Родителям об особенностях памяти младшего школьника.
статья (3 класс)
Одним из основных свойств личности является память. Память – великое свойство,
без которого трудно представить себе жизнь человека. Память – это одно из необходимых
условий для развития интеллектуальных способностей. Что же делать для совершенствования памяти?
Что может помочь ребенку в запоминании учебного материала? На эти и другие вопросы вы сможете
ответить, прочитав эту статью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям об особенностях памяти младшего школьника.
Цель: Познакомить родителей с особенностями памяти младшего школьника.
Одним из основных свойств личности является память. Память – великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
В младших классах ученики запоминают большое по объему количество материала, а потом его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие трудности. Поэтому необходимо научить их рациональным приемам запоминания. В этом случае нужно, с одной стороны, учить ребенка приемам осмысленного запоминания, разделяя учебный материал на смысловые единицы, группировать по смыслу, сопоставлять его и т.д. С другой стороны формировать приемы воспроизведения, распределенного во времени, а также приемы самоконтроля за результатами запоминания.
Овладев приемами, способами запоминания учение школьника становится осмысленным, а его деятельность произвольной, управляемой.
Важный прием запоминания – деление текста на смысловые части, составление плана. Обычно такая работа вызывает у учеников большие затруднения. Они не могут выделить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически разделяя запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают это они лучше, когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда ученики в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план литературного произведения или арифметической задачи, сложной по содержанию), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести.
Учить ребенка надо и другим способам запоминания, таким как сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что уже хорошо известно. Научившись запоминать и соотносить запоминаемый материал с использованием внешних средств (картин, предметов), ученик учится этим приемам и во внутреннем плане, находя сходство и различие между старым и новым материалом и т.д.
Воспроизведение заученного учебного материала для младшего школьника задача трудная. Оно требует от него умения ставить цель, включать процессы мышления и осуществлять самоконтроль.
К третьему классу развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность ученика: учебный материал обрабатывается в процессе мышления (обобщение, систематизация), что позволяет школьнику более связно воспроизводить его содержание. К третьему классу продуктивность памяти интенсивно развивается на основе произвольного запоминания. Но оба вида памяти (непроизвольная и произвольная) развиваются вместе и взаимосвязаны.
Давайте коротко подведем итог: что же делать для совершенствования памяти?
Прежде всего необходимо учить смысловому запоминанию учебного материала. Использовать рациональные способы запоминания – связать мышление с памятью и осуществлять интеллектуальную работу по осмыслению текстов. Этому способствует:
- активная деятельность;
- деление текста на смысловые части;
- придумывание заголовков, составление плана;
- прослеживание основных смысловых линий;
- выделение смысловых опорных пунктов или слов, моделирование;
- возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их
содержания;
- мысленное припоминание прочитанной части и воспроизвести вслух.
В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.
Что может помочь ребенку в запоминании учебного материала?
- Повторение. Научите ребенка механически запоминать материал, несколько раз повторив его про себя.
- Организация запоминаемого материала. То есть группировка материала по категориям, по общим признакам.
- Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события, вместо простого воспроизведения, например, «Дети собирали грибы», задается вопрос: «Были ли лукошки»?
- Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа.
- Поиск информации в памяти. (Вспомнить правила, законы, выводы и т.п.)
- Создание сценариев. Запоминание информации на основе происходящих событий.
Рекомендации:
- Помогите вашим детям улучшить память.
- Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приемами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Учет возрастных особенностей памяти младших школьников в учебном процессе"
Данная стаья знакомит с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и особенностями памяти, которые педагог должен учитывать в учебном процессе.Всем известно, как велика роль памяти в ...
Особенности развития памяти младших школьников
Статья об особенностях памяти у младших школьников и важности ее развития....

Консультация-практикум для родителей 1 класса "«Развитие памяти младшего школьника в семье»
Предлагаются задания, способствующие развитию слуховой и зрительной памяти школьников....
Практические рекомендации родителям по теме "Развитие памяти младшего школьника"
Памятка для родителей по развитию памяти младшего школьника...
Особенности памяти младших школьников: приёмы запоминания, упражнения и рекомендации.
Память младших школьников, как и их внимание и восприятие, имеет свои возрастные особенности. Дошкольник запоминает без всякого труда то, что ему интересно. В школе ученику необходимо запоминать и то,...

Конспект родительского собрания Родителям об особенностях памяти младшего школьника
Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Качество закрепления знаний и навыков зависит от работы памяти....

Развитие памяти младшего школьника (ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
. Помните, память ребенка - это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.2. Способствуйте детскому экспериментированию, и...