классные часы
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Стебнева Ирина Ефимовна

материалы для классного часа "Его имя носит наша школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burchenkov_s.v.docx20.32 КБ
Файл pochinok_v_gody_vov.docx61.09 КБ
Файл informatsionnye_resursy.docx14.17 КБ
Файл fotografii.docx2.66 МБ
Файл stsenariy_klassnogo_chasa.docx67.37 КБ

Предварительный просмотр:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурченков,_Сергей_Васильевич

Бурченков Сергей Васильевич - командир орудия 34-го гвардейского артиллерийского  полка (6-я гвардейская стрелковая дивизия, 13-я армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший сержант.

Родился в 1917 году в деревне Пузырёвка ныне Починковского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Член ВУП(б) с 1943 года. Он рано лишился отца. Окончив сельскую школу, вместе со взрослыми стал работать в колхозе. Был бригадиром, заведовал животноводческой фермой. С 1938 по 1940 год Сергей Бурченков проходил срочную служил в Красной армии, после демобилизации вернулся в свой колхоз.

В июле 1941 года Бурченков вновь призван в Красную Армию. Он сражался на Западном, Брянском, Центральном и 1-м Украинском фронтах. Был наводчиком, а затем командиром орудия. Отличился при форсировании Одера.

26 января 1945 года старший сержант Бурченков с расчётом по тонкому льду преодолел реку Одер в районе деревни Тарксдорф (6 км южнее город Сьцинава, Польша). Вступив в бой за плацдарм и став за наводчика, уничтожил 3 вражеские пулемётные точки, чем обеспечил продвижение штурмовой группы вперёд. На следующий день участвовал в отражении нескольких контратак, уничтожил десятки фашистов. 29 января при отражении новой контратаки подбил 2 тяжёлых танка врага. 31 января 1945 году погиб в бою.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему сержанту Бурченкову Сергею Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 2 степени., медалями.

Похоронен в деревне Гроссендорф (4 км южнее города Сьцинава, Польша).

https://web.archive.org/web/20200726234443im_/http:/www.warheroes.ru/img/hr.gif

При подходе к Одеру батальон получил задание с ходу форсировать  реку и закрепиться на ее левом берегу. Гитлеровцы оказали яростное сопротивление. С высокого западного берега они хорошо просматривали подступы к Одеру и вели губительный огонь из всех видов оружия. Бурченков выкатил свое орудие на прямую наводку и стал уничтожать вражеские огневые точки.

Когда огонь противника заметно ослабел, стрелковые подразделения начали атаку и по тонкому льду устремились к противоположному берегу. Однако их продвижение было остановлено у самого берега. Несколько долговременных огневых точек не давали возможности расширить плацдарм. Требовалась немедленная помощь артиллеристов. По взломанному снарядами льду, подкладывая под колеса пушки доски, связки хвороста, Бурченков вместе с бойцами покатил свое орудие через Одер. Выбывших из расчета солдат заменили подоспевшие пехотинцы. Пушка была доставлена на западный берег и установлена на огневую позицию. Сергей Бурченков встал у прицела. Меткими выстрелами он уничтожил три пулеметные точки, отразил три контратаки противника. Под прикрытием артиллерийского огня наша пехота поднялась в атаку и отбросила гитлеровцев от берега. Спустя некоторое время фашисты начали ожесточенные атаки на позиции батальона. Выстрелами в упор Бурченков помог пехоте отбросить врага и удержаться па плацдарме.

27 января 1945 года гитлеровцы шесть раз бросались в контратаку. При поддержке артиллеристов стрелковые подразделения не только отстояли плацдарм, но и значительно улучшили свои позиции. В этих боях расчет гвардии старшего сержанта Бурченкова уничтожил более 40 вражеских солдат и офицеров.

29 января плацдарм атаковало до 50 бронемашин при поддержке тяжелых танков. Двигаясь на большой скорости, они пытались прорваться к Одеру, чтобы уничтожить переправлявшиеся через реку подкрепления. Метким огнем с близкого расстояния артиллеристы подбили несколько бронемашин и не позволили врагу ликвидировать плацдарм. Орудие гвардии старшего сержанта Бурченкова уничтожило два тяжелых гитлеровских танка.

