Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Кузбасса
Управление образования администрации Прокопьевского МО
МБОУ «Прокопьевская СОШ» Прокопьевского МР
РАССМОТРЕНО методическим объединением классных руководителей Руководитель МО ________________________ Гайнцева И.В. [ приказ № ] от «___» _______ 2024 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР ________________________ Морозова Е.Н. [приказ № ] от «___» _______ 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ "Прокопьевская СОШ" _______________________ Волохова И.И. [приказ № ] от «___» _______ 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6407275)
Школьный театр «Балаганчик»
для обучающихся 1-4 классов
с.Верх-Егос 202
Содержание
1)пояснительная записка; | |
2) планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности; | |
3) содержание внеурочной деятельности, формы, виды деятельности | |
4) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Театр в начальной школе»
составлена в соответствии с нормативно-правовой базой: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 № 1576).Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"от 10.07.2015 № 26 (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
Цели:
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко - культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнёрства школы с семьёй.
Таким образом, основная цель рабочей программы курса внеурочной деятельности «Театр в начальной школе» является формирование коммуникативных умений, поддержка одарённых детей, воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Метапредметные:
1) формировать коммуникативные умения, такие как: включаться и поддерживать диалог, коллективное обсуждение; учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; научить слушать собеседника; научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; помочь формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
2) развивать умение проявлять инициативу и активность, планировать свою работу, сопоставлять свои достижения с заданными критериями.
Личностные:
3)формировать потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
4)целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Содержание программы обеспечивает преемственность с программами предметов (литературное чтение, русский язык, окружающий мир), является продолжением и дополнением содержания образования.
Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых результатов обучения): личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Программа разработана для параллели 1-4 классов, рассчитана на 34 часа год, 1час в неделю.
Отличительными особенностями и новизной программы является соединение в себе основных современных принципов в образовании:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности
-принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию; отбор и организация учебного материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях; использование различных организационных форм для включения каждого в общение; соблюдения условий, благоприятствующих общению.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коммуникативные умения:
Обучающийся научится:
·включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
·работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
·обращаться за помощью;
·формулировать свои затруднения;
·предлагать помощь и сотрудничество;
·слушать собеседника;
·договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·осуществлять взаимный контроль;
·адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Регулятивные умения:
Обучающийся научится:
·понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
·планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
·осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
·анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные умения:
Обучающийся научится:
·пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
·понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
·проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Личностные результаты:
У учеников будут сформированы:
·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
·целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
·осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
- СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ФОРМЫ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Театр в начальной школе» включает в себя следующие разделы: (Таблица№2)
1. «Мы играем – мы мечтаем!» (Введение ребёнка в мир театрального искусства)
2. Театр и речь. (Речь, как основное средство театрализованного искусства)
3. Основы актёрского мастерства. (Сценическое искусство: развитие игрового поведения, эстетических чувств)
4. Просмотр спектаклей в театрах города. («Творческая мастерская»)
5. Наш театр. (Самостоятельная театральная деятельность»: театрализованные игры, игры-драматизации, постановка спектаклей).
