Экологическая игра "Кто лучше всех выводит трели?"
план-конспект занятия (4 класс)
Экологическая игра - путешествие "Кто лучше всех выводит трели?" посвящена птиуам и проводится в занимательной форме; для обучающихся начальной школы. Игра познакомит детей с разными птицами, в ходе путешествия дети вспомнят повадки птиц, поговорят о пользе, которую приносят птицы окружающему нас миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическая игра - путешествие "Кто лучше всех выводит трели?" | 941.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра с игровыми моментами «Кто лучше всех выводит трели»
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … ( птица).
Дети делятся на 2 команды. Дают названия командам. «Бесстрашные соколы» и «Мудрые совы».
Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.
Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы? (Дети отвечают.)
Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. (Дети отвечают.)
Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом…
- Станция «Разминка»
Представляет собой блиц-опрос. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них.
1. Красногрудая птица. (Снегирь)
2. Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
3. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)
4. Какая птица символизирует доброту, счастье, дом? (Аист)
5. Почему птицы зимой улетают на юг? (Им насекомоядным, зимой нечего есть)
6. Какая птица движется по дереву вниз головой? (Поползень)
7. У какой птицы клюв крестом? (У клеста)
8. Кто из птиц с древних времен служит символом красоты, нежности и верности? (Лебедь)
9.Птенец какой птицы самый пушистенький? (Совёнок)
10 У какой птицы еще не рожденные птенцы отдаются другим на воспитание? (У кукушки)
11.Озерный красавец, который похож на «двойку». (Лебедь)
12.У какой птицы хвост рожками? (У ласточки)
13.Какая птица с древних времен считается символом мудрости? (Сова)
14.Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)
15.Кто такой «лесной петух»? (Глухарь)
16.Кого из птиц называют «красавец с отвратительным голосом»? (Павлина)
С разминкой команды справились. Переходим к следующему заданию.
- Станция «Почтовый ящик»
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это... птицы зимнего леса.
- Ребята, на наш адрес пришло два письма. Угадайте, о ком эти письма?
1.Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2.Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на головке черная полоса-галстучек, крылья и хвост серые, спинка желто-зеленая, а брюшко желтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. (Синица.)
3.У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела — черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Эта птица — труженик. Расклюет в своей «кузнице» шишку и летит за новой.(Дятел.)
4.Эта птичка небольшая, цвета красного, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. Это единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 градусах мороза. (Клест.)
5.Голова, крылья, хвост у нее — черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Она очень подвижная, суетливая птица. (Сорока.)
6.У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - черные, остальное тело — серое. (Ворона)
3 Станция «Птичий базар»
Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить холодное время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать своим пением и звучным щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. И лишь немногие остаются с нами коротать долгую зиму.
Ведущий предлагает распределить картинки с названием птиц под соответствующими названиями (перелётные или зимующие).
Журавль, грач, кукушка, иволга, ласточка, цапля, трясогузка, лебедь, скворец.
Ворона, синица, клёст, дятел, сорока, филин, поползень,воробей,сокол.
- Станция «Птичий переполох»
Таблица с перепутанными признаками птиц. Команды должны навести порядок.
Ястреб | Юркий |
Соловей | Розовый |
Попугай | Голосистый |
Сова | Желтая |
Воробей | Глазастая |
Сорока | Говорящий |
Фламинго | Болтливая |
Синичка | парящий |
5 станция «Отгадай-ка ребусы»
КЛЕСТ
СНЕГИРЬ
ПЕЛИКАН
СТРИЖ
СОКОЛ
ГОРИХВОСТКА
- Станция «Абракадабра»
В этом конкурсе в словах переставлены местами буквы. Необходимо
расставить буквы на свои места и угадать загаданное слово.
БЕЙРОВО -воробей КАТОЧЛАС -ласточка
ЛКАГА - галка ТЕЛДЯ - дятел
ЦАНИСИ - синица НАРОВО -ворона
НОКЖАРОВО -жаворонок ТЕЛЬРИССВИ -свиристель
Я вам, ребята, предлагаю отдохнуть и сыграть со мной в игру.
