Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа

Мельник Ангелина Константиновна

Школьный таетр "Балаганчик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_shkolnyy_teatr.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Кузбасса 

Управление образования администрации Прокопьевского МО

МБОУ «Прокопьевская СОШ» Прокопьевского МР

РАССМОТРЕНО

методическим объединением классных руководителей Руководитель МО

________________________

Гайнцева И.В.

[ приказ №   ]

от «___» _______   2024 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по ВР

________________________

Морозова Е.Н.

[приказ №   ]

от «___» _______   2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ "Прокопьевская СОШ"

_______________________

Волохова И.И.

[приказ №   ]

от «___» _______   2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ID 6407275)

Школьный театр «Балаганчик»

для обучающихся 1-4 классов

с.Верх-Егос 202

        Содержание

1)пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;

3) содержание внеурочной деятельности, формы, виды деятельности

4) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Театр в начальной школе»

 составлена в соответствии с нормативно-правовой базой: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 № 1576).Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"от 10.07.2015 № 26  (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

Цели:

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко - культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнёрства школы с семьёй.

Таким образом, основная цель  рабочей программы курса  внеурочной деятельности «Театр в начальной школе» является формирование коммуникативных умений, поддержка одарённых детей, воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

Метапредметные:

1) формировать коммуникативные умения, такие как: включаться и поддерживать диалог, коллективное обсуждение; учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; научить слушать собеседника; научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; помочь формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

2) развивать умение  проявлять инициативу и активность, планировать свою работу, сопоставлять свои достижения с заданными критериями.

Личностные:

3)формировать потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

4)целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  1. осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Содержание  программы обеспечивает  преемственность   с программами  предметов  (литературное чтение, русский язык, окружающий мир), является продолжением и дополнением содержания образования.

Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых  результатов обучения): личностных, метапредметных  (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Программа разработана для параллели 1-4  классов, рассчитана на 34 часа год, 1час в неделю.

Отличительными особенностями и новизной программы является соединение в себе основных современных принципов в образовании:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика) 

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности

 -принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию; отбор и организация  учебного  материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях; использование различных организационных форм для включения каждого в общение; соблюдения условий, благоприятствующих общению.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коммуникативные умения:

Обучающийся научится:

·включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·обращаться за помощью;

·формулировать свои затруднения;

·предлагать помощь и сотрудничество;

·слушать собеседника;

·договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·осуществлять взаимный контроль;

·адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Регулятивные умения:

Обучающийся научится:

·понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные умения:

Обучающийся научится:

·пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Личностные результаты:

У учеников будут сформированы:

·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ФОРМЫ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Театр в начальной школе» включает в себя следующие разделы: (Таблица№2)

1. «Мы играем – мы мечтаем!» (Введение ребёнка в мир театрального искусства)

2. Театр и речь. (Речь, как основное средство театрализованного искусства)

3. Основы актёрского мастерства. (Сценическое искусство: развитие игрового поведения, эстетических чувств)

4. Просмотр спектаклей в театрах города. («Творческая мастерская»)

5. Наш театр.  (Самостоятельная театральная деятельность»: театрализованные игры, игры-драматизации, постановка спектаклей).

Таблица№1 «Разделы курса»

№ п/п

Тема раздела

Форма занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемые результаты

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

занятие – игра

10

игровая деятельность

умение участвовать в диалоге, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

взаимодействие учеников между собой на уровне класса

2

«Театр и речь»

занятие - актёрский тренинг

занятие – беседа

занятие - экскурсия

8

познавательная деятельность

умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства,

взаимодействие ученика с учителем

умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество

досугово - развлекательная

«Основы актёрского мастерства»

занятие - изучение основ сценического мастерства

умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы

умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами»

3

«Просмотр спектаклей в театрах города»

занятие - просмотр спектакля

занятие – беседа

занятие - иллюстрирование

4

- социальное творчество

- проблемно-ценностное общение

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

художественное творчество

умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами»

4

«Наш театр»

занятие - мастерская образа

занятие - мастерская костюма, декораций

занятие - инсценировка, постановка спектакля

занятие - выступление

11

социальное творчество

разрабатывать единую тактику в театрализованных действиях, учитывая мнения партнеров

исследование

умение разрабатывать единую тактику в театрализованных действиях, учитывая мнения партнеров,

использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера,

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

умение выступать в роли актёра, зрителя, режиссёра.


