классный час "Семья. Семейные ценности и традиции" 1 класс
классный час (1 класс)
Классный час в 1 кл, "Семья. Семейные ценности и традиции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_v_1_kl_dab_6_dek_2024_g.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Екатерининская средняя общеобразовательная школа»,
Третьяковского района, Алтайского края.
Классный час в 1 классе:
«Семья. Семейные ценности и традиции»
2024-2025 уч. год
Составила и провела:
Данилова Анна Борисовна,
учитель начальных классов.
с. Екатерининское, 2024 г.
Учитель: Данилова А.Б.
Класс: 1
Дата: 6.12.2024г.
Тема классного часа: «Семья. Семейные ценности и традиции».
Тип занятия: изучение новых знаний.
Форма: беседа-игра.
Цель: сформировать понятие о семье, ценностях и традициях семейных отношений.
Задачи:
- раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
- расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
- способствовать развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
- формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей;
- воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения.
Метапредметные УУД:
-формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);
-умение работать с различными источниками информации;
-формировать навыки делового сотрудничества, самоконтроля и взаимоконтроля.
Предметные:
-познакомить учащихся с понятием «семья», «генеалогическое древо», «семейные ценности», «традиции».
Коммуникативные:
-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию.
Основные методы:
1.По виду источника информации:
-словесные: объяснение, беседа, рассказ учащихся;
-наглядные: кроссворды, иллюстрации.
2. По виду учебной деятельности:
-проблемно-поисковый метод: поиск решения поставленных перед учащимися проблем.
-самостоятельный, практический, стимулирования, контроля, самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная,
индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение:
- Интернет-ресурсы.
Презентация «Семья», выход в интернет.
- Наглядные пособия.
Модель «Дома», «Облака слов», «Герб», «Ромашка», презентация, магнитная доска с опорными словами, раздаточный материал (для рефлексии - ромашки для самооценки, толковый словарь).
- Информационно-коммуникативные средства.
Фоновое музыкальное оформление, презентация к уроку.
Технические средства обучения.
Ноутбук, интерактивная панель, магнитная доска.
Методы работы: наглядный, беседа, проблемный диалог, поисковый метод (работа с информацией), работа по вопросам-опорам, моделирование.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная,
-групповая,
- фронтальная.
Виды деятельности учащихся:
- работа с моделью;
- работа с информаций из текста;
- работа с толковым словарём;
- творческое задание.
Формы контроля:
самооценка;
составление моделей;
Структура внеклассного мероприятия:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Первичное закрепление.
- Рефлексия.
Ход внеклассного мероприятия:
1.Организационный момент.
-Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята. Я рада видеть вас собравшихся вновь в одной компании! Надеюсь, что этот классный час не оставит вас равнодушными и принесет только положительные эмоции.
Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу.
(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)
2. Сообщение темы занятия.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это?
- Отгадайте ребус на слайде. (СЕМЬЯ)
- Сегодня мы будем говорить о семье. Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой, поговорим о семейных традициях.
- Итак, план нашего разговора: (на слайде)
1.Что такое семья?
2. Семейные традиции.
3. От чего зависит счастье семьи? Семейные ценности.
- Ребята, как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)
- Где ещё можно узнать значение этого слова? ( В толковом словаре, Интернете)
Работа в группах (первая группа ищет значение слова в толковом словаре, вторая – в интернете)
Выступление групп.
1) В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа близких родственников живущих вместе».
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, “Я” - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь “Я”!
-Семья – это родные люди, которые вместе живут, отдыхают, помогают друг другу. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди, близкие и дорогие – наша семья. Семья - это любовь и заботы, печали и радости, традиции и привычки. Это близкие друг другу люди, которых объединяют чувства, интересы, идеалы, отношение к жизни. 15 мая отмечается Международный день семьи.
Поиграем в игру « Угадай членов семьи»
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4 Ароматное варенье,
Пироги на угощенье
Вкусные оладушки
У любимой … (бабушки)
5. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
6 У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
7. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
Классный руководитель: В старину членов семьи называли « домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. разных поколений. Вы – одно поколение, младшее. Ваши родители – другое поколение. Бабушки и дедушки – старшее поколение.
В семье каждый из вас имеет множество воплощений.
Например, Ева - дочь, сестра, внучка, племянница.
А теперь посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
Игра « Кто кому кто?»
