Встреча зимующих птиц
классный час (1 класс)

Хныкина Галина Викторовна

Экологическое воспитание обучающихся- важное направление в работе учителя начальных классов. Данный материал предназначен учителям при подготовке к встрече зимующих птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_zimuyushchih_ptits.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Избердеевской средней общеобразовательной школы в с. Кочетовка

Петровского района Тамбовской области

Занятие внеурочной деятельности в начальной школе

Встреча зимующих птиц

Выполнила

Хныкина Галина Викторовна

учитель начальных классов

Кочетовка- 2024

Тема. Встреча зимующих птиц

Цель мероприятия: формирование ценностного представления о зимующих птицах родного края.

Направление: экологическое.

Цель: создание условий для получения знаний о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:  

 -уточнить знания детей о зимующих птицах, об особенностях их обитания и роли человека в жизни зимующих птиц,

-формировать систему знаний о зимующих птицах;

Развивающие:

 - развивать  эмоциональную сферу,   интерес  к окружающей среде родного края, ---вовлекать детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;

-развивать навыки экологической культуры.

Воспитательные :

-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

.Планируемые результаты:

Личностные результаты:

определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;

делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку.

Регулятивные УУД:

-формулировать проблему «Почему птицам зимой тяжело»;

-составлять план решения проблемы «Как помочь птицам».

Познавательные УУД:

-отбирать необходимую информацию о птицах при подготовке сообщения;

добывать новые знания из информации, представленной в форме текста.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию о проблеме зимующих птиц до других;

-слушать, задавать вопросы;

-обсуждать задания , отвечать на вопросы по заданию; работать в группе.

Оборудование:  иллюстрации зимующих птиц, кормушки, презентации о птицах.

Предварительная подготовка: изготовлены кормушки и корм для зимующих птиц, оформлен информационный стенд «Покормите птиц зимой», отмечено событие в экологическом календаре «Синичкин день» .

Методы и приемы : рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

Форма проведения: праздник.

 Место  проведения: учебный кабинет.

Оборудование:

-иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; кормушек;

- корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно)

                                              Ход мероприятия

Показ 1 слайда.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Улетели в теплые края птицы, за окном поздняя осень, зима не за горами, и нам всем как-то немного грустно. Ребята, подскажите какое сейчас  месяц? (Ответы детей) Совершенно верно, а что сейчас происходит в природе, всем нам расскажет песня.

Показ 2 слайда.

Исполняется песня «Осень постучалась к нам»

Слова: Т. Прописнова. Музыка: И. Смирнова

Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

 И под эту песенку, засыпает сад.

А рябина-ягода, словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек

В лужицах, как лодочки листики кружат

Серые, холодные, тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную, по стеклу стучит.

                                               Показ 3-  4 слайда.

Ведущий: Сегодня на нашем празднике я предлагаю устроить теплую встречу зимним гостям. А вот кто будет героиней нашего праздника, вы сможете узнать, отгадав мою загадку:

Показ 5 слайда.

Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день звенит: «Тень-тень!» Угадай-ка, что за птица?

То весёлая... (Синица)

Верно, синица – зимы предвестница, снежным порошам вестница.

                                               Показ 6 слайда.

    Ведущий: К этой птичке с давних пор относились с уважением, даже праздник на Руси назвали Синичкин день или «Зиновий-синичник» (в честь православного святого покровителя зимующих птиц Зиновия). В народе так и говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Показ 7 слайда.

      Ведущий:  К этому дню – 12 ноября, зимующие пернатые объединяются в стайки и словно на праздник слетаются к жилью человека.Поэтому праздник этот символизирует День встречи зимующих птиц. В наши дни, по инициативе Союза охраны птиц России, «Синичкин день» считается еще и экологическим праздником. Ребята, как вы считаете, почему этот праздник - экологический? (Высказывания детей) А каким образом люди могут подготовиться к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся зимовать в наших краях синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей.

Показ 8 слайда.

Предположительные высказывания детей: Люди могут заготовить для них подкормку. Повесить кормушки.

Ведущий: Правильно, ребята, для птиц зима страшна не холодом, а голодом, Птицы летят к людям, в надежде, что помогут и подкормят в зимние холода.

Показ 9 слайда.

Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, какие из этих пяти птиц живут у нас круглый год? А какие – прилетают на зиму? (Высказывания детей)

Показ 10 слайда.

Ведущий: Давайте уточним: зимуют у нас - воробей, поползень и синица. А прилетают к нам - свиристели и снегири.

Показ 11 слайда.

Ведущий: Ребята, а что вы знаете о героине нашего праздника синице? (Высказывания детей). А теперь давайте покажем - какая она?

Показ 12 слайда. ФИЗМИНУТКА

 Показ 13 слайда. Черный слайд.

Ведущий: Ребята, а вы знаете…

1.Почему синицу называют синицей?

2.Какие виды синиц живут в наших краях?

3.Есть ли поговорки и приметы про птиц?

4.Чем питаются синички и другие зимующие птицы?

5.Почему синичку не видно летом, а видно зимой и осенью?