31 января 1945 года при отражении очередной контратаки С. В. Бурченков пал смертью храбрых.

По книге Воробьев М.В., Титов В. Е., Храпченков А. К.
Смоляне - Герои Советского Союза.

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

https://web.archive.org/web/20200726234443im_/http:/www.warheroes.ru/img/info.gif



Предварительный просмотр:

Починковский район в годы ВОВ

В сентябре 2013 г. вся Смоленщина отмечает 70-летие  освобождения от немецко-фашистского гнета.

Починковский район, также как и другие  районы Смоленской области, разделил грозную военную судьбу нашей необъятной Родины.

15 июля 1941 года начался артобстрел Починка, а 17 июля после кратковременных боев в Прудках, немцы ворвались в город. Оккупация района продолжалась 795 дней. Она принесла на починковскую землю смерть и разрушения: горели деревни, были расстреляны и замучены ни в чём не повинные жители. На издевательства, расстрелы, зверства  гитлеровцев починковцы отвечали вооруженной борьбой. В лесах несли свою добровольную службу партизанские отряды, боролись с вражеским беспределом подпольщики, комсомольцы, простые русские люди.

За годы оккупации расстреляно 369 человек, повешено - 17, увод в рабство - 935, смерть после пыток и истязаний ...ВСЕГО 13446 человек. Фашисты полностью уничтожили  имущество 15 колхозов. Общий ущерб составил свыше 2 миллиардов 598 миллионов рублей.

Более 10 тыс. починковцев погибло на фронтах Великой Отечественной войны. В то же время более 4 тыс. солдат полегло на починковской земле. Вечная им память!

Многие починковцы на полях брани, в партизанских отрядах и подполье проявили исключительное мужество и героизм. Пятнадцати из них было присвоено  высокое звание Героя советского Союза.  Пяти - ефрейтору, пулеметчику М. Е. Александрову; старшему сержанту, командиру орудия С. В. Бурченкову; стрелку-радисту М. Н. Марченкову; летчику штурмовой авиации Н. П. Седненкову и танкисту П.И. Флимову это звание присвоено посмертно.

Семь починковцев Героев Советского Союза в годы Великой Отечественной войны были летчиками. Это - В. Д. Лавриненков, И. Е. Корзунов, Н. П. Седненков, М. Н. Тоболенко, А. И. Якуненко, А. С. Осипенко и до 1942 года, до тяжелого ранения, - П. И. Филимонов. Остальные Герои Советского Союза воевали в разных родах войск. В. Ф. Мальков был пограничником, Е. А. Макеев - сапером, И. И. Мозжаров - танкистом, М. С. Шириков - разведчиком.

Трое починковцев стали полными кавалерами ордена Славы. Это - А. Т. Бомбизов, В. А. Исайченков и В. И. Селезнев.

Три починковца-авиатора - Н. А. Булыгин, Н. М. Волков и И. А. Комозов повторили подвиг Н. Ф. Гастелло, направив свои горящие самолеты на скопление вражеских войск.

Память о верных защитниках Родины починковцы хранят в своих сердцах, передавая ее из поколения в поколение.

Документальная хроника района

1941, 25 июня - на г. Починок сброшены первые бомбы с фашистских самолетов. С зениток, установленных на железнодорожных платформах, сбит первый немецкий стервятник.

1941, 10 июля - середина сентября. - Смоленское оборонительное сражение.

1941, 15 июля - немцами взят г. Смоленск

1941, 17 июля - немцы ворвались в г. Починок.

1941, 4 августа - возле д. Старинки Рославьского района погиб командующий 28-й армии генерал-лейтенант В. Я. Качалов. Бронзовый бюст генерала установлен возле Стодолищенской средней школы.

1941, сентябрь - в г. Починке открыт госпиталь для военнопленных. Местные жители собирали продукты, бинты, бельё, одежду.

1942 - создан Западный штаб партизанского движения. На территории Починковского района действовали партизанские отряды Аркашки (Аркадия свинцова), «За Родину», «Суворов», «Мститель»; подпольные организации И. Д. Молчанова, А. С. Селиверстова; диверсионные отряды М. И. Дадеркина в Починке и К. А. Воскресенского в п. Стодолище.

