ТКУ РЯ_1
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Русский язык
Класс: 4В
Тема: «Безударные падежные окончания имен прилагательных»
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Цель: создание условий для закрепления, обобщения знаний о безударных падежных окончаниях имен прилагательных
Задачи:
Образовательная: расширять знания учащихся о безударных падежных окончаниях имен прилагательных.
Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать память, мышление и речь;
Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, прививать чувство любви и интереса к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Предметные: знать алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных,
уметь решать орфографические задачи на безударные гласные в окончаниях прилагательных; объяснять и применять способ проверки безударного падежного окончания прилагательного; определять падежную форму прилагательного.
Метапредметные:
познавательные: формулировать цель; осуществлять анализ, синтез, обобщение материала; сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку.
регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; устанавливать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; коллективно строить действия по ее достижению: проявлять готовность выполнять поручения;
Необходимые материалы и оборудование:
для учителя: компьютер, конспект, раздаточный материал (карточка для сам.раб.), презентация, карточки для рефлексии, карточки с задачами урока.
Используемые источники:
1. Технологическая карта урока «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных», [];
2. Ясова И.А., «Самостоятельная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных», [];
3. Парусова Т.В., «Безударные падежные окончания прилагательных», [].
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап мотивации к учебной деятельности Время: 0,5 минут | -Здравствуйте! Меня зовут … и сегодня я проведу урок русского языка. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнитесь. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для нашей работы | Дети проверяют свою готовность к уроку, приветствуют учителя. |
Этап актуализации Время: 3 минуты | Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Внимательно посмотрите на слайд. - Перед вами слова. Какие они? - Какую букву вы вставите на место окошек? Молоко, молодежь, солома, болото, соловей, лиловый, молоток - А сочетание, каких букв вы заметили в этих словарных словах? - Спишите словарные слова к себе в тетрадь, запомните, как они пишутся. Выполните орфографическую работу над словами: поставьте ударения, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить - Найдите слово, у которого букв больше, чем звуков и объясните. - А теперь вам надо найти в этих словах лишнее? Какое же это будет слово? - Что вы знаете про имя прилагательное? - Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Они позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делает нашу речь выразительнее и точнее. - Стихотворение Ю. Коваля Кругл…, тускл… солнце краснеет, Кругл…, тускл… солнце не греет. Между узорн… морозн… ветвей Сжался в комок озорн… воробей. - Прочтите эти строки. - Где пропущены буквы? - Что выражает окончание у имен прилагательных? - В какой позиции находится гласная в этой морфеме? - С какой же проблемой вы столкнулись? О чем вы говорили на прошлых уроках? | Открывают тетради, записывают число, классная работа. Обращают внимание на слайд. - словарные. - о – проверяем на слайде. - оло-. Записывают словарные слова в тетрадь, выполняют орфографическую работу. Находят слово, в котором букв больше, чем звуков. молодежь- 8б.7 зв., 3 слога, 3 гласных, 4 согласных. Находят лишнее слово. лиловый - это прилагательное, а все остальные слова существительные. - Прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой (м.р. –ый, -ий, -ой), какая (ж.р. –ая, -яя), какое (ср.р –ое, -ее), какие? В предложении является второстепенным членом «определением», согласуется с именем существительным, в роде (в ед.ч.) в падеже, в числе. Читают строки. - в окончании. - Грамматическое значение слова т е. форму падежа, рода, числа. - безударная. - Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. |
Целеполагание Время: 3 минуты | Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Какую цель мы поставим перед собой на урок, если у вас уже достаточной знаний по этой теме? Какие задачи в ходе урока мы должны будем решить, чтобы добиться поставленной цели? Предлагаю 1. Тренироваться … 2. Отрабатывать… 3. Закрепить … | Называют тему урока («Безударное падежное окончание имен прилагательных») Формулируют цель урока (Цель: упражняться в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных. Формулируют задачи урока (Задачи: #1058;ренироваться в выборе букве в безударных падежных окончаниях имен прилагательных. 2. Отрабатывать правописание окончаний имен прилагательных в Р.п. #1047;акрепить знания через самостоятельную работу. |