     Смотрите, сколько мы еще не знаем о синичке и других зимующих птицах! Предлагаю сейчас и найти ответы на эти вопросы, и нам интересно, и синичке приятно, что мы будем о ней много знать!

    Ведущий: Итак, первый вопрос, на который нам предстоит найти ответ. Почему синицу так назвали? А как вы думаете, ребята? (Предположения детей). На самом деле свое название птичка получила из-за своего пения: зинь-зинь, синь-синь. Раньше её называли «синька», «зинька», «синюшка». Мы ответили на первый вопрос? Тогда синичка поднимается на вторую ступеньку лестницы знаний. А теперь давайте узнаем ответ на следующий вопрос. Какие виды синиц живут в наших краях?

Показ 14 слайда.

Ведущий: В парках и лесах нашего края живут 7 видов этих птиц: Большая синица, Лазоревка.

Показ 15 слайда.

Усатая синица, Московка, Хохлатая синица.

Показ 16 слайда.

Длиннохвостая синица и Гаечка.

Ведущий:

Интересно, а сможете вы их узнать по моим загадкам? Слушайте внимательно!

                              Показ 17 слайда. (Работа на слайдах)

Чернокрылый, красногрудый,

Не боится он простуды —

С первым снегом тут как тут! Как скажи его зовут? (Снегирь)

Ведущий: Прилетает зимой, живёт на деревьях, питается ягодами рябины, семенами клёна, ясеня.

Показ 18 слайда.

 Серенький, аккуратненький, воркует, сидит, на подружку глядит. (Голубь). Ведущий: Основной рацион голубей составляют зерна. Также питаются они семенами, плодами, ягодами.

Показ 19 слайда.

Он всегда был дружен с ёлкой, Так и скачет по иголкам. Шишки ловко потрошит, Семенами их шуршит. Что за праздничный наряд! Перышки огнем горят. Клюв его совсем не прост, Как зовётся птица? ... (Клест) Ведущий: Прилетает зимой, поселяется в ельнике, питается семенами шишек.

Показ 20 слайда.

Северные гости Клюют рябины грозди, Так нарядны и ярки, На головках – хохолки! (Свиристели)

Ведущий: Тоже живут на деревьях, питаются ягодами рябины, боярышника, семенами клёна, ясеня.

Показ 21 слайда.

По дереву — вниз головой! —

Бежит в одежде голубой…(Поползень)

Ведущий: Поселяется на высоких старых деревьях, питается насекомыми, семенами и плодами. Молодцы, отгадали все Синичкины загадки.

Ведущий: Есть ли поговорки и приметы про птиц и о птицах? Конечно, есть, наши предки все замечали и примечали. Об этом нам расскажут ребятам.

Показ 23-27 слайда.

 Выходит группа учеников.

1-й ученик: Я знаю поговорки: «Синица – воробью сестрица» и «Синичка пищит – зиму вещает, холод призывает».

2-й ученик: А мы знаем приметы: «Свистит синица на ясный день. Утром пищит - на ночной мороз».

3-й ученик: Птицы целыми стайками появляются у дома, значит, вот-вот грянут морозы. 4-й ученик: Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.

5-й ученик: Вороны прячут клюв под крыло – к холода

6-й ученик: А если собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.

Ребята, скажите, а как вы понимаете пословицу «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною»

Показ 28 слайда. (Высказывания детей с места)

    Если мы птиц будем кормить зимой, то птицы принесут большую пользу весной и летом, истребляя множество вредных насекомых. 7-й ученик: Птиц надо беречь, не пугать их, не разорять гнёзда, подкармливать зимой, чтобы они оберегали растения садов, огородов и парков от вредных насекомых.

Ведущий: Спасибо, ребята, благодаря вам мы узнали много полезного о наших зимних гостях. А чем, собственно, мы - люди можем угостить накормить наших зимних гостей для того, чтобы птички были довольны?

Показ 29-34 слайда. (Работа на слайдах)

Несоленое сало любят синички. Овёс для синиц, воробьев и чечёток.

Арбузные и дынные семечки любят синицы, поползни и дятлы.

    Подсолнечник мелкий, но не жареный, - для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

Ведущий: что нельзя класть в кормушку.

Показ 35 слайда.

 Нельзя класть апельсины и мандарины.

Нельзя класть и сладости.

Ведущий: Также, ребята, подойдут зерна гречки, охотно птицы едят и творог.

Подведение итогов.

     А что можно подарить нашим пернатым друзьям? Ну, конечно же, кормушку, поэтому вместе с взрослыми смастерите кормушку для синичек и других зимующих птиц и ежедневно их подкармливать.

Ведущий: Ребята, как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (Высказывания детей). Давайте будем помнить, что наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Поэтому после праздника мы пойдем на школьный двор и наполним кормушки для наших пернатых друзей. И тогда у зимующих птиц будет пир на весь мир. Это и будет самым лучшим подарком для птиц.

Список используемой литературы:

  1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
  2. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в начальных классах.
  4. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
  5. Электронные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...

Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой

Методическая разработка по внеурочной деятельности "Юный эколог" на тему: "Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой"...