1942, 13 апреля - отряд карателей напал на Сельцо (малая родина А. Т. Твардовского). Всех жителей (68 человек, в основном женщины, старики  и дети) немцы расстреляли, все дома уничтожили.

1943 - в начале этого года знаменитый полк «Тринадцать» очистил от противника Юры Княжинского сельсовета.

1943, 7 августа - началась Смоленская операция, в ходе которой была освобождена наша область.

1943, 23 сентября - 33-я армия генерала В. Н. Гордова перерезала железнодорожную и шоссейные дороги Смоленск - Рославль и освободила Починок. Над зданием Райфо (ул. Октябрьская, 8) был поднят победный флаг.

1943, 25 сентября - освобожден г. Смоленск войсками Западного фронта в ходе Смоленско-Рославльской наступательной операции.

 

http://pochinok.library67.ru/files/289/burchenkov_sergej_vasilev.jpg

БУРЧЕНКОВ

Сергей Васильевич

(1917, д. Пузыревка Починковского района –

31.01.1945,  д. Гроссендорф, Польша).

Артиллерист, командир орудия, гвардии старший сержант. Отличился в боях на Одере.

Звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 года (посмертно).

http://pochinok.library67.ru/files/289/resize/tobolenko_250_346.jpg

ТОБОЛЕНКО

Михаил Николаевич

(05.07.1922, д. Азаровка Починковского района – 07.04.1945, Литва).

 Лётчик авиационного полка, старший лейтенант. Совершил 188 боевых вылетов на разведку скопления войск противника.

Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 года.

 

Михаил Николаевич Тоболенко (1922—1945) — советский лётчик разведывательной авиации ВВС Военно-морского флота, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (22.07.1944). Старший лейтенант (30.06.1944).

Биография

Родился 5 июля 1922 года в деревне Азаровка ныне Починковского района Смоленской области в семье крестьянина. Белорус. С 1923 года жил в посёлке Щербиновка (с 1938 г. — город Дзержинск, с 2016 г. — Торецк) Донецкой области Украинской ССР. В семье ещё родился младший брат Иван. Михаил окончил неполную среднюю школу и Дзержинский аэроклуб в 1940 году. До армии он работал преподавателем литературы и знал наизусть почти всего Есенина.

В Красной Армии с 1940 года. Служил связистом 45-й авиабазы[уточнить] Западного военного округа. В декабре 1940 года был направлен в Тамбовскую военную авиационную школу, которую не окончил из-за начала войны.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года — в связи с эвакуацией Тамбовской авиашколы направлен на Волховский фронт в 46-ю стрелковую дивизию. Воевал связистом, номером миномётного расчета и командиром миномётного расчёта. В январе 1942 года был ранен. После лечения в госпитале в апреле 1942 года был зачислен курсантом в истребительную эскадрилью 1-го запасного авиационного полка Военно-воздушных сил Военно-морского Флота (полк дислоцировался на нескольких аэродромах в Мордовской АССР), где в течение 7 месяцев овладевал самолетами УТ-2, И-16, Як-1.

В ноябре 1942 года, окончив обучение, получил назначение в 13-й истребительный авиационный полк Краснознамённого Балтийского флота, который в тот период формировался на аэродроме Новинки Горьковской области. Там переучился на самолёт Як-9. В марте 1943 года назначен в 43-ю эскадрилью 15-го отдельного разведывательного авиационного полка в составе того же флота. На выполнение боевых заданий начал летать с мая 1943 года. В январе 1944 года стал командиром звена.

К 17 мая 1944 года командир звена 43-й авиационной эскадрильи 15-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота лейтенант Михаил Тоболенко выполнил 188 боевых вылетов, в том числе 145 боевых вылетов на разведку военно-морских баз и судоходства противника с применением аэрофотосъёмки. На его боевом счету были особо опасные разведки тщательно прикрываемых зенитной артиллерией и истребителями ПВО ВМБ Хельсинки, Таллин, Котка, Борго, Палдиски, Ловиза. Имея задачей любой ценой доставить отснятые фотоплёнки с выявленными целями, Тоболенко не должен был вступать в бои с немецкими и финскими истребителями, поэтому ему пришлось 6 раз уходить от погони. Провёл также 2 воздушных боя с настигшими его истребителями, вынудив обоих врагов отказаться от преследования.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Тоболенко Михаилу Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4013).

