Мотивация, как этап современного родительского собрания
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Гущина Ирина Юрьевна

Интересному проведению родительского собрания может способствовать его начало. Оно дает возможность родителям раскрепоститься, снять с себя груз тревог и включиться в обсуждение возникающих проблем. Этому способствуют методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:
– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditel_sobraniya_vystup.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация, как этап современного родительского собрания

Все, что происходит в первый раз, всегда надолго остается в памяти.
Так и свое выступление на первом родительском собрании я помню очень отчетливо. Общее состояние на грани обморока. Дрожь в коленках. Сухость во рту. Пристальный взгляд в листочки с текстом, за которые пытаешься спрятаться от родителей. Навязчивый страх, что сейчас начнут задавать вопросы. Наверное, подобное испытывал каждый молодой, только начинающий педагог.

Прошли годы, и, получив некоторый опыт работы по просвещению родителей, я начала понимать, насколько малоэффективен лекционный (информационный) метод работы на родительском собрании. Он то и заставлял волноваться, переживать – а будут ли слушать меня родители, поверят ли в то, что я им буду рассказывать на родительском собрании, надолго ли запомнят рекомендации?

Сейчас, изучив множество теоретической и практической литературы по данному направлению, ознакомившись с имеющимися наработками моих коллег, сформировав свою «копилку» методических приемов по взаимодействию с родителями на собрании, я могу поделиться опытом с вами.

Интересному проведению родительского собрания может способствовать его начало. Оно дает возможность родителям раскрепоститься, снять с себя груз тревог и включиться в обсуждение возникающих проблем. Этому способствуют методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:
– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.

Родительское собрание можно начать:

- с просмотра видеоролика или мультфильма на определенную тему;

- с обсуждения рисунков детей на тему «Я в школе»;

- с прочтения афоризма, цитаты;

- с мини-теста не более 6 вопросов;

- с выполнения задания, например, на родительском собрании «Знаю ли я своего ребенка?» родители заполняют карту, а затем сравнивают свои ответы с ответами своего ребенка.

В практике я использую приём «Приветствие».

Первый вариант. Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени: "Здравствуй, я рад тебя видеть!", - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.

Второй вариант. Можно говорить всем приветствие, не повторяясь. Можно на различных языках.

Третий вариант. Можно сформулировать официальное приветствие на президентском уровне, от имени сказочного героя, героя литературного произведения.

А теперь давайте скажем друг другу что-то хорошее, сделаем комплимент. 

(по первой букве имени и т. д.)

-Скажите, какие эмоции вы испытали? О чём пойдёт разговор дальше?

- Разговор о человеческих эмоциях.

«Эмоциональный мир ребенка. Его значения и пути развития»

«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка

с окружающим миром»

Чтобы снизить тревожность участников и способствовать созданию позитивного эмоционального настроя родителей, я использую методический приём «Десять секунд».

Под счёт до 10 учитель сообщает родителям:

- Распределитесь:

- на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет;

- по тому, сколько братьев и сестер в вашей семье;

- по любимому занятию в свободное время;

- по цвету брюк и юбок;

- по цвету глаз;

- по настроению, которое вы сейчас испытываете.

А потом задаёт вопрос:

-Трудно ли Вам было объединяться в группы? Что способствовало быстрому объединению?

-Умение договариваться, общаться. На какую тему можно провести родительское собрание?

Правила общения детей дома и в школе.

Эффективное общение – залог успеха.

«Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Поговорим о дружбе».

В своей работе на мотивационном этапе родительского собрания я прибегаю к использованию приема «Метафора». Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок. 

В своей работе я использую рисунки-метафоры.

Метафора-рисунок «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей». 
-Давайте посмотрим на предложенные изображения и сравним их. Что происходит на каждой из картин?
- На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону.
Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места.

На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия.
- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?
- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными.
-Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка.
В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу.
В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.

- На этом собрании затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку.

- Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания.

Метафора-рисунок «Рюкзак».

- Посмотрите на этот рисунок.

-Как вы думаете, какая проблема будет затрагиваться на родительском собрании?

Сопроводительный текст:
- Давайте ещё раз посмотрим на рисунок. Что изображено на рисунке?
- Рюкзак (родители).
- Зачем человеку может понадобиться рюкзак?
- Для того, чтобы пойти в поход (родители).
- Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?
- Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе (родители).
- Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях - и наша жизнь в походе?
- Да (родители).
- Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе.

У кого-то из вас возникнет вопрос, а зачем мы обсуждаем процесс сборки рюкзака? Как это связано с родительским собранием?

Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения.

Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» (т.е. к подготовке малыша к учебе), упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость.

Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так умеет писать и читать).

- Затрагиваемая проблема - подготовка ребенка к школе.

При проведении родительского собрания «Трудности адаптационного периода первоклассников» можно использовать приём «Напиши левой рукой».

