Классный час на тему: "Вежливость(тактичность), благодарность-грубость. Миролюбие, дружелюбность- агрессия, мнительность."
классный час (3 класс)

Цель:

Помочь учащимися усвоить один из нравственных принципов - вежливость, которым должны руководствоваться все люди;

Задачи:

  • воспитывать вежливое отношение к окружающим людям,
  • научить правильно, употреблять вежливые слова,
  • обозначить противоположные качества вежливости,
  • изучить литературные произведения по теме,
  • формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни .

Класс: 3.

Форма проведения: классный час.

Методы проведения: сочетание различных методов и приёмов, а именно: беседа, обсуждение, обзор произведений и анализ, чтение с обсуждением.

Список обсуждаемых произведений:

Осеева В. «Волшебное слово»,

Зеленая Р., Иванов С.: «В каменном веке», «Ха-ха-ха!», «Взрослые», «Кастрюля».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Час общения.

Тема: «Вежливость(тактичность), благодарность-грубость.

Миролюбие, дружелюбность- агрессия, мнительность.»

Цель:

Помочь учащимися усвоить один из нравственных принципов - вежливость, которым должны руководствоваться все люди;

Задачи:

  • воспитывать вежливое отношение к окружающим людям,
  • научить правильно, употреблять вежливые слова,
  • обозначить противоположные качества вежливости,
  • изучить литературные произведения по теме,
  • формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни .

Класс: 3.

Форма проведения: классный час.

Методы проведения: сочетание различных методов и приёмов, а именно: беседа, обсуждение, обзор произведений и анализ, чтение с обсуждением.

Список обсуждаемых произведений:

Осеева В. «Волшебное слово»,

Зеленая Р., Иванов С.: «В каменном веке», «Ха-ха-ха!», «Взрослые», «Кастрюля».

Сценарий:

1)Организационный момент.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора

2)Определение темы часа общения.

-Ребята, давайте узнаем, как вы знаете одни всем известные слова! На слайде изображены фразы, которые вы должны закончить словом.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим, извините…(пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

-Как называются эти слова?

Но не только слова должны быть добрыми и вежливыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться.

-А кто знает, что такое вежливость?

Вежливость - это качество человека, который уважительно относится к людям. Она включает в себя внимательность, желание оказать помощь каждому, кто в ней нуждается.

-Какие вы знаете синонимы к этому слову?(внимательный, любезный, воспитанный, приветливый, деликатный, тактичный).

-Выберите из них те качества человека, которые, по вашему мнению, принадлежат воспитанному человеку (хлопать в ладоши на хорошие качества, топать ногами – на плохие).

-безразличие
-благодарность
-вежливость
-ворчливость
-грубость
-жадность

-злость

-скромность
-отзывчивость
-тактичность
-ябедничество
-доброта

-А почему остальные слова не подходят для сегодняшней темы?

-Рассмотрите картинки, какие качества здесь показаны?

Благодарность-чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу.

Грубость-это невежливость, хамство, дерзость, ругань.

-Сейчас мы рассмотрим с вами литературные произведения и проанализируем их.

Осеева В. «Волшебное слово»(отрывок)

Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?

- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
Павлик раскрыл рот.

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза...
- А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
“Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

Давайте обсудим: Как Старик помог Павлику? Прислушался ли Павлик к совету?

Зеленая Р., Иванов С. «В каменном веке»

Эту сказку рассказывал один мальчик. Неизвестно, сам он её придумал или где-то слыхал...
В каменном веке все люди ходили с камнями и поэтому были очень невежливые. Например, встретит один человек другого и вместо того, чтобы сказать: «Добрый день! Как себя чувствуете?», он просто хлопнет встречного камнем по голове и сразу видит, как тот себя чувствует.
Но ведь это дело такое—кому повезёт. Сегодня ты меня, завтра я тебя.
А времена в каменном веке и так были тяжёлые: мамонты ходят-бродят—того гляди, на ногу наступят, саблезубые тигры саблями своими так и сверкают.
Как-то один человек вышел из своей пещеры на улицу, в дремучий лес... Идёт-идёт, кругом никого—видно, все друг друга поперебили. Лишь через несколько дней он встретил другого и так обрадовался, что отбросил свой камень, побежал навстречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда наш протянул обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет.
Так и получилось первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба и... первая в мире вежливость.
Слышите: дружба и вежливость!

Давайте обсудим: Для чего нужна вежливость и нормы морали в обществе?

Зеленая Р., Иванов С. «Ха-ха-ха!»

