Конспект классного часа-практикума по теме "Твои действия при пожаре"
классный час (3, 4 класс)

Конспект классного часа-практикума по теме "Твои действия при пожаре" можно использовать как во внеклассной работе, так и на уроках ОБЖ. Материал предназ начен для учителей начальной школы, работающих в 3-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_-praktikum_tvoi_deystviya_pri_pozhare.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа: «Твои действия при пожаре»                                                                                                                      Возраст детей: 9-10 лет   (3-4 классы, проводится в спортзале или фойе)                                                                                                                                                       Цели:                                                                                                                                                                                             -научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;                                                             -закрепить знания правильного поведения при пожаре;                                                                                 -прививать навыки осторожного обращения с огнем                                                                                      Задачи:                                                                                                                                                              Обучающая:                                                                                                                                                         -знакомство с основными причинами возникновения пожара;                                                                                 -знакомство с первичными средствами пожаротушения.

Развивающая:

-развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение;

-развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательная:

-воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности;

-воспитание бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих;

 -воспитание уважения к профессии пожарного.    

Планируемые результаты: научатся правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; закрепят знания правильного поведения при пожаре;

Оборудование:

Технические средства:  компьютер,   проектор,  плакаты по противопожарной безопасности, макет дома, выставка книг, средства пожаротушения, толковы словарь.  

Ход занятия:

 I.Организационный момент.

II.Рассказ «Из истории пожарного неба»

Говорим  - огонь нам друг!                                                                                                                   Но врагом он станет вдруг,                                                                                                                     Если мы о нем забудем,                                                                                                            Отомстит он сразу людям.                                                                                                     Пожалеете о том                                                                                                                                     Вы в сражении с огнем.                                                                                                                                   Тут он страшен и суров –                                                                                                                             И от дома куча дров.

-Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре, рассмотрим, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.

-А помогать нам будет инспектор пожарно-спасательной службы МО ГО «Сминыховский» Голубков А.В.

- Более 200 лет  назад пожары в селах и городах обнаруживали с каланчи – высокой башни.  Слайд 1.

1ученик:

-На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный из будки

Поглядывал

На север, на юг,

На запад, на восток -

Не виден ли дымок?

2-й ученик.

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной

И два шара, и три шара

Взвивалось вверх бывало,

И вот с пожарного двора

Команда выезжала

(С.Маршак) 

Слайд 2.

       У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками, в которых была вода, лежали багры, лестницы. Но самое главное здесь –лошади, самые лучшие, самые резвые. Слайд 3.

          Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, Слайд 4.

 громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение «летит как на пожар» .Но дом зачастую не успевали спасти, так как большинство строений были….(деревянными).

         На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливают на современных пожарных автомобилях. Слайд 5.

         Пожары причиняют огромный вред народному хозяйству, губят человеческие жизни. В уральском городке Верхотурье огонь уничтожил более 100 домов. Из-за шалости детей 500 человек остались  без крова, один человек погиб и несколько пострадали.

         20 сентября 1998 года посёлок Горки в Тымовском районе нашей с вами Сахалинской области сгорел от лесного пожара. Сгорело 225 домов, погибли 3 человека, один пропал без вести. Причиной пожара стал огонь от рыбацкого костра. 

- А кто помогает справиться с пожаром? (пожарные)

        Пожарные спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говорится, «на пожарных надейся, а сам не плошай», то есть , до того , как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.    

Слайд 6. Пожар – это опасность для  здоровья и жизни людей, значит это – ЧС (чрезвычайная ситуация). А главное в ЧС – не паниковать и правильно, грамотно действовать.

III . Конкурс знатоков правил пожарной безопасности.

-Сейчас мы и проверим, и закрепим наши знания, инсценируя различные ситуации с огнем.

-А помогать нам и судить будет наш гость.

-В игре будут принимать участие 2 команды:

1 команда «Огонек»

Девиз команды: «Легче, чем пожар тушить,

                               Нам его предупредить».

2  команда «Огнетушитель»

Девиз команды: «Крепко помните, друзья,

                              Что с огнем шутить нельзя!»