Таблица№1 «Разделы курса»
№ п/п | Тема раздела Форма занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Планируемые результаты |
1 | «Мы играем – мы мечтаем!» занятие – игра | 10 | игровая деятельность | умение участвовать в диалоге, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем взаимодействие учеников между собой на уровне класса |
2 | «Театр и речь» занятие - актёрский тренинг занятие – беседа занятие - экскурсия | 8 | познавательная деятельность | умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, взаимодействие ученика с учителем умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество |
досугово - развлекательная | «Основы актёрского мастерства» занятие - изучение основ сценического мастерства умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» | |||
3 | «Просмотр спектаклей в театрах города» занятие - просмотр спектакля занятие – беседа занятие - иллюстрирование | 4 | - социальное творчество - проблемно-ценностное общение | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; |
художественное творчество | умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» | |||
4 | «Наш театр» занятие - мастерская образа занятие - мастерская костюма, декораций занятие - инсценировка, постановка спектакля занятие - выступление | 11 | социальное творчество | разрабатывать единую тактику в театрализованных действиях, учитывая мнения партнеров |
исследование | умение разрабатывать единую тактику в театрализованных действиях, учитывая мнения партнеров, | |||
использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера, | ||||
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов умение выступать в роли актёра, зрителя, режиссёра. |
Приложение
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения 33 часа
№ п/п | Тема раздела, занятия | Количество часов | Планируемые результаты | ||
Всего | Тео рия | Прак ти ка | |||
Раздел №1 «Мы играем – мы мечтаем!» | 10 | – | 10 | умение участвовать в диалоге, умение слушать и вступать в диалог, | |
1 | Игры на развитие внимания и воображения. Игра «Построй фигуру»,
| 10 | – | 10 | участвовать в коллективном обсуждении проблем взаимодействие учеников между собой на уровне класса |
2 | Игры на развитие внимания и воображения. Игра «Повтори», «Чудо-юдо», Игра «Линейка-чудодейка» | 1 | 1 | формировать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. | |
3 | Игры на развитие внимания и воображения. Игра «Не ошибись!», «Насос» | 1 | 1 | радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма | |
4 | Игры на развитие внимания и воображения. Игра «Будь внимательным», «Мокрые котята», Игра «Какого цвета снег?»
| 1 | 1 | развитие внимания, мышления, воображения | |
5 | Игры на развитие внимания и воображения. Игра «Слушай бубен», «Снеговик», Игра «Куда лето прячется?» | 1 | 1 | развитие творческого воображения | |
6 | Игры на развитие внимания и воображения. Игра «Раз, раз-два», «Снежинки-ручейки», Игра «Иллюстрируем стишок» | 1 | 1 | развитие внимания, логического мышления, воображения | |
7 | Игры на развитие внимания и воображения. «Слушай команду», «Прекрасные цветы», Игра «Маленький гном» , | 1 | 1 | развитие внимания, логического мышления, воображения | |
8 | Игры на развитие внимания и воображения. Игра «Ищи пару», «Зернышко» | 1 | развитие внимания, творческого воображения | ||
9 | Игры на развитие внимания и воображения. Игра «Займи стульчик», «Карнавал животных» | 1 | развитие внимания, воображения, фантазии | ||
10 | Игры на развитие внимания и воображения. Игра «Цыплята» | 1 | развитие внимания, воображения | ||
Раздел №2 «Театр и речь» | 8 | 8 | умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, взаимодействие ученика с учителем | ||
11 | Художественно-эстетическое и речевое развитие. Рассматривание и анализ иллюстраций русских народных сказок. Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки», «Сказка за сказкой» | 8 | 8 | умение узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей | |
12 | Художественно-эстетическое и речевое развитие. Чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке. Заучивание отрывков из произведений | 1 | 1 | формировать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма | |
13 | Художественно-эстетическое и речевое развитие. Проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр. Лепка – герои сказки «Колобок» | 1 | 1 | умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки | |
14 | Художественно-эстетическое и речевое развитие. Отгадывание загадок по сказкам. Рисование - «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой», | 1 | 1 | совершенствовать умения самостоятельно выбирать сказку | |
15 | Художественно-эстетическое и речевое развитие. Составление иллюстраций раскрашивание иллюстраций к сказкам «Рисуем сказку вместе» | 1 | 1 | формирование у детей запаса литературных художественных впечатлений развитие творческой самостоятельности и эстетического вкуса | |
16 | Художественно-эстетическое и речевое развитие. Подвижные игры: «Гуси, гуси…», «Кот и мыши», «Кот в сапогах», «У медведя во бору», «Хитрая лиса» | 1 | 1 | умение пересказывать содержание; выражать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей | |
Раздел №3 «Просмотр спектаклей в театрах города» | 4 | – | 4 | ||
17 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 | – | 1 | умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» |
18 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 | 1 | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии | |
19 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 | – | 1 | умение высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей |
20 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 | – | 1 | умение высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей |
Раздел №4 «Наш театр» | 11 | – | 12 | ||
21 | Репетиция театральны постановок сказок «Колобок» | 12 | – | 12 | умение решать творческие задачи на уровне импровизаций |
22 | Репетиция театральных постановок сказок «Колобок» | 1 | 1 | развитие у детей: наблюдательности; творческой фантазии и воображения; внимания и памяти | |
23 | Репетиция театральных постановок сказок «Колобок» | 1 | 1 | развитие у детей: ассоциативного и образного мышления; чувства ритма | |
24 | Репетиция театральных постановок сказок «Колобок» | 1 | 1 | развитие у детей: раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка. развитие эмоциональности детей, в том числе способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию | |
25 | Репетиция театральных постановок сказок «Колобок» | 1 | 1 | развитие у детей: ассоциативного и образного мышления; чувства ритма | |
26 | Репетиция театральных постановок сказок «Курочка Ряба» | 1 | 1 | развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене | |
27 | Репетиция театральных постановок сказок «Курочка Ряба» | 1 | 1 | развитие умения анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя | |
28 | Репетиция театральных постановок сказок «Курочка Ряба» | 1 | 1 | раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка. развитие эмоциональности детей, в том числе способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию | |
29 | Репетиция театральных постановок сказок «Курочка Ряба» | 1 | 1 | развитие у детей: наблюдательности; творческой фантазии и воображения; внимания и памяти | |
Репетиция театральных постановок сказок «Курочка Ряба» | 1 | 1 | обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их творческих способностей | ||
30 | Репетиция театральных постановок сказок «Курочка Ряба» | 1 | развитие способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни | ||
31 | Репетиция театральных постановок сказок «Курочка Ряба» | 1 | 1 | развитие у детей: ассоциативного и образного мышления; чувства ритма | |
32 | Репетиция театральных постановок сказок «Курочка Ряба» | 1 | 1 | развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене | |
33 | Проверь себя. Тест «Есть ли у вас фантазия» Галина Скурат «Детский психологический театр» (развивающая работа с детьми и подростками) | 1 | 1 | формировать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества | |
Итого: | 33 | – | 33 |
2 год обучения 34 часа
№ п/п | Тема раздела, урока | Количество часов | Планируемые результаты | ||
Теория | Практика | ||||
Раздел «Театр и речь» | 10 | 3 | 6 | ||
1 | Дорога в театр. Вводное занятия. Консультации для родителей | 1 | – | 1 | умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество |
2 | В театре. Происхождение слова. Основные работники театра. Что такое театр. Разновидности театра. Практическое задание. | 1 | 1 | 1 | умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» |
3 | Кто такие скоморохи. Кукольный театр. | 1 | 1 | развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка | |
4 | 1 | формирует умения: выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене, образно мыслить, концертировать внимание, ощущать себя в музыкальном пространстве | |||
5 | Как создаётся спектакль. | 1 | 1 | – | умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество |
6 | Общие сведения, терминология. | 1 | 1 | формирует умения: выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене, образно мыслить, концертировать внимание | |
7 | Общие сведения, терминология. | 1 | формирует умения: выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене, образно мыслить, концертировать внимание | ||
8 | Общие сведения, терминология. | 1 | 1 | формирует умения: выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене, образно мыслить, концертировать внимание | |
9, 10, 11, 12 | Художественно-эстетическое и речевое развитие Упражнения на: | 4 | 4 | Дети смогут инсценировать небольшие стихотворения, взаимодействовать с партнером; Смогут проявлять умение импровизировать в песне, танце, игре; Дети научатся владеть пластикой, мимикой, выразительной речью, четкой дикцией; Дети узнают театральные термины: публика, афиша, пьеса, спектакль, капельдинер, антракт, кулисы, аплодисменты, репертуар, занавес, и т.д. Дети научатся свободно владеть связной речью; Будут самостоятельно следить за правильностью произношения звуков как в своей речи, так и в речи товарищей | |
Раздел «Основы актёрского мастерства» | 5 | 1 | 5 | умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» | |
13,14,15,16,17 | Мимика. Пантомима. Пантомимические этюды. | 1 | 5 | умение быть чувственным допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 3 | – | 3 | ||
18, 19 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 2 | – | формирует умения: выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене, образно мыслить, концертировать внимание | |
20 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 | – | 1 | умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» |
Раздел «Наш театр» | 14 | – | 16 | ||
21 | Настольный спектакль Работа над русскими народными сказками. «Петушок-золотой гребешок». | 1 | 4 | умение разрабатывать единую тактику в театрализованных действиях, учитывая мнения партнеров | |