Я предлагаю родителям, написать левой рукой, если ведущая рука правая, любую фразу, например, «Мы любим ребёнка». Затем предлагается участникам проанализировать, какие ощущения возникли во время выполнения упражнения, анализируется трудность выполнения упражнения и сравнивается с несформированными навыками ребёнка, как трудно учиться новому.

-Прочитайте предложение «Я умею читать» Обратите внимание, в конце предложения не стоит ни точка, ни вопросительный, ни восклицательный знак.

-Какой бы знак вы поставили в конце предложения?

-Вы умеете читать?

- Давайте проверим. Прочитайте текст.

Уверена, что вы его прочитали без особых проблем. Но в данном случае это не только размещённый в Интернете тест на узнавание текста, но и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать.

-Прочитайте следующую информацию.

- Легко ли вы справились с заданием? -Почему?

- О чём может пойти речь дальше? Назовите тему собрания.

«Книги в жизни  семьи и первоклассника».

 «Роль семьи и школы в формированию интереса к чтению.

«Роль книги в развитии интеллектуальных умений  ребёнка».

Одним из косвенных сообщений информации является притча, небольшая история с глубоким смыслом. Их героями являются различные люди, часто являющиеся представителями разных профессий и социальных слоев населения. Притчи несут в себе идею, которую легко можно узнать, дослушав историю до конца.

Каждая притча учит новому, а также позволяет посмотреть на жизненную ситуацию под другим ракурсом.

Притча о купленном часе

Как-то раз мужчина вернулся домой с работы поздно, сильно уставший и издёрганный. Маленький пятилетний сынишка ждал его у дверей.

- Папочка, можно тебя спросить?

- Конечно, сын, что случилось?

- Папа, а сколько ты получаешь?

- Мал еще, не твоё дело! – раздраженно ответил отец. – А зачем тебе это?

- Мне очень нужно. Скажи, пожалуйста, сколько ты получаешь за час?

- Ну, около 400. Тебе-то что?

- Папочка – сынишка посмотрел на отца очень серьёзными глазами, - займи мне 100.

- Я работаю сутками напролёт, страшно устаю, а ты хочешь потратить деньги на какую-то дурацкую игрушку? – заорал отец. – Топай к себе в комнату и быстро ложись спать!.. Денег ему дай! Такой маленький, а уже эгоист.

Ребенок, вздохнув, потихоньку ушёл в комнату, прикрыв за собой дверь. А отец остался стоять в дверях, разозлившись на сынишку. «Что за ребенок? Спрашивает меня о зарплате, чтобы выклянчить денег! Никакого уважения к старшим!»

Через какое-то время, немного успокоившись, мужчина начал размышлять: «Возможно, он действительно хочет купить что-то очень важное для себя. Дам ему, он ведь ни разу еще не просил денег у меня».

-Отец зашел в детскую, сынишка еще не спал.

-Сынок, ты не спишь? – спросил он.

-Нет, папочка, - ответил ребёнок, лёжа в кровати.

- Кажется, я нагрубил тебе, - сказал отец. – Сегодня у меня был тяжёлый день. Прости меня. На, держи деньги. Здесь столько, сколько тебе нужно.

Лицо мальчика озарилось улыбкой.

- Ой, папка, спасибо тебе! – воскликнул он восторженно.

Залез он под подушку и достал оттуда несколько смятых денежных купюр. Отец увидел у ребёнка деньги, и это вывело его окончательно. А мальчик аккуратно сложил все деньги вместе, посчитал купюры, и посмотрел на отца.

- Зачем ты просишь денег, если они у тебя есть? – возмутился мужчина.

-У меня немного не хватало. А сейчас мне как раз хватит, - сказал малыш.

-Папочка, тут ровно четыреста. Я хочу купить только часик твоего времени, чтобы ты пришёл с работы пораньше и поужинал вместе с нами.

Притча помогает побудить родителей к совместному с детьми проведению времени, а вы догадались, о чём можно поговорить на этом собрании.

- А закончить своё выступление я хочу притчей «Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Именно трудности дают нам возможность развиваться и расти. И сегодня жизнь дала мне возможность поделиться своим опытом, а у вас появилась возможность познать что-то новое. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе. Тема: «ПЕРВОКЛАССНИК - НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ».

Родительское собрание о психологической адаптации первоклассника к обучению в школе...

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...

Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Данный материал посвящен оценочной деятельности учащихся и представлен в виде «Копилки» приемов мотивации и рефлексии на разных этапах урока. Надеюсь, что представленный материал повысит мотивацию кол...

Учебная мотивация первоклассников (материал для родительского собрания)

Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую  роль  в формировании личности школьника. Как могут помочь родители  детям в этой ситуации? (Педагог-психолог)...

Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»...

Выступление. Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС.

Рефлексия настроенияРефлексия деятельностиРефлексия содержания...

Родительское собрание "Современный ребенок и его проблемы. (родительское собрание начало 2 четверти)"

Задачи собрания:Сформулировать проблемы современного ребенка (в данном случае первоклассника)Обосновать неизбежные трудности вовлечения первоклассника в школьную жизньПоказать возможные решения возник...