Игровые ситуации и задания:

1 ситуация.

-У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?

(Предметы для наглядности: телевизор, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло, песок)

Ответ: 

-Обесточить;

           -накрыть влажной ткань.;

           -при необходимости позвонить по номеру «101» и вызвать пожарный  наряд.  

Обязательно нужно диспетчеру:

  • Назвать город, село…
  • Назвать адрес, где горит.
  • Что горит.
  • Сказать сколько этажей в доме, на каком этаже горит.
  • Фамилию и имя.
  • Есть ли опасность для людей.

             -Если вызываем по номеру единой службы спасения 112, то тоже нужно назвать город или другой населенный пункт. Все это нужно сообщить диспетчеру быстро, грамотно и без запинок.

-Почему сначала электроприбор необходимо обесточить?

Гость подводит итоги конкурса.    

2 ситуация.

-Кашу Саша решил на сковороде подогреть,

При этом в соседней комнате песни попеть.

Заигрался Саша и бдительность потерял,

Правила пожарной безопасности не соблюдал.

И вот огоньки заскакали кругом,

И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

- На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?

(Предметы для наглядности: сковорода, кружка с водой, полотенце)

Ответ: 

-выключить газ;

-накинуть влажное  полотенце.

-Какую ошибку совершил Саша?

-Помните, обязательно нужно следит за тем, что вы готовите, вовремя отключать газовую или электроплиту, чтобы не случалось таких историй. Пригорание пищи на плите не столь безобидное явление, как может показаться поначалу. Запах гари, быстро распространяющийся по всему подъезду жилого дома, приводит к возникновению паники среди жильцов, люди думают, что это пожар, звонят в пожарную охрану. От дыма страдают маленькие дети, пожилые люди, лица с заболеваниями органов дыхания. Загорания в жилых домах, конечно же, не редкость. Однако причинно-следственная связь такого явления, как пригорание пищи всегда прямая. И это всегда небрежное, халатное отношение к пожарной безопасности со стороны жильцов.

    3 ситуация.

-На вас горит одежда. Что вы будете делать?

Ответ: 

- постараться быстро сбросить горящую одежду;

- если рядом есть лужа или сугроб - ныряйте туда, если их нет, надо упасть на пол (землю, траву, снег) и кататься, пока не собьете пламя;

-накрыться влажной плотной тканью, оставив при этом голову открытой;

-не забудьте позвать на помощь!
-бежать нельзя.

-Почему нельзя бежать, если на вас горит одежда?

Гость подводит итоги конкурса.

    4 ситуация.

-Вы увидели человека с горящей одеждой. Как будете действовать?

Ответ: 

-бежать нельзя, даже стоять нельзя, потому что огонь поднимается снизу вверх и может обжечь лицо;

-надо  помочь пострадавшему освободиться от одежды и залить ее водой;

-если не получилось избавиться от одежды, надо повалить пострадавшего на пол (землю) и  любым способом сбить пламя (залить водой, засыпать землей, Забросать снегом,  накрыть потерпевшего плотной тканью (пальто, одеяло, брезент) и плотно прижать ее к горящей одежде, при этом голову пострадавшего оставить открытой во избежание отравления продуктами горения.
-
 после этого вызывайте скорую помощь, не пытайтесь сами снимать остатки одежды с обожженных участков тела.

-использовать огнетушитель категорически запрещается.

Гость подводит итоги конкурса.

    5 ситуация.

-Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал –

Смело трубку в руку взять,

«101» сумей набрать

И назвать еще потом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живете,

И с каким она замком,

И еще сказать: «Даю

Вам фамилию свою,

Также номер телефона,

У которого стою».

-Вызовите пожарную службу.

(Предметы для наглядности: дисковый телефон)

-Почему телефон пожарной службы – 101?

Ответ: 

-потому что 101 – простой номер и его всякий запомнит;

-101  - номер короткий, на пожаре дорога каждая минута;

-101 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.

Участники команд должны суметь набрать номер телефона 101 пожарной охраны с завязанными глазами.

-Пусть знает каждый гражданин –

Пожарный номер – 101! (вывешивается плакат)

-Кто из вас знает номер телефона в нашей местной пожарной части?

