Формирование ученического коллектива (из опыта работы)
методическая разработка (1 класс)

Первунинских Екатерина Васильевна

Как начать формирование ученического коллектива их из . которые пришли в школы. Методы и приемы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Первунинских Е.В.

Учитель начальных классов

МБОУ №105  им. В.П.Серёдкина.

Формирование ученического коллектива(из опыта работы)

 «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому надо, наконец, жить жизнью детей»

Ш. Амонашвили

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьников, за 4 года им надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться стать профессиональным учеником.

ФГОС начального общего образования предъявляет новые требования к ученику. Вся работа направлена на гуманистическое воспитание, главный принцип которого – расположить ученика к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своём же воспитании.

Общение – суть жизни людей; - нужно уметь доставлять ребёнку радость общения с нами, радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха. Мы обязаны развивать и беречь веру в нас – воспитателей, веру в себя, в своих друзей. Воспитание – скрытый и длительный процесс, и потому мы должны проявлять проницательность, последовательность, терпение, творчество и постоянный поиск новых путей воспитания.

Главная наша цель – способствовать воспитанию высоконравственного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу страны, как личную.

Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности. Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалости, а в преобразовании их. Не надо требовать от детей того, чего не смогли в них ещё развить родители и мы.

Мы согласны с позицией А.Н. Лутошкина, что ученический коллектив развивается ступенчато. Первая ступень «Песчаная россыпь» - это первоклассники. Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда – нибудь, а сейчас же, и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам. Мы проводим первоначальную диагностику детей при помощи рисунков, беседы, узнаём предпочтения и проблемные аспекты в их воспитании.

Так было проведено несколько коллективных дел по сплочению детей:

  • Конкурс «Книжек – малышек», где дети почувствовали успешность, каждый из них был автором собственной книги, украшенной его рисунками, ленточками. Мы выделили для книг специальный столик, каждый мог её взять и заполнить новыми страницами или почитать книги друзей. Обсуждались рисунки, разъяснения к словам, рассказы… Прошла выставка, после неё книги были подарены детскому саду №422 г. Челябинска.
  • В начале рабочего дня учеников встречает энергичная бодрящая музыка. Дети не устают, им не надоедает однообразие, нет скуки. Они проводят весёлые комплексы утренней гимнастики с разучиванием танцевальных движений. На переменах они танцуют, поют детские песни.
  • Ежемесячно проходит конкурс результатов достижений детей не только в учёбе, но и «Конкурс добрых дел». Так ко дню именинника дети делают подарки друг другу и музыкальные номера.

Они переживают за неудачи и радуются успехам друг друга.

  •    Мы пытаемся избавиться от своих недостатков, записывая их на бумаге и сжигая с «чучелом зимы».
  • Увлекаем детей в коллективную работу «помощь птицам»: изготовление кормушек, скворечников.

Без определённых знаний нет личности, но и богатые знания тоже не всегда составляют личности, личностью он становится благодаря целеустремлённости. Постоянно идёт работа, которая нацеливает детей на личностный рост. Так, например, на Рождество, на Новый Год зажигается «волшебная свеча», на которую дети загадывают, чего бы хотели добиться в дальнейшем.

Вторая ступень формирования коллектива: «Мягкая глина» - это второклассники. Дети стали более самостоятельными, прочувствовали удовлетворение и радость от коллективных и творческих дел. В классе начинается игра: «Президент и его команда». Выбирается «Президент класса», «Экипаж Игровиков», «экипаж Всеобуча», «экипаж Журналистов», «экипаж Цветоводов», «экипаж Санитаров» и «экипаж Добрых дел» - по интересам детей. Они организовывают работу в классе по своему плану. Мы посадили «Дерево добрых дел». У нас начал работать «Классный театр», который под нашим руководством готовил концерты для родителей и инсценировал сказки для детей первых классов и детских садов №422 и №68.

Третья ступень – «Мерцающий маяк» - 3 и 4 классы. В течении последних двух лет мы видим рост учеников как личностей. Образовалась группа детей, которые являются ядром, центром, помогающим нам укрепить межличностные отношения в детском коллективе. Они наши первые помощники. Например, «Экипаж добрых дел» - находит нуждающихся в помощи, это может быть библиотека, где мы проводим ремонт книг, помогаем организовывать выставки рисунков и поделок; могут быть «Пожилые соседи», которые просят о помощи, может быть организация досуга первоклассников на переменах и т.д.

«Экипаж всеобуча» сам планирует работу со слабоуспевающими детьми, помогает им на уроках, в работе над ошибками и даже консультирует детей, которые отстали от программы по болезни и т.д.

«Экипаж журналистов» занимается стенгазетами, узнаёт интересные новости из школьной жизни, нашего города и доносит их до коллектива.

«Экипажи» - мобильны, в течении года каждый ребёнок может участвовать в работе любой группы по своим интересам. «Совет командиров» еженедельно делает выводы, чью работу и как можно улучшить, поощряя активность.

В настоящее время ведётся поисковая работа ко дню Победы, готовится инсценирование военной песни;

Всё больше и больше становится «маячков» в нашем классе.

Воспитание – дело общественное, оно требует гласности. Наша профессия сложная – учить и воспитывать.

С кем же, если не в общении с нами, с первыми учителями, могут научиться молодые родители. Для них нужно проводить открытые уроки. Пусть родители убедятся в том, как трудно и сложно обучать и воспитывать.

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже лёгким, … чем менее человек  с ним знаком теоретически или практически». (К.Д.Ушинский)

Мы проводим для родителей открытые мероприятия, чтобы родители  узнали как учатся и живут их дети в классе среди сверстников. У родителей появляется правдивое представление о развитии их ребёнка, возникает вера в учителя, доверие к нему. Целенаправленная работа за четыре года обучения на ступени начального образования приводит к формированию сплочённого функционального мобильного коллектива.

Новый ФГОС, определяет семью как важнейший институт общества, основу и опору государства и рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.

Для сотрудничества семьи и школы организуем совместные праздники, выезды с детьми по интересным местам…проводим уроки-соревнования между детьми и родителями. На таких уроках создаётся ситуация успеха учеников, которая стимулирует познавательную деятельность.

Особо важной формой воспитания является взаимодействие семьи и родительского комитета – они наша опора. Заседания родительского комитета проводятся по мере надобности. Мы с родителями вырабатываем способы реализации тех идей и решении, которые приняты собранием.

Мы предполагаем, что наши дети будут успешны в пятом классе, если работа будет продолжаться в такой же системе: учитель – ребёнок – родитель. В среднем звене они должны занять четвёртую ступень – «Алые паруса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ученического коллектива на начальной стадии обучения.

Классный коллектив- группа обучающихся, где все личности взаимодействуют между собой. Формирование классного коллектива, когда дети обучаются первый год в школе, руководящие функции принадлежат классн...

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Формирование ученического коллектива

Программа развития коллектива...

Формирование ученического коллектива

Программа развития коллектива...

Статья "Формирование ученического коллектива младших школьников"

Детский коллектив в младших классах является еще не сложившимся, находящимся в постоянном процессе ста­новления и изменения. Задача классного руководителя — помочь ребятам объединиться, понять и осозн...

Выступление на селекторном совещании.Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива

Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива. Практические советы для классного руководителя....

Формирование ученического коллектива из опыта работы

Формирование ученического коллектива...