ТКУ РЯ_5
план-конспект урока

д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_imya_chsilitelnoe.docx606.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 3Б

Тема: «Что такое имя числительное?»

Цель: создание условий для формирования представлений у обучающихся о новой части речи - имени числительном.

Задачи:

Образовательная: формирование представлений об имени числительном, как части речи.

Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать память, мышление и речь;

Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, прививать чувство любви и интереса к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Предметные: знать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение; знать фразеологизмы, пословицы, поговорки.

уметь ставить вопрос к словам, писать под диктовку.

Метапредметные:

познавательные: формулировать цель; осуществлять анализ, синтез, обобщение материала; устанавливать основания для сравнения.

регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; устанавливать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; коллективно строить действия по ее достижению: проявлять готовность выполнять поручения;

Необходимые материалы и оборудование:

для учителя: компьютер, конспект, раздаточный материал.

Используемые источники:

1. Карабейникова Г.А., «Что такое имя числительное?» [];

2. Семенихина Н.Ю., «Техкарта урока «Что такое имя числительное?», [];

3. Грачева Л.И., «Конспект урока «Имя числительное», [].

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации к учебной деятельности

Время: 0,5 минут

-Здравствуйте! Меня зовут Сергей Юрьевич, и сегодня я проведу урок русского языка.

Давайте поприветствуем друг друга, улыбнитесь. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для нашей работы.

Проверим готовность к уроку. На ваших партах лежат тетрадь, учебник и пенал.

Дети проверяют свою готовность к уроку, приветствуют учителя.

Этап актуализации Время: 7,5 минут

Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

Обратите внимание на слайд. Давайте вставим пропущенные буквы.

Слова на слайде: понедельник, ракета, погода, трактор, чёрный, пшеница, заря, орех.

- Какие это слова? Что нужно с ними сделать?

- Прочитайте слова, записанные на слайде:

Считать, карандаши, быстрый, пенал, умный, умножить.

- Все эти слова можно разделить на несколько групп.

- Подумайте, по какому признаку это сделать?

- Какие части речи вы знаете?

- Дайте определение имени существительному, имени прилагательному, глаголу.

- Запишите эти слова в тетрадь столбиком, распределив их на группы, предварительно назвав каждую группу слов. Время на выполнение задания – 3 минуты. Приступайте.

Время закончилось. Проверим.

- Докажите, что вы правильно определили части речи.

-Почему вы считаете, что именно эти слова являются именами сущ., докажите.

-Как вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным?

-Докажите, что эти слов – глаголы?

- Посмотрите, появились еще два слова («четыре» и «восемь»). Как вы думаете, в какую группу их отнесем?

У нас возникла проблемная ситуация, которые мы решим в ходе урока.

- Что обозначают эти слова?

- Поставьте вопрос к словам «четыре», «восемь».

- Когда мы употребляем эти слова в нашей речи?

- Эти слова относятся к новой для вас части речи.

Предположите, как может называться часть речи, которая отвечает на вопрос «сколько»?

Открывают тетради, подписывают число, классная работа.

- словарные, их нужно запомнить.

Читают слова на слайде.

- по частям речи.

- им. сущ., им. прил., гл., мест., предлог, част., союз.

- Им. сущ. – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Им. прил. - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».

Распределяют слова по столбикам, определяют часть речи.

- отвечают на вопросы «кто?», «что?», обозн. предмет.

- отвечают на вопросы «какой» и др. и обозн. признак предмета.

- отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать» и обозн. действие предмета.

Предполагают.

- числа.

- сколько?

- когда считаем что-либо.

- имя числительное.

Целеполагание

Время: 3 минуты

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Какую цель мы поставим перед собой на урок?

Какие задачи в ходе урока мы должны будем решить, чтобы добиться поставленной цели?

Предлагаю

1. Узнать …

2. Учиться…

3. Закрепить …

Называют тему урока («Что такое имя числительное?»)

Формулируют цель урока

(Цель: познакомиться с новой частью речи – именем числительным.

