Конспект внеурочного занятия "Умею ли я прощать..."
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс)
Конспект внеурочного занятия "Умею ли я прощать..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект внеурочного занятия "Умею ли я прощать..." | 173.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия "Умею ли я прощать"
Цель: Раскрыть важность умения прощать другого человека. Расширить и углубить представление о человеческих ценностях. Воспитывать качества: доброту, великодушие, толерантность у учащихся
Задачи:
1. Расширять понятия о «прощении» и бесконфликтном общении.
2. Развивать способность понимать окружающих и умение прощать.
3. Воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми
Форма проведения: дискуссия
Ход занятия.
- Орг. момент.
Ребята, я приглашаю вас встать из-за парт, встать в проходы и взяться всем за руки.
Давайте мысленно пошлём сердечное тепло друг другу. Пожелаем всем удачи. Вы очень красивы сейчас. Красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Желаю вам, чтобы все неприятности обходили нас стороной! А я рассчитываю на вашу поддержку, помощь. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
- Мотивация. Создание эмоционального настроя.
Тихо садитесь. (пауза) - С каким настроением вы пришли на занятие?
Упражнение «Угадай настроение»
Учитель показывает «смайлики» с изображением различных эмоций.
Задание – найти «смайлики» с обидой, недовольством, раздражением…(Слайд 1)
Вступление.
Отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других — люди обижают друг друга намеренно. Обида причиняет боль. Как с этим справиться? Как постараться простить обидчика и как самому попросить прощение? Что дает нам прощение? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня.
Прочитай стихотворение (даётся тому, кто прочитает выразительно).
Слайд 2.
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то, что понять.
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Не сложное, очень простое:
«Прости», — и Бог тоже простит.
Определение цели и темы.
Вы догадались, чём мы будем беседовать?
(слайд 2) Тема нашего занятия :"Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?"
Основная часть.
(Слайд 3)
На доске фотографии людей с разным выражением лица.
- Можем ли мы сказать, какое у детей настроение? Почему?
(акцентитуем внимание на эмоции «обида»).
Как вы понимаете слово обида? /высказывания детей/.
– Ребята, есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Кивните, пожалуйста. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы детей: разочарование, гнев, раздражение, обида, боль.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию. Возникают сомнения в справедливости. Жизнь меняется в отрицательную сторону.
– А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
… Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А, какие чувства испытывает человек, обидевший другого?
Ответы детей: гнев, агрессию, чувство вины
(Слайд 4) Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением. Словарь русского языка. С. И. Ожегов
- Наукой доказано, что когда человек обижается, то:
1. Учащается сердцебиение;
2. Затуманивается разум;
3. В кровь начинают поступать вещества, которые настраивают человека против другого. Они не уходят из организма, а остаются в нём и отравляют человека.
-Принесёт ли такой человек какую-то пользу своим близким, окружающим?
- Легко ли живётся такому человеку? Почему?
Вывод: Такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть. И чтобы такое не случилось с вами, да и с окружающими вас, мы должны найти лекарство от обиды.
Я предлагаю вам прослушать стихотворение Сергея Погореловского и ответить на вопрос: Что помогло мальчику простить друга?
Побил меня Гуляев Колька – зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько. Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери, ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил! Но больше дружбе не бывать.
Ты дружбы не сберег хорошей, и вот всему конец теперь.
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело вошел с поникшей головой:
Прости уж. Сердишься? За дело.
Беда, горячий я какой.
Я подхожу к нему мириться. И говорю ему ну, что ж,
Я не сержусь, чего сердиться.
Я так и знал, что ты придешь.
Учитель . Что помогло ему простить друга? (ответы детей).
- Герой стихотворения простил своего друга.
Значит, лекарство от обиды – это прощение. Ребята, а все ли можно простить?
- Были ли у вас ситуации, когда вы долго не могли простить своих друзей или близких?
Ребята делятся случаями из жизни (2-3 человека).
Практическая работа
Ребята, перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. Потом нижний левый уголок. Потом кусочек посередине по линии сгиба. Разверните свои листы. Сравните листы друг друга. Есть ли у кого-то абсолютно такой же - похожий? Нет.
Вывод: В природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и про человека. Каждый человек неповторим и уникален.
А прощение – это то, что позволяет нам сблизиться, снижает трение между нами. Может ли человек, не умеющий прощать, быть хорошим другом?
Ответы детей. ( Такой человек всегда будет злым, недоверчивым и одиноким, вокруг него нет друзей).
Беседа.
Учитель. Прости… Почему это слово очень трудно сказать, трудно слышать и понять?
Когда говорят слово «прости»?
Вы можете вспомнить свои обиды?
Расскажите, что вы чувствовали?
Вам приятно было?
На кого вы обижаетесь? За что?
Как себя дети ведут, если они обиделись?
Легко ли человеку жить с обидой?
Игра “Человеческие чувства”
Я предлагаю вам поиграть в игру “Человеческие чувства”. ( У ребят на столах лежат зелёные и серые листочки)
(Слайд 5) Перед вами список различных человеческих чувств. Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих серых листочках.