Приложение

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения 33 часа

№ п/п

Тема раздела, занятия

Количество часов

Планируемые результаты

Всего

Тео

рия

Прак

ти

ка

Раздел №1 «Мы играем – мы мечтаем!»

10

10

умение участвовать в диалоге, умение слушать и вступать в диалог,

1

Игры на развитие внимания и воображения.

Игра «Построй фигуру»,
«Зеркало»,
 Игра «Удивительный квадрат»

 

10

10

участвовать в коллективном обсуждении проблем

взаимодействие учеников между собой на уровне класса

2

Игры на развитие внимания и воображения.

Игра «Повтори», «Чудо-юдо», Игра «Линейка-чудодейка»

1

1

формировать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. 

3

Игры на развитие внимания и воображения.

Игра «Не ошибись!», «Насос»

1

1

радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма

4

Игры на развитие внимания и воображения.

Игра «Будь внимательным», «Мокрые котята», Игра «Какого цвета снег?»

 

1

1

развитие внимания, мышления, воображения

5

Игры на развитие внимания и воображения.

Игра «Слушай бубен», «Снеговик», Игра «Куда лето прячется?»

1

1

развитие творческого воображения

6

Игры на развитие внимания и воображения.

Игра «Раз, раз-два», «Снежинки-ручейки», Игра «Иллюстрируем стишок»

1

1

развитие внимания, логического мышления, воображения

7

Игры на развитие внимания и воображения.

«Слушай команду», «Прекрасные цветы», Игра «Маленький гном»

,

1

1

развитие внимания, логического мышления, воображения

8

Игры на развитие внимания и воображения.

Игра «Ищи пару», «Зернышко»

1

развитие внимания, творческого воображения

9

Игры на развитие внимания и воображения.

Игра «Займи стульчик», «Карнавал животных»

1

развитие внимания, воображения, фантазии

10

Игры на развитие внимания и воображения.

Игра «Цыплята»

1

развитие внимания, воображения

Раздел №2 «Театр и речь»

8

8

умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, взаимодействие ученика с учителем

11

Художественно-эстетическое и речевое развитие.

Рассматривание и анализ иллюстраций русских народных сказок.

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки», «Сказка за сказкой»

8

8

умение узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей

12

Художественно-эстетическое и речевое развитие.

Чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке. Заучивание отрывков из произведений

1

1

формировать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма

13

Художественно-эстетическое и речевое развитие.

Проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр. Лепка – герои сказки «Колобок»

1

1

умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки

14

Художественно-эстетическое и речевое развитие.

Отгадывание загадок по сказкам.

Рисование - «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»,

1

1

совершенствовать умения самостоятельно выбирать сказку

15

Художественно-эстетическое и речевое развитие.

Составление иллюстраций раскрашивание иллюстраций к сказкам «Рисуем сказку вместе»

1

1

формирование у детей запаса литературных художественных впечатлений

 развитие творческой самостоятельности и эстетического вкуса

16

Художественно-эстетическое и речевое развитие.

Подвижные игры: «Гуси, гуси…», «Кот и мыши», «Кот в сапогах», «У медведя во бору», «Хитрая лиса»

1

1

умение пересказывать содержание; выражать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей

Раздел №3 «Просмотр спектаклей в театрах города»

4

4

17

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

1

умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами»

18

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

1

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

19

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

1

умение высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей

20

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

1

умение высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей

Раздел №4  «Наш театр»

11

12

21

Репетиция театральны постановок сказок «Колобок»

12

12

умение решать творческие задачи на уровне импровизаций

22

Репетиция театральных постановок сказок «Колобок»

1

1

развитие у детей: наблюдательности;

творческой фантазии и воображения;

внимания и памяти

23

Репетиция театральных постановок сказок «Колобок»

1

1

развитие у детей:

ассоциативного и образного мышления; чувства ритма

24

Репетиция театральных постановок сказок «Колобок»

1

1

развитие у детей:

раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка.

