Есть женщины в русских селеньях
план-конспект занятия (3 класс)
Конспект проектно - исследовательской конференции.
Цель: раскрыть образ женщин нашего села; показать их роль в истории села, края, страны.
Воспитывать чувство уважения к женщине труженице, матери.
формировать у детей бережное отношение к родным и близким;
развивать чувство взаимовыручки, дружеские отношения между мальчиками и девочками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 410.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно – исследовательская конференция
«Есть женщины в русских селеньях…»
Подготовила и провела учитель начальных классов МБО СОШ №2 с. Казаки
Семенихина О.И.
Казаки
Цель: раскрыть образ женщин нашего села; показать их роль в истории села, края, страны. Воспитывать чувство уважения к женщине труженице, матери. формировать у детей бережное отношение к родным и близким; развивать чувство взаимовыручки, дружеские отношения между мальчиками и девочками. | |
Есть в русской женщине божественная сила: Добрый день, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы проводим проектно-исследовательскую конференцию «Есть женщины в русских селеньях…» |
Принято думать, что творить историю — дело сугубо мужское, а главные герои в ней — брутальные полководцы, мужественные правители, талантливые ораторы, неугомонные революционеры и общественные деятели. Однако, в истории нашей страны существовало немало сильных и умных женщин, которые внесли свой неоценимый вклад в ее развитие.
Женщины-ученые, женщины-императрицы, женщины-литераторы – именно они скрупулезно строили и методично разрушали карьеры великих мужчин, не раз круто поворачивая ход истории и культуры. Женщины, которые не раз опережали свое время, женщины, которые проявляли настоящую выдержку и невероятную твердость, женщины, которыми мы восхищаемся и которым до сих пор стараемся подражать.
( Учащиеся 4 б класса)
1. Императрица Елизавета Петровна (1709—1761 гг.), российская императрица (с 1741 г.). Её первым и важнейшим шагом явилась отмена смертной казни. В правление этой императрицы Россия не знала потрясений, не возникало крестьянских восстаний. Война со Швецией закончилась подписанием мирного договора. Шло развитие науки и производства. |
2. Екатерина II Великая (1729 — 1796 гг.) При Екатерине II произошло значительное укрепление российского государства. Ещё в ранней молодости эта женщина дала своеобразную клятву верности своему новому отечеству и начертала в дневнике следующие слова: «Я не желаю, я не хочу ничего, кроме блага стране, в которой меня поставил Бог, он мне в том свидетель. Слава страны есть моя слава, вот мой принцип, и я была бы слишком счастлива, если бы мои идеи могли тому содействовать». Эти слова принадлежат Екатерине Второй, которая благополучно процарствовала 34 года и вошла навеки в российскую историю как Екатерина Великая. |
#1057;офья Ковалевская — русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики |
4. Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. "Эй! Небо, сними шляпу", - произнесла Валентина Терешкова 16 июня 1963 года, перед тем как стать легендой. А знаете ли вы, что Валентина Терешкова - кандидат технических наук, профессор, автор более 50 научных работ, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза. |
Красив и богат Елецкий район, славен он добрыми традициями и обычаями, передовым опытом,. Богатое историческое прошлое, передовое настоящее и светлое будущее неразрывно связаны с историей и судьбой нашего села. История родного края волнует каждого человека, она вечный и неиссякаемый источник человеческого бытия и вдохновения, возвышенных светлых чувств и стремлений, преподносит нам уроки мудрости и благоразумия, трудолюбия и патриотизма, бережного отношения к прошлому.
Труд - вот неизменная и непреходящая ценность Земли русской. Пахать, сеять, печь хлеб, растить животных, учить детей, лечить людей - все это главные наши ценности.
Жителям села Казаки есть чем, и кем гордиться. И пусть жизнь и труд их станет примером для наших детей и внуков.
