Статья Патриотическое воспитание младших школьников
статья
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников - это воспитание уважения к истории своей страны, к ее национальным традициям.
Патриотизм (от греческого слова patris–отечество) -это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и уважительное отношение к её истории.
С чего начинается чувство к Родине? Начинается оно у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, братьям, сёстрам, бабушкам, дедушкам. Чувство любви к родному дому, саду, селу, своей малой родине. Это корни, которые связывают ребёнка с родным домом, его ближайшим окружением. Это и есть для ребенка Родина близкая и понятная, со своей культурой и традициями.
Тема малой Родины является важной для гражданско – патриотического воспитания. Начинать нужно с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он может и не замечать. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не страну, а Родину своего детства.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств. И это зависит от слаженной работы школы, семьи и всего социума.
Цель патриотического воспитания:
* развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у учащихся лучших качеств патриотов России.
Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала могучей державой. Малая Родина – это то место, где ты родился и вырос, где прошли твои школьные годы. И каждому из нас надо уметь быть полезным своей Родине.. А для этого надо много знать и уметь. С детства совершать дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Младший школьный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнок будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка добротой, милосердием, сопереживанием, толерантностью.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
По своему содержанию понятие патриотизм многогранно: это и ощущение неразрывности с окружающим миром, и уважение к культуре своей страны, и гордость за свой народ, свою Родину. Для младшего школьного возраста характерны податливость педагогическим влияниям, наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений. Период школьного возраста наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень сильны и ярки, поэтому остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. В этот период начинают развиваться те черты характера ребенка, которые незримо связывают с национальной культурой, со своим народом, со всей Родиной. Возможности для такого воспитания заложены во впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок, в народных песнях, музыке, играх. Эти эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных патриотических чувств.
Огромную роль в воспитании младших школьников играет педагог. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к нему кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта.
Поведение, взгляды, отношения педагога являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняет детей в этом священном чувстве».
Гражданско – патриотическому воспитанию способствуют следующие формы работы: празднование общегосударственных праздников, связанных с героическим прошлым России; проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; организация работы школьных музеев; участие в охране памятников истории и культуры родного города; проведение и организация фестивалей патриотической песни; проведение и организация военно – патриотических игр; проведение тематических классных часов; участие в конкурсах связанных с прошлым нашей Родины.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…
Патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства. Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. В своей работе, в качестве форм гражданско-патриотического воспитания школьников через внеклассную и внеурочную деятельность я учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью провожу такие мероприятия как классные часы «Традиции моей семьи», «Крепка семья – крепка Россия», где учащиеся рассказывают о своих семьях, о семейных традициях. Учу составлять свою родословную, отображать тему в рисунках, фотографиях. Часто занятия на эту тему проводятся в форме ролевой игры.
Каждый год проводим с классом мероприятия «День пожилых людей», «День матери» с приглашением дедушек, бабушек, мам. Это позволяет детям испытать чувство гордости за своих мам, бабушек, дедушек, дает наглядный пример проявления внимания и чуткости. Научатся уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Провести Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания.
Уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке и этому мне помогает наш УМК «начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. В учебниках хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы подводя его к нужному мнению. В результате я заставляю ненавязчиво каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира. Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт – Петербургу», «Путешествие по музеям мира» и т. д. На уроках литературного чтения – через различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово. На занятиях внеурочной деятельности в 4 классе, изучая курс «Рассказы по истории Самарского края», у учащихся формируется общее представление об истории Самарского края как части истории России; формируется уважительное отношение к населенному пункту, региону, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; обучающиеся приобщаются к социальному опыту предшествующих поколений, духовно-нравственным и культурным ценностям, к многовековой российской истории.
Специфика курса «Рассказы по истории Самарского края» состоит в следующем:
· познание истории Отечества через историю городов региона, старейших сёл, населенных пунктов;
· историко-антропологический подход – изучение деяний великих земляков (от князя Г. Засекина до земляков-космонавтов; изучение бытовой истории рядовых самарцев и их повседневной жизни);
· цивилизационный подход - понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса – связь истории региона с мировой историей;
· изложение материала в доступной для младших школьников форме, форме рассказа.
В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей. Так для воспитания патриотизма в работе я использую народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществляется на уроках ИЗО и технологии.
Не менее важным условием гражданско - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко я использую при работе с детьми и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования, собрать, воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Патриотическое воспитание младших школьников"
Презентация к статье "Патриотическое воспитание младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/24/picture-645443-1435135556.jpg)
Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/04/picture-177438-1449253595.jpg)
Статья "Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских культурных традиций"
Формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/17/picture-782839-1460911378.jpg)
Статья "Патриотическое воспитание младших школьников".
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение ист...
Статья " Патриотическое воспитание младших школьников".
Данная статья поможет учителям начальных классов в работе по патриотическому воспитанию младших школьников....
статья "Патриотическое воспитание младших школьников"
В статье описана система патриотического воспитания, которая состоит из пяти направлений. Представлен опыт работы по всем направлениям, перечислены мероприятия, направленнные на воспитание патриотизма...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/27/picture-636741-1437997079.jpg)
статья "Патриотическое воспитание младших школьников"
Что может сделать учитель в рамках школьного образования, чтобы воспитать патриотизм и гражданственность у подрастающего поколения?...