Формулируют задачи урока

(Задачи:

#1059;знать, что такое имя числительное.

2. Учиться определять имена числительные.

3. Закрепить полученные знания об имени числительном.

Открытие новых знаний

Время: 10 минут

Переходим к выполнению первой задачи урока.

Узнаем, что такое имя числительное.

Сядьте правильно, послушайте рассказ.

Главный счётчик

Представьте, были времена, когда в королевстве Грамматика никто

ничего не считал и не собирался этого делать. Но однажды, вы помните, решили там провести перепись населения - а здесь уж без цифр не обойтись! Сначала попросили Существительное назвать точную цифру подсчёта.

— Если в единственном числе, то цифра так и будет — цифра, — ответило Существительное.

— А во множественном — уже цифры!

— А точнее? — последовал вопрос.

— Точнее — много! — откликнулось Наречие.

— А ещё точнее кто-нибудь может сказать?

— Да что тут говорить — считать надо! — проворчало Числительное и принялось за дело. - Один, два, три.

Вот так и обнаружился в Грамматике главный счётчик.

По Ф. Кривину

- Как вы думаете, что обозначает имя числительное? Какие вопросы можем поставить?

- Проверим ваши предположения.

Обратимся к учебнику. Откройте стр. 60. Найдите определение. Кто желает его прочитать?

- Что можете сказать о прочитанном? Что такое имя числительное?

- На какие вопросы отвечает имя числительное?

- Можете привести примеры имен числительных?

- Что обозначают имена числительные?

- Давайте выясним, какие числительные обозначают количество при счёте?

Учитель показывает карточки с числами 2, 3, 5, 7, 8

- Запишите числительные.

- Что обозначают эти числительные?

- Значит, как мы можем их назвать?

- Образуйте от них числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и запишите их.

Проверим. Молодцы!

Обратимся к упражнению 105 стр. 60.

Кто желает прочитать стихотворение?

- Назовите имена числительные.

- Поставьте вопрос к этим словам.

Запишем эти слова в тетрадь. Обозначим имена числительные сокращенно «ЧИСЛ.»

С какой задачей мы справились? Поднимите руку, кто согласен?

Отмечу задачу знаком «+».

Обращают внимание на учителя.

Настраиваются на слушание рассказа.

- Предполагают, что обозначает имя числительное, и на какие вопросы отвечает.

Открывают учебник, читают определение.

Называют, что такое имя числительное.

- сколько? который? какой?

- два, три, четвертый, пятый.

- количество предметов или их порядок при счете.

Обращают внимание на учителя.

Записывают числительные в тетрадь.

- количество.

- количественные.

- второй, третий, пятый, седьмой, восьмой.

Работают с упр. 105.

Читают стихотворение.

- Две, три.

- Сколько?

Записывают слова в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Применение полученных знаний

Время: 7,5 минут

Переходим к выполнению следующей задачи.

- Предлагаю обратить внимание на доску

Давайте распределим имена числительные в два столбика. Дайте название столбикам, назовите вопрос, на который отвечают слова.

Слова: девять (сколько?), первый (который?), шестой (который?), второй (который?), пять (сколько?), восьмой (который?), одиннадцать (сколько?), двадцатый (который?), четыре (сколько?), три (сколько?).

Время на выполнение задания закончилось. Перейдем к проверке.

- Верно! Молодцы!

Обратимся к упр.104 в учебнике стр.59. Кто желает прочитать задание под точкой?

- Поднимите руку, кому задание не понятно?

- Время на выполнение задания – 3 минуты. Приступайте.

- Время на выполнение задания закончилось. Перейдем к проверке.

- Все эти ответы, это какие числительные: порядковые или количественные? Почему?

- Верно!

Обращают внимание на доску.

Работают на доске.

Выполняют задание.

1 ст. «Количественные» (сколько?): девять, пять, одиннадцать, четыре, три.

2 ст. «Порядковые» (который, какой?): первый, шестой, второй, восьмой, двадцатый.

Проводят проверку задания.