22 | Настольный спектакль Работа над русскими народными сказками. «Петушок-золотой гребешок». | 1 | приобретение опыта решения коммуникативных задач в реальной жизни, а также активное участие в творческих постановках на площадках школы и города, | ||
23 | Настольный спектакль Работа над русскими народными сказками. «Петушок-золотой гребешок». | 1 | Повышение интереса к учебной деятельности и познавательная деятельность | ||
24 | Настольный спектакль Работа над русскими народными сказками. «Петушок-золотой гребешок». | 1 | развиваются психические процессы, формируется интерес | ||
25 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка» | 1 | – | 4 | способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов умение выступать в роли актёра, зрителя, режиссёр. |
26 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка» | 1 | доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию | ||
27 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка» | 1 | развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка | ||
28 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка» | 1 | активизация интереса к учебе, нравственное и духовное просвещение, совершенствование форм внеурочной деятельности, повышение эффективности урока | ||
29 | Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари, Б.Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | – | 4 | использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера, умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, взаимодействие ученика с учителем |
30 | Работа над спектаклем по сказкам Э. Успенского | 1 | – | 4 | способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов умение выступать в роли актёра, зрителя, режиссёр. |
31 | Работа над спектаклем по сказкам Э. Успенского | 1 | 1 | использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера, умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, взаимодействие ученика с учителем | |
32 | Работа над спектаклем по сказкам Э. Успенского | 1 | 1 | активизация интереса к учебе, нравственное и духовное просвещение, совершенствование форм внеурочной деятельности, повышение эффективности урока | |
33 | Работа над спектаклем по сказкам Э. Успенского | 1 | 1 | Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. | |
34 | Оформление фотовыставки «Волшебная сила театра» | 1 | |||
Итого | 34 | 4 | 30 |
3 год обучения 34часа
4 год обучения 34 часа
№ п/п | Тема раздела, урока | Количество часов | Планируемые результаты | ||
Всего | Теория | Прак тика | |||
Раздел «Театр и речь» | 3 | 3 | 3 | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства, | |
1-2 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург, художник. | 2 | 2 | 3 | овладеть соответствующей терминологией, знать профессии, связанные с театральной деятельностью |
3 | Театральные жанры. | 1 | 1 | – | |
Основы актёрского мастерства | 11 | 3 | 11 | формирование у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности; | |
4 | Язык жестов. | 1 | – | 1 | умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, |
5 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 1 | – | 1 | умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество |
6 | Интонация. | 1 | – | 1 | проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании |
7 | Темп речи. | 1 | – | 1 | уметь использовать художественные материалы |
8 | Рифма. | 1 | – | 1 | пользоваться и выделять приёмы анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей |
9 | Ритм. | 1 | – | 1 | |
10 | Считалка. | 1 | – | 1 | уметь использовать художественные материалы |
11 | Скороговорка. | 1 | – | 1 | понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; |
12 | Искусство декламации. | 1 | 1 | 1 | проводить сравнение и анализ поведения героя; |
13 | Импровизация. | 1 | 1 | 1 | умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами»; проявлять индивидуальные творческие способности |
14 | Диалог. Монолог. | 1 | 1 | 1 | умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 2 | – | 2 | осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития | |
15-16 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 2 | – | 2 | этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; |
Наш театр | 18 | – | 18 | ||
17-22 | Репетиция по сценарию «Новогодний каламбур» | 6 | 6 | умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для создания образа, овладеть элементами актерского мастерства; | |
23-28 | Работа над кукольным спектаклем спектаклем «Принцесса Сентябрина» Самерсета Моэма | 6 | 6 | умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для создания образа | |
29-33 | Работа по произведениям И.Пивоваровой «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»; А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 5 | – | 6 | умение слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; помочь формулировать собственное мнение и позицию; |
34 | Подведение итогов. Тест. | 1 | 6 | осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | |
Итого | 34 | 6 | 34 |
Учебно-методическая обеспечение
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр». Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова, Ершовой Т.Г. [29,30]
Также разработанная программа «Театр в школе» предполагает разные формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются с целью формирования коммуникативных умений и отработки отдельных сцен спектаклей.