Поиграем «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
7. Станция тропинка «Лесные жалобы»
(предлагается угадать, от кого поступила жалоба)
1 ) - «Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что я беду приношу. Всё это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?» (сова)
2) - «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь» (дятел)
3) –« Ох и врут про меня люди , наговаривают про меня, что я вечно трещу, скачу с ветки на ветку, поднимаю шум, как кого-то увижу, дергаю хвостом. А я ведь спасаю всех животных от приближающейся опасности. В зимней тишине мой тревожный громкий стрёкот предупреждает всё лесное население о том, что здесь появился незнакомец! Такими крикливыми звуками могу преследовать охотника довольно долго и настырно, срывая ему все планы, зато спасая живность от выстрела». (Сорока)
4) – «Меня тоже люди не особо жалуют, так как, когда я хочу покричать, поговорить, люди меня прогоняют и говорят, беду могу накликать. Гонят меня и с огорода, так как могу поклевать овощи и фрукты. Птицы меня гонят, потому что я могу разорить гнездо любой птицы и съесть яйца в нём. Но я полезная птица: я питаюсь жуками и личинками, земляными червями, отходами в мусорных баках».(Ворона)
8 станция Аукцион «Кто больше?»
Ведущий: А теперь предлагаю поучаствовать в аукционе «Кто больше».
Вам необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми. Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).
Задание первой команде:
1. Мудрый, как … (сова)
2. Задиристый, как … (петух)
3. Вороватый, как … (сорока)
4. Важный, надутый, как … (индюк)
5. Длинноногий, как … (цапля)
6. Глазастый, как … (филин)
7. Взгляд хищный, как у … (ястреба)
8. Взгляд зоркий, как у … (сокола)
9. Нос с горбинкой, как у … (орла)
10. Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)
Задание второй команде:
1. Верность... (лебединая).
2. Любовь и нежность... (голубиная).
3. Большеглазый, как... (филин).
4. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).
5. Болтать или трещать, как... (сорока).
6. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка)
7. Ворковать, как... (голубь).
8. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).
9. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).
10. Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава).
Станция 9.«Сказочные персонажи».
1. Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди)
2 Какую птицу спасла Дюймовочка и эта птица помогла попасть в страну эльфов? (Ласточка)
3.Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица)
4.Кем была жена князя Гвидона в сказке «О царе Салтане?» (Царевна-лебедь)
5. Птица, которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба)
6.Какая птица сидела на спице у царя Додона? (Петушок)
7.Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу? (Утки)
8. В кого превратился «Гадкий утенок»? (В прекрасного лебедя)
- С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
- В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
- С какой птицей дружил Винни Пух? (Сова)
- У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
- Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
теперь игра.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.
10 станция «Птичьи разговоры»
Кто как разговаривает. Соединить стрелками.
ГУСИ КРЯКАЮТ
СОЛОВЬИ КРИЧАТ
ЖУРАВЛИ ГОГОЧУТ
УТКИ СВИСТЯТ
ВОРОНЫ УХАЮТ
ЛАСТОЧКИ ВОРКУЮТ
ГОЛУБИ КАРКАЮТ
СИНИЦЫ ЩЕБЕЧУТ
СОВЫ ПИЩАТ
Ребята ,выйдите все из-за парт, мы с вами поиграем.
Игра «Тик- так »
Ребята, вы видели когда-нибудь часы с кукушкой?
Давайте представим себя такими часами.
По команде «Тик »- щёлкаем пальцами правой руки
«Так » - щёлкаем пальцами левой руки
«Бум »- соеденяем ладошки над головой в хлопке
«Ку-ку»- делаем два щелчка обеими руками.
Ведущий по ходу игры ускоряет темп.
11 станция «Восемь птиц»
В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
12 станция «Птичьи профессии».
А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
1.Птица – рыболов. Баклан
2.Птица – плотник. Дятел
3.Лесная кошка. Иволга
4.Птица – строитель. Ласточка
5.Птица – акробат. Иволга
6.Пернатый солист. Соловей
7.Ночной хищник. Сова
8.Легкомысленная мамаша. Кукушка
Ответ:
- Птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.
- Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
- Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
- Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
- Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
- Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
- Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.
- Легкомысленная мамаша (кукушка).
Станция 13.. «Магический квадрат».
На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц.
о | р | ё | л | й | п | д | г | у | с |
Ы | Ъ | к | у | е | а | я | т | е | ь |
с | к | в | к | в | в | у | Ю | л | Й |
ц | Ф | о | у | о | л | т | ч | к | а |
а | г | р | ш | л | и | к | о | с | а |
п | р | е | к | о | н | а | т | и | ц |
л | а | ц | а | с | л | а | с | н | и |
я | ч | п | о | п | у | г | а | й | Щ |
Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
ласточка, утка.