Обращаются к упр. 104. Читают задание. Выполняют его в тетради:

1. Семь

2. Двенадцать

3. Четыре

4. Шесть, семь.

5. Восемь.

6. Четыре.

Проводят проверку задания.

- количественные, потому что отвечают на вопрос «сколько?»

Физминутка

Время: 1 минута

Немножко отдохнем и разомнемся. Встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть

- Какие числительные встретились в этой физминутке? Спасибо, садитесь!

Выполняют движения за учителем.

- Количественные.

Самостоятельная работа

Время: 7 минут

Продолжаем работать дальше.

Обратите внимание на экран. Числительные встречаются во фразеологизмах, пословицах, поговорках. Сейчас я предлагаю вам записать эти фразы, вставив в них пропущенные числительные. Не забудьте указать часть речи над словом.

Время на выполнение этого задания – 3 минуты. Приступайте.

Время на выполнение задания закончилось. Проверим!

1) …….. пятниц на неделе.

2) Знать, как свои … пальцев

3) Заблудиться в ……. соснах.

4) …… раз отмерь - …..раз отрежь.

- Как вы понимаете эти фразеологизмы, пословицы.

- Всё, верно, молодцы!

Удалось ли нам справиться со второй задачей урока? Поднимите руки, кто согласен. Отмечу ее знаком «+».

Переходим к выполнению последней задачи. Кто ее прочитает?

Выполните проверочный тест. На парте у каждого из вас лежат задания теста. Внимательно прочитайте вопросы, и выберите один верный вариант, обведите букву варианта в кружок.

Время на выполнение задания – 2 минуты. Приступайте.

1. Именем числительным называется:

А. часть речи, которая обозначает признак предмета.

Б. часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете.

В. часть речи, которая обозначает действия предмета.

2. Найди имя числительное:

А. стулья.

Б. бежать.

В. девять.

3. Найди числительное, обозначающее количество предметов:

А. семь,

Б второй.

В. десятый.

4. Найди числительное, обозначающее порядок предметов при счете:

А. три.

Б. шесть.

В. восьмой.

Время на выполнение задания закончилось. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Возьмите в руки красный карандаш и поставьте знак «+», если ответ верный. Обратите внимание на слайд.

- Закончили проверку. Верните карточки. Рассмотрите свои работы. Кто справился без ошибок, поднимите руки? Кто допустил 1 ошибку? Кто допустил 2 и более ошибок?

- Отлично! Передайте карточку с тестом с последней парты на первую.

Подготовьтесь к концу урока: уберите всё на край стола, сядьте правильно.

Обращают внимание на экран.

Записывают фразы в тетрадь, вставляют пропущенные числительные, указывают часть речи.

1) Семь пятниц на неделе.

2) Знать, как свои пять пальцев.

3) Заблудиться в трех соснах.

4) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Называют смысл фразеологизмов и пословиц.

Выполняют проверочный тест.
Ответы: #1041;. #1042;. #1040;. #1042;.

Обмениваются тестами с соседом. Сверяются с эталоном на слайде.

Рассматривают свои работы.

Передают работы учителю.

Готовятся к концу урока.

Подведение итогов урока

Время: 2 минуты

Какая тема сегодня была на уроке?

Какую цель мы ставили перед собой на урок?

Поднимите руки, кто считает, что нам удалось её достичь.

Что нового узнали на уроке?

Что такое имя числительное?

Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?

Чему научились на уроке?

Отвечают на вопросы учителя о теме, цели урока.

Делятся впечатлениями и мнением.

Рефлексия

Время: 2 минуты

Прием «Незаконченные предложения»

Дополните предложения:

Я узнал…

Было трудно…

У меня получилось…

Спасибо за работу. Встаем. Подравнялись. Урок закончен, можете прибирать рабочие места, готовиться к следующему уроку и идти на перемену.

Дополняют предложения.

Готовятся к концу урока, прибирают рабочее место.

Подпись учителя ___________/Боброва М.С./

Подпись методиста ____________/Холмогорова А.В./