Программа предусматривает использование основных форм проведения занятий:
- игра – беседа - иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства - мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценировка прочитанного произведения - постановка спектакля
- посещение спектакля - работа в малых группах
- актёрский тренинг – экскурсия
- выступление - диагностика
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному речевому и художественному развитию в дальнейшем.
Организация деятельности младших школьников по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Формы проведения занятий в урочное и внеурочное время:
- игра (направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, театрализованная деятельность, направленная на отработку дикции, артикуляции)
- беседа (направлена на формирование умения выражать своё отношение к героям, их поступкам при анализе произведения)
- иллюстрирование (после просмотра спектакля или прочтения произведения предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование)
- изучение основ сценического мастерства (призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями о театральном искусстве)
- мастерская костюма, декораций (совместное изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов)
- инсценировка прочитанного произведения, или отдельных частей, по желанию детей и педагога, изучаемых по программе: «Перспективная Начальная Школа» автора: литературное чтение, автора Н. А. Чураковой, и по разработанной программе «Театр в начальной школе»
- постановка спектакля (работа над постановкой во время генеральных репетиций, отработка отдельной части спектакля)
- посещение спектакля (просмотр спектакля в театрах города)
- работа в малых группах (развитие творческой активности школьников через решение определённых коммуникативных задач)
- актёрский тренинг (беседы и встречи с заслуженными актёрами и педагогами известных театров города М.В. Дюсметовой, И.В.Гоц)
- экскурсия (дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной тетра «Скоморох»)
- выступление (выступление с готовой постановкой на разных сценических площадках ДШИ, СОШ, ДОУ и т. д)
- диагностика (проводится во время занятий в три этапа направленная на выявление уровня коммуникативных умений)
Для правильной организации театральных занятий рекомендуется учитывать следующие принципы:
. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
. Сотрудничество детей друг с другом, взрослыми.
. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Но требования предъявляются не только к личностным и профессиональным качествам педагога, но и к организуемой им среде, которая помогает формированию коммуникативных умений:
. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
. Театрализованная деятельность должна быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
.Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных - воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.
Театрализованная деятельность должны быть различной по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
В том числе, педагогу необходимо учитывать планируемые результаты и уровень освоения коммуникативных умений обучающихся.
Мультимедийные ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=f8ZmRLZiIF8
https://www.youtube.com/watch?v=fOJWVqp9OJM
Ожидаемые результаты.
В конце 1-го года обучения дети должны уметь:
- Дать краткое словесное описание внешности и основных черт характера каждого члена группы.
- Найти оправдание любой произвольной позе (бытовое и в пределах сюжета).
- Узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу.
- Равномерно распределять свои движения в определенном ритме на определенный счет.
- Снимать наиболее значительные физические зажимы.
- Выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на сцене в течение 3-х минут.
- Описывать эмоции, испытываемые героем этюда или художественного произведения, и уметь дать им приблизительное истолкование.
- Переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не прерывая движения.
- Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Делать 5-10 артикуляционных упражнений.
- Овладеть 5-10 дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе.
- Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
- Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разным подтекстом.
- Выразительно прочитать наизусть диалог, произнося слова правильно, четко и с нужными интонациями.
В конце 2-го года обучения дети должны уметь:
- Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека.
- Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на реплику зрителей.
- Распределиться по площадке, не перекрывая друг друга.
- Выполнять упражнения по памяти физических действий (на выбор учащегося).
- Запоминать предложенные режиссером мизансцены.
