Классный час - презентация "На горе Маковец"
классный час (2 класс)

Медведева Любовь Витальевна

Виртуальная экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas-prezentatsiya_na_gore_makovets.doc43 КБ
Office presentation icon na_gore_makovets.ppt1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час – презентация

«На горе Маковец».

              МБОУ СОШ №11

                                                                  Учитель Медведева Л.В.

Цели:

  1. Знакомство с историей Троице – Сергиевой Лавры, с архитектурными памятниками монастыря.
  2. Воспитывать любовь к родному городу.
  3. Приобщение к духовному наследию русского народа.

 Оборудование и материал: проектор, экран, компьютер, презентация.

Ход классного часа.

Учитель – Как называется город, в котором мы живём? Что вы о нём знаете?

                - Сегодня мы совершим путешествие по старой части Сергиева Посада. Начинаем наше путешествие у древних стен Троице-Сергиева монастыря. Послушайте стихи:

«И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей».

Учитель – Кто написал эти стихи? Из какого они произведения? Как вы думаете, они подходят для описания монастыря? Для чего предназначались монастыри?

Сейчас мы находимся на горе, которая называется Маковец. Более 600 лет назад, на месте нашего города был дремучий лес с дикими животными. Под горой Маковец текла чистая речка. В этих местах появился человек, который не испугался диких зверей, одиночества и тяжёлой работы. Он построил себе жильё, а потом – деревянную церковь. Так был основан монастырь.

Учитель – Как звали этого человека?

Имя Сергия мы видим в названии нашего города и в названии монастыря. Всё, что построил Сергий Радонежский, не дошло до нас: враги земли русской сожгли деревянный монастырь. Всё, что мы сейчас видим, было построено уже после смерти святого Сергия.

Учитель – нашу экскурсию мы начинаем со стен и башен монастыря. Что вы можете о них сказать? Зачем монастырю, в котором молятся Богу, мощные стены и башни?

Монастыри стояли на защите русских земель от врагов. Люди, которые жили рядом с монастырём, укрывались за его крепкими стенами и защищали его.

Каким образом люди боролись с врагом? Что они использовали для борьбы?

Учитель – на стенах монастыря много отверстий. Как вы думаете, для чего они предназначались?

Отверстия имеют разную форму. Те, что в виде квадратиков, называются бойницами. Чтобы стрелять вниз использовали бойницы другой формы – они называются машикулями. Через них на врага выливали кипяток.

Со стен можно было вести стрельбу только в одну сторону. Скажите, каким образом можно было стрелять во все стороны?

Учитель – верно, для этого использовали башни. Сохранилось 11 башен. Они все разные. Посмотрите на первую башню. Она называется Пятницкой. Попробуйте описать её, какая она?

Суровая – радостная

Лёгкая – тяжёлая

Простая – нарядная

Мощная – стройная

Учитель – как вы думаете, почему башни строили так, что они далеко выходили за линию стены?

Посмотрите на следующую башню и попробуйте догадаться, как она называется?

Верно. Это Уточья башня. Её название связано с легендой, которая дошла до нашего времени. Легенда рассказывает, что с этой башни охотился на уток царь Пётр 1.

Учитель – а теперь мы пройдём на территорию монастыря. Как мы пройдём на территорию?

Мы видим первые ворота. Они простые и через них в древности проходил народ, проезжали обозы, а сейчас через них проезжают машины. Другие ворота нарядные. Через них проходили цари, почётные гости. Над воротами установлена башня, которую называют Красной. 

Попробуйте догадаться, почему она так называется?

Учитель – мы входим в святые ворота. Внутри они украшены росписью. Изображения связаны с жизнью основателя монастыря – Сергия Радонежского.

Мы на монастырской площади. Осмотритесь кругом. Вся эта территория вместе с постройками называется монастырём. Постройки необычные – это дома Бога. А ещё их называют памятниками .

Как вы думаете, от какого слова произошло «памятник»?

Эти постройки являются памятью о тех людях, которые жили в древности.

Как называют мастеров, которые построили эти памятники?

Архитекторы и зодчие придумывали храмы, заботились об их удобстве, красоте.

Учитель – посмотрите на главный собор Троице-Сергиева монастыря. Как он называется? Почему его считают главным собором?

