Особенности использования разнообразных форм наглядности для усвоения метапредметных умений у младших школьников с задержкой психического развития
статья

Актуальность исследования обусловлена тем, что наибольшую группу детей с ограниченными возможностья здоровья  представляют дети с задержкой психического развития. Под задержкой психического развития (далее ЗПР) в современной литературе описываются довольно разные категории детей, для которых характерно временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, часто осложненное рядом расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха и неадекватного родительского отношения [Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Переход к ФГОС третьего поколения подразумевает интеграцию метапредметных знаний в образовательный процесс, что требует разработки новых подходов и методик.

У школьников с особыми образовательными потребностями с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, метапредметные учебные действия. Эти школьники затрудняются предлагать общие приемы решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на варианты решения задач. Им трудно понимать смысл художественных и познавательных текстов, устанавливать причинно-следственные связи. Учащиеся с особыми образовательными потребностями испытывают сложности в формировании и реализации компонентов универсальных учебных действий, связанных с организацией учебной деятельности – регулятивных. Это выражается в неумении поставить цель, в несоблюдении (или формальном соблюдении) основных этапов деятельности, т.е. целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, а также коррекции и оценки результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.18 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс формирования метапредметных результатов требует последовательного, научно обоснованного проектирования желаемых результатов. Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, объектом исследования которой выступает формирование метапредметных результатов обучения на уровне начального общего образования. Результатом изучения объекта исследования стало понимание, что метапредметность в образовании – это готовность младших школьников выражать ценностное отношение к изучаемым объектам; посредством логических рассуждений управлять знаниями и собственной учебной деятельностью на разных этапах решения учебной задачи.

Формирование метапредметных знаний обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса ‒ учебных предметов и включает следующее:

‒      способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

‒      способность к сотрудничеству и коммуникации;

‒      способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

‒      способность и готовность к использованию информационно-комму-никативных технологий (далее ‒ ИКТ) в целях обучения и развития;

‒      способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии

Формирование метапредметных знаний ориентировано на повышение общей культуры, культуры работы с информацией, диагностику, коррекцию и развитие познавательных процессов как психологического сопровождения формирования исследовательской деятельности, умения как творческого процесса, на саморазвитие ученика. Умения метапредметного обучения представляют собой тождественные элементы деятельностного воплощения изучаемых объектов и знаний, взаимодействия учащегося с социальным опытом.

Следует особо подчеркнуть, что метапредметные умения являются ключевыми и направляющими в осуществлении надпредметных (универсальных) учебных действий в изменяющихся условиях. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Младший школьник учится ориентироваться в полученной информации, пополнять, корректировать и продвигаться вперед, применяя универсальные учебные действия.

Для детей с ЗПР характерно, что отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже - слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Применение наглядного материала или готовых моделей вызывает живой интерес и обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, а также формирует устойчивое произвольное внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития

ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...

Особенности понимания текстов на уроках чтения глухими младшими школьниками имеющими задержку психического развития.

В работе рассматриваются следующие вопросы:-Проблема обучения чтению глухих детей-Проблема обучения чтению  глухих детей        с задержкой психического развити...

Статья по теме: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Статья по теме:«ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Мышление и его особенности у детей младшего шко...

Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

Особенности общения младших школьников с задержкой психического развития

Вопросы изучения общения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями изучены недостаточно. От уровня овладения коммуникативными навыками зависит успешность об...

Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"

В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....