+7 (42452) 26-6-01

Гость подводит итоги конкурса.

    6 ситуация.

-Отчего гибнут люди при пожаре?

Ответ: 

-от огня, от дыма. От ядовитых газов, от завалов.

-Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1-2  вдохов, и человек теряет сознание. А потом к нему подбирается огонь.

Гость подводит итоги конкурса.

7 ситуация.

- Как надо преодолевать задымленное место?

Ответ: 

-пригнувшись, так как теплый дым поднимается вверх, задержать дыхание, использовать мокрое полотенце.

Гость подводит итоги конкурса.

8. Игра «Два сапога – пара»

Описание: Играющим связывают ноги (левую ногу одного игрока с правой ногой другого). Взявшись за руки, они должны допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать оперативно, дружно и сообща.

Гость подводит итоги конкурса.

9. Игра «Донести воду, не расплескав ни одной капли»

Описание: Вода на пожаре дорога. Каждый игрок команды должен бегом донести кружку с водой до макета дома, не расплескав ни капли воды, вылить ее в ведро. Выигрывает та команда, которая за меньшее время наберет большее количество воды в ведро.

Гость подводит итоги конкурса.

10. Игра «Доврачебная помощь при ожогах»

-Ваши действия?

Ответ: 

-если  ожог незначительный, надо подставить обожженное место под струю холодной воды на 10-15 минут;

0если ожог сильный, осложнен пузырями, им охвачена  большая площадь, надо наложить стерильную салфетку, дать пострадавшему таблетку (обезболивающее), доставить его в больницу

Гость подводит итоги конкурса.

IV. Отработка учебной вводной «Эвакуации при пожаре».

-Что такое эвакуация?

Ответ: 

-выход из опасной зоны.

-В словаре Ожегова эвакуация – это  организованный вывоз, удаление кого-либо или чего-либо (людей, учреждений, предприятий,  оборудования и т.п.) из одной местности в другую для предохранения от опасности во время войны, стихийных бедствий (наводнение, землетрясение, пожар…)

-Звучит 3 коротких, 1 длинный – это сигнал о возникновении пожара.

-Что нужно делать, услышав этот сигнал?

Ответ: 

-надо эвакуироваться.

-А кто знает, как раньше подавали сигнал о пожаре? (ударом металлического предмета о кусок висящей рельсы)

-В каждом учреждении есть свой план эвакуации.

Знакомство с планом.

-Повторение правил эвакуации6

1.Необходимо построиться.

2.Не толкаться.

3.Запомнить кто стоит с вами рядом, кто впереди и кто позади вас. При эвакуации очень важно никого не потерять.

4.Выходим по плану эвакуации через запасной выход.

5. Не допускать паники.

V. Подведение итогов.

Гость подводит итоги конкурсов  по действиям при пожаре и зачитывает приказ:

 «За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность команде –победительнице…»  

Гость вручает каждому игроку памятку «Твои действия при пожаре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Памятка действий при пожаре"

Данный буклет поможет детям повторить правила действий при пожаре....

Действия при пожаре

Презентация действия при пожаре...

Занятие «Наши действия при пожаре» 1-4 классы

Цель зЦель занятия: научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; закрепить знания правильного поведения при пожаре; прививать навыки осторожного обращения с огнем.Задачи:Обучающа...

Действия при пожаре

В случае возникновения пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасе...

Действия при пожаре

Действия при пожаре...

Как надо действовать при пожаре

Управление по делам ГО и ЧС г. Десногорска информирует как надо действовать если возник пожар в местах массового пребывания людей....

Действия при пожаре

Действия при пожаре: Ситуации: ПОЖАР В КВАРТИРЕ, ПОЖАР НА КУХНЕ, ЗАГОРЕЛСЯ ТЕЛЕВИЗОР, ОГОНЬ НА БАЛКОНЕ, ПОЖАР В ПОДЪЕЗДЕ, ПОЖАР В КАБИНЕ ЛИФТА, ПОЖАР В КЛАДОВОЙ, ПОДВАЛЕ ИЛИ НА ЧЕРДАКЕ ДОМА....