Встреча зимующих птиц
классный час (1 класс)
Экологическое воспитание обучающихся- важное направление в работе учителя начальных классов. Данный материал предназначен учителям при подготовке к встрече зимующих птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha_zimuyushchih_ptits.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Избердеевской средней общеобразовательной школы в с. Кочетовка
Петровского района Тамбовской области
Занятие внеурочной деятельности в начальной школе
Встреча зимующих птиц
Выполнила
Хныкина Галина Викторовна
учитель начальных классов
Кочетовка- 2024
Тема. Встреча зимующих птиц
Цель мероприятия: формирование ценностного представления о зимующих птицах родного края.
Направление: экологическое.
Цель: создание условий для получения знаний о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить знания детей о зимующих птицах, об особенностях их обитания и роли человека в жизни зимующих птиц,
-формировать систему знаний о зимующих птицах;
Развивающие:
- развивать эмоциональную сферу, интерес к окружающей среде родного края, ---вовлекать детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;
-развивать навыки экологической культуры.
Воспитательные :
-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
.Планируемые результаты:
Личностные результаты:
определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;
делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку.
Регулятивные УУД:
-формулировать проблему «Почему птицам зимой тяжело»;
-составлять план решения проблемы «Как помочь птицам».
Познавательные УУД:
-отбирать необходимую информацию о птицах при подготовке сообщения;
добывать новые знания из информации, представленной в форме текста.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию о проблеме зимующих птиц до других;
-слушать, задавать вопросы;
-обсуждать задания , отвечать на вопросы по заданию; работать в группе.
Оборудование: иллюстрации зимующих птиц, кормушки, презентации о птицах.
Предварительная подготовка: изготовлены кормушки и корм для зимующих птиц, оформлен информационный стенд «Покормите птиц зимой», отмечено событие в экологическом календаре «Синичкин день» .
Методы и приемы : рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.
Форма проведения: праздник.
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование:
-иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; кормушек;
- корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно)
Ход мероприятия
Показ 1 слайда.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Улетели в теплые края птицы, за окном поздняя осень, зима не за горами, и нам всем как-то немного грустно. Ребята, подскажите какое сейчас месяц? (Ответы детей) Совершенно верно, а что сейчас происходит в природе, всем нам расскажет песня.
Показ 2 слайда.
Исполняется песня «Осень постучалась к нам»
Слова: Т. Прописнова. Музыка: И. Смирнова
Осень постучалась к нам золотым дождем,
И с, увы, не ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад,
И под эту песенку, засыпает сад.
А рябина-ягода, словно огонек
Согревает, радует пасмурный денек
В лужицах, как лодочки листики кружат
Серые, холодные, тучи вдаль спешат.
Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит,
Песню колыбельную, по стеклу стучит.
Показ 3- 4 слайда.
Ведущий: Сегодня на нашем празднике я предлагаю устроить теплую встречу зимним гостям. А вот кто будет героиней нашего праздника, вы сможете узнать, отгадав мою загадку:
Показ 5 слайда.
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень-тень!» Угадай-ка, что за птица?
То весёлая... (Синица)
Верно, синица – зимы предвестница, снежным порошам вестница.
Показ 6 слайда.
Ведущий: К этой птичке с давних пор относились с уважением, даже праздник на Руси назвали Синичкин день или «Зиновий-синичник» (в честь православного святого покровителя зимующих птиц Зиновия). В народе так и говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Показ 7 слайда.
Ведущий: К этому дню – 12 ноября, зимующие пернатые объединяются в стайки и словно на праздник слетаются к жилью человека.Поэтому праздник этот символизирует День встречи зимующих птиц. В наши дни, по инициативе Союза охраны птиц России, «Синичкин день» считается еще и экологическим праздником. Ребята, как вы считаете, почему этот праздник - экологический? (Высказывания детей) А каким образом люди могут подготовиться к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся зимовать в наших краях синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей.
Показ 8 слайда.
Предположительные высказывания детей: Люди могут заготовить для них подкормку. Повесить кормушки.
Ведущий: Правильно, ребята, для птиц зима страшна не холодом, а голодом, Птицы летят к людям, в надежде, что помогут и подкормят в зимние холода.
Показ 9 слайда.
Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, какие из этих пяти птиц живут у нас круглый год? А какие – прилетают на зиму? (Высказывания детей)
Показ 10 слайда.
Ведущий: Давайте уточним: зимуют у нас - воробей, поползень и синица. А прилетают к нам - свиристели и снегири.
Показ 11 слайда.
Ведущий: Ребята, а что вы знаете о героине нашего праздника синице? (Высказывания детей). А теперь давайте покажем - какая она?
Показ 12 слайда. ФИЗМИНУТКА
Показ 13 слайда. Черный слайд.
Ведущий: Ребята, а вы знаете…
1.Почему синицу называют синицей?
2.Какие виды синиц живут в наших краях?
3.Есть ли поговорки и приметы про птиц?
4.Чем питаются синички и другие зимующие птицы?
5.Почему синичку не видно летом, а видно зимой и осенью?