Троицкий собор – единственный в монастыре, построенный из больших блоков белого камня, все остальные архитектурные памятники монастыря построены из кирпича. Троицкий собор строился в очень тяжёлое время, когда на Руси была война. Архитектура того времени отличалась строгостью и суровостью. В убранстве не было ничего яркого и нарядного. Некоторые памятники даже напоминали воинов.

Присмотритесь к куполу Троицкого собора. На что он похож?

Верно. Он похож на шлем русского воина. Такая форма купола называется шлемовидной.

Учитель – а сейчас мы видим самый большой храм с пятью куполами. Это Успенский собор. На что похожи его купола? Послушайте загадку:

Сидит дед

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Такая форма купола называется луковичной.

Учитель – а сейчас перед нами самая нарядная постройка монастыря – Трапезная. Этому памятнику более 300 лет. Он предназначен для торжественных приёмов гостей «Трапеза» - значит «стол», «пища».  

Попробуйте описать трапезную, какая она? (покрыта узором, который состоит из разноцветных шашечек, растений, виноградной лозы.)

Учитель – Кто знает . как называется самое высокое сооружение монастыря? Для чего оно предназначалось?

Это Колокольня. Она одна из самых высоких и красивых в России (высота в 3 раза выше 10-этажного дома). Колокольня украшена резными узорами, колоннами и огромными вазами из белого камня. Над ней трудились мастера-резчики. Над часами мы видим большой колокол, который был подарен монастырю русским царём Борисом Годуновым. Вес этого колокола 10000 кг.

Как вы думаете. Для чего звонили колокола?

Колокольный звон многие века сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага или о другом бедствии, созывал воинов на битву, созывал людей на службу в храм.  В праздничные дни колокольный звон вносил веселье и торжественность. На Пасхальной неделе Колокольня открыта и все желающие могут позвонить в колокола.

Послушайте Пасхальный перезвон колоколов Троице-Сергиева монастыря.

Учитель – наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно было интересным . Давайте ещё раз повторим то, о чём вы сегодня узнали.

  1. Как называется собор, где находятся мощи Преподобного Сергия Радонежского?
  2.  Как называется отверстие в монастырской стене, через которое можно было лить кипяток?
  3. Как называется гора, на которой расположен Троице-Сергиев монастырь7
  4. Перечислите строения монастыря.
  5. Отгадайте загадку:

Живой мёртвого бьёт,

Мёртвый голос подаёт,

На крик его народ идёт.

  1. Какие виды куполов вы знаете?
  2. Как называется постройка монастыря, предназначенная для торжественных приёмов?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На горе Маковец Сергиев Посад

Слайд 2

Сергий Радонежский

Слайд 3

Стены и башни

Слайд 4

Пятницкая Башня

Слайд 5

Уточья Башня

Слайд 6

Ворота

Слайд 7

Территория Троице-Сергиева монастыря

Слайд 8

Троицкий собор

Слайд 9

Успенский собор

Слайд 10

Трапезная

Слайд 11

Колокольня

Слайд 12

Вопросы для повторения Как называется собор, в котором похоронен Сергий Радонежский? Как называется отверстие в стене, через которое стреляли? Как называют главного строителя? Как называется постройка Троице – Сергиева монастыря, предназначенная для торжественных приёмов, заканчивающихся едой? Как называется отверстие в крепостной стене, через которое можно было лить кипяток? Как называется башня через которую входят в монастырь? Как называется гора на которой расположен монастырь? Отгадайте загадку: Живой мёртвого бьёт, Мёртвый голос подаёт, на крик его народ идёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Горы".

Презентация предназначена для урока окружающий мир 2 класс.УМК "Школа 2100". В презентации 22 слайда, используется как наглядное пособие....

Презентация "Горы России" 4 класс, окружающий мир

В презентации собраны фотографии самых высоких, самых длинных гор и вулкан "Ключевая Сопка"...

Презентация "Горы"

Презентация разработана к учебнику "Окружающий мир" 4 класс  УМК  "Планета знаний". (с.33-34)...

Презентация. Горы. Окружающий мир 2 класс.

Презентация. "Горы ". Окружающий мир 2 класс....

Презентация "Горы и равнины России"

В этой презентации можно увидеть примеры различных форм рельефа. Презентация специально подготовлена для того, чтобы работать в совместном сетевом проекте "Горы – к небу, вдаль – равн...

презентация "Горы и равнины" "Алтай - золотые горы"

Данный материал будет полезен для уроков окружающего мира...