7 апреля 1945 года Михаил Тоболенко вылетел на разведку кораблей противника в район Либавы (Лиепаи). Прикрывая ведомого, производившего аэрофотосъемку Военно-морских баз (ВМБ) противника, он был внезапно атакован четырьмя истребителями противника. Самолёт Михаила Тоболенко был сбит, а сам лётчик погиб. Похоронен в городе Паланга (Литва).

Всего к моменту гибели на счету разведчика было около 300 боевых вылетов.

Награды

  • Герой Советского Союза (22.07.1944).
  • Орден Ленина (22.07.1944)
  • Три ордена Красного Знамени (3.11.1943, 10.04.1944, 10.02.1945)
  • Орден Красной Звезды (4.08.1943)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (вручена в 1943)

Память

  • В посёлке Чкаловск Калининградской области на площади Героев установлен бюст М. Н. Тоболенко.
  • Имя М. Н. Тоболенко носит Шаталовская муниципальная средняя общеобразовательная школа, расположенная в Шаталовском военном гарнизоне в Починковском районе, в 10 км от места рождения М. Н. Тоболенко.
  • Стела с именем Героя установлена на Аллее Героев в Смоленске у стен Смоленского кремля, его фамилия — на памятнике лётчикам Балтийского флота в Калининграде.
  • Именем Героя была названа улица в городе Паланга.
  • Также имя Тоболенко М. Н. носила пионерская дружина средней школы № 1 города Дзержинска.

Серге́й Васи́льевич Бурченков (1917 — 31 января 1945) — участник Великой Отечественной войны, командир орудия 34-го гвардейского артиллерийского полка 6-й гвардейской стрелковой дивизии 13-й армии 1-го Украинского фронтаГерой Советского Союза (1945), гвардии старший сержант. Бурченков Сергей Васильевич родился в деревне Пузырёвке в Смоленской губернии[2] в 1917 году. По национальности русский. По окончании школы работал в колхозе.

С 1938 по 1940 год Сергей Бурченков проходил службу в Красной армии, после чего вернулся в свой колхоз.

В июле 1941 года Бурченков в ходе мобилизации призван в армию и направлен на фронт. Сражался на ЗападномБрянскомЦентральном и 1-м Украинском фронтах. Воевал в артиллерийских частях сначала наводчиком, а позднее командиром орудия.

Особо отличился при форсировании Одры. С 26 по 31 января 1945 года в бою за плацдарм в районе деревни Тарксдорф (6 км южнее город Сцинава, ныне Польша) участвовал в отражении нескольких контратак гитлеровцев, уничтожил лично три вражеские пулемётные точки и несколько десятков фашистов, подбил два тяжёлых танка противника. 31 января 1945 года отважный артиллерист геройски погиб в бою.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и геройство гвардии старшему сержанту Бурченкову Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[3].

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза

Орден Ленина

Орден Отечественной войны II степени

Медали



Предварительный просмотр:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурченков,_Сергей_Васильевич

 azbyka.ruМузыка и песниДругие авторы

http://pochinok.museum67.runews/-pochinkovcy-uchastniki…

multiurok.rufiles/istoriia-ghieorghiievskoi-…

web.archive.orgweb/20151002130226/https://ru.…

smoladmin.ruo-smolenske/geroi-smolenska/geroi-…

web.archive.orgweb/20230408075427/https://…


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации муниципального образования "Починковский район" Смоленской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мачулинская основная школа

Классный час «Его имя носит наша школа»

(о герое Великой Отечественной войны Бурченкове С.В.)

Автор (составитель):
Стебнева Ирина Ефимовна,
учитель начальных классов

д.Мачулы

2024 год

1.Пояснительная записка

1.1. Классный час на тему «Его имя  носит наша школа» посвящен Героям Советского Союза, нашим землякам, в частности Бурченкову С.В. Его имя было присвоено нашей школе 27 апреля 2000 года.

1.2. Актуальность этого мероприятия в формировании у детей интереса к изучению истории, к жизни людей, которые воевали, трудились в годы войны. Священна память о героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата  в годы Великой Отечественной войны. События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне от участников сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Детям интересно  узнать о стране, о войне, о подвигах. Благодаря людям, которые избавили нас от фашистов, мы сейчас живем в мире, без войны.