ИГРА, а теперь посмотрим, на сколько вы внимательны, если звучит команда
«Клюв» - вы должны дотронуться до носа
« Крылья» - замахать руками
« Глаза» - сделать из пальцев очки
Дети выходят из-за столов.
все вы сейчас превращаетесь в забавных птиц
По команде «Петушок» вы хлопаете по бокам и кукарекаете
По команде «Уточка»- делаете движение согнутыми в локтях руками и крякаете.
По команде «Гусь» - вытягиваете шею и гогочете.
Команды повторяются несколько раз.
14 Станция «Кроссворд»
1.С | к | в | о | р | е | ц | ||
2.Л | а | с | т | о | ч | к | а | |
3.Г | р | а | ч | |||||
4.А | и | с | т | |||||
5.Ж | у | р | а | в | л | ь | ||
6. Л | е | б | е | д | ь | |||
7.К | у | к | у | ш | к | а | ||
8.Г | у | с | ь | |||||
9.У | т | к | а | |||||
10.Ц | а | п | л | я | ||||
11.И | в | о | л | г | а | |||
12.З | я | б | л | и | к |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
1.Т | е | т | е | р | е | в | |||
2.С | в | и | р | и | с | т | е | л | ь |
3.П | о | п | о | л | з | е | н | ь | |
4.С | н | е | г | и | р | ь | |||
5.Д | я | т | е | л | |||||
6.С | о | р | о | к | а | ||||
7.В | о | р | о | б | е | й | |||
8.С | и | н | и | ц | а | ||||
9.В | о | р | о | н | а | ||||
10.Г | а | л | к | а | |||||
11.К | л | ё | с | т | |||||
12.С | о | в | а |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
Ведущая: мы настолько привыкли, что птицы сопровождают нас всю жизнь, что мы не представляем жизни без них. А что случится на Земле, если птиц вдруг не станет?
Беда случится. Умолкнут поля, леса, степи. Не порадуют наши глаза их ловкий и быстрый полёт, их яркое оперение. Вместе с птицами исчезнут и их секреты и тайны. Не сложат о птицах новых стихов и песен, пословиц и поговорок, не сочинят сказок.
И это только начало. Расплодятся вредные насекомые и грызуны и опустошат наши поля, сады и огороды. Полчища гусениц, короедов и листогрызов погубят леса. Без птиц – санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. Некому будет разносить по лесам семена лесных ягод, жёлуди и орехи. Сорняки засорят всю землю. А чтобы этого не случилось, должны мы птиц охранять и беречь и помогать им в холодную зиму.
Ребята большое Вам спасибо за помощь птицам, за участие в нашем празднике.
XIII. Подведение итогов:
- Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.
С утра и до позднего вечера, Порадуют снова пернатые
Освоив полянки страниц, Руладами сердце и слух,
Хозяйствует в книжке доверчиво И крепче подружат с юннатами
Раздольная музыка птиц. Речушка, и роща, и луг.
А может быть, с этого времени От неба до мира подводного
Наступит иная пора - Давайте ж, как Родины речь,
И станет для птичьего племени Умом и душой благородною
Милее еще детвора?!
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста.
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
- Что хотел сказать автор? А теперь запишите первые буквы
строк этого стихотворения и прочитайте фразу, которая получилась. (Сохраним природу земли.)
- Об этом мы должны помнить всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии праздников: "Ты на свете лучше всех, мама!", "Вместе весело шагать"
Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!» Игра-путешествие "Вместе весело шагать…" «...
Утренник "Моя мама лучше всех"
Сценарий утренника, посвященного Дню матери...
Лучше всех на Земле - мама!
Утренник, посвященный Международному женскому дню 8 Марта....
Cценарий праздника"Моя мама лучше всех"
Сценарий может быть использована при проведении классного часа, внеклассного мероприятия к Дню Матери или 8 Марта в начальной школе.Способствует воспитанию уважительного отношения к матери, к женщине,...
СЦЕНАРИЙ меоприятия к Дню матери "Лучше всех на земле"
Сценарий может быть использован в 3-4 классах начальной школы к Дню матери, имеет текстовый песенный материал....
Праздник "Моя мама лучше всех"
Праздник «Моя мама лучше всех» был посвящён Дню матери. Инициатива проведения праздника исходила от самих ребят и явилась результатом большой предварител...
Внеклассное мероприятие. "Моя мама лучше всех"
Внеклассное мероприятие, 3 класс, посвященное 8 марта....