развитие эмоциональности детей, в том числе способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию

25

Репетиция театральных постановок сказок «Колобок»

1

1

развитие у детей:

ассоциативного и образного мышления; чувства ритма

26

Репетиция театральных постановок сказок «Курочка  Ряба»

1

1

развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене

27

Репетиция театральных постановок сказок «Курочка  Ряба»

1

1

развитие умения анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя

28

Репетиция театральных постановок сказок «Курочка  Ряба»

1

1

раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка.

развитие эмоциональности детей, в том числе способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию

29

Репетиция театральных постановок сказок «Курочка  Ряба»

1

1

развитие у детей: наблюдательности;

творческой фантазии и воображения;

внимания и памяти

Репетиция театральных постановок сказок «Курочка  Ряба»

1

1

обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их творческих способностей

30

Репетиция театральных постановок сказок «Курочка  Ряба»

1

развитие  способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни

31

Репетиция театральных постановок сказок «Курочка  Ряба»

1

1

развитие у детей: ассоциативного и образного мышления;

чувства ритма

32

Репетиция театральных постановок сказок «Курочка  Ряба»

1

1

развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене

33

Проверь себя. Тест «Есть ли у вас фантазия» Галина Скурат «Детский психологический театр» (развивающая работа с детьми и подростками)

1

1

формировать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества

Итого:

33

33


2 год обучения 34 часа

№ п/п

Тема раздела,

урока

Количество часов

Планируемые результаты

Теория

Практика

Раздел «Театр и речь»

10

3

6

1

Дорога в театр.

 Вводное занятия.

Консультации для родителей
Знакомство с планом занятий. Входной тест.

1

1

умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество

2

В театре.

Происхождение слова.

Основные работники театра.

Что такое театр.

Разновидности театра.

Практическое задание.

1

1

1

умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы

умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами»

3

Кто такие скоморохи.

Кукольный театр.

1

1

развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка

4

Путешествие в музыкальный театр

1

формирует умения: выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене, образно мыслить, концертировать внимание, ощущать себя в музыкальном пространстве

5

Как создаётся спектакль.

1

1

умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество

6

Кукольный театр.

Общие сведения, терминология.
Версии происхождения кукол.
История.
Виды театральных кукол

1

1

формирует умения: выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене, образно мыслить, концертировать внимание

7

Кукольный театр.

Общие сведения, терминология.
Версии происхождения кукол.
История.
Виды театральных кукол

1

формирует умения: выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене, образно мыслить, концертировать внимание

8

Кукольный театр.

Общие сведения, терминология.
Версии происхождения кукол.
История.
Виды театральных кукол

1

1

формирует умения: выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене, образно мыслить, концертировать внимание

9, 10, 11, 12

Художественно-эстетическое и речевое развитие

Упражнения на:
- активизацию общения,
-речевое дыхание,
-выработку дикции,
- формирование интонационной выразительности.
Скороговорки, чистоговорки.

4

4

 Дети смогут инсценировать небольшие стихотворения, взаимодействовать с партнером;

Смогут проявлять умение импровизировать в песне, танце, игре;

Дети научатся владеть пластикой, мимикой, выразительной речью, четкой дикцией;

Дети узнают театральные термины: публика, афиша, пьеса, спектакль, капельдинер, антракт, кулисы, аплодисменты, репертуар, занавес, и т.д.

Дети научатся свободно владеть связной речью;

Будут самостоятельно следить за правильностью произношения звуков как в своей речи, так и в речи товарищей

Раздел «Основы актёрского мастерства»

5

1

5

умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы

умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами»

13,14,15,16,17

Мимика. Пантомима.