Смотрите, сколько мы еще не знаем о синичке и других зимующих птицах! Предлагаю сейчас и найти ответы на эти вопросы, и нам интересно, и синичке приятно, что мы будем о ней много знать!
Ведущий: Итак, первый вопрос, на который нам предстоит найти ответ. Почему синицу так назвали? А как вы думаете, ребята? (Предположения детей). На самом деле свое название птичка получила из-за своего пения: зинь-зинь, синь-синь. Раньше её называли «синька», «зинька», «синюшка». Мы ответили на первый вопрос? Тогда синичка поднимается на вторую ступеньку лестницы знаний. А теперь давайте узнаем ответ на следующий вопрос. Какие виды синиц живут в наших краях?
Показ 14 слайда.
Ведущий: В парках и лесах нашего края живут 7 видов этих птиц: Большая синица, Лазоревка.
Показ 15 слайда.
Усатая синица, Московка, Хохлатая синица.
Показ 16 слайда.
Длиннохвостая синица и Гаечка.
Ведущий:
Интересно, а сможете вы их узнать по моим загадкам? Слушайте внимательно!
Показ 17 слайда. (Работа на слайдах)
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом тут как тут! Как скажи его зовут? (Снегирь)
Ведущий: Прилетает зимой, живёт на деревьях, питается ягодами рябины, семенами клёна, ясеня.
Показ 18 слайда.
Серенький, аккуратненький, воркует, сидит, на подружку глядит. (Голубь). Ведущий: Основной рацион голубей составляют зерна. Также питаются они семенами, плодами, ягодами.
Показ 19 слайда.
Он всегда был дружен с ёлкой, Так и скачет по иголкам. Шишки ловко потрошит, Семенами их шуршит. Что за праздничный наряд! Перышки огнем горят. Клюв его совсем не прост, Как зовётся птица? ... (Клест) Ведущий: Прилетает зимой, поселяется в ельнике, питается семенами шишек.
Показ 20 слайда.
Северные гости Клюют рябины грозди, Так нарядны и ярки, На головках – хохолки! (Свиристели)
Ведущий: Тоже живут на деревьях, питаются ягодами рябины, боярышника, семенами клёна, ясеня.
Показ 21 слайда.
По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…(Поползень)
Ведущий: Поселяется на высоких старых деревьях, питается насекомыми, семенами и плодами. Молодцы, отгадали все Синичкины загадки.
Ведущий: Есть ли поговорки и приметы про птиц и о птицах? Конечно, есть, наши предки все замечали и примечали. Об этом нам расскажут ребятам.
Показ 23-27 слайда.
Выходит группа учеников.
1-й ученик: Я знаю поговорки: «Синица – воробью сестрица» и «Синичка пищит – зиму вещает, холод призывает».
2-й ученик: А мы знаем приметы: «Свистит синица на ясный день. Утром пищит - на ночной мороз».
3-й ученик: Птицы целыми стайками появляются у дома, значит, вот-вот грянут морозы. 4-й ученик: Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
5-й ученик: Вороны прячут клюв под крыло – к холода
6-й ученик: А если собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.
Ребята, скажите, а как вы понимаете пословицу «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною»
Показ 28 слайда. (Высказывания детей с места)
Если мы птиц будем кормить зимой, то птицы принесут большую пользу весной и летом, истребляя множество вредных насекомых. 7-й ученик: Птиц надо беречь, не пугать их, не разорять гнёзда, подкармливать зимой, чтобы они оберегали растения садов, огородов и парков от вредных насекомых.
Ведущий: Спасибо, ребята, благодаря вам мы узнали много полезного о наших зимних гостях. А чем, собственно, мы - люди можем угостить накормить наших зимних гостей для того, чтобы птички были довольны?
Показ 29-34 слайда. (Работа на слайдах)
Несоленое сало любят синички. Овёс для синиц, воробьев и чечёток.
Арбузные и дынные семечки любят синицы, поползни и дятлы.
Подсолнечник мелкий, но не жареный, - для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.
Ведущий: что нельзя класть в кормушку.
Показ 35 слайда.
Нельзя класть апельсины и мандарины.
Нельзя класть и сладости.
Ведущий: Также, ребята, подойдут зерна гречки, охотно птицы едят и творог.
Подведение итогов.
А что можно подарить нашим пернатым друзьям? Ну, конечно же, кормушку, поэтому вместе с взрослыми смастерите кормушку для синичек и других зимующих птиц и ежедневно их подкармливать.
Ведущий: Ребята, как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (Высказывания детей). Давайте будем помнить, что наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Поэтому после праздника мы пойдем на школьный двор и наполним кормушки для наших пернатых друзей. И тогда у зимующих птиц будет пир на весь мир. Это и будет самым лучшим подарком для птиц.
Список используемой литературы:
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в начальных классах.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
- Электронные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
Технологическая карта и презентация урока...
Внеклассное мероприятие, посвящённое зимующим птицам. «Покормите зимой птиц»
Воспитательное мероприятие "Покормите птиц зимой"...
Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Юный эколог" на тему: "Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой"...