Рабочая программа "Разговоры о важном" 3 класс
классный час (3 класс)
Программа курса внеурочной деятельности для 3 классов «Разговоры о важном» разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, представленных в ФГОС НОО. Программа «Разговоры о важном» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_razgovory_o_vazhnom.docx | 69.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление народного образования администрации города
Мичуринска Тамбовской области
МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия» ________________Кукушкина С.К. Приказ № 128 от 02.09.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Разговоры о важном»
(внеурочная деятельность)
3 класс
Мичуринск 2024
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 3 классов «Разговоры о важном» разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, представленных в ФГОС НОО, учебного плана МБОУ «Гимназия» на 2024/2025 учебный год, программы воспитания МБОУ «Гимназия» на 2024/2025 учебный год.
Программа «Разговоры о важном» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младших школьников.
Цель курса: развитие у обучающихся ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Задачи курса:
− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
− формирование интереса к познанию;
− формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
− создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− развитие у школьников общекультурной компетентности;
− развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
− осознание своего места в обществе;
− познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
− формирование готовности к личностному самоопределению.
Место курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен для обучающихся 3-х классов. В 2024–2025 учебном году запланировано проведение 35 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Формы проведения.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы).
Содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придает жизни определенность, наполняя ее глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в ее праздник – День матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтера). Кто такой волонтер? Деятельность волонтеров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтерство – возможность заботы и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России: представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты:
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.
11
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Образ будущего. Ко Дню знаний | 1 | Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
2 | Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС | 1 | Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
3 | Дорогами России | 1 | «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом. Формирующиеся ценности: коллективизм, патриотизм, единство народов России | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
4 | Путь зерна | 1 | Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.). Формирующиеся ценности: созидательный труд | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
5 | День учителя | 1 | Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
6 | Легенды о России | 1 | Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны. Формирующиеся ценности: патриотизм | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
7 | Что значит быть взрослым? | 1 | Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
8 | Как создать крепкую семью | 1 | Семья как ценность для каждого гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Формирующиеся ценности: крепкая семья | https://razgovor.edsoo.ru | |
9 | Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства | 1 | Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций. Формирующиеся ценности: единство народов России, крепкая семья | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
10 | Твой вклад в общее дело | 1 | Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаем будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело? Формирующиеся ценности: гражданственность, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
11 | С заботой к себе и окружающим | 1 | Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих. Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
12 | День матери | 1 | Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День матери? Формирующиеся ценности: крепкая семья | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
13 | Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра) | 1 | Кто такой волонтер? Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтеров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтерство – возможность заботы и помощи животным. Формирующиеся ценности: милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
14 | День Героев Отечества | 1 | Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
15 | Как пишут законы? | 1 | Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Формирующиеся ценности: жизнь и достоинство | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
16 | Одна страна – одни традиции | 1 | Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год. Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
17 | День российской печати | 1 | Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства массовой информации. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, гуманизм | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
18 | День студента | 1 | День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Формирующиеся ценности: служение Отечеству и ответственность за его судьбу, коллективизм | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
19 | БРИКС (тема о международных отношениях) | 1 | Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира. Формирующиеся ценности: многонациональное единство | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
20 | Бизнес и технологическое предпринимательство | 1 | Что сегодня делается для успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
21 | Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия | 1 | Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов. Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные идеалы | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
22 | Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова | 1 | День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
23 | Арктика – территория развития | 1 | Многообразие и красота природы России: представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики. Формирующиеся ценности: патриотизм | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
24 | Международный женский день | 1 | Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию. Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, крепкая семья | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
25 | Массовый спорт в России | 1 | Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России. Формирующиеся ценности: жизнь | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
26 | День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека | 1 | История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
27 | Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского | 1 | Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П. И. Чайковского, служение своей стране творчеством. Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
28 | Моя малая Родина (региональный и местный компонент) | 1 | Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру. Формирующиеся ценности: патриотизм, приоритет духовного над материальным | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
29 | Герои космической отрасли | 1 | Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
30 | Гражданская авиация России | 1 | Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Формирующиеся ценности: служение Отечеству | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
31 | Медицина России | 1 | Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, милосердие | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
32 | Что такое успех? (ко Дню труда) | 1 | Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего – что будет нужно стране, когда я вырасту? Формирующиеся ценности: созидательный труд | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
33 | 80-летие Победы в Великой Отечественной войне | 1 | День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать. Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и преемственность поколений | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
34 | Жизнь в Движении | 1 | 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята России» и Движение Первых. Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
35 | Ценности, которые нас объединяют | 1 | Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны. Формирующиеся ценности: традиционные российские духовно-нравственные ценности | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным материалом | https://razgovor.edsoo.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...
Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...