Своя игра на тему: «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».
презентация урока для интерактивной доски (4 класс)
Главная цель игры «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Основные задачи игры:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
воспитывать нравственные качества личности, чтобы среди жизненных ориентиров человека преобладали духовные ценности;
повышать персональную ответственность по отношению к своему здоровью, к образу жизни;
формировать «жизненные навыки» - позитивное общение, принятие и решение проблем, критическое мышление, межличностные контакты, умение постоять за себя и договориться с другими, сопротивление негативному, групповому давлению, совладение с эмоциями пр.
формировать позитивный образ «Я»;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности,
научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra.zdorovyy_obraz_zhizni_mladshih_shkolnikov.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Введение, Здоровый образ жизни как психолого-педагогический феномен, Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни младших школьников, Стресс. Виды стресса. Проблемы. Формы работы со стрессом. Основные направления деятельности классного руководителя по здоровьесбережению младших школьников, «Своя игра», Список литературы.
Введение В педагогической практике актуальной стала проблема создания условий для формирования здорового образа жизни младших школьников. В основе создания эффективной системы деятельности, направленной на формирование ЗОЖ младших школьников – повышение эффективности воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья младших школьников, влияющей на их работоспособность и успеваемость.
Здоровый образ жизни как психолого-педагогический феномен Л. И. Алешин определяет здоровый образ жизни, как систему индивидуальных проявлений личности в сферах различных деятельностей, которая отражает отношение к себе, социальной среде и способствует сохранению соответствующей возрасту активности личности.
Определим основные компоненты здорового образа жизни: Отсутствие вредных привычек Личная гигиена З акаливание П равильный двигательный режим П равильное питание П оложительные эмоции
Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни младших школьников Для того чтобы укрепить и сохранить здоровье у младшего школьника нужно сформировать у него навык рассматривать и оценивать себя, состояние собственного здоровья со стороны, понимать происхождение своих чувств, эмоций, и то по какой причине они проявляются . В данном случае самонаблюдение активизирует желание самосовершенствоваться , помогает увидеть и сформировать свои личностные характеристики, возможности, задатки, интеллектуальный потенциал.
Главная задача учителя - сформировать у ребёнка культуру здорового образа жизни, отношение к своему здоровью как к ценности , научить навыкам управления своим здоровьем, необходимости ведения здорового образа жизни, навыкам оказания первой медицинской помощи и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, культуре межличностных отношений, т. е. заложить в каждом ребёнке необходимость профилактических мер.
Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
Стресс. Виды стресса. Проблемы. Формы работы со стрессом. Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Г. Селье . Виды стресса: 1. Повседневный стресс – реакция организма на мелкие и незначительные события, появляющиеся в повседневной жизни, но которые оказывают негативное влияние на индивида, например, текущие проблемы со здоровьем, нехватка денег на одежду, проблемы с приготовлением пищи и др. 2. Эмоциональный стресс – ответная реакция на перенапряжение нервной системы. 3. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. 4. Информационный стресс – состояние, которое возникает в результате информационных нагрузок, с которыми человек не может справляться и принимать решения в поставленном темпе.
Г. Селье Три основные фазы стресса По Г. Селье Р еакция тревоги , во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы С тадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям Стадия истощения , в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций
По способам реагирования на стресс людей можно разделить на три категории: « стресс кролика »-пассивная реакция на стресс, при которой человек способен только на короткое время активизировать свои немногочисленные силы « стресс льва » – бурная реакция на стресс, энергичное преодоление препятствия « стресс вола » – пролонгированная во времени реакция на стресс, при которой человек может долго работать на пределе своих возможностей, как вол, который может долго работать с большой нагрузкой
В классификации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой выделяются психотехники, направленные на: – изменение содержания сознания – переключение внимания на другие виды деятельности, предметы окружающей обстановки и др.; – управление физическим «Я» – регуляция дыхания, темпа движений, речи, снятие напряжения в теле; – репродукцию ресурсных состояний или позитивных образов; – отражение своего социального «Я» – умение ставить цели, управлять временем, учиться комфортно чувствовать себя в любых социальных ситуациях; – работу с иррациональными убеждениями; – позитивное внушение или самовнушение.
Основные направления деятельности классного руководителя по здоровьесбережению младших школьников формирование ценностного отношения к своему здоровью и введение здорового образа жизни в деятельности школ разработка новых программ, основанных на принципах здорового образа жизни разумное распределение учебной нагрузки создание благоприятной образовательной среды для детей, которые имеют трудности со здоровьем и отклонения в развитии создание такой системы, при которой будет возможна успешная совместная деятельность родителей и учителей по созданию комфортной образовательной среды
Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья младших школьников родительские собрания; групповые и индивидуальные беседы; родительские конференции и лектории; вечера вопросов и ответов; встречи с администрацией, учителями, классными руководителями, родителями и медицинскими работниками школы; педагогическое просвещение родителей.
Формы и методы формирования здорового образа жизни С целью формирования здоровья учащихся и профилактики заболеваний, в школе должен регулярно проводится мониторинг здоровья обучающихся, который состоит из следующего: План проведения мониторинга здоровья и адаптации Физкультурная группа и группа здоровья учащегося Ф изические показатели ребенка К арта наблюдения за состоянием ребёнка
При формировании знаний о здоровом образе жизни, негативных последствиях вредных привычек лучше пользоваться простыми, но в тоже время эффективными методами и приемами, такими как: « Уроки здоровья »: происходит приобщение учеников к знаниям законов развития человека на личностно-ориентировочном уровне, формируется потребность в здоровье, обучения методам познания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению и сохранению здоровья. Один раз в месяц учителя должны проводить «Уроки здоровья». Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса.
Практические занятия : является важным приемом для обучения ученика знаниям о здоровье. Чистые руки : учитель на личном примере показывает, как правильно мыть руки; затем доказывает почему так важно держать руки чистыми; рассказывает, когда и как часто следует это делать. Здоровые зубы: • показывает детям рисунок, на котором изображена последовательность чистки зубов; • объясняет, как и чем чистить зубы; • также можно составить памятку. Внешний вид: • дать возможность ученикам показать на рисунке варианты одежды, прически, обуви, подходящей для занятий в школе, для праздников, во что следует одеться для посещения культурных мероприятий (театр, музеи и др.); • можно продемонстрировать способы ухода за предметами гардероба;
«Я и мое здоровье»: разработка программы, направленных на сохранение и укрепление здоровья на определенный период времени. В такую программу необходимо включить мероприятия по саморегуляции, самонаблюдению и самооздоровлению .
Беседы: такие беседы можно проводить на различные темы, интересующие учащихся: профилактика вредных привычек, правильное питание, режим дня и т.п. Для подобных тем можно подобрать следующие вопросы: 1. Кто из вас хочет быть здоровым? Что такое здоровье? 2. От чего и от кого зависит здоровье людей? 3. Кто должен помогать, здоровью - сам человек или другие люди - какие и почему? 4. Может ли человек сам помогать здоровью - своему и других людей? Как он может это сделать?
Можно использовать подвижные игры . Они закрепляю навыки двигательной активности, а также обеспечивают социализацию ребенка. Такие игры легкодоступны, они не требуют большого количества времени для подготовки и можно обойтись без инвентаря. Подвижные игры требуют от ребенка определять цель и способ действия, а также использовать пространственную ориентировку. Она помогает совершенствовать восприятие и представление, развивает наблюдательность.
Также использовать литературное чтение. Можно дать ребенку определенный отрывок из произведения, касающийся здоровья, и попросить рассказать его понимание данного текста. Это будет способствовать самостоятельному изучению, осмыслению ценности здоровья.
Также важным моментом выступают методы организации деятельности. К ним относят следующие формы:
«Своя игра»
ЗОЖ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Стресс 1 9 10 2 3 4 5 6 7 8
Расшифруйте аббревиатуру «ЗОЖ». Здоровый образ жизни Главная
Как Л.И. Алешин определяет «здоровый образ жизни»? как систему индивидуальных проявлений личности в сферах различных деятельностей, которая отражает отношение к себе, социальной среде и способствует сохранению соответствующей возрасту активности личности. Главная
Назовите основные компоненты ЗОЖ. 1. Отсутствие вредных привычек, 2. П равильный двигательный режим, 3. Правильное питание, 4. Личная гигиена, 5. Закаливание, 6. Положительные эмоции. Главная
В чём заключается роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни младших школьников? Н ужно сформировать у ученика навык рассматривать и оценивать себя, состояние собственного здоровья со стороны, понимать происхождение своих чувств, эмоций, и то по какой причине они проявляются. Главная
Назовите основные приоритеты для педагогики оздоровления. 1. Здоровый ребенок, 2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей. 3. Индивидуально - дифференцированный подход. Главная
Какие существуют формы работы родителей и учителя в целях укрепления здоровья младших школьников? родительские собрания; групповые и индивидуальные беседы; родительские конференции и лектории; вечера вопросов и ответов; встречи с администрацией, учителями, классными руководителями, родителями и медицинскими работниками школы; педагогическое просвещение родителей. Главная
Определите методы формирования знаний о ЗОЖ для детей младшего школьного возраста: «Уроки здоровья», Практические занятия, Разработка программ «Я и мое здоровье», Беседы, Подвижные игры, Литературное чтение. Главная
В чём заключается суть «уроков здоровья»? П роисходит приобщение учеников к знаниям законов развития человека на личностно-ориентировочном уровне, формируется потребность в здоровье, обучения методам познания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению и сохранению здоровья. Главная
Как может помочь в образовании понимания о здоровье чтение литературы? Можно дать ребенку определенный отрывок из произведения, касающийся здоровья, и попросить рассказать его понимание данного текста. Это будет способствовать самостоятельному изучению, осмыслению ценности здоровья. Главная
Какие еще формы организации деятельности младших школьников вам известны? Нормы поведения, Упражнения, Спортивные и оздоровительные мероприятия, Использование тренингов. Главная
Главная Дайте определение «стресса» - неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования
Главная Кем было предложено понятие стресса? Г. Селье
Главная Назовите виды стресса Повседневный стресс Эмоциональный стресс Профессиональный стресс Информационный стресс
Главная Описание какого вида стресса представлено? « многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека » Профессиональный стресс
Главная Вставьте пропущенное слово: « стадия ….., когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям » сопротивления (резистентности)
Главная По способам реагирования стресс людей можно разделить на три категории: «стресс кролика» «стресс льва» «стресс вола»
Главная Назовите основные проявления стресса: постоянное ощущение усталости; бессонница; невозможность сосредоточиться и принять решение; плохой или чрезмерный аппетит; повышенная раздражительность; необоснованный страх, тревога
Главная Кто изображен на фотографии? Г. Селье
Главная Какие психотехники можно использовать для работы со стрессом? изменение содержания сознания переключение внимания на другие виды деятельности управление физическим «Я» р епродукция ресурсных состояний отражение своего социального «Я» работа с иррациональными убеждениями позитивное внушение
Главная Какой изображен способ реагирования на стресс? « стресс вола » – пролонгированная во времени реакция на стресс, при которой человек может долго работать на пределе своих возможностей, как вол, который может долго работать с большой нагрузкой
Список литературы Антропова, М.В, Манке, Г.Г., Бородкин, Г.В. [и др ]. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. [Текст] /М.В. Антропова, Г.Г.Манке , Г.В. Бородкина// Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3. Вайнер, Э.Н. Здоровый образ жизни как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Э.Н.Вайнер.М , 2009. – С. 124. Золотых И.В., Золотых Н.А. Здоровье школьников один из факторов эффективности обучения [Текст] // Начальная школа. 2012. №8. С.59-62. Кутбиддинова , Р. А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции) : учебнометодическое пособие / Р. А. Кутбиддинова . – Южно-Сахалинск : СахГУ , 2019. – 124 с. Маклаков А.Г., Общая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Питер.-2016 г.- 583 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования здорового образа жизни у младших школьников
В статье описывается значение и различные аспекты культуры ЗОЖ, рассматриваются вопросы поэтапного обучения младших школьников здоровому образу жизни....
Родительское собрание по теме: «Задачи семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младшего школьника».
мАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...
Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников
В настоящее время перед школой остро стоит вопрос о ведении здорового образа жизни подрастающим поколением....
Формирование здорового образа жизни у младших школьников.
Хочешь быть сильным – бегай,Хочешь быть красивым – бегай,Хочешь быть умным – бегай.(Древнегреческое высказывание)...
Методическая разработка занятия на тему: "Формирование здорового образа жизни у младших школьников".
Сохранение и укрепление здоровья детей. Эффективные формы и методы формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников....
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья», 4-8 кл...