Занимательная викторина «Азбука вежливости»
классный час (3 класс)

Шастина Любарет Александровна

Занимательная викторина «Азбука вежливости»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_viktorina_azbuka_vezhlivosti.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательная викторина «Азбука вежливости»

- Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные, надежные друзья. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди помогают друг другу, трудятся друг для друга.  

— А как вы думаете, что такое вежливость? (Ответы детей)

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно находиться рядом  с тобой.

Разделимся на 2 команды. Придумайте название своей команде. Викторина состоит из нескольких заданий. Посмотрим, какая из команд является знатоками этикета! Победителей ждут вкусные призы.

 Итак, существует словарь вежливых слов.

1 раунд.  Следует закончить фразу:

Учитель:

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо)

— Кто знает, откуда к нам пришло это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:  «Спаси вас Бог!» «Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

— Что означают слова «извините», «пожалуйста»?

(Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину».

Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

На закате мотылёк

Залетел на огонек

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю (Добрый вечер).

Бегемот и слон, поверь,

Не полезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливый, сейчас

Скажет; только (после вас).

—Молодцы ребята!

Ведущий. Именно эти слова часто употребляют в своей речи воспитанные, вежливые люди. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливый человек – воспитанный, соблюдающий правила поведения, принятые в обществе.

2 раунд. Сейчас проверим, какие вы вежливые. Ведь путь к успеху в общении с людьми – это вежливость. Проводится Аукцион вежливых слов. Каждая команда называет по очереди слова на предложенную тему. Побеждает команда, назвавшая больше вежливых слов.

1-я команда

2-я команда

Вежливые слова при обращении с просьбой

Вежливые слова, когда извиняются

будьте любезны, скажите, пожалуйста, разрешите обратиться, будьте добры, позвольте, разрешите, очень прошу, дайте пожалуйста, не откажите в любезности, сделайте одолжение, не сочтите за труд, если вам не трудно, если вас не затруднит).

простите, пожалуйста, извините, простите я нечаянно, извините, я не хотел, прошу прощения, приношу извинения, прошу меня простить, примите мои извинения, должен извиниться перед вами, искренне извиняюсь перед вами, не будете ли вы так любезны меня простить, пожалуйста, не держите на меня зла.

3 раунд. «Ситуации». А теперь каждая команда выберет карточку с ситуацией. В течение минуты команды обсуждают свои ситуации. Каждая команда по очереди зачитывает ситуацию и даёт свой ответ. Если ответ неверный, право дать ответ предоставляется команде-сопернице.

I ситуация – В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Саша увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Анна Петровна». Какая допущена здесь ошибка? А может быть всё в порядке?

(Ответы: Мальчик не должен был прерывать разговор двух взрослых людей, даже если ему очень хотелось поздороваться с учителем.) 

II ситуация - Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Какие ошибки сделал мальчик, обращаясь к прохожему?

(Ответы: Мальчик не должен был кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?» )

4 раунд. «О чём говорит народная мудрость?». Перед вами высказывания классиков и народные пословицы. Каждая команда объясняет смысл доставшегося высказывания.

1.« Слово лечит, слово и ранит». Русская пословица.

(Ответ: Прежде чем сказать подумай, не обидишь ли ты этим словом человека).

2.« Если ты сыт и одет, позаботься о хороших манерах». Японская пословица.

(Ответ: Хорошие манеры необходимы человеку также как еда и одежда).

3.« Великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава».

Фердоуси таджикский поэт Х века.

(Ответ: Умей вести себя в обществе. Общество не оценит твоих заслуг, если ты груб и невоспитан).

4.«Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». Сервантес.

(Ответ: Ничего не стоит нам быть вежливым, но это так дорого ценится окружающими людьми).

5 раунд. Блиц-опрос (1 балл за каждый верный ответ;  команды отвечают по очереди).

1. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

2. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

3. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: «Здравствуйте»).

4. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

5. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

6. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

7. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? (Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама).

8. При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

9. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший). 

10. С какой стороны обходят прохожих? (Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).

11.  Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару? (Правой).

12. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).

13. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: «Извините» или «Извиняюсь»? (Извините, меня пожалуйста).

14. Как правильно говорить: «звони’те» или «Зво’ните»? (Звони’те).

6 раунд. Посмотрим, какая команда знает больше вежливых слов и фраз.

Называйте вежливые слова по очереди.

Награждение победителей и утешающие призы.        

В заключение викторины. Давайте вместе сформулируем правила доброты и вежливости:

  • помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
  • прощать ошибки других;
  • не жадничать;
  • не завидовать;
  • Сочувствовать другим
  • Говорить вежливые слова как можно чаще
  • Здороваться и прощаться, используя специальные слова
  • В ситуациях, когда ты не прав, извиняться.

РЕБЯТА, этот мир зависит от нас. Давайте при помощи доброты и вежливости сделаем его еще лучше и прекрасней!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа учащихся 1-А класса "Азбука вежливых слов"

Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энерге...

рабочая программа "Азбука вежливости" 1-4 класс

программа для работы во внеурочное время с 1 по 4 класс...

Воспитательная система класса "Азбука вежливости".

В работе отражены цели, задачи, компоненты, формы и методы воспитательной системы. Отмечена работа с родителями и ожидаемый результат....

Азбука вежливости.

Классный час то теме "Вежливость"....

"Азбука вежливости, или этикет на каждый день

Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям нужно время, чтобы тебя узнать....

Викторина "Азбука вежливости"

В материале представлена разработка внеклассного мероприятия по определению навыков поведения в обществе, этикету. Полезная информация с презентацией....

Викторина"Азбука вежливых ребят"

Разработка классного часа, викторина. Духовно- нравственное воспитание младших школьников....