Пантомимические этюды.
Пластические этюды.
Пальчиковые этюды.
Подвижные игры с элементами драматизации.

1

5

умение быть чувственным допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

3

3

18, 19

Просмотр спектаклей в театрах города.

2

формирует умения: выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене, образно мыслить, концертировать внимание

20

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

1

умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами»

Раздел «Наш театр»

14

16

21

Настольный спектакль

Работа над русскими народными сказками. «Петушок-золотой гребешок».

1

4

умение разрабатывать единую тактику в театрализованных действиях, учитывая мнения партнеров

22

Настольный спектакль

Работа над русскими народными сказками. «Петушок-золотой гребешок».

1

приобретение опыта решения коммуникативных задач в реальной жизни, а также активное участие в творческих постановках на площадках школы и города,

23

Настольный спектакль

Работа над русскими народными сказками. «Петушок-золотой гребешок».

1

Повышение интереса к учебной деятельности и познавательная деятельность

24

Настольный спектакль

Работа над русскими народными сказками. «Петушок-золотой гребешок».

1

развиваются психические процессы, формируется интерес

25

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка»

1

4

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

умение выступать в роли актёра, зрителя, режиссёр.

26

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка»

1

доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию

27

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка»

1

развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка

28

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка»

1

активизация интереса к учебе, нравственное и духовное просвещение, совершенствование форм внеурочной деятельности, повышение эффективности урока

29

Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам

Дж. Родари, Б.Окуджава «Прелестные приключения»

1

4

использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера,

умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства,

взаимодействие ученика с учителем

30

Работа над спектаклем по сказкам Э. Успенского

1

4

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

умение выступать в роли актёра, зрителя, режиссёр.

31

Работа над спектаклем по сказкам Э. Успенского

1

1

использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера,

умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства,

взаимодействие ученика с учителем

32

Работа над спектаклем по сказкам Э. Успенского

1

1

активизация интереса к учебе, нравственное и духовное просвещение, совершенствование форм внеурочной деятельности, повышение эффективности урока

33

Работа над спектаклем по сказкам Э. Успенского

1

1

Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.

34

Оформление фотовыставки «Волшебная сила театра»
Подведение итогов, обобщение опыта работы.

1

Итого

34

4

30


3 год обучения 34часа

№ п/п

Тема раздела,

урока

Количество часов

Планируемые результаты

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр и речь»

11

11

6

1

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

1

3

3

формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства

2

Древнегреческий театр.

1

1

формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства

3

Театр «Глобус».

1

1

формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства

4

Театр под крышей.

1

1

овладеть соответствующей терминологией, знать профессии, связанные с театральной деятельностью

5

Современный театр.

1

1

формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства

6

Театральный билет.

1

1

формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства

7

Театр кукол.

1

1

формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства

8

Музыкальный театр.

1

1

формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства

9

Цирк.

1

1

формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства

10

Музыкальное сопровождение

Звуки и шумы.

1

1

1

формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства

11

Зритель в зале.

1

1

1

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

2

2

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития

12

Просмотр спектаклей в театрах города.

1

1

умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль

13

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

1

включаться  и поддерживать диалог, коллективное обсуждение;

учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

 обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

 предлагать помощь и сотрудничество;

Основы актёрского мастерства

4

1

3

14

Театральный этюд. Виды этюдов.