Защита проектов Время стремительно идёт вперед. Историей стала Великая Отечественная война. Война, которая оставила незаживающий след в каждой семье. Много бед, трудностей, испытаний легло на хрупкие женские плечи. Трудовой героизм- особая страница Великой Отечественной войны. В труднейших условиях работали колхозники. Не хватало людей, машин, лошадей, а самое главное - продовольствия. Как оценить подвиг русской женщины, которая осталась в тылу? О труженицах тыла нашего села Щепелёвой Нине Ивановне и Исаевой Ирине Михайловне подготовили проекты Терехов Макар и Селянина Алиса. - Есть ли у вас какие вопросы к выступающим? Женщина на войне? Вы скажете, что женщине совершенно незачем прикасаться к жуткому ремеслу войны. Но война- это не ремесло, а бедствие, которое приходит и вторгается в жизнь каждого. И женщины мужественно противостояли ему наравне с мужчинами. Вдумайтесь в смысл словосочетания «мужественная женщина». На его примере видно, как война крушит все законы природы, наделяя один пол характеристиками другого, превращает и мужчин и женщин в солдат. Женщины рыли окопы, обеспечивали работу полевых госпиталей, были снайперами, пулеметчицами, наводчицами орудий, командирами, летчицами Жительница нашего села Щепотьева Антонина Ивановна попала в плен к немцам. О ней проектно – исследовательскую работу подготовила ученица 4 Б класса Масленникова Дарья. -Будут ли у вас вопросы по сообщению? Сколько тепла и мудрости, доброты и знаний отдали и отдают своим ученикам учителя. Это они были у истоков многих начинаний и школьных новаторств, воспитывали патриотов и закладывали школьные традиции. За многолетний труд многим присвоены звания "Отличник народного просвещения", Отличник народного образования", "Почётный работник РФ» Проектно-исследовательскую работу об учителе математики Семенихиной Р.П. подготовила ученица 4 А класса Елагина Арина - Возникли ли у вас вопросы по проекту? Лечить людей, дарить им здоровье, возвращать радость жизни стало призванием для тех, кто посвятил себя медицине. Со школьной скамьи определила свой выбор Добрина Тамара Михайловна. Она и сейчас в строю, помогает жителям нашего района справляться с новой болезнью – ковидом. О своей бабушке нам поведает её внучка, ученица 1 Б класса Мещерякова София. А разве можно жить на селе без народной песни, танцев, стихов? Конечно, нет. Песня всегда сопровождала селян в работе, отдыхе, в праздники. Не один сельский праздник не обходился без участия художественного руководителя сельского дома культуры Горельковой Тамары Васильевны. «Прямой путь на сцену» стал единственным в её жизни. О своей бабушке – сельском библиотекаре подготовила проект ученица 1 А класса Перегудова Аня. |
Есть такая народная мудрость "Где родился, там и пригодился"…. Сельские женщины- хранительницы очага и великие труженицы. За какое бы дело ни взялись, все спорится в их руках. И где только силы находят, чтобы преодолеть любые преграды, справиться со всеми сложностями, пережить любые напасти и…. остаться женщиной. Сельская женщина — как будто жемчужина: Женщина – это ещё и мать. О матери - героине |
Семёновой Александре Ивановне, воспитавшей 11 детей, расскажет Толстых Светлана, ученица 4 А класса. |
Вот такие они- самые разные сельские женщины, о которых можно рассказывать до бесконечности. Всех их объединяет великое трудолюбие, любовь к своему родному краю и безграничная любовь к своим детям и внукам. Я попрошу участников сегодняшней конференции выйти на нашу импровизированную сцену. Ваши работы признаны лучшими в классах, вы награждаетесь дипломами. |
Благодарим за то, что Вы были сегодня с нами. Мы ценим это и любим Вас.
Приложения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 села Казаки
Исследовательский проект
«Женщина – мать героиня»
Подготовила: ученица 4А класса
Толстых Светлана
Я выбрала для исследовательской работы тему «Женщина – мать-героиня» потому, что эта тема очень близка мне. Я сама из многодетной семьи и знаю, как нелегко приходится маме, воспитывающей нескольких детей.
Актуальность этой темы в том, что истории многодетных матерей, чьи судьбы тесно переплелись с судьбой страны, ещё мало изучены и мало освещены в исторической и художественной литературе.
Гипотеза: считаю возможным предположить, что благодаря знакомству с необычными судьбами женщин – многодетных матерей, награждённых орденом «Мать-героиня», возможно повышение уровня воспитанности, патриотизма современной молодёжи.
Перед собой я поставила цели:
1. Изучить историю награды – ордена «Мать – героиня».
2. Узнать о жизни матери-героини нашего села. (Слайд 1)
В ходе работы я использовала следующие методы:
* сбор и изучение материалов;
* беседа с родственниками матери-героини;
* обработка материалов.
Оъект моего исследования – жительница села Казаки мать- героиня
Семёнова Александра Ивановна. (Слайд 2
Есть в природе знак святой и вещий.
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
(Слайд 3)
Мама – это самое почётное звание для женщины. Известно, что в настоящее время орден «Мать – героиня» не вручается многодетным мамам, но он был и остается символом высокой нравственности русской женщины. История этой награды – важная часть истории Отечества.