Если б не было смеха, люди, честное слово, умерли бы от скуки.

Иногда сидишь в театре, или в цирке, или тебе читают что-то—смеёшься до слёз, и будто в душе форточку открыли.

В жизни без шутки не проживёшь. Кто умеет шутить—молодец!

А если пошутили над тобой... не обижайся, не отворачивайся—засмейся в ответ.

Но бывают случаи, когда смех совсем не к месту. Идёшь по музею, кругом картины, вазы—люди смотрят. А Валерка тебе в это время и шепчет... Ты как засмеёшься: ха-ха-ха!—на весь зал... Все вздрогнули, обернулись: это кто же так себя ведёт? Оказывается, ты...

Или—идут люди по улице, скользко. И какой-то толстяк руками взмахнул—бах: портфель в одну сторону, шапка в другую... Один захохочет во всё горло, а другой—может быть, ты—подойдёт, шапку поднимет и не засмеётся.

Давайте обсудим:Правильно ли вёл себя мальчик в общественных местах? Почему?

Зеленая Р., Иванов С. «Взрослые»

А сейчас будет трудное правило. Нужно хорошенько в нём разобраться.

Будем о взрослых говорить.
Взрослый может пойти с тобой в цирк, подарить тебе щенка. Взрослые пекут хлеб, делают одежду, играют в кукольном театре. Кормят нас кашей или покупают мороженое.
Взрослым быть очень трудно: нужно уметь делать всё. Ты это поймёшь, как только вырастешь и повзрослеешь. А пока знай: взрослые очень нуждаются в твоём внимании, в твоей заботе...
Но как о них заботиться?
Подумай. Оглянись кругом добрым и внимательным взглядом. Может быть, надо отыскать потерянные дедушкой очки? Или подать старшей сестре ножницы?.. Таких маленьких, обычных дел случается в день очень и очень много. Но в каждом из них, словно невидимый огонёк, спрятана твоя доброта.
Если увидишь человека, на которого тебе интересно посмотреть, не разглядывай его, как таракана... Нет, можно, конечно, посмотреть, но—деликатно: чтобы он этого не заметил.
Если к тебе обращается человек, особенно взрослый,—повернись к нему.

Давайте обсудим: Как нужно вести себя со взрослыми?

Зеленая Р., Иванов С. «Кастрюля»

Вы, конечно, думаете, что речь пойдёт о еде или о продуктах. На самом деле рассказ будет о девочке. Её звали Катя. Или Катерина. Или — уж совсем точно — Екатерина.

А папа иногда её ласково называл Катюля.

Однажды младшая сестрёнка так назвала ее в школе. Отчего-то все повернули головы: это что ещё за Катюля?! А один мальчик — то ли не расслышал, то ли нарочно — и назвал её Кастрюля.

Мы прямо так расхохотались, ну, буквально до ужаса. И с тех пор пошло.

— Кастрюля, ты примеры все решила?

— Какое на завтра стихотворение задано, Кастрюля?

Сначала она сердилась и поправляла, а потом просто перестала обращать внимание... Как-то к нам в класс пришла проверяющая из роно.

— Как, — говорит, — твоё, девочка, имя?

А она громко и охотно отвечает:

— Кастрюля.

Ну тут уж все отвели душу! И причём она нисколько не обиделась...

А потом было так: в наш класс перевели мальчика из 19-й школы. И он сел за парту так, будто сидел здесь всегда. У него волосы были медно-рыжие, прямо золотые, как из проволоки. Он сразу всем понравился! Его все что-то спрашивали или все что-то ему рассказывали:

— Это Ванька Матвеев, который по ГТО лучше всех. А это Таня Домашина, которая упала с брусьев. А это Кастрюля...

— Кто?

— Ну Кастрюля Егорова... Катька...

И тогда этот рыжий Павлик, который всем так понравился, вдруг сказал:

— А я её буду звать Катя!

Девочки сразу обрадовались и стали возмущаться:

— Правда! Какое безобразие! Какой-то дурак придумал, а мальчишки уж и рады...

И стали с тех пор Катю звать Катей и даже Катериной, а иногда, особенно по дружбе, и Катюлей.

Так и вернулось к человеку его имя.

Давайте обсудим: Правильно ли поступил Павлик?

Рефлексия:

-Ребята! Давайте каждый сделает свой цветок вежливости и запишет на лепестках качества, которые у него есть.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вежливость(тактичность), благодарность-грубость. Миролюбие, дружелюбность- агрессия, мнительность.

Слайд 2

Игра со всем известными словами Растает даже ледяная глыба От слова тёплого… Зазеленеет старый пень Когда услышит… Мальчик вежливый и развитый Говорит при встрече… Когда нас бранят за шалости, Мы говорим, извините… И во Франции, и в Дании На прощание говорят… СПАСИБО! ДОБРЫЙ ДЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙТЕ! ПОЖАЛУЙСТА.. ДО СВИДАНИЯ!

Слайд 3

Но не только слова должны быть добрыми и вежливыми , надо чтобы и поступки ваши были разумными , такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться . Вежливость это качество человека, который уважительно относится к людям. Она включает в себя внимательность, желание оказать помощь каждому, кто в ней нуждается.

Слайд 4

Какие вы знаете синонимы к слову «вежливый»? внимательный воспитанный любезный тактичный деликатный приветливый

Слайд 5

Выберите из них те качества человека , которые, по вашему мнению, принадлежат воспитанному человеку (хлопать в ладоши на хорошие качества, топать ногами – на плохие) - безразличие -благодарность -вежливость -ворчливость -грубость -жадность -злость -скромность -отзывчивость -тактичность -ябедничество -доброта

Слайд 6

Благодарность Грубость Рассмотрите картинки, какие качества здесь показаны?

Слайд 7

Осеева В. «Волшебное слово»(отрывок) Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!” Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал. - Что же, не берёт тебя брат? - А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду: - Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот. - Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза... - А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил: - Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его. - Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой. Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. “Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”

Слайд 8

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: - Лена, дай мне одну краску... пожалуйста... Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: - Ка-кую тебе? - Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове. “Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?” Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: - Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста. Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. - Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

Слайд 9

Как Старик помог Павлику? Прислушался ли Павлик к совету?

Слайд 10

Зеленая Р., Иванов С. «В каменном веке» Эту сказку рассказывал один мальчик. Неизвестно, сам он её придумал или где-то слыхал... В каменном веке все люди ходили с камнями и поэтому были очень невежливые. Например, встретит один человек другого и вместо того, чтобы сказать: «Добрый день! Как себя чувствуете?», он просто хлопнет встречного камнем по голове и сразу видит, как тот себя чувствует. Но ведь это дело такое—кому повезёт. Сегодня ты меня, завтра я тебя. А времена в каменном веке и так были тяжёлые: мамонты ходят-бродят—того гляди, на ногу наступят, саблезубые тигры саблями своими так и сверкают. Как-то один человек вышел из своей п ещеры на улицу, в дремучий лес... Идёт-идёт, кругом никого—видно, все друг друга п оперебили . Лишь через несколько дней он встретил другого и так обрадовался, что отбросил свой камень, побежал навстречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда наш протянул обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет. Так и получилось первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба и... первая в мире вежливость. Слышите: дружба и вежливость!

Слайд 11

Для чего нужна вежливость?

Слайд 12

Зеленая Р., Иванов С. «Ха-ха-ха!» Если б не было смеха, люди, честное слово, умерли бы от скуки. Иногда сидишь в театре, или в цирке, или тебе читают что-то—смеёшься до слёз, и будто в душе форточку открыли. В жизни без шутки не проживёшь. Кто умеет шутить—молодец! А если пошутили над тобой... не обижайся, не отворачивайся—засмейся в ответ. Но бывают случаи, когда смех совсем не к месту. Идёшь по музею, кругом картины, вазы—люди смотрят. А Валерка тебе в это время и шепчет... Ты как засмеёшься: ха-ха-ха!—на весь зал... Все вздрогнули, обернулись: это кто же так себя ведёт? Оказывается, ты... Или—идут люди по улице, скользко. И какой-то толстяк руками взмахнул—бах: портфель в одну сторону, шапка в другую... Один захохочет во всё горло, а другой—может быть, ты—подойдёт, шапку поднимет и не засмеётся.

Слайд 13

Правильно ли вёл себя мальчик в общественных местах? Почему?

Слайд 14

Зеленая Р., Иванов С. «Взрослые» А сейчас будет трудное правило. Нужно хорошенько в нём разобраться. Будем о взрослых говорить. Взрослый может пойти с тобой в цирк, подарить тебе щенка. Взрослые пекут хлеб, делают одежду, играют в кукольном театре. Кормят нас кашей или покупают мороженое. Взрослым быть очень трудно: нужно уметь делать всё. Ты это поймёшь, как только вырастешь и повзрослеешь. А пока знай: взрослые очень нуждаются в твоём внимании, в твоей заботе... Но как о них заботиться? Подумай. Оглянись кругом добрым и внимательным взглядом. Может быть, надо отыскать потерянные дедушкой очки? Или подать старшей сестре ножницы?.. Таких маленьких, обычных дел случается в день очень и очень много. Но в каждом из них, словно невидимый огонёк, спрятана твоя доброта. Если увидишь человека, на которого тебе интересно посмотреть, не разглядывай его, как таракана... Нет, можно, конечно, посмотреть, но—деликатно: чтобы он этого не заметил. Если к тебе обращается человек, особенно взрослый,—повернись к нему.

Слайд 15

Как нужно вести себя со взрослыми?

Слайд 16

Зеленая Р., Иванов С. «Кастрюля» Вы, конечно, думаете, что речь пойдёт о еде или о продуктах. На самом деле рассказ будет о девочке. Её звали Катя. Или Катерина. Или — уж совсем точно — Екатерина. А папа иногда её ласково называл Катюля . Однажды младшая сестрёнка так назвала ее в школе. Отчего-то все повернули головы: это что ещё за Катюля ?! А один мальчик — то ли не расслышал, то ли нарочно — и назвал её Кастрюля. Мы прямо так расхохотались, ну, буквально до ужаса. И с тех пор пошло. — Кастрюля, ты примеры все решила? — Какое на завтра стихотворение задано, Кастрюля? Сначала она сердилась и поправляла, а потом просто перестала обращать внимание... Как-то к нам в класс пришла проверяющая из роно. — Как, — говорит, — твоё, девочка, имя? А она громко и охотно отвечает: — Кастрюля.

Слайд 17

Зеленая Р., Иванов С. «Кастрюля» Ну тут уж все отвели душу! И причём она нисколько не обиделась... А потом было так: в наш класс перевели мальчика из 19-й школы. И он сел за парту так, будто сидел здесь всегда. У него волосы были медно-рыжие, прямо золотые, как из проволоки. Он сразу всем понравился! Его все что-то спрашивали или все что-то ему рассказывали: — Это Ванька Матвеев, который по ГТО лучше всех. А это Таня Домашина , которая упала с брусьев. А это Кастрюля... — Кто? — Ну Кастрюля Егорова... Катька... И тогда этот рыжий Павлик, который всем так понравился, вдруг сказал: — А я её буду звать Катя! Девочки сразу обрадовались и стали возмущаться: — Правда! Какое безобразие! Какой-то дурак придумал, а мальчишки уж и рады... И стали с тех пор Катю звать Катей и даже Катериной, а иногда, особенно по дружбе, и Катюлей . Так и вернулось к человеку его имя.

Слайд 18

Правильно ли поступил Павлик?

Слайд 19

Цветок вежливости Ребята! Давайте каждый сделает свой цветок вежливости и запишет на лепестках качества, которые у него есть. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии.Упражнения для снятия агрессии, гнева

Упражнения, направленные на обучение ребёнка  способам разрядки гнева, агрессии.    «Крик» Выполнение этого упражнения не затребует никаких затрат с Вашей стороны, кроме одной...

Система работы по созданиюСоздание комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной На дружелюбном обращении, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству. Воспитатель:Лысая А.А.

Воспитательная работа направлена на совершенствование процесса в развитии личности ребёнка, его умственных, физических, творческих возможностей. Комплексный личностно-ориентированый подход к воспитани...

Система работы по созданиюСоздание комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной На дружелюбном обращении, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству. Воспитатель:Лысая А.А.

Воспитательная работа направлена на совершенствование процесса в развитии личности ребёнка, его умственных, физических, творческих возможностей. Комплексный личностно-ориентированый подход к вос...

Память учит нас добру и миролюбию

Скоро пролетят снежные бури, и придет победный май. Мы будем отмечать 70-летие Великой Победы. Уже сейчас на уроках литературы и классных часах  мы прикасаемся к страницам той войны. Ребята со сл...

классный час: тема Агрессия. Что делать?

1. Агрессия и агрессивность.2. Уверенность и её роль в развитии человека.3. Конфликты и способы поведения в конфликте.4.Жизненные ценности....

Классный час "Борьба двух волков или как победить агрессию.."

Классный час для учеников 3 класса по профилактики агрессивного поведения...

Классный час " Детская агрессия"

Сегодня мы будем говорить о добрых взаимоотношениях вклассе, о том, как важно уважать себя и других, не позволятьобижать себя и других. Выясним, что такое агрессия, чем онаопасна, как различить игру и...