Родителям об особенностях памяти младшего школьника.
статья (3 класс)

Корнева Татьяна Григорьевна

                               Одним из основных свойств личности является память. Память – великое свойство,

                         без которого трудно представить себе жизнь человека. Память – это одно из необходимых

                         условий для развития интеллектуальных способностей. Что же делать для совершенствования памяти?

                         Что может помочь ребенку в запоминании   учебного   материала? На эти и другие вопросы вы сможете

                         ответить, прочитав эту статью.

          

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_ob_osobennostyah_pamyati_mladshego_shkolnika.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям об особенностях памяти младшего школьника.

Цель: Познакомить родителей с особенностями памяти младшего школьника.

                Одним из основных свойств личности является память. Память – великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

                В младших классах ученики запоминают большое по объему количество материала, а  потом его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие трудности. Поэтому необходимо научить их рациональным приемам запоминания. В этом случае нужно, с одной стороны, учить ребенка приемам осмысленного запоминания, разделяя учебный материал на смысловые единицы, группировать по смыслу, сопоставлять его  и т.д. С другой стороны формировать приемы воспроизведения, распределенного во времени, а также приемы самоконтроля за результатами запоминания.

                Овладев приемами, способами запоминания учение школьника становится осмысленным, а его деятельность произвольной, управляемой.

                Важный прием запоминания – деление текста на смысловые части, составление плана.  Обычно такая работа вызывает у учеников большие затруднения. Они не могут выделить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически разделяя запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают это они лучше, когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда ученики в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план литературного произведения или арифметической задачи, сложной по содержанию), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести.

                Учить ребенка надо и другим способам запоминания, таким как сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что уже хорошо известно. Научившись запоминать и соотносить  запоминаемый материал с использованием внешних средств (картин, предметов), ученик учится этим приемам и во внутреннем плане, находя сходство и различие между старым и новым материалом и т.д.

                Воспроизведение заученного учебного материала для младшего школьника задача трудная. Оно требует от него умения ставить цель, включать процессы мышления и осуществлять самоконтроль.

                К третьему классу развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность ученика: учебный материал обрабатывается в процессе мышления (обобщение, систематизация), что позволяет школьнику более связно воспроизводить его содержание. К третьему классу продуктивность памяти интенсивно развивается на основе произвольного запоминания. Но оба вида памяти (непроизвольная и произвольная) развиваются вместе и взаимосвязаны.

                Давайте коротко подведем итог: что же делать для совершенствования памяти?

                Прежде всего необходимо учить смысловому запоминанию учебного материала. Использовать рациональные способы запоминания – связать мышление с памятью и осуществлять интеллектуальную работу по осмыслению текстов. Этому способствует:

                - активная деятельность;

                - деление текста на смысловые части;

                - придумывание заголовков, составление плана;

                - прослеживание основных смысловых линий;

                - выделение смысловых опорных пунктов или слов, моделирование;

                - возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их

             содержания;

                - мысленное припоминание прочитанной части и воспроизвести вслух.

В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.

Что может помочь ребенку в запоминании учебного материала?

  1. Повторение. Научите ребенка механически запоминать материал, несколько раз повторив его про себя.
  2. Организация запоминаемого материала. То есть  группировка материала по категориям, по общим признакам.
  3. Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события, вместо простого воспроизведения, например, «Дети собирали грибы», задается вопрос: «Были ли лукошки»?
  4. Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа.
  5. Поиск информации в памяти. (Вспомнить правила, законы, выводы и т.п.)
  6. Создание сценариев. Запоминание информации на основе происходящих событий.

Рекомендации:

- Помогите вашим детям улучшить память.

- Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приемами.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Учет возрастных особенностей памяти младших школьников в учебном процессе"

Данная стаья знакомит с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и особенностями памяти, которые педагог должен учитывать в учебном процессе.Всем известно, как велика роль памяти в ...

Особенности развития памяти младших школьников

Статья об особенностях памяти у младших школьников и важности ее развития....

Консультация-практикум для родителей 1 класса "«Развитие памяти младшего школьника в семье»

Предлагаются задания, способствующие развитию слуховой и зрительной памяти школьников....

Практические рекомендации родителям по теме "Развитие памяти младшего школьника"

Памятка для родителей по развитию памяти младшего школьника...

Особенности памяти младших школьников: приёмы запоминания, упражнения и рекомендации.

Память младших школьников, как и их внимание и восприятие, имеет свои возрастные особенности. Дошкольник запоминает без всякого труда то, что ему интересно. В школе ученику необходимо запоминать и то,...

Конспект родительского собрания Родителям об особенностях памяти младшего школьника

  Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Качество закрепления знаний и навыков зависит от работы памяти....

Развитие памяти младшего школьника (ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

. Помните, память ребенка - это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.2. Способствуйте детскому экспериментированию, и...