Открытие новых знаний Время: | Переходим к выполнению первой задачи. Обратимся к упр.155 на 58 странице учебника: «Наблюдается ли в безударных падежных окончаниях прилагательных обозначение гласных разными буквами?» - Какой известный способ проверки вы знаете? Выполним упр.156. Кто желает прочитать? Выполним работу по вариантам: 1 вариант – смородина, 2 вариант – малина. Запишите словосочетания с 3-4 прилагательными. Время на выполнение этого задания – 1,5 мин. Время закончилось. Приступим к проверке. Поставьте на полях, напротив этого упражнения, знак «+», если вам удалось справиться с ним без ошибок, знак «?», если допустили ошибку, и знак «-», если не справились. | Обращаются к упр.155. - по вопросу. Обращаются к упр. 156. Читают его. По вариантам выполняют упражнение. - Пример: смородина красная, кислая, мелкая, сочная. Малина спелая, красная, вкусная, сладкая. Проводят проверку задания. На полях ставят знаки «+», «-», «?». |
Применение полученных знаний Время: | Прочитаем упр.157. Работаем в парах, устно. Какие правила работы в парах вам известны? Время на выполнение – 1 минута. Перейдём к проверке. Запишем это в тетрадь. Кто желает поработать у доски? (несколько учащихся) Сравним ответы одноклассника на доске со своими. Всё верно? Поставьте на полях, напротив этого упражнения, знак «+», если вам удалось справиться с ним без ошибок, знак «?», если допустили ошибку, и знак «-», если не справились. Как вы считаете, какую задачу нам удалось выполнить? Отмечу её «галочкой». Отработаем правописание окончаний прилагательных в Р.п., выполнив упр.159. Прочитаем его. - Ответим на вопрос. Предлагаю выходить к доске по цепочке и записывать правильное написание. Незабываем комментировать свой ответ и выделять окончание. Поставьте на полях, напротив этого упражнения, знак «+», если вам удалось справиться с ним без ошибок, знак «?», если допустили ошибку, и знак «-», если не справились. Поднимите руку, кто считает, что нам удалось отработать правописание окончаний прилагательных в Р.п. Отмечу задачу «галочкой». | Работают с упр. 157 в парах, устно. Называют правила работы в парах. БелОЕ золото – хлопок, чернОЕ золото – нефть, голубОЙ экран - телевизор, пушистОЕ золото – меха, белАЯ олимпиада - зимняя, белЫЕ мухи – снег. Слово «золото» употреблено в переносном значении. Записывают устойчивые сочетания на доске и в тетради. Сравнивают ответы. Проводят самооценку: на полях ставят знаки «+», «-», «?». - Первую задачу. Читают упр.159. - Звучание одно, а написание другое. Выполняют упражнение на доске по цепочке и в тетради, комментируют ответ, выделяют окончание. Середина учебного года, кружка горячего молока, отъехал от большого дома, лист из толстого альбома, около загородного дома, приехал из ближнего села, на опушке соснового бора, из-за раскидистого дерева, с низкого старта, возле могучего дуба, из-за скучного разговора. Проводят самооценку: на полях ставят знаки «+», «-», «?». |
Самостоятельная работа Время: 5 минут | Сейчас поработаем самостоятельно. У вас на партах лежит карточка, подвиньте её. Кто желает прочитать задание? На выполнение этого задания у вас 4 минуты. Вставьте окончания прилагательных. Выдели их. Запишите вопрос. Спишите словосочетания в тетрадь. У лесн....... озера, с хорош...... аппетитом, от сильн...... ветра, за широк....... полем, на свеж....... воздухе, на нижн........ полке, неуклюж........ животное, ранн....... пташка, до поздн....... ночи, на верхн........ полке, к дальн........ деревням, от рыж........ плутовки, нет пассажирск....... поезда, у вежлив........ человека, с младш........ сестрой, без старш....... брата, близк....... друзья, соседн........ село, по широк......... полю, к горяч........ плите, сладк....... малину, за могуч....... елью, жгуч....... солнце, весенн...... свежестью, утренн....... заря. Время на выполнение этого задания закончилось. Оцените себя, напротив задания поставьте знак «+», если вам удалось справиться с ним без ошибок, знак «?», если допустили ошибку, и знак «-», если не справились. Какую задачу нам удалось выполнить? Отмечу её. | Работают самостоятельно. У лесного озера, с хорошим аппетитом, от сильного ветра, за широким полем, на свежем воздухе, на нижней полке, неуклюжее животное, ранняя пташка, до поздней ночи, на верхней полке, к дальним деревням, от рыжей плутовки, нет пассажирского поезда, у вежливого человека, с младшей сестрой, без старшего брата, близкие друзья, соседнее село, по широкому полю, к горячей плите, сладкую малину, за могучей елью, жгучее солнце, весенней свежестью, утренняя заря.
|
Подведение итогов урока Время: 2 минуты | Какая тема сегодня была на уроке? Какую цель мы ставили перед собой на урок? Поднимите руки, кто считает, что нам удалось её достичь. Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке? | Отвечают на вопросы учителя о теме, цели урока. Делятся впечатлениями и мнением. |
Рефлексия Время: 2 минуты | Прием «Незаконченные предложения» Дополните предложения: Я узнал… Было трудно… У меня получилось… Спасибо за работу. Встаем. Подровнялись. Урок закончен, можете прибирать рабочие места, готовиться к следующему уроку и идти на перемену. | Дополняют предложения. Готовятся к концу урока, прибирают рабочее место. |
/