8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, который отмечал заслуги матери в рождении, а особенно в воспитании детей. Это были ордена и медали материнства, которых удостаивались женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей. (Слайд 4,5)
Вершиной материнского подвига объявлялось рождение и воспитание десяти и более детей. (Слайд 6)
27 октября 1944 года президиум Верховного Совета СССР принял первый Указ «О присвоении многодетным матерям почетного звания «Мать-героиня». Матери присваивалась высшая степень отличия – звание “Мать-героиня”, она также награждалась орденом «Мать-героиня». (Слайд 5)
Этой высокой награды удостоилась и жительница нашего села Казаки Семёнова Александра Ивановна, родившая и воспитавшая 11 детей.
(Слайд 7, 8, 9)
Вместе с орденом награжденной вручался комплект документов, в который входили Особая Грамота Президиума Верховного Совета (Большая Грамота) и Удостоверение (Малая Грамота) (Слайд 10, 11)
Нелёгкое время выпало на долю этой женщины. (Слайд 12)
Когда началась Великая Отечественная война, на руках Александры Ивановны было два малолетних сына: Иван и Александр. Муж ушёл на фронт. Все заботы по дому легли на её плечи.
Александра Ивановна растила детей и, как могла, помогала фронту, работая в колхозе. (Слайд 13)
Немыслимую прежде тяжесть тыла
И все заботы раненой земли
Война на плечи женские взвалила,
И женщины ту тяжесть понесли.
И в деревнях тянули воз здоровый,
Работали не покладая рук,
На лошадях пахали, на коровах,
И сами иногда впрягались в плуг.
А дома старики да ребятишки
С недетскою серьёзностью в глазах,
Худющие девчонки да мальчишки, —
Чем накормить их, что им рассказать?
Где силы взять, чтоб постирать, поштопать,
Убрать, сварить, заснуть хоть на часок,
Да не проспать бы на работу чтобы, —
Заботы били пулями в висок.
(М. Ножкин)
Муж Александры Ивановны в бою под Ржевом был тяжело ранен и после госпиталя вернулся домой. (Слайд 14)
В тяжёлое послевоенное время семья Семёновых продолжала расти.
Рождались дети. Старшие, подрастая, помогали ухаживать за младшими. Сколько сил, здоровья и материнской любви отдавала мать своим детям. (Слайд 15, 16)
Шли годы. Дети взрослели, рождались внуки. И на всех хватало любви и заботы бабушки Шуры. Её дети выросли трудолюбивыми людьми.
(Слайд 17, 18)
Семёнова Александра Ивановна ушла из жизни в 1997 году. Но она продолжает жить в своих детях, внуках и правнуках.
(Слайд 19)
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня - украшена плодами,
Женщина- судьбой своих детей.
Я считаю, что моя гипотеза нашла своё подтверждение. Я узнала, что ордена и медали дают не только за боевые заслуги, но и за воспитание детей. Матери – героини являются для меня примером трудолюбия, порядочности, любви, уважения в семье.
Я думаю, что на примере жизни этих женщин – героинь, многодетных матерей, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны. Я считаю, что их жизненный и трудовой путь должен служить примером для нас, подрастающего поколения, и вызывать у нас глубокое уважение и ответственность за своё поведение, учёбу и жизненную позицию.
Список использованной литературы
- Все награды России и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки. М.А. Изотова, Т.Б. Царева. – Ростов н/Д: Владис, 2012.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия: Награды. Автор – составитель А.А. Яковлев; - М:ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
- Материалы Интернет ресурса
МБОУ СОШ №2 с.Казаки
Елецкого муниципального района
Проектно- исследовательская
работа
«Валя Богатикова – юная защитница нашего села»
Выполнила
обучающаяся 3А класса
МБОУ СОШ №2 с.Казаки
Перегудова Анна
Руководитель:
Семенихина О.И.
Идея проекта:
Возникла, когда мы провели классный час «Герои - антифашисты».
Проблема:
Выявить, как дети нашего села жили в то время, когда в село пришли немцы.
Гипотеза:
В каждом городе, поселке, в каждой семье есть свои герои, которые прославили нашу Родину. Не только взрослые, но и мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы тяжёлого военного и послевоенного времени.
Что мы знаем о том, как жилось «детям - войны» в то далекое, страшное время?
Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941г.
Сравнивая нашу жизнь с жизнью детей военной поры, мы хотим показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.