Одиночный этюд как несколько расширенное упражнение на освоение простейшей жизненной ситуации (с определенной целью открыть дверь или переставить мебель)

1

1

3

способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

нужно освоить (понять и почувствовать) логику и последовательность малых физических действий в их непрерывной цепочке,

эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие

15

Одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами 

1

воспитание чувства непрерывности, логически развивающегося действия

16

Этюды типа «цирк». «Зверинец», имитация исполнительской манеры известных эстрадных певцов

1

выявляющие острую характерность и воспитывающие актерскую смелость

17

Групповые этюды. «Виден, слышен, не мешаю главному»

1

 воспитание импровизационного самочувствия или чувства мизансцены 

Наш театр

17

11

18

Работа над спектаклем «Каплик»

1

2

умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

19

Работа над спектаклем «Каплик»

1

нравственно-эстетические преобразования в личности участника, исполнителя

20

Рождественские мастерские. Работа над спектаклем «Каплик»

1

формирование художественно-исполнительских навыков у участников и их нравственно-эстетическое развитие, формирование общей культуры поведения

21

Рождественские мастерские. Работа над спектаклем «Каплик»

1

положительным образом влияет на нравственный настрой исполнителей, развитие их эстетической культуры

22

Рождественские мастерские. Репетиция. Индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне»

1

3

взаимодействие ученика с учителем; ученика-ученика

23

Репетиция. Индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне»

1

 умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для создания образа, овладеть элементами актерского мастерства

24

Репетиция. Индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне»

1

осуществлять взаимный контроль; умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

25

Репетиция. Индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне»

1

научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему

26

Репетиция  по произведению «Сказка о пользе учения и о великой силе любви»

1

1

умение слушать собеседника

27

Репетиция  по произведению «Сказка о пользе учения и о великой силе любви»

1

помочь формулировать собственное мнение и позицию;

28

Репетиция  по произведению «Сказка о пользе учения и о великой силе любви»

1

умение анализировать и понимать роль

29

Репетиция  по произведению «Сказка о пользе учения и о великой силе любви»

1

умение выбирать и применять средства выразительности для создания образа, овладеть элементами актерского мастерства

30

 Театральные гостиные

Читаем играем классиков

1

1

умение анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для  создания образа

31

Театральные гостиные

Читаем играем классиков

1

осуществлять взаимный контроль; умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

осуществлять взаимный контроль; умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

32

Театральные гостиные

Читает автор

1

осуществлять взаимный контроль; умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

33

Театральные гостиные

Читает автор

1

осуществлять взаимный контроль; умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

34

Творческий отчёт. Тест.

1

осуществлять взаимный контроль; умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Итого

34

12

22


4 год обучения 34 часа

№ п/п

Тема раздела,

урока

Количество часов

Планируемые результаты

Всего

Теория

Прак

тика

Раздел «Театр и речь»

3

3

3

формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства,

1-2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург, художник.

2

2

3

овладеть соответствующей терминологией, знать профессии, связанные с театральной деятельностью

3

Театральные жанры.

1

1

Основы актёрского мастерства

11

3

11

формирование у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности;

4

Язык жестов.

1

1

умение решать творческие задачи на уровне импровизаций,

5

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

1

умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество

6

Интонация.

1

1

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании

7

Темп речи.

1

1

уметь использовать художественные материалы

8

Рифма.

1

1

пользоваться и выделять приёмы анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей

9

Ритм.

1

1

10

Считалка.

1

1

уметь использовать художественные материалы

11

Скороговорка.

1

1

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

12

Искусство декламации.

1

1

1

проводить сравнение и анализ поведения героя;

13

Импровизация.

1

1

1

умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами»;

проявлять индивидуальные творческие способности

14

Диалог. Монолог.

1

1

1

умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами»

умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

2

2

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития

15-16

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

2

2

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

Наш театр

18

18

17-22

Репетиция по сценарию «Новогодний каламбур»

6

6

умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для  создания образа,

овладеть элементами актерского мастерства;

23-28

Работа над кукольным спектаклем спектаклем «Принцесса Сентябрина» Самерсета Моэма

6

6

умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для  создания образа

29-33

Работа по произведениям И.Пивоваровой «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»; А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

5

6

умение слушать собеседника;  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; помочь формулировать собственное мнение и позицию;

34

Подведение итогов. Тест.