Досада | Взаимопонимание |
Порядочность | Сердечность |
Агрессия | Зависть |
Доброта | Обида |
Любовь | Ненависть |
Раздражение | Презрение |
Уважение | Интерес |
Гнев | Вдохновение |
Радость | Равнодушие |
Успех | Страх |
А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите мне в коробочку.
(Ребята рвут листочки)
- Пусть злость и обида уйдут вместе с ними.
А на приготовленных зелёненьких листочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу. Видите, оно расцвело без Злости и Обиды. (иметь несколько клей-карандашей, ватман с нарисованным деревом, зелёные и серые листики )
Неумение прощать часто приводит к печальным последствиям. На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга.
Нечаянно девочка толкнула двух стоявших мальчиков. Один умел прощать, а другой не умел. Один сразу простил толкнувшую девочку, а другой обиделся на нее и разозлился. Придумайте, что будет дальше, чем может все это кончиться для мальчика, который не умел прощать? (Сильно ударил, плач, скандал, больница, родители девочки, милиция)
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других
(Высказывание детей)
– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).
– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).
- Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому человеку.
(Слайд 6) Учитель. Какой же вывод мы сделаем?
Практико-ориентированное задание.
- Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не остаться одному? (Уметь прощать и просить прощение.)
А) - Я предлагаю сейчас обсудить несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут произойти в жизни.
1 ситуация. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает. Как бы ты разрешил конфликт?
2 ситуация. Коля построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.
3 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?
Б) – Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно-ли это?
На самом же деле прощение нужно именно нам самим!!!
-Легко ли просить прощение? (нелегко, трудно)
-Что делать, чтобы не пришлось просить прощение? (Мудрый совет способен предотвратить поступок, за который будет стыдно потом. Для того чтобы горечь разочарования не закралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому).
-Всё ли можно простить?
Простить можно. Надо лишь быть мудрым. Добрым. Любить.
Вывод:
Простить – это значит перестать упрекать человека за нанесённую обиду, не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
Рефлексия:
Наша встреча подходит к концу. Я на прощание о нашей встрече я подарю вам частичку мудрости.
Я надеюсь, что наша встреча будет способствовать тому, что вы и сегодня и в дальнейшей жизни будете проявлять великодушие к людям.
Учитель раздаёт ребятам на память красивые памятки. Ребята, запомните!
1. Каждый может совершить ошибку.
2. Совершив ошибку, умей её признать.
3. Прости, и будешь прощён.
4. Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.
5. Прости, и твоя душа будет светлее.
- Определите, изменилось ли ваше настроение после беседы, и в какую сторону? Что мы все теперь чувствуем? На душе стало ЛЕГКО!
Не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — делайте сами первый шаг. Не носите в себе обиды: они ранят нашу душу. Постарайтесь скорее помириться. Если научишься прощать, тебя уже никто не обидит.
Памятка. 1. Каждый может совершить ошибку. 2. Совершив ошибку, умей её признать. 3. Прости, и будешь прощён. 4. Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества. 5. Прости, и твоя душа будет светлее. | Памятка. 1. Каждый может совершить ошибку. 2. Совершив ошибку, умей её признать. 3. Прости, и будешь прощён. 4. Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества. 5. Прости, и твоя душа будет светлее. |
Памятка. 1. Каждый может совершить ошибку. 2. Совершив ошибку, умей её признать. 3. Прости, и будешь прощён. 4. Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества. 5. Прости, и твоя душа будет светлее. | Памятка. 1. Каждый может совершить ошибку. 2. Совершив ошибку, умей её признать. 3. Прости, и будешь прощён. 4. Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества. 5. Прости, и твоя душа будет светлее. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Прощай, начальная школа".
Праздник «Прощай, начальная школа» проведён в виде телепередач с использованием компьютерных технологий. ...
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!"
В статье предлагается материал к празднику по окончанию начальной школы. Этот день , каждый человек должен запомнить , как день перехода на почти"взрослую" ступеньку жизни. Цель этого праздника -...
Сценарий праздника "Прощай, начальная школа!"
Сценарий прощания с начальной школой. Есть еще и минусовки к нему, но разместить их здесь не смогла (они весят больше 9 МБ). Если заинтересуетесь, пишите - перешлю их Вам как-нибудь иначе....
Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»
Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...
Классный час на тему "Умение прощать свойство сильных, слабые никогда не прощают"
Классный час на тему "Умение прощать свойство сильных, слабые никогда не прощают"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Ты прощай, прощай, наша Масленица..."
Данное занятие знакомит учащихся с традиционным праздником русского народа.Цель праздника: приобщение к нравственным и духовным ценностям национальной культуры....
Праздник !Прощай, 1 класс! Прощай, Букварь!"
Цель: провести праздник прощания с 1-м классом, подвести итоги за год.Задачи:- привитие любви к книге, развитие интереса к чтению; расширение кругозора;- коррекция и развитие познавательного инт...