Цель проекта:
Собрать и разместить на школьном сайте и в школьном музее материалы о Валентине Устиновне Богатиковой (Лукьяновой).
Задачи:
- Пропаганда Победы, осмысления её исторического значения.
- Презентация исследовательской работы на школьной конференции.
- Использование материалов исследования в учебно-воспитательном процессе.
Ожидаемые результаты:
- Сбор и систематизация материалов о детях ВОВ.
- Пополнение данными материалами фонда школьного музея.
- Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности и работы на школьном сайте у участников конкурса.
- Привитие интереса к материалам исследования, их использование учителями и школьниками.
В работе использовались различные методы и формы
- анализ материалов школьного музея;
- поисковая работа;
- встречи и беседы с односельчанами.
В душе моей вовек не быть покою,
Такую думу свято берегу:
Пока хожу я по земле героев,
Пред ними я в большом- большом долгу.
М.Глазков
Великая отечественная война. Подвиг… Солдат… много раз я слышала эти слова : по телевидению показывают фильмы, в школе нам рассказывают о героях тех лет…. Я знаю, что все люди в ту пору встали на защиту своей родной страны. Мужчины ушли на фронт, старики и женщины трудились в тылу: рыли окопы, работали в колхозах и на заводах.
После классного часа о пионерах- героях мне захотелось узнать, как жили дети нашего села во время Великой Отечественной войны, когда в село пришли немцы.
Свое исследование я начала с беседы с мамой, учителем истории нашей школы. Она рассказала мне о девочке Вале Богатиковой. Про нее не писали в учебниках, не снимали видеоролики, но то, что она сделала, тоже достойно уважения и памяти.
Ей было 15 лет, когда, в декабре 1941 года, фашисты вошли в село Казаки. Наши бойцы приняли бой, и около школы, как раз на бугре, много их осталось лежать убитыми.
Немцы заняли все дома. В доме у Вали остановились на ночлег восемь офицеров. Они занимали две комнаты, а дети сгрудились на русской печке. Ночью около дома ходил часовой, а во дворе лошади стояли.
Под утро Валина мама пошла в сарай за топкой. Вдруг ее кто-то окликнул. Это оказались трое наших раненых. Мама прибежала в хату, потихоньку разбудила девочку. Вместе они переодели раненых в одежду, что была у них дома и укрыли в сарае соломой, которая была навалена под самую крышу. И там они находились, пока в селе были немцы.
Валентина Устиновна уже позже, после войны рассказывала, что однажды, когда она несла хлеб и суп раненым, вышел один немец и спросил ее, кому, дескать, несет? Валя сказала, что кур кормить. Он не поверил, взял и отвел ее в комендатуру. Но сколько ни допрашивали, девочка твердо стояла на своем, что никого у них нет. Так они ничего не добились. После пришлось ей и маме сильно поволноваться, когда фашисты пошли в сарай брать солому лошадям на подстилку. Взяли ее порядочно, осталось уже совсем немного до бойцов. Я представляю, что тогда пережили раненые!
А через несколько дней Красная Армия отбросила врага от Ельца и подступили к Казакам. Тяжелый был бой за село. Гитлеровцы держались за каждый переулок, отчаянно отстреливались. Немало тогда советских солдат погибло в бою, более 50 домов сгорело, в ряде хат неутешные люди оплакивали близких, убитых во время боя. Но главное- в Казаки пришла свобода! И была в этом также заслуга девочки Вали Богатиковой. К сожалению, нам не удалось найти фотографии Валентины Устиновны и узнать о её дальнейшей судьбе. Не осталось и дома, где жила девочка Валя.
Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что война «украла» детство у тысяч мальчишек и девчонок. Дети жили в страхе и голоде. Они мечтали, чтобы скорее закончилась война. Они отдавали все силы, а порой и свою жизнь во имя победы! Дети не могли представить себе такой жизни, как наша. У ребят не было игрушек, компьютеров, сладостей, им некогда было отдыхать. Поэтому у мальчишек и девчонок не было детства, такого беззаботного и счастливого…
Не было детства и у моей прабабушки Перегудовой Зинаиды Прохоровны . Мы - внуки детей войны, тех, кто подарил нам мирное небо над головой, должны помнить и чтить память дорогих нам людей.
На сегодняшний день в нашем селе, к сожалению, не осталось ни одного участников Великой Отечественной войны.