- Выполнить простейшее задание и построить этюд в паре с любым партнером, выбранным педагогом.
- Двигаться цепочкой по комнате, закрыв глаза, за ведущим, глаза которого открыты, в течение 3-5 минут.
- Владеть техникой безопасного падения с места в любом направлении.
- Организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров.
- Овладеть гигиеническими навыками в обращении со сценическим гримом и знать общие принципы его наложения.
- Нарисовать эскиз костюма своего персонажа.
- Создать эскиз декорации к спектаклю.
- Самостоятельно готовить сцену, бутафорию, реквизит, костюмы к репетиции.
- Знать несколько дыхательных упражнений и уметь правильно выполнять их.
- Знать 5-10 сложных звукосочетаний и уметь отчетливо произносить их в темпе, заданном педагогом.
- Уметь управлять громкостью голоса во время дирижирования педагога и при самостоятельном контроле.
- Иметь общее представление об основных этапах истории зарубежного театра, о творчестве крупнейших актеров и драматургов.
- Реализовать полученные навыки в конкретной творческой работе, участвуя в мероприятиях.
В конце 3-го – 4-го года обучения дети должны уметь:
- Показать индивидуальный этюд, по опорным словам, коллективный этюд с 1-3 партнерами.
- Описывать картины, возникающие перед внутренним взором.
- Рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов.
- Описать собственные эмоции, испытываемые от созерцания произведений искусства, явлений природы.
- Запомнить свои места в течение 3-4 перемещений.
- Воспроизвести расположение группы из 58 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены педагогом.
- Запомнить свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда и суметь в течение данного урока повторить ее.
- Воспроизвести мизансцену, построенную другим учеником, в точности повторить ее.
- Двигаясь по сценической площадке, равномерно заполнять ее.
- Распределиться по площадке таким образом, чтобы выделить главного персонажа.
- Пройти с закрытыми глазами через лабиринт из 5-7 стульев по маршруту, указанному педагогом: сначала двигаться вперед, а потом возвратиться по тому же пути, пятясь.
- Воспроизводить в пространстве плоскостную мизансцену жанровой картины.
- Находить элементы характерного поведения персонажа.
- Выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами).
- Самостоятельно выполнять комплекс дыхательных упражнений.
- Выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале.
- Произнести скороговорку или несложное стихотворение, с учетом 1-2 обстоятельств, предложенных педагогом.
- Прочитать с листа стихи или прозу, расставляя в них логические ударения.
- Иметь представление об основных этапах развития русского театра, о творчестве выдающихся русских актеров, режиссеров и драматургов.
- Реализовать полученные навыки в спектаклях, которые играются для зрителей в конце учебного года.
Формы и виды контроля и подведения итогов освоения всей программы.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
-текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; диагностика.
-промежуточный контроль – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
-итоговый контроль – открытые занятия, спектакли, диагностика, отзывы коллег, родителей, детей.
В течение учебного года воспитанники принимают участие в конкурсах и фестивалях чтецов, инсценировок и др. В конце каждого года проводится итоговое занятие или выступление на мероприятиях.
Текущий контроль обеспечивается методикой, демонстрирующей уровень развития следующих параметров:
- актерские навыки;
- чувство ритма;
- импровизация;
- сценическая речь;
- сценическое общение.
Контроль осуществляется 2 раза в год – на начало и конец года, и итоговый – на конец обучения по программе. Параметры оцениваются по 10 - бальной системе и фиксируются в таблице.
№ п/п | Ф.И.О воспитанника | Актерские навыки | Чувство ритма | Импровизация | Сценическая речь | Сценическое общение | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
В конце учебного года составляется график, позволяющий визуально оценить динамику развития параметров.
Формой подведения итогового контроля можно считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, диагностика.
Итог курса по программе «Театр в школе» - это приобретение опыта решения коммуникативных задач в реальной жизни, а также активное участие в творческих постановках на площадках школы и города, умение выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Список используемой литературы и интернет источников:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
4. https://pptcloud.ru/mxk/teatr
5. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/06/v-pomoshch-rukovoditelyu-teatralnogo-kruzhka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...