1

6

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Итого

34

6

34


Учебно-методическая обеспечение

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр». Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова, Ершовой Т.Г. [29,30]

Также разработанная программа «Театр в школе» предполагает разные формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются с целью формирования коммуникативных умений и отработки отдельных сцен спектаклей.

Программа предусматривает использование основных форм проведения занятий:

  • игра – беседа - иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства  - мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценировка прочитанного произведения - постановка спектакля
  • посещение спектакля - работа в малых группах
  • актёрский тренинг – экскурсия
  • выступление - диагностика

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному речевому и художественному развитию в дальнейшем.

Организация деятельности младших школьников по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Формы проведения занятий в урочное и внеурочное время:

  • игра (направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, театрализованная деятельность, направленная на отработку дикции, артикуляции)
  • беседа (направлена на формирование умения выражать своё отношение к героям, их поступкам при анализе произведения)
  • иллюстрирование (после просмотра спектакля или прочтения произведения предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование)
  • изучение основ сценического мастерства (призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями о театральном искусстве)
  • мастерская костюма, декораций (совместное изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов)
  • инсценировка прочитанного произведения, или отдельных частей, по желанию детей и педагога, изучаемых по программе: «Перспективная Начальная Школа» автора: литературное чтение, автора Н. А. Чураковой,  и по разработанной программе «Театр в начальной школе»
  • постановка спектакля (работа над постановкой во время генеральных репетиций, отработка отдельной части спектакля)
  • посещение спектакля (просмотр спектакля в театрах города)
  • работа в малых группах (развитие творческой активности школьников через решение определённых коммуникативных задач)
  • актёрский тренинг (беседы и встречи с заслуженными актёрами и педагогами известных театров города М.В. Дюсметовой, И.В.Гоц)
  • экскурсия (дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной тетра «Скоморох»)
  • выступление (выступление с готовой постановкой на разных сценических площадках ДШИ, СОШ, ДОУ и т. д)
  • диагностика (проводится во время занятий в три этапа направленная на выявление уровня коммуникативных умений)

Для правильной организации театральных занятий рекомендуется учитывать следующие принципы:

 . Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

. Сотрудничество детей друг с другом, взрослыми.

. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Но требования предъявляются не только к личностным и профессиональным качествам педагога, но и к организуемой им среде, которая помогает формированию коммуникативных умений:

. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

. Театрализованная деятельность должна быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

 .Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных - воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.

Театрализованная  деятельность должны быть различной по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

В том числе, педагогу необходимо учитывать планируемые результаты и уровень освоения коммуникативных умений  обучающихся.

Мультимедийные ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=f8ZmRLZiIF8

http://vk.com/utvstandart

https://www.youtube.com/watch?v=fOJWVqp9OJM

Ожидаемые результаты.

В конце 1-го года обучения дети должны уметь:

  • Дать краткое словесное описание внешности и основных черт характера каждого члена группы.
  • Найти оправдание любой произвольной позе (бытовое и в пределах сюжета).
  • Узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу.
  • Равномерно распределять свои движения в определенном ритме на определенный счет.
  • Снимать наиболее значительные физические зажимы.
  • Выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на сцене в течение 3-х минут.
  • Описывать эмоции, испытываемые героем этюда или художественного произведения, и уметь дать им приблизительное истолкование.
  • Переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не прерывая движения.
  • Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  • Делать 5-10 артикуляционных упражнений.
  • Овладеть 5-10 дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе.
  • Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
  • Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разным подтекстом.
  • Выразительно прочитать наизусть диалог, произнося слова правильно, четко и с нужными интонациями.

В конце 2-го года обучения дети должны уметь:

  • Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека.
  • Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на реплику зрителей.
  • Распределиться по площадке, не перекрывая друг друга.
  • Выполнять упражнения по памяти физических действий (на выбор учащегося).
  • Запоминать предложенные режиссером мизансцены.
  • Выполнить простейшее задание и построить этюд в паре с любым партнером, выбранным педагогом.
  • Двигаться цепочкой по комнате, закрыв глаза, за ведущим, глаза которого открыты, в течение 3-5 минут.
  • Владеть техникой безопасного падения с места в любом направлении.
  • Организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров.
  • Овладеть гигиеническими навыками в обращении со сценическим гримом и знать общие принципы его наложения.
  • Нарисовать эскиз костюма своего персонажа.
  • Создать эскиз декорации к спектаклю.
  • Самостоятельно готовить сцену, бутафорию, реквизит, костюмы к репетиции.
  • Знать несколько дыхательных упражнений и уметь правильно выполнять их.
  • Знать 5-10 сложных звукосочетаний и уметь отчетливо произносить их в темпе, заданном педагогом.
  • Уметь управлять громкостью голоса во время дирижирования педагога и при самостоятельном контроле.
  • Иметь общее представление об основных этапах истории зарубежного театра, о творчестве крупнейших актеров и драматургов.
  • Реализовать полученные навыки в конкретной творческой работе, участвуя в мероприятиях.

В конце 3-го – 4-го года обучения дети должны уметь:

  • Показать индивидуальный этюд, по опорным словам, коллективный этюд с 1-3 партнерами.
  • Описывать картины, возникающие перед внутренним взором.
  • Рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов.
  • Описать собственные эмоции, испытываемые от созерцания произведений искусства, явлений природы.
  • Запомнить свои места в течение 3-4 перемещений.
  • Воспроизвести расположение группы из 58 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены педагогом.
  • Запомнить свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда и суметь в течение данного урока повторить ее.
  • Воспроизвести мизансцену, построенную другим учеником, в точности повторить ее.
  • Двигаясь по сценической площадке, равномерно заполнять ее.
  • Распределиться по площадке таким образом, чтобы выделить главного персонажа.
  • Пройти с закрытыми глазами через лабиринт из 5-7 стульев по маршруту, указанному педагогом: сначала двигаться вперед, а потом возвратиться по тому же пути, пятясь.
  • Воспроизводить в пространстве плоскостную мизансцену жанровой картины.
  • Находить элементы характерного поведения персонажа.
  • Выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами).
  • Самостоятельно выполнять комплекс дыхательных упражнений.
  • Выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале.
  • Произнести скороговорку или несложное стихотворение, с учетом 1-2 обстоятельств, предложенных педагогом.
  • Прочитать с листа стихи или прозу, расставляя в них логические ударения.
  • Иметь представление об основных этапах развития русского театра, о творчестве выдающихся русских актеров, режиссеров и драматургов.
  • Реализовать полученные навыки в спектаклях, которые играются для зрителей в конце учебного года.

Формы и виды контроля и подведения итогов освоения всей программы.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

-текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; диагностика.

-промежуточный контроль – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

-итоговый контроль – открытые занятия, спектакли, диагностика, отзывы коллег, родителей, детей.

В течение учебного года воспитанники принимают участие в конкурсах и фестивалях чтецов, инсценировок и др. В конце каждого года проводится итоговое занятие или выступление на мероприятиях.

Текущий контроль обеспечивается методикой, демонстрирующей уровень развития следующих параметров:

  • актерские навыки;
  • чувство ритма;
  • импровизация;
  • сценическая речь;
  • сценическое общение.

Контроль осуществляется 2 раза в год – на начало и конец года, и итоговый – на конец обучения по программе. Параметры оцениваются по 10 - бальной системе и фиксируются в таблице.

№ п/п

Ф.И.О воспитанника

Актерские навыки

Чувство ритма

Импровизация

Сценическая речь

Сценическое общение

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

В конце учебного года составляется график, позволяющий визуально оценить динамику развития параметров.  

Формой подведения итогового контроля можно считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, диагностика.

Итог курса по программе «Театр в школе» - это приобретение опыта решения коммуникативных задач в реальной жизни, а также активное участие в творческих постановках на площадках школы и города, умение выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.


 Список используемой литературы и интернет источников:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

4. https://pptcloud.ru/mxk/teatr

5. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/06/v-pomoshch-rukovoditelyu-teatralnogo-kruzhka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...