водоёмов:_____________________________________
5. Приведи три примера рек Санкт-Петербурга и Ленинградской области:_________________
________________________________________________________________________________
6. Укажи части горы: