Рабочие программы внеурочной деятельности 2021-2024 г
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

В данныраздел входят программы внеурочной деятельности 2021-2024 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

педагогическим советом

МБОУ Васильевская МНОШ муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области

Протокол от 30.08.2022г  № 1

   УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Васильевская МНОШ муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области

         М.Ю. Зуева

Приказ от 31.08.2022     № 72

Согласовано

Советом родителей

МБОУ Васильевская МНОШ

муниципального образования

«Темкинский район»  Смоленской области

 Протокол от   30.08.2022г  № 1                            

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

МБОУ Васильевская МНОШ

2022-2026

2022 г.

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

  1. класс – 33 часа
  2. класс – 34 часа
  3. класс – 34 часа
  4. класс – 34 часа

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Деловые беседы;
  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
  • Практические упражнения

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

осознавать личную ответственность за свои поступки;

уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучениия курса: Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:
  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • способность проводить математические рассуждения;
  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;
  • представление о семейных расходах и доходах;
  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
  • представление о различных видах семейных доходов;
  • представление о различных видах семейных расходов;
  • представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают

положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Содержание программы 1 класс (33 ч)

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной

деятельности

1

Читательская

грамотность

В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г.        Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская        народная        сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата.

Библиотечные

уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

2.

Математическая

грамотность

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

Про козу, козлят и капусту.

Про петушка и жерновцы.

Как        петушок        и        курочки делили бобовые зернышки.

Про наливные яблочки.

Про        Машу        и        трех медведей.

Про        старика,        старуху, волка и лисичку.

Про        медведя,        лису        и мишкин мед.

Библиотечные

уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

3.

Финансовая грамотность

За покупками.

Находчивый колобок.

День        рождения        мухи-цокотухи.

Буратино        и        карманные деньги.

Кот        Василий        продает молоко.

Лесной банк.

Как        мужик        и        медведь

прибыль делили. Как мужик золото менял.

Библиотечные

уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические

упражнения

4.

Естественно-научная

грамотность

Как        Иванушка        хотел попить водицы.

Пятачок,        Винни-пух        воздушный шарик.

Про        репку        и        друг корнеплоды.

Плывет, плывет кораблик.

Про        Снегурочку        и превращения воды. Как делили апельсин.

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.  Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко.

Библиотечные

уроки; Деловые беседы; Участие в научно-

Исследовательских

дискуссиях; Практические упражнения

Итого

33 ч

Содержание программы 2 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной

деятельности

1

Читательская

Михаил Пришвин. Беличья

память.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк.

Про бобров. Позвоночные животные.

Библиотечные   уроки;

Деловые   беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

грамотность

2.

Математическая

Про беличьи запасы.

   Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители. Встреча друзей.

Библиотечные

уроки;

Деловые  беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

грамотность

3.

Финансовая грамотность

Беличьи деньги.

Поврежденные и фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность        денег        на

банковской карте.

Про кредиты. Про вклады.

Ловушки для денег.

Такие разные деньги.

Встреча друзей.

Библиотечные

уроки;

Деловые  беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

4.

Естественно-научная

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы. Корень часть растения.

Занимательные особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Материал для плотин. Позвоночные животные.

Библиотечные

уроки;

Деловые  беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

грамотность

Итого

34

Содержание программы 3 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной

деятельности

1

Читательская

грамотность

Про дождевого червяка.

Кальций.

Сколько весит облако?

Хлеб, всему голова.

Про мел.

Про мыло.

История свечи. Магнит.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

2.

Естественно-научная

грамотность

Дождевые черви.

Полезный кальций.

Про облака.

Про хлеб и дрожжи.

Интересное вещество мел.

Чем интересно мыло и как

оно «работает»?

Про свечи. Волшебный Магнит.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

3.

Финансовая грамотность

Что такое «бюджет»? Семейный бюджет.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Откуда в семье берутсяденьги? Пенсия и

социальные пособия. Откуда в семье берутся

деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.Как сэкономить семейные  деньги?

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

4

Математическая

грамотность

Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный

бюджет. Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные

(нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем

сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;

Деловы  беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические упражнения

5

Проверочные работы

2

Проверь себя

Итого

34

Содержание программы 4 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной

деятельности

1

Читательская

Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы.Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской

избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

грамотность

2.

Естественно-научная

грамотность

Томат. Болгарский перец. Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук. Капуста.

Горох. Грибы.

Библиотечные

уроки; Деловые беседы;Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

3.

4.

Финансовая грамотность

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки,

бонусы.

Благотворительность.

Страхование.

Библиотечные

уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические

упражнения

Математическая

грамотность

В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Отправляемся в

путешествие.

Библиотечныеуроки;Деловые беседы;

Участие в научно-

исследовательских

дискуссиях;

Практические упражнения

Творческие работы

1

1

По выбору.

Составляем словарик по финансовой грамотности.

Итого

2

Итого

34



Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

педагогическим советом МБОУ Васильевская МНОШ

________________________

Приказ №1 от «30» 08   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Советом родителей

________________________

Протокол №1 от «30» 08   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ васильевская МНОШ

________________________

Зуева М.Ю.

Приказ №72 от «31» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

МБОУ Васильевская МНОШ

Пояснительная записка

Рабочая программа школьного театра «В гостях у сказки»» предназначена для обучающихся 1-4-х классов и составлена в соответствии с документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (редакция от 30.12.2021 г. с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2022 г.);
  • приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 г. №286);
  • Стратегией развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009;
  • Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03 июня 2017г. № 1155-р);
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (действуют с 01.01.2021, срок действия ограничен 01.01.2027);
  • Санитарными правилами и нормами 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 (действуют с 01.03.2021, срок действия ограничен 01.03.2027);
  • Примерной ООП НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/22 от 18.03.2022г.);
  • Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22);
  • Рабочей программой воспитания МБОУ Васильевская МНОШ
  • ООП НОО МБОУ Васильевская МНОШ,
  • на основе авторской программы А.Б.Никитиной «Театр детей»,  реализуется в рамках занятий внеурочной деятельности, направленных на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии..

Цель программы - расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности.

Цель реализуется в конкретных задачах:

  • познакомить с разными видами кукольного театра;
  • познакомить с театральными профессиями;
  • учить изготавливать кукол из различных материалов с применением разнообразных техник;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать художественно-эстетический вкус;
  • расширять кругозор, представления о театральной деятельности;
  • воспитывать физические, психологические, социальные качества, необходимые для полноценного развития личности.

Реализация воспитательного потенциала школьного театра «В гостях у сказки» осуществляется через: 

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;
  • поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.

Рабочая программа школьного театра «В гостях у сказки» направлена на обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшего обучения на уровне основного общего образования, обеспечивает преемственность программ начального общего образования и основного общего образования; реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет. Срок реализации программы 4 года. Программа рассчитана на 136 часов и предусматривает следующее распределение: 1 классы -  33 часа, 2-4 классы– 34 часа. Продолжительность занятий-  40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

I.Содержание программы

школьного театра «В гостях у сказки» 1год

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой театральной студии на год.

Краткие сведения о театральном искусстве.

С чего начинается театр? Правила поведения в театре.

Выбор сказки.

Виртуальная экскурсия в театр. Аудио-прослушивание, либо чтение сказки. Рассматривание иллюстраций. Обсуждение прочитанного.

Сцена и её оформление.

Что такое афиша? Предназначение афиши. Рисование эскизов к афише.

Сценарий.

Что такое сценарий?

Практическая часть по изготовлению театральных кукол.

Изготовление сказочных героев (кукол).

Сценическая речь и актёрское мастерство.

Выразительность. Интонационное произнесение фраз.

Постановка сказки.

Репетиции. Генеральный прогон. Спектакль.

Итоговое занятие

2 год

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой театральной студии на год.

Краткие сведения о театральном искусстве.

Повторение правил поведения в театре. Виды театра и их особенности.

Выбор сказки.

Виртуальная экскурсия в театр. Аудио-прослушивание либо чтение сказки. Рассматривание и анализ иллюстраций. Обсуждение прочитанного.

Сцена и её оформление.

Рисование эскизов к афише. Изготовление разных видов афиш к спектаклям.

Сценарий.

Сценарий. Чтение по ролям.

Практическая часть по изготовлению театральных кукол на ложках.

Изготовление сказочных героев (кукол на ложках).

Сценическая речь и актёрское мастерство.

Дикция. Выразительность. Интонационное произнесение фраз.

Постановка сказки.

Репетиции. Генеральный прогон. Спектакль.

Итоговое занятие

3год

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой театральной студии на год.

Краткие сведения о театральном искусстве.

Профессии в театре. Роль режиссёра и актёра в постановке спектакля.

Выбор сказки.

Виртуальная экскурсия в театр. Аудио-прослушивание либо чтение сказки. Рассматривание и анализ иллюстраций. Обсуждение прочитанного. Характеристика героев.

Сцена и её оформление.

Рисование эскизов декораций и их изготовление (плоскостное).

Сценарий.

Сценарий и его особенности. Работа над сценарием: чтение, распределение ролей.

Практическая часть по изготовлению пальчиковых театральных кукол.

Изготовление сказочных героев (пальчиковых кукол).

Сценическая речь и актёрское мастерство.

Дикция. Динамика звука. Выразительность. Интонационное произнесение фраз. Закадровая озвучка.

Постановка сказки.

Репетиции. Генеральный прогон. Спектакль.

Итоговое занятие

4 год

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой театральной студии на год.

Краткие сведения о театральном искусстве.

Правила поведения в театре. Профессии в театре.  Вспомогательные профессии в театре, их роль в постановке спектаклей.

Выбор сказки.

Виртуальная экскурсия в театр. Самостоятельный выбор и чтение сказки. Анализ композиции сказки, характеристика героев, особенности личности героев.

Сцена и её оформление.

Рисование эскизов декораций и их изготовление (объёмное).

Сценарий.

Самостоятельное написание сценария к спектаклю. Работа над сценарием: чтение, распределение ролей, чтение по ролям.

Практическая часть по изготовлению кукол для театра теней.

Изготовление сказочных героев для театра теней.

Сценическая речь и актёрское мастерство.

Дикция. Артикуляция. Динамика звука. Выразительность. Интонационное произнесение фраз. Сценическая речь. Актёрское мастерство. Закадровая озвучка. Музыкальное оформление спектакля.

Постановка сказки.

Репетиции. Генеральный прогон. Спектакль.

Итоговое занятие

II. Планируемые результаты освоения

программы школьного театра «В гостях у сказки»

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы школьного театра «В гостях у сказки»  достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Метапредметные результаты

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия:

Познавательные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при подборе простейших рифм, чтении по ролям.

Коммуникативные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы (этюдом, инсценировкой или стихотворением);
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха или неуспеха;
  • осваивать с помощью учителя позитивные установки по типу: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;
  • мотивировать учебную и творческую деятельность через социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Совместная деятельность:

  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела;
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

К концу первого года обучения обучающийся научится:

  • соблюдать правила поведения в театре;
  • внимательно прослушивать сказки;
  • рассматривать иллюстрации к сказкам;
  • рисовать эскизы афиши;
  • обсуждать сюжет прослушанной сказки;
  • понимать предназначение афиши;
  • рисовать эскизы афиш;
  • понимать, что такое сценарий;
  • изготавливать театральных кукол на гапите;
  • выразительно произносить реплики героев;
  • навыкам  постановки спектакля с куклами на гапитах.

К концу второго года обучения обучающийся научится:

  • соблюдать правила поведения в театре;
  • различать виды театров, их особенности;
  • внимательно прослушивать сказки;
  • рассматривать и анализировать иллюстрации к сказкам;
  • обсуждать сюжет прослушанной сказки;
  • рисовать разные виды афиш к спектаклям;
  • понимать, что такое сценарий;
  • читать сказки по ролям;
  • изготавливать кукол на ложках;
  • произносить реплики героев интонационно-выразительно, с четкой дикцией;
  • навыкам  постановки спектакля с куклами на ложках.

К концу третьего года обучения обучающийся научится:

  • соблюдать правила поведения в театре;
  • различать профессии в театре;
  • понимать роль режиссера и актеров в постановке спектакля;
  • внимательно прослушивать сказки, обсуждать сюжет прослушанной сказки;
  • давать характеристику героям;
  • рисовать и изготавливать плоскостные декорации для спектакля;
  • работать со сценарием, распределять роли;
  • читать сказки по ролям;
  • изготавливать пальчиковых кукол;
  • произносить реплики героев интонационно-выразительно, с четкой дикцией;
  • осуществлять закадровую озвучку;
  • навыкам  постановки спектакля с пальчиковыми куклами.

К концу четвертого года обучения обучающийся научится:

  • соблюдать правила поведения в театре;
  • понимать важность и значимость всех профессий при постановке спектакля;
  • самостоятельно отбирать сказку для постановки, анализировать композицию сказки;
  • давать характеристику героям,  учитывая особенности их личности;
  • рисовать и изготавливать объемные декорации для спектакля;
  • самостоятельно писать сценарий к спектаклю;
  • работать со сценарием, распределять роли, читать по ролям;
  • изготавливать кукол для театра теней;
  • произносить реплики героев интонационно-выразительно, с четкой дикцией и артикуляцией, использовать элементы актерского мастерства;
  • осуществлять музыкальное сопровождение спектакля, закадровую озвучку;
  • навыкам  постановки спектакля театра теней.


III. Тематическое планирование программы

школьного театра «В гостях у сказки»

1 год (33 часа)

Тема, раздел курса, примерное количество часов

Предметное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Формы проведения занятий

Электронные образовательные ресурсы

Вводное занятие (1ч.)

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой на год.

Знать правила безопасного использования инструментов.

*Беседа «Техника безопасности на занятиях»

Краткие сведения о театральном искусстве (2 ч.)

С чего начинается театр? Правила поведения в театре.

Формировать понятия театральной деятельности.

Знать правила поведения в театре.

*Беседа «Что такое театр?»

*Работа с иллюстративным материалом.

*Виртуальная экскурсия по театрам России

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Выбор сказки (3 ч.)

Виртуальная экскурсия в театр. Аудио-прослушивание либо чтение сказки.

Рассматривание иллюстраций.

Уметь работать по предложенному учителем плану.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Принимать чужую точку зрения.

*Виртуальная экскурсия в театр.

*Просмотр и обсуждение иллюстраций к сказкам.

*Работа индивидуально, в парах, группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сцена и её оформление (3 ч.)

Что такое афиша? Предназначение афиши. Рисование эскизов к афише.

Овладевать способами прорисовки эскизов к афише.

Группировать предметы по их образу и подобию.

*Творческая мастерская.

*Практическое занятие.

*Конкурс эскизов.

*Работа индивидуально, в парах, группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сценарий

(3 ч.)

Что такое сценарий?

Познакомиться с понятием «сценарий».

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Принимать чужую точку зрения.

Ориентироваться на понимание чувств действующих героев.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

*Практическое занятие по изучению сценария.

*Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Практическая часть по изготовлению театральных кукол на гапите  (8 ч.)

Изготовление сказочных героев (куклы на гапите).

Слушать и понимать речь учителя.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в изготовлении кукол.

Соблюдать правила  по технике безопасности при изготовлении кукол.

Формировать положительное отношение к своей работе и товарищей.

Оценивать свои достижения.

*Практическое занятие.

*Творческая мастерская.

*Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сценическая речь и актёрское мастерство

(5 ч.)

Выразительность. Интонационное произнесение фраз.

Ориентироваться на содержательныемоменты сценической речи и актёрского мастерства.

Воспроизводить навыки, оценивать их значимость.

Формировать положительное отношение к актёрской профессии.

Уметь рефлексировать, давать оценку своим действиям.

*Беседа «Актерское мастерство».

*Работа с иллюстративным материалом.

*Практикум.

*Мастер-классы.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Постановка сказки

(7 ч.)

Репетиции.

Генеральный прогон.

Спектакль.

Уметь налаживать контакты с окружающими.

Соблюдать правила игры и дисциплины.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сюжетно-ролевой постановке.

Применять умения в области самоанализа и саморазвития.

Понимать эмоции и поступки других людей.

Владеть своим поведением: контролировать, корректировать, оценивать свои действия.

*Репетиции.

*Представление готового спектакля.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Итоговое занятие

(1 ч.)

Итоговое занятие.

Оценивать свои достижения.

Проявлять эмпатию.

Принимать чужую точку зрения.

*Подведение итогов обучения.

*Обсуждение и анализ успехов каждого ученика

2 год (34 часа)

Тема, раздел курса, примерное количество часов

Предметное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Формы проведения занятий

Электронные образовательные ресурсы

Вводное занятие (1ч.)

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой на год.

Знать правила безопасного использования инструментов.

*Беседа «техника безопасности на занятиях»

Краткие сведения о театральном искусстве (2 ч.)

Повторение правил поведения в театре.

Виды театра и их особенности.

Формировать понятия театральной деятельности.

Знать правила поведения в театре.

Классифицировать театры по видам.

*Беседа «Виды театров».

*Работа с иллюстративным материалом

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Выбор сказки (3 ч.)

Виртуальная экскурсия в театр. Аудио-прослушивание либо чтение сказки. Рассматривание и анализ иллюстраций. Обсуждение прочитанного.

Уметь работать по предложенному учителем плану.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Принимать чужую точку зрения.

*Виртуальная экскурсия.

*Просмотр и обсуждение иллюстраций.

*Работа индивидуально, в парах, группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сцена и её оформление

(3 ч.)

Рисование эскизов к афише. Изготовление разных видов афиш к спектаклю.

Овладевать способами прорисовки эскизов к афише.

Группировать предметы по их образу и подобию.

*Творческая мастерская.

*Практическое занятие.

*Конкурс эскизов.

*Работа индивидуально, в парах, группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сценарий

(3 ч.)

Сценарий.

Чтение  по ролям.

Познакомиться с понятием «сценарий».

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Принимать чужую точку зрения.

Ориентироваться на понимание чувств действующих героев.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

*Практическое занятие.

*Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Практическая часть по изготовлению театральных кукол на ложках  (8 ч.)

Изготовление сказочных героев (куклы на ложках).

Слушать и понимать речь учителя.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в изготовлении кукол.

Соблюдать правила по технике безопасности при изготовлении кукол.

Формировать положительное отношение к своей работе и товарищей.

Оценивать свои достижения.

*Практическое занятие.

*Творческая мастерская.

*Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сценическая речь и актёрское мастерство

(6 ч.)

Дикция. Выразительность. Интонационное произнесение фраз.

Ориентироваться на содержательные моменты сценической речи и актёрского мастерства.

Воспроизводить навыки, оценивать их значимость.

Формировать положительное отношение к актёрской профессии.

Уметь рефлексировать, давать оценку своим действиям.

*Беседа по теме «Речь актера»

*Работа с иллюстративным материалом.

*Практикум.

*Мастер-классы.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Постановка сказки

(7 ч.)

Репетиции.

Генеральный прогон.

Спектакль.

Уметь налаживать контакты с окружающими.

Соблюдать правила игры и дисциплины.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сюжетно-ролевой постановке.

Применять умения в области самоанализа и саморазвития.

Понимать эмоции и поступки других людей.

Владеть своим поведением: контролировать, корректировать, оценивать свои действия.

*Репетиции.

*Представление готового спектакля.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Итоговое занятие (1 ч.)

Итоговое занятие.

Оценивать свои достижения.

Проявлять эмпатию.

Принимать чужую точку зрения.

*Подведение итогов обучения.

*Обсуждение и анализ успехов каждого ученика.

3 год (34 часа)

Тема, раздел курса, примерное количество часов

Предметное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Формы проведения занятий

Электронные образовательные ресурсы

Вводное занятие (1ч.)

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой на год.

Знать правила безопасного использования инструментов.

*Беседа «Техника безопасности на занятиях»

Краткие сведения о театральном искусстве (2 ч.)

Профессии в театре.

Роль режиссёра и актёра в постановке спектакля.

Формировать понятия театральной деятельности.

Знать правила поведения в театре.

Классифицировать театры по видам.

Ориентироваться в многообразии театральных профессий.

Понимать разницу между профессиями режиссёра и актёра.

*Беседа по теме.

*Работа с иллюстративным материалом

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Выбор сказки (3 ч.)

Виртуальная экскурсия в театр. Аудио-прослушивание либо чтение сказки. Рассматривание и анализ иллюстраций. Обсуждение прочитанного. Характеристика героев.

Уметь работать по предложенному учителем плану.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Принимать чужую точку зрения.

*Виртуальная экскурсия.

*Просмотр и обсуждение иллюстраций.

*Работа индивидуально, в парах, группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сцена и её оформление

(3 ч.)

Рисование эскизов декораций и их изготовление (плоскостное).

Овладевать способами прорисовки эскизов к афише.

Уметь классифицировать плоскостное.

Группировать предметы по их образу и подобию.

*Творческая мастерская.

*Практическое занятие.

*Конкурс эскизов.

*Работа индивидуально, в парах, группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сценарий (3 ч.)

Сценарий и его особенности.

Работа над сценарием: чтение, распределение ролей.

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Принимать чужую точку зрения.

Ориентироваться на понимание чувств действующих героев.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

*Практическое занятие.

*Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Практическая часть по изготовлению театральных пальчиковых кукол  

(8 ч.)

Изготовление сказочных героев (пальчиковые театральные куклы).

Слушать и понимать речь учителя.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в изготовлении кукол.

Соблюдать правила по технике безопасности при изготовлении кукол.

Формировать положительное отношение к своей работе и товарищей.

Оценивать свои достижения.

*Практическое занятие.

*Творческая мастерская.

*Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сценическая речь и актёрское мастерство

(6 ч.)

Дикция. Динамика звука. Выразительность. Интонационное произнесение фраз. Закадровая озвучка.

Ориентироваться на содержательные моменты сценической речи и актёрского мастерства.

Воспроизводить навыки, оценивать их значимость.

Формировать положительное отношение к актёрской профессии.

Уметь рефлексировать, давать оценку своим действиям.

*Беседа «Актерское мастерство».

*Работа с иллюстративным материалом.

*Практикум.

*Мастер-классы.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Постановка сказки

(7 ч.)

Репетиции.

Генеральный прогон.

Спектакль.

Уметь налаживать контакты с окружающими.

Соблюдать правила игры и дисциплины.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сюжетно-ролевой постановке.

Применять умения в области самоанализа и саморазвития.

Понимать эмоции и поступки других людей.

Владеть своим поведением: контролировать, корректировать, оценивать свои действия.

*Репетиции.

*Представление готового спектакля.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Итоговое занятие (1 ч.)

Итоговое занятие.

Оценивать свои достижения.

Проявлять эмпатию.

Принимать чужую точку зрения.

*Подведение итогов обучения.

*Обсуждение и анализ успехов каждого ученика.

4 год (34 часа)

Тема, раздел курса, примерное количество часов

Предметное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Формы проведения занятий

Электронные образовательные ресурсы

Вводное занятие (1ч.)

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой на год.

Знать правила безопасного использования инструментов.

*Беседа «Техника безопасности на занятиях»

Краткие сведения о театральном искусстве (2 ч.)

Правила поведения в театре. Профессии в театре. Вспомогательные профессии в театре, их роль в постановке спектакля

Формировать понятия театральной деятельности.

Знать правила поведения в театре.

Ориентироваться в многообразии театральных профессий.

Понимать разницу между профессиями режиссёра и актёра.

*Беседа «Профессии в театре».

*Работа с иллюстративным материалом

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Выбор сказки (3 ч.)

Виртуальная экскурсия в театр. Самостоятельный выбор и  чтение сказки. Анализ композиции сказки, характеристика героев, особенности личности героев

Уметь работать по предложенному учителем плану.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Принимать чужую точку зрения.

*Виртуальная экскурсия.

*Просмотр и обсуждение иллюстраций.

*Работа индивидуально, в парах, группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сцена и её оформление

(3 ч.)

Рисование эскизов декораций и их изготовление (объёмное).

Овладевать способами прорисовки эскизов к афише.

Уметь классифицировать плоскостное и объёмное.

Группировать предметы по их образу и подобию.

*Творческая мастерская.

*Практическое занятие.

*Конкурс эскизов.

*Работа индивидуально, в парах, группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сценарий (5 ч.)

Самостоятельное написание сценария к спектаклю.

Работа над сценарием: чтение, распределение ролей, чтение по ролям.

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Принимать чужую точку зрения.

Ориентироваться на понимание чувств действующих героев.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

*Практическое занятие.

*Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Практическая часть по изготовлению театральных кукол для театра теней (7 ч.)

Изготовление сказочных героев для театра теней.

Слушать и понимать речь учителя.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в изготовлении кукол.

Соблюдать правила по  технике безопасности при изготовлении кукол.

Формировать положительное отношение к своей работе и товарищей.

Оценивать свои достижения.

*Практическое занятие.

*Творческая мастерская.

*Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Сценическая речь и актёрское мастерство

(5 ч.)

Дикция. Артикуляция. Динамика звука. Выразительность. Интонационное произнесение фраз. Сценическая речь. Актёрское мастерство. Закадровая озвучка. Музыкальное оформление спектакля.

Ориентироваться на содержательные моменты сценической речи и актёрского мастерства.

Воспроизводить навыки, оценивать их значимость.

Формировать положительное отношение к актёрской профессии.

Уметь рефлексировать, давать оценку своим действиям.

Ориентироваться на классические образцы музыкально-театральной культуры.

*Беседа по теме.

*Работа с иллюстративным материалом.

*Практикум.

*Мастер-классы.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Постановка сказки

(7 ч.)

Репетиции.

Генеральный прогон.

Спектакль.

Уметь налаживать контакты с окружающими.

Соблюдать правила игры и дисциплины.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сюжетно-ролевой постановке.

Применять умения в области самоанализа и саморазвития.

Понимать эмоции и поступки других людей.

Владеть своим поведением: контролировать, корректировать, оценивать свои действия.

*Репетиции.

*Представление готового спектакля.

https://www.youtube.com/

https://education.yandex.ru/

https://www.yaklass.ru/

Итоговое занятие (1 ч.)

Итоговое занятие.

Оценивать свои достижения.

Проявлять эмпатию.

Принимать чужую точку зрения.

*Подведение итогов обучения.

*Обсуждение и анализ успехов каждого ученика.


Приложение 1

Материально-техническое обеспечение школьного театра «В гостях у сказки»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1. Технические средства обучения

1

Персональный компьютер

2. Электронно-образовательные ресурсы

2

3

4

5

6

Информационно-коммуникационная сеть (Интернет)

https://resh.edu.ru/ - информационно-образовательная среда

https://education.yandex.ru/ - российская образовательная платформа

https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ

https://www.youtube.com/ -  видеохостинг.

3. Оборудование класса

7

8

8

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Материалы (цветная бумага, фломастеры, маркеры, ватман, карандаши простые и цветные, клей)

Инструменты (ножницы, линейки, ножи канцелярские, степлеры)



Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

педагогическим советом

МБОУ Васильевская МНОШ муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области

Протокол от 30.08.2022г  № 1

   УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Васильевская МНОШ муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области

         М.Ю. Зуева

Приказ от 31.08.2022     № 72

Согласовано

Советом родителей

МБОУ Васильевская МНОШ

муниципального образования

«Темкинский район»  Смоленской области

 Протокол от   30.08.2022г  № 1                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

«Мир профессий»

МБОУ Васильевская МНОШ

2022-2026

«Мир профессий»


        Рабочая программа курса внеурочной  деятельности «Мир профессий» разработана в соответствии с Положением  о рабочей программе курсов  внеурочной деятельности, на  основе:

- Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;        

        Цель программы: способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям, основанное на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности.

        Задачи:

1.Разъяснять обучающимся  общественную значимость различных профессий.

2.Побуждать  школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта, необходимого для проведения самостоятельных исследований.

3.Способствовать формированию и развитию активной жизненной позиции воспитанников через привлечение их к социально – значимой практической деятельности.

Программа составлена для обучающихся 1-4 классов в возрасте 6-11 лет.

Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 классе, 34 часа в 3 классе, 34 часа в 4 классе, занятия проводятся 1 раз в неделю.

        Срок реализации программы – 4 года.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

-широкая мотивационная основа, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

-устойчивый познавательный интерес к видам прикладного творчества, новым способам исследования, новым способам самовыражения;

-адекватное понимание причин успешности/ не успешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции на уровне понимания необходимости профориентации как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-информационной грамотности, коммуникативной компетентности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

-различать способ и результат действия;

-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- осуществлять поиск нужной информации;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- устанавливать причинно – следственные связи;

-проводить сравнение, классификацию, наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы; высказываться в устной и письменной форме

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием  ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

-владеть монологической и диалогической формами речи;

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

-использовать речь для регуляции своего действия

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты:

-работа с информацией: беседы, лекции,  чтение художественной литературы, работа с энциклопедиями, словарями, в Интернете, сотрудничество с библиотеками;

-получение социального опыта через экскурсии, музейные уроки, мастер-классы, встречи с интересными людьми (ветеранами, родителями, представителями разных профессий и т. д.),  сотрудничество с учреждениями дополнительного образования  

-оформлять проект (работа в программах PowerPoint, Paint, Word, бумажное моделирование, работа с тканью, природными  материалами и т.д., изобразительное искусство).

-презентовать проект (публичное выступление, защита своей точки зрения).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс

Раздел 1. Профессии, связанные с природой. (10 ч.)

Введение в тему. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. У бабушки в деревне. Ловись рыбка. Труженики леса. Хлеб – всему голова. Профессия овощевод. Знакомьтесь с агронома. Профессия цветовод. Все работы хороши, выбирай на вкус.

Раздел 2. Профессии наших мам. (8 ч.)

Экскурсия по магазину. Кто работает в библиотеке? Весёлая портняжка. Расти здоровым. Я в учителя пойду. Кухонный переполох. Причёски такие разные. Профессии наших мам. Кем быть?

Раздел 3. Профессии наших пап. (8 ч.)

Строим вместе дом. У кого мастерок, у кого молоток. Весёлый мастерок. Профессия водитель. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. Профессия шахтёр. Все профессии нужны, все профессии важны.

Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями. (8 ч.)

Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие. Морское путешествие. На арене цирка. Профессии наших родителей. Кем быть? Каким быть? Профессиоведческий турнир.

2 класс

Раздел 1. Мир профессий (3 ч.)

Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий».

Раздел 2. Профессии, связанные с природой. (5 ч.)

Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия флорист. Профессия овощевод.

Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют. (10 ч.)

Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Профессия «Следователь». Следствие ведут второклассники! Разведчик. Летчик. Водолаз.

Раздел 4. Профессии, которые нас лечат. (8 ч.)

Врач скорой помощи. Детский врач – педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши глаза. ЛОР- 3 волшебные буквы. Врач хирург.                                                                                                      

Раздел 5. Профессии в школе. (8 ч.)

Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед. Профессия – библиотекарь. Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто? Школьный доктор. Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».

3 класс

Раздел 1. Представление о труде взрослых. (7 ч.)

Представление о труде взрослых. Вот у Коли, например, мама – милиционер. «Мама – лётчик? Что ж такого?» Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы».

Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.)

Кем работают мои родные? Кем работают(ли) бабушки и дедушки? Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. Семейные династии. Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии».

Раздел 3. Эволюция профессий. (7 ч.)

Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии. Исчезают ли профессии? Как приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…»

Раздел 4. Сложности выбора профессии. (11 ч.)

Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?». Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!.

4 класс

Раздел 1. В гостях у своего «Я». (9 ч.)

В гостях у своего «Я». Мое «Я» в гостях у других «Я». Великая радость – работа. «Быть нужным людям…». Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия». Характер и выбор профессии.

Раздел 2. Правила выбора профессии. (12 ч.)

Правила выбора профессии. Творческий проект «Моя будущая профессия». Представление о себе и проблема выбора профессии. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). Как готовить себя к будущей профессии. Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?». Сочинение «… - это призвание!».

Раздел 3. Профессии без которых не обойтись. (9 ч.)

Профессии, без которых не обойтись. Исследование «Необычная творческая профессия». Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий».

Раздел 4. Мир профессий (4 ч.)

Проект «Я и мир профессий». Защита «Профессионального портфолио». Итоговая конференция «Мир профессий».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма проведения занятий

Раздел 1. Профессии, связанные с природой. (10 ч.)

1

Введение в тему.

1

Беседы,   наблюдение

2

Путешествие в мир профессий сельского хозяйства

1

практические занятия ,   игры

викторины

3

У бабушки в деревне.

1

Беседы,  практические занятия

4

Ловись рыбка.

1

викторины,  эксперимент

5

Труженики леса.

1

наблюдение, практические занятия

6

Хлеб – всему голова.

1

викторины, игра

7

Профессия овощевод.

1

Наблюдение, практические занятия

8

Знакомьтесь с агрономом

1

Соревнование, эксперимент

9

Профессия цветовод.

1

игра, наблюдение

10

Все работы хороши, выбирай на вкус.

1

практические занятия, игры

Раздел 2. Профессии наших мам. (8 ч.)

11

Экскурсия по магазину.

1

наблюдение, экскурсия

12

Кто работает в библиотеке?

1

викторины, игра

13

Весёлая портняжка.

1

Соревнование, эксперимент

14

Расти здоровым.

1

Беседы, обсуждение, практические занятия

15

Я в учителя пойду.

1

Викторины, игра, наблюдение

16

Кухонный переполох.

1

беседы, практические занятия

17

Причёски такие разные.

1

Викторины, игра

16

Профессии наших мам. Кем быть?

1

Беседы, обсуждение, виртуальная экскурсия

Раздел 3. Профессии наших пап. (8 ч.)

17

Строим вместе дом.

1

Викторины, игра, наблюдение

18

У кого мастерок, у кого молоток.

1

Соревнование, эксперимент

19

Весёлый мастерок.

1

Наблюдение, практические занятия

20

Профессия водитель

1

Беседы, обсуждение, практические занятия

21

Осторожно огонь.

1

Игра, проект, викторины

22

Я б в спасатели пошёл пусть меня научат.

1

Беседы, игры, викторины

23

Профессия шахтёр.

1

мини-конференция, игры

24

Все профессии нужны, все профессии важны.

1

практические занятия

виртуальная экскурсия

Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями. (8 ч.)

25

Куда уходят поезда.

1

практические занятия

викторины

26

Высоко в облаках.

1

Беседы, игры, викторины

27

Космическое путешествие.

1

защита исследовательских работ

28

Морское путешествие

1

коллективные и индивидуальные исследования

экспресс-исследование

30

На арене цирка.

1

- мини-конференция

31

Профессии наших родителей.

1

мини-конференция, коллективные и индивидуальные исследования

32

Кем быть? Каким быть? Профессиоведческий турнир.

защита исследовательских работ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма проведения занятий

Раздел 1. Мир профессий (3 ч.)

1

Многообразие мира профессий.

2

Беседы, наблюдение

2

Исследование «Многообразие рабочих профессий».

1

практические занятия, игры

викторины

Раздел 2. Профессии, связанные с природой. (5 ч.)

3

Садовник, дворник.

1

Беседы, практические занятия

4

Мастер-цветовод.

1

Викторины, эксперимент

5

Профессия флорист.

1

Наблюдение, практические занятия

6

Знакомьтесь с агрономом

1

викторины, игра

7

Профессия овощевод.

1

Наблюдение, практические занятия

Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют. (10 ч.)

8

Охранник.

1

Соревнование, эксперимент

9

Полицейский.

1

Игра, наблюдение

10

Пожарный.

1

практические занятия, игры

11

Военный.

1

Наблюдение, экскурсия

12

Профессия «Следователь».

1

викторины             игра

13

Следствие ведут второклассники!

1

соревнование        эксперимент

14

Разведчик.

1

Беседа  практические занятия

15

Летчик.

1

Викторины, игра, наблюдение

16

Водолаз

1

Беседы, практические занятия

Раздел 4. Профессии, которые нас лечат. (8 ч.)

17

Врач скорой помощи.

1

викторины         игра

16

Детский врач – педиатр.

1

Беседы, обсуждение

-виртуальная экскурсия

17

Зубной врач.

1

викторины    игра    наблюдение

18

Кто лечит наши глаза.

1

соревнование     эксперимент

19

ЛОР- 3 волшебные буквы

1

наблюдение     практические занятия

20

Врач-хирург.

1

Беседы   обсуждение

-практические занятия

21

Врач-кардиолог

1

Игра      проект           викторины

22

Санитарный врач

1

Беседы           игры                  викторины

Раздел 5. Профессии в школе. (8 ч.)

23

Профессия – учитель.

1

беседа        игры

24

Профессия – воспитатель.

1

практические занятия

виртуальная экскурсия

25

Как помогает логопед.

1

практические занятия          викторины

26

Профессия – библиотекарь.

2

Беседы    игры    викторины  экскурсия

27

Школьная столовая.

1

- защита исследовательских работ

28

Почему в кабинете так чисто?

1

- коллективные и индивидуальные исследования

- экспресс-исследование

30

Школьный доктор.

1

коллективные и индивидуальные исследования

31

Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».

1

- защита исследовательских работ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма проведения занятий

Раздел 1. Представление о труде взрослых. (7 ч.)

1

Представление о труде взрослых.

2

Беседы          наблюдение

2

Вот у Коли, например, мама – милиционер.

1

- игры

- викторины

3

«Мама – лётчик? Что ж такого?»

1

- беседы     практические занятия

4

Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии

1

- викторины

- эксперимент

5

Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы».

2

- наблюдение

-практические занятия

Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.)

6

Кем работают мои родные?

1

- викторины          игра

7

Кем работают(ли) бабушки и дедушки?

1

- наблюдение

-практические занятия

8

Сочинение «Трудовая гордость моей семьи».