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Эти личностные качества должны быть заложены в ребёнке с раннего детства.
И сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах людей, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра.

1.3. Военно-патриотическое воспитание обучающихся является одним  из главных направлений воспитательной работы в нашей школе. Вновь и вновь мы прикасаемся к истории  нашей страны, своей малой родины, истории нашего героического народа в годы Великой отечественной войны.  В системе ведется работа в этом направлении. Начиная с первого класса, проводятся общешкольные, внеклассные мероприятия в разных формах. Это  торжественные линейки, коллективные творческие дела, вахты памяти, митинги у монумента Славы в нашей деревне, экскурсии в музеи, уроки мужества, классные часы и другое. Этот классный час – одно из таких мероприятий, где раскрывается одна из самых важных и значимых страниц истории деревни, сообщаются факты из жизни героев  Великой Отечественной войны, наших земляков,  формируется чувство гордости за стойкость и самоотверженность нашего народа в период Великой Отечественной войны. Для нашего прошлого, настоящего и будущего мы должны сделать все возможное, чтобы память о великих исторических событиях жила в сердцах поколений.

1.4. Мероприятие предназначено для учащихся начальной школы. Презентация, используемая в данном мероприятии, а также подборка исторических сведений, стихотворений и музыкального сопровождения  соответствуют возрастным особенностям и являются актуальными в военно-патриотическом воспитании.

1.5. Цель:  формирование представления у учащихся о Великой Отечественной войне и её героях, привитие интереса к героическому прошлому своей малой Родины. 

1.6. Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить учащихся с жизнью и подвигами героя  Великой Отечественной войны С.В.Бурченкова, имя которого присвоено нашей школе;
  • формировать у учащихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Развивающие:

  • формировать историческую память и преемственность поколений на основе знаний о Великой Отечественной войне.
  • развивать умение находить информацию, навык выступления перед аудиторией.
  • способствовать развитию навыков работы в коллективе, творческих способностей. 

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство глубокого уважения и благодарности к  участникам Великой Отечественной войны, к  народу – победителю;
  • воспитывать чувство гордости за свой край, за своих земляков.

1.7. Планируемые результаты:

Личностные:   

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…

Предметные:

  • знания о героях и о прошлом нашей страны;
  • обогатить знания детей о символе доблести наших солдат – георгиевской ленточке.

Метапредметные: 

  • умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);
  • применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свою точку зрения.

1.8.  Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родной деревни, технология развития критического мышления, информационные технологии. 

Методы и приемы: словесные методы (рассказ, беседа), наглядные методы (демонстрация, наблюдение, иллюстрация), исследовательский метод, мультимедийная презентация, подборка стихотворений для заучивания наизусть,  музыкальное сопровождение, подбор фотографий детей с памятных мест, творческое задание, рефлексия.

Формы работы:  классный час.  

1.9.  Материально-технические, информационные и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: компьютер, экран, проектор, музыкальный центр (колонки),  выставка рисунков на тему: «Победа»,  плакаты о Великой Отечественной войне, аудиозаписи песен военных лет, выставка книг о войне, для каждого учащегося  шаблон для раскрашивания, раздаточный материал.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурченков,_Сергей_Васильевич

 azbyka.ruМузыка и песниДругие авторы

http://pochinok.museum67.runews/-pochinkovcy-uchastniki…

multiurok.rufiles/istoriia-ghieorghiievskoi-…

web.archive.orgweb/20151002130226/https://ru.…

smoladmin.ruo-smolenske/geroi-smolenska/geroi-…

web.archive.orgweb/20230408075427/https://…

2. Основная часть

Часть 1. Мотивационная  

        Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы проводим очередной классный час, посвященный Великой отечественной войне.  А какая тема сегодняшнего классного часа, я думаю, вы догадаетесь, взглянув на экран. /слайд 1/         

Сегодня будет день воспоминаний,

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.  

       Им, нашим землякам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне посвящается.

Часть 2. Основная. /Слайд 2/ 

(Звучит песня «Вставай, страна огромная» музыка Александра Александрова, слова Василия Лебедева-Кумача )

Учитель: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины поднялся весь народ.  