- Вероника, ты кто для мамы? - дочь
- Даша, у твоей мамы есть мама. Кто она тебе? – бабушка
- Кирилл, кто называет тебя сыном? – папа, мама
- Богдан, у твоего папы есть сестра. Кто она тебе? – тётя
- Полина, у твоей мамы есть ещё дети. Кто они тебе? – брат и сестра
-Как вы думаете, какие бывают семьи? (мнения детей)
-Семьи бывают разные. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа.
-Совершим путешествие по фотогалерее в ваши семьи (слайд)
-Кто желает рассказать нам о своей семье? Познакомить.
(Дети выходят к доске и рассказывают о своих семьях)
- Как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).
-Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе, встречаемся на улице, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Значит, нас тоже можно назвать семьей.
Физминутка А сейчас минута отдыха - игра, которая называется «Аплодисменты».
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
-кто похож сам на себя?
-у кого есть сестрёнки?
- у кого есть братишки?
- у кого есть и братишки и сестрёнки
- у кого пока никого нет?
-кого из вас назвали в честь кого-то из членов семьи?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
- Да, вы счастливые дети! Молодцы! Спасибо. Присаживайтесь.
(Слайд 7) Детки+предки
- А сейчас давайте прочтём название
- Кто такие детки?
- Кто такие предки?
Мы взрослые люди, у нас есть мамы и папы, а вам они кто?
(дедушки и бабушки)
- А мамы и папы дедушек и бабушек?
(прабабушки и прадедушки)
- Рассказать хочу вам детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами, кто возился в детстве с нами?
Это мама, это папа, это бабушка и дед,
Это прадед, он родился перед вами за 100 лет
Всё, что видим мы сейчас
Предки сделали для нас.
Лампа, туфли, телефон
Поезд, стулья, этот долг
Даже мяч, футбол, штаны,
Предки нам изобрели
Много-много лет назад,
Предки начали писать.
И от предков мы узнали,
В книгах предки написали,
Как возник наш род людской
И кто был до нас с тобой.
- Предки, наши родные, которые жили до нас, перед нами, а мы их потомки, живем после них, потом.
(Слайд 8) У каждого из нас имеются:
1(один) отец и одна мать,2(два) дедушки и две бабушки (предки ПЕРВОГО поколения)
4 прадедушки и 4 прабабушки (предки ВТОРОГО поколения), 8 пра-прадедушек и 8 пра-прабабушек (предки ТРЕТЬЕГО поколения)…
ПРЕДКОВ десятого поколения у каждого из нас насчитывается 2048 человек…
Чтобы сохранить в памяти своих родственников, люди придумали составлять генеалогическое древо. Это помогает систематизировать информацию об истории семьи. Дома вы с родителями выполняли проект по окружающему миру, составляли генеалогическое древо своей семьи.
Это удивительно... не будь из них кого-то одного и мы не появились бы на свет! Мир все равно бы существовал, но жили бы уже не мы, а другие люди.
Переходим ко второму вопросу. Что обозначает слово «традиция» ? Вот какое толкование этого слова дает С.И. Ожегов в своём словаре: Слайд 3
«ТРАДИЦИЯ - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)»
- Традиция эта очень важно. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Каждая семья отличается своими увлечениями
Любимые праздники ваших мам – дни рождения, Новый год, 8 Марта.
-А какие ваши любимые праздники?
-Как вы участвуете в подготовке семейных праздников?
-Кто приходит к вам в гости на праздники? (дети отвечают)
-Отмечать семейные праздники – это тоже семейная традиция. Одной из распространённых русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, всё меняется – меняются вкусы людей. И другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными. Назовите, какие блюда любят в ваших семьях? (дети рассказывают)
А в ваших семьях есть традиции? Хотите поделиться с нами?
У вас на столе лежат лепестки. По одному берём лепесток, выходим к доске, рассказываем о традиции ваших семей, а затем – прикрепляем к жёлтой серединке на доске.
-Ребята, какой цветок у нас получился? (Ромашка).
Белая ромашка - символ любви, чистоты, верности. Не бывает одинаковых цветов, они отличаются по величине, по количеству лепестков, формой. Так и наши семьи отличаются одна от другой. У каждой семьи свои привычки, традиции, уклад жизни. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.
- Спасибо, что познакомили нас с традициями ваших семей. Было очень интересно и полезно. Думаю, после ваших выступлений у кого – то в семье появятся новые традиции.
Осталось ответить на третий вопрос. Что же такое семейные ценности?
В Большой советской энциклопедии говорится: ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
В толковом словаре Ожегова ценности – это значимость, польза, полезность.
Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас, это мама и папа. Родителей надо уважать и оберегать их. Родители учат любви, уважению, пониманию и другим ценностям. Когда вы вырастите, ребята, у вас будут свои семьи.
- Как вы считаете, может ли счастье семьи зависеть только от того, что у неё есть дом? (Ответы) слайд дом
-Конечно, нет.
Что важно? ( Ответы)
-Важны отношения между членами семьи.
–Существует легенда о том, « Как появилась дружная семья».
Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь качеств…(учитель делает паузу)
-А каких, давайте из слов выберем и возьмём в наш дом только те слова, которые вы считаете нужными в отношениях между членами семьи.
(Забота, внимание, оскорбление, понимание, раздражение, вражда, любовь, обида, взаимопомощь, ссора, зло, радость, безразличие, уважение, наказание, доброта, тепло, отзывчивость, унижение, ласка).
Вот какой дом у нас получился. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
-Ребята, слышали ли вы такое выражение: «Мой дом – моя крепость”? Так говорят потому, что дом – это не просто крыша над головой, а место, где вас любят и ждут, принимают вас такими, какие вы есть, это то место, где человеку тепло и уютно. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
1 ученик. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
2 ученик Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
3 ученик. Семья – это труд, друг о друге забота,
4 ученик Семья – это много домашней работы.
5 ученик. Семья – это важно!
Семья – это сложно!
6 ученик: Но счастливо жить одному невозможно!
учитель: Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
-Вот вы говорите, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. У вас на столах лежат карточки, помогите деткам найти папу и маму.
работа в паре (группе) слайд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: оказывается и у животных есть папа и мама. Но у животных понятие "семья" не так тесно связано как у людей, за исключением лебедей, львов.
- Совсем недавно, 24 ноября, прошел значимый праздник для каждого из нас – День матери.
-На уроках изобразительного искусства и технологии, вы рисовали и изготавливали из шаблонов портреты своих мам, полюбуйтесь.
Вот такие сделали сувениры – подарки, записали видео поздравление посмотрите. (слайд)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!
7. Рефлексия.
-Наш классный час подходит к концу.
- А, сейчас я хочу предложить вам проверить себя, насколько хорошо вы поняли, что такое семья и как устроена жизнь в счастливой семье. Проверим?
«Незаконченное предложение».
-Предлагаю вам закончить предложения:
Моя семья - это… (
самое дорогое, что у меня есть, это люди, которые тебя любят)
Мои родители - это..
(самые близкие и дорогие мне люди)
Главное в семье - это
...(любовь и взаимопонимание)
Радость в моей семье - это
...(когда мы собираемся все вместе)
Мой дом - это
...(место, где мне хорошо и уютно, где меня любят и ждут)
Мне хотелось бы, чтобы в моей семье
...(никогда не случалось ничего плохого)
Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это
...(чтобы дети были здоровы и счастливы)
Я благодарен родителям за то, что
….(что они любят меня, заботятся обо мне)
Молодцы, ребята, справились с заданием.
-Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Пусть ваша семья, ребята, будет именно такой. Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты. Пусть в каждом вашем доме будет тепло и солнечно.
Желаю всем здоровья, счастья и мирного неба над головой!
- Покажите мне смайлик настроения.
-Покажите мне свою ладошку.
Если вы считаете, что вам было всё понятно – загните мизинчик,
Если, вам было интересно – загните безымянный пальчик,
Если вы считаете, что знания пригодятся вам в жизни – средний,
Если вам понравилось занятие – указательный.
У кого получился класс?
- Я желаю вам всем вот такого настроения на весь день!
- Ребята, вы молодцы, вы отлично поработали, справились со всеми заданиями.
- И заслужили награду.
- Нащупайте её под крышкой парты.
-Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семейные ценности" 4 класс
Классный час содержит беседу о семье, классном коллективе, игровые моменты для обсуждения темы "Моя семья. Семейные ценности"...
Классный час Семейные ценности
Для начальной школы...
Классный час "Семейные ценности"
Тема классного часа: «Семья и семейные ценности».Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», ...
классный час "Семейные ценности"
классный час посвящен семье, отношениям в семье, обязанностия и ценностям которые дороги каждой семье...
Классный час "Семейные ценности"
Сценарий классного часаПодробнее...
Классный час "Семейные ценности"
Воспитание уважения к членам семьи,заботливое отношение к близким людям....
классный час "Семейные ценности"
применение новых технологий...