1

- соревнование

- эксперимент

9

Исследование трудовой истории моей семьи.

1

-игра

наблюдение

10

Оформление страницы портфолио.

2

практические занятия      игры

11

Семейные династии.

1

- наблюдение     экскурсия

12

Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии».

2

- викторины

- игра

Раздел 3. Эволюция профессий. (7 ч.)

13

Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса.

1

соревнование

- эксперимент

14

Как рождаются новые профессии.

2

-беседа             практические занятия

15

Исчезают ли профессии?

1

- викторины    игра

16

Как приобрести профессию? «

1

беседы

17

«Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…»

2

- викторины                      игра

Раздел 4. Сложности выбора профессии. (11 ч.)

16

Сложности выбора профессии

2

Беседы     обсуждение

17

Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!

2

- викторины

- игра

- наблюдение

18

В.Маяковский «Кем быть?».

2

Беседа

19

Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?».

2

-наблюдение

-практические занятия

20

Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!.

2

Беседы      обсуждение

-практические занятия

21

Защита творческих проектов

1

- проект

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма проведения занятий

Раздел 1. В гостях у своего «Я». (9 ч.)

1

В гостях у своего «Я».

2

Беседы            наблюдение

2

Мое «Я» в гостях у других «Я».

2

практические занятия      викторины

3

Великая радость – работа.

1

беседы   практические занятия

4

«Быть нужным людям…».

1

викторины      эксперимент

5

Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия».

2

- наблюдение

-практические занятия

6

Характер и выбор профессии.

1

- викторины              игра

Раздел 2. Правила выбора профессии. (12 ч.)

7

Правила выбора профессии.

1

наблюдение    практические занятия

8

Творческий проект «Моя будущая профессия».

2

-проект

9

Представление о себе и проблема выбора профессии.

1

- игра     наблюдение

10

«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»)

2

- игры

11

Как готовить себя к будущей профессии.

2

- наблюдение      экскурсия

12

Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?».

3

- викторины        игра

13

Сочинение «… - это призвание!».

1

- соревнование       эксперимент

Раздел 3. Профессии без которых не обойтись. (9 ч.)

14

Профессии, без которых не обойтись.

3

беседа           практические занятия

15

Исследование «Необычная творческая профессия».

3

- защита исследовательских работ

16

Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий».

3

- защита исследовательских работ

Раздел 4. Мир профессий (4 ч.)

17

Проект «Я и мир профессий».

1

-проект

16

Защита «Профессионального портфолио

2

- защита исследовательских работ

17

Итоговая конференция «Мир профессий».

1

- викторины       игра

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Календарно-тематическое планирование «Мир профессий»

1 класс (первый год обучения)

п/п

Наименование разделов и тем

Колво часов

Форма проведения занятий

Раздел 1. Профессии, связанные с природой. (10 ч.)

1

Введение в тему.

1

Беседы,   наблюдение

2

Путешествие в мир профессий сельского хозяйства

1

практические занятия ,   игры

викторины

3

У бабушки в деревне.

1

Беседы,  практические занятия

4

Ловись рыбка.

1

викторины,  эксперимент

5

Труженики леса.

1

наблюдение, практические занятия

6

Хлеб – всему голова.

1

викторины, игра

7

Профессия овощевод.

1

Наблюдение, практические занятия

8

Знакомьтесь с агрономом

1

Соревнование, эксперимент

9

Профессия цветовод.

1

игра, наблюдение

10

Все работы хороши, выбирай на вкус.

1

практические занятия, игры

Раздел 2. Профессии наших мам. (8 ч.)

11

Экскурсия по магазину.

1

наблюдение, экскурсия

12

Кто работает в библиотеке?

1

викторины, игра

13

Весёлая портняжка.

1

Соревнование, эксперимент

14

Расти здоровым.

1

Беседы, обсуждение, практические занятия

15

Я в учителя пойду.

1

Викторины, игра, наблюдение

16

Кухонный переполох.

1

беседы, практические занятия

17

Причёски такие разные.

1

Викторины, игра

16

Профессии наших мам. Кем быть?

1

Беседы, обсуждение, виртуальная экскурсия

Раздел 3. Профессии наших пап. (8 ч.)

17

Строим вместе дом.

1

Викторины, игра, наблюдение

18

У кого мастерок, у кого молоток.

1

Соревнование, эксперимент

19

Весёлый мастерок.

1

Наблюдение, практические занятия

20

Профессия водитель

1

Беседы, обсуждение, практические занятия

21

Осторожно огонь.

1

Игра, проект, викторины

22

Я б в спасатели пошёл пусть меня научат.

1

Беседы, игры, викторины

23

Профессия шахтёр.

1

мини-конференция, игры

24

Все профессии нужны, все профессии важны.

1

практические занятия

виртуальная экскурсия

Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями. (8 ч.)

25

Куда уходят поезда.

1

практические занятия, викторины

26

Высоко в облаках.

1

Беседы, игры, викторины

27

Космическое путешествие.

1

защита исследовательских работ

28

Морское путешествие

1

коллективные и индивидуальные исслед-ия

экспресс-исследование

30

На арене цирка.

1

- мини-конференция

31

Профессии наших родителей.

1

мини-конференция, коллективные и индивидуальные исследования

32

Кем быть? Каким быть? Профессиоведческий турнир.

защита исследовательских работ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочие программы по внеурочной деятельности 2021-2024

Внеурочная деятельность (согласно примерной основной образовательной программе начального общего образования ) — образовательная деятельность , осуществляемая в формах, ...