Солдаты, не жалея своей жизни, шли в бой. Они не думали о наградах, славе. Все были объединены одной целью - прогнать фашистов с родной земли. Многие солдаты и офицеры отличились в боях, и  Родина помнит своих героев. Сегодня мы будем говорить о героях, наших земляках. Вместе со всем советским народом поднялись против фашистов трудящиеся нашего села и района. За годы войны сотни тысяч ее жителей были призваны в армию. Многие из них погибли в жестоких боях, но они до конца выполнили свой долг. Они сражались и погибали ради нас, ради того, чтобы был мир на земле, чтобы дети могли улыбаться, радоваться жизни.

/Слайд 3/  Более 10 000 починковцев, наших земляков, погибло на фронтах Великой Отечественной войны. В то же время более 4 тыс. солдат полегло на починковской земле. Память о верных защитниках Родины починковцы хранят в своих сердцах, передавая ее из поколения в поколение.

/Слайд 4/ Многие починковцы проявили исключительное мужество и героизм. За   подвиги, совершенные в годы войны   15 уроженцам Починковского  района присвоено звание Героя Советского Союза, а одному из них дважды.

Учитель: Как вы понимаете значение слова «герой»? Кого мы можем назвать героем?  (высказывания учащихся: смелый, отважный, тот, кто совершает подвиги)

Как трактует данное понятие  толковый словарь С.И.Ожегова, герой- это человек совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Сегодня мы поговорим о мужестве того героя, кто защищал нашу землю, кто не щадил себя ради блага Отечества, кто до конца остался и остается верен воинскому  и гражданскому долгу – о том, кого мы называем героем, имя которого носит наша школа.

/Слайд 5/  В 2000 году произошло это важное событие. Мачулинской средней школе было присвоено имя героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны, нашего земляка Сергея Васильевича Бурченкова

 Сейчас я расскажу вам о жизни и подвигах земляка, прославившего нашу «малую родину» во время ВОВ, настоящем герое.

/Слайд 6/ Сергей Васильевич родился в деревне Пузырёвке в Смоленской губернии[2] в 1917 году. Сейчас этой деревни нет, а территория принадлежит Починковскому району. По национальности русский. По окончании школы работал в колхозе.

 С 1938 по 1940 год Сергей Бурченков проходил службу в Красной армии, после чего вернулся в свой колхоз.

/Слайд 7/ В июле 1941 года Бурченков в ходе мобилизации призван в армию и направлен на фронт.

 Сражался на ЗападномБрянскомЦентральном и 1-м Украинском фронтах. Воевал в артиллерийских частях сначала наводчиком, а позднее командиром орудия.

/Слайд 8/ Особо отличился при форсировании Одры. С 26 по 31 января 1945 года в бою за плацдарм в районе деревни Тарксдорф (6 км южнее город Сцинава, ныне Польша) участвовал в отражении нескольких контратак гитлеровцев, уничтожил лично три вражеские пулемётные точки и несколько десятков фашистов, подбил два тяжёлых танка противника.

/Слайд 9/ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и геройство гвардии старшему сержанту Бурченкову Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[3].

31 января 1945 года отважный артиллерист геройски погиб в бою. Похоронен в деревне Гроссендорф (4 км южнее города СцинаваПольша).

Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы, памятники, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы. Наш долг – помнить о том, что солдаты гибли за наше светлое будущее, за мир на Земле.

/Слайд 10/

Учитель:  Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье, -
Пожалуйста, помните!..

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

 Учитель: В честь всех погибших в этой страшной войне объявляется Минута молчания. (минута молчания, метроном)

Учитель: Совсем скоро мы  будет отмечать прекрасный  праздник, праздник Великой Победы. В этом году будет 80 лет со Дня Победы. В этот день все люди на земле  вспоминают, какой ценой  досталась Победа.

/Слайд 11/ Учитель: По традиции накануне  9 мая мы всей  школой участвуем в торжественном шествии, возлагаем цветы к монументу Славы, читаем высеченные имена и фамилии на гранитных плитах, среди которых есть фамилии и ваших родственников, слушаем песни военных лет, песни со слезами на глазах.