Практическое применение, полезность выполненной работы
Созданную работу можно использовать на уроках окружающего мира, истории, во внеклассных мероприятиях. Учащиеся должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
В результате работы над проектом мы достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто не только воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг , но и добывал Победу в тылу;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Список использованной литературы:
- Биографические данные школьного музея;
- «Толковый словарь живого великорусского языка», В.И.Даль;
- Интернет – ресурсы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Казаки
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПРОЕКТ ПРЕДСТАВЛЯЮТ:
ОБУЧАЮЩИЕСЯ 4А КЛАССА
Цель работы: рассмотреть и изучить жизнь и трудовую деятельность педагога-учителя математики Семенихиной Риммы Петровны.
Для достижения поставленной цели мы определили задачи:
#1057;обрать и изучить воспоминания родителей уч-ся 4 А класса ,которые учились в нашей школе.
#1042;ыявить профессионально значимые качества педагога;
#1053;аучиться заниматься поисковой работой, брать интервью.
Объект исследования: личностные качества учителя, её профессиональная и творческая деятельность.
Предмет исследования: ветераны педагогического труда МБОУ СОШ №2 с. Казаки
Актуальность:
История нашей школы богата и интересна. Об этом мы немало узнали. Провели классный час и подготовили стенд на тему: «Здесь учились наши мамы»,говорили о знаменитых выпускниках школы, брали интервью у своих родителей об учителях, которые вели их по стране знаний. Ведь ,именно, учителя и ученики создают историю школы. Учитель-центральная фигура в школе и наш проект о том человеке, который учил наших родителей.
Моя мама, ……….., окончила школу в году и считает, что во все времена в нашей школе был и есть самый лучший педагогический коллектив. Именно наши учителя учили не только разным наукам, но и воспитывали в каждом те человеческие качества в каждом ученике, с которыми не стыдно идти по жизни. Вспоминать и говорить о педагогах ,вложивших частичку себя в каждого можно бесконечно.
Мама рассказала мне о Семенихиной Римме Петровне, которая посвятила свою жизнь работе в школе с детьми. Она преподавала математику. Её уроки всегда были интересными и запоминающимися. Но самое главное, Римма Петровна легко находила общий язык с каждым учеником и родителем. Она всегда была готова помочь, посоветовать, на равных выслушать и понять своих учеников. Учитель и друг для детей… Как это важно…
В школьном краеведческом музее мы узнали, что Семенихина Римма Петровна родилась 19 сентября 1948 года в селе Казаки. В 1955 году пошла учиться в нашу школу, а в 1966 окончила 11классов с золотой медалью и осталась работать пионервожатой в своей школе. На следующий год Римма Петровна поступила на 1 курс физико-математического факультета Елецкого государственного педагогического института. В 1972 году окончила его и перешла работать учителем математики. У Риммы Петровны есть государственные награды:
- Орден «Трудового Красного Знамени»
- медаль «За трудовое отличие»
- значок «Отличник народного просвещения»
III. ВЫВОД
Учителей любимых имена –
Как теплый лучик солнечного детства,
И щедрости бесценное наследство,
Которое оставила весна.
Учителей любимых имена…
Добрые задумчивые лица-
Как имя мамы не могу забыть я
Учителей любимых имена…
Список использованной литературы:
- Фотографии и биографические данные школьного музея;
- «Толковый словарь живого великорусского языка», В.И.Даль;
- Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Самая прекрасная из женщин- женщина с ребенком на руках""
Классный час проведен с участием мам в предверии Дня Матери....
Сценарий праздника "Самая прекрасная из женщин- женщина с ребёнком на руках"
Праздник посвящён празднованию Дня Матери (2 класс)...
Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках!
В последние воскресенье ноября мы отмечаем День Матери. Многие ли из нас в этот день говорят теплые слова своим мамам? Мы помним о них, когда нам становится плохо, мы вспоминаем их, когда у них день р...

Совместное собрание родителей и детей, посвящённое Дню матери "Самая прекрасная из женщин - женщина с ребёнком на руках"
Совместное собрание родителей и детей, посвящённое Дню матери....
«Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком в руках!»
Первое слово, которое произносит человек – «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живёт в человеке до конца его жизни....
ЭОР "Подберите слова, которым есть замена в русском языке"
Данное ЭОР поможет обучающимся быстро запомнить значение иностранных слов. Они сами могут себя проверить....

Саҗидә Сөләйманова тормыш юлы һәм иҗаты. “Туган җирем, эчкән суым” “Кешеләр барыбер кошлар нәселеннән”.
Саҗидә Сөләйманова тормыш юлы һәм иҗаты. ...