 (Тихо звучит песня «От героев былых времён» музыка Р. Хозак, слова Е. Агранович)

Учитель: Ребята, фашисты хотели стереть с лица земли нашу  страну и уничтожить её народ. Получилось ли у них это? Нет! Не удалось фашистам реализовать свой страшный план! Благодаря сплочённости, единству народа, мы смогли одержать Победу. Это заветное слово, которое ждал каждый человек,  живущий в стране СССР (так раньше называлась наша страна).

 /Слайд 12/  Учитель: 9 мая 1945 года закончилась война, Берлин пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война! (читают дети)

         Учитель: Нам с вами важно хранить память об этой самой дорогой Победе, которая стоила нам 27 миллионов жизней советских людей.  Разве это можно забыть?  Наша страна победила фашизм и сохранила независимость и свободу. Благодаря Победе, мы с вами живем в мирной стране.

(Звучит песня «День победы» музыка Д. Тухманова, слова В.Харитонова )

Учитель: В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло почти 80 лет?» Но правы ли будем мы, забыв о тех, кто погиб, защищая Родину? Послушайте небольшое, но с большим смыслом  стихотворением:

Ты выстоял, солдат,

Ты победил!

Ценою жизни

Одержал Победу.

И подвиг твой

Для нас не оценим,

Мы будем помнить

Наших прадедов и дедов!

Часть 4.Творческая практическая работа «Рисуем открытку ко Дню Победы»

Учитель: Ребята, а сейчас мы нарисуем открытку, посвященную Дню Победы. Но прежде поговорим о символах Победы, которые часто изображают на открытках.

Вы обращали внимание, что накануне празднования Дня Победы  каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку. Что такое Георгиевская ленточка и что она означает? Сейчас мы разберемся в этом вопросе.

Какие  цвета присутствуют на георгиевской ленте? (ответы детей) Правильно, чёрный цвет-дым, оранжевый – огонь. Запомните, что чёрно-оранжевые ленточки - символ памяти о победе России в Великой Отечественной войне.

/Слайд 13/  Учитель: Каждый год в стране, и у нас проходит акция "Георгиевская ленточка". Это эстафета от прошлых поколений к нынешним. Эстафета народной памяти, уважения к подвигам отцов и дедов, эстафета готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя. Эта акция становится хорошей традицией, общей данью памяти и уважения к ветеранам. Наш  народ всегда был силен своим единством, именно это единство всегда спасало Россию в самые трудные времена. Но мы едины, пока помним. Надевая  ленту, мы говорим (все вместе) «Мы помним! Мы гордимся!» 

Учитель: Белый голубь, символ мира,

                Ты взлети на шар земной!

                Катастрофы, беды, войны

                Пусть обходят стороной.     /слайд 14/

Ещё один из символов мира, символов Победы – белый голубь. Во время Великой Отечественной войны голубям пришлось стать верными помощниками Советской армии. Дело в том, что на начало войны проводная связь действовала только на короткие расстояния. Кроме того, зачастую техника выходила из строя. И тут на помощь приходили почтовые голуби, они осуществляли связь на дальние расстояния.  

Более подробно мы поговорим с вами на следующем мероприятии. А сейчас давайте объединим все символы победы в один рисунок. Оформив открытку, вы сможете подарить её своим близким и поздравить с Днём победы.

 (Дети рисуют открытку, звучит песня музыка А. Островского, слова Л.Ошанина «Пусть всегда будет солнце» )

Картинка Георгиевская лента

 (Слайд 15)Учитель: Давайте прочтем стихотворение: (читают дети)

1.Нам нужен мир – тебе и мне,

И всем на свете людям.

2.И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим!

Часть3. Рефлексия

Учитель:

- Что сегодня нового вы открыли для себя  о ВОВ?

- О каких  героях   нашей малой родины  вы сегодня узнали?

- Скажите, какие сегодня вы испытываете чувства,  получив новые знания?

- Какое важное событие произойдёт 9 Мая 2025 года?

Учитель: Ребята, вы сегодня молодцы! На этом наш классный час закончен. Всем спасибо. 

3. Рекомендация по использованию методической разработки в практике работы коллег

Материал может использоваться как в начальной, так и в средней школе на внеурочной деятельности и во внеклассных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, для пропаганды патриотического воспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...