ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
классный час

Андреева Александра Юрьевна

Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

  • Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям
  • Понимание значения труда в жизни человека
  • Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями
  • Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы

Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены  пока небогатым жизненным опытом. Первые профессии, о которых узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_2.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                                        Выполнила: учитель первой

                                                                        квалификационной категории

                                                                        Андреева А. Ю.

г. о. Мытищи

2023 г.

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий. Помочь ребенку найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.

Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает несколько этапов:

1 этап – начальная школа.

 2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы.

 3 этап – -10-11 классы

Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

  • Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям 
  • Понимание значения труда в жизни человека 
  • Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями 
  • Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы

Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены  пока небогатым жизненным опытом. Первые профессии, о которых узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией.

Слова "работать, работа, на работе" - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. В связи с этим формирование представления о профессиях необходимо уже в самом раннем возрасте.

Профориентация осуществляется как через урочную, так и внеурочную деятельность младших школьников, что в полной мере способствует формированию мотивации и интереса к различным видам деятельности.

Таким образом, основной целью профориентационной работы в  начальной школе является расширение кругозора и  осведомленности обучающихся о профессиях в процессе общения со взрослыми. При этом технологии ранней профориентации должны быть основаны на личностно ориентированном подходе к  воспитанию, обучению и  профориентации младших школьников, иметь практико-ориентированную направленность для формирования у них широкого спектра трудовых действий.

Формы  и методы профориентационной работы.

Уже с 1 класса каждый классный руководитель  начинает знакомить учащихся с профессиями взрослых, которые работают в школе. В таком предмете как окружающий мир предусмотрена  экскурсия по школе, в ходе которой  ребята знакомятся с профессией медицинского работника, библиотекаря, повара, технического персонала.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

- Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи.

- На уроках русского языка по развитию речи младшие школьники используют слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Ученики выполняют словарную работу с этими словами: ставят ударения, выполняют звуко-буквенный анализ, подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить.  

- На уроках окружающего мира профессии спрятаны в заголовках тем: «Мир глазами астронома», «Мир глазами географа», Мир глазами эколога»  , Мир глазами историка» и т.д.

- Уроки технологии базируются на предметно-практической деятельности ребенка, благодаря чему обладают огромным развивающим потенциалом.  Школьники получают возможность проявить самостоятельность, творческое воображение, попробовать себя в той или иной социальной и профессиональной роли: модельером, конструктором, архитектором.

Особенную роль играют и уроки литературного чтения, без мира профессий мы не можем представить себе такие произведения как:

-Уроки музыки приобщают детей к музыкантам, дирижёрам, композиторам, предлагая возможность оценить их работу при прослушивании музыкальных произведений, т.е. с помощью практической деятельности: представь себя дирижёром, предлагают авторы ученика 3 класса.

Во внеурочные занятиях необходимо отметить цикл бесед «Разговоры о важном». Практические большая часть знакомит ребят с различными профессиями, значимость которых оценили множества поколений людей.

Отметим здесь и роль таких внеурочных занятий, как «Народные промыслы», «Разговоры о правильном питаний» и.т.д.

Привлечение  специалистов, профессионалов своего дела и выездные экскурсии на предприятия и музеи дают возможность не только послушать, но  и  самому прикоснуться к профессии.  В своих классах мы расписывали пряники глазурью, посещали пожарную станцию, где каждый ребёнок мог примерить костюмы, маски, шлемы, рассмотреть пожарные машины. На фабрики росписи в д. Жостово дети под руководством мастеров изучали этапы создания подноса и на память смогли изготовить собственное изделие. При посещении конфетной фабрики «Красный Богатырь» каждый смог проследить «путь конфеты», начиная от ингредиентов до упаковки.

      Очень увлекательны для детей внеурочное занятие «Я создаю проекты». Дети для себя выбирают различные темы: «Профессии наших родителей», «Кем я хочу стать?» и т. д.

       Любой профессиональный праздник может стать темой классного или информационного часа, внеклассного мероприятия или просто игры: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай профессию по жестам»,

«Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией», «Вспомни как можно больше слов на букву С, связанных с данной профессией», приуроченные ко Дню мамы, 8 марта, 23 февраля.

 

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры которые можно использовать как  на уроках так во внеурочной деятельности.

    Педагогам при планировании профориентационной работы с  младшими школьниками следует учитывать, что родители оказывают значительное влияние на формирование у детей представлений о мире профессий, значении трудовой деятельности в  жизни человека, отношения к  своему профессиональному будущему. Поэтому, наряду с подбором разнообразных форм и методов профориентационной работы с обучающимися, необходимо максимально вовлекать родителей в данную деятельность.

Знать индивидуальные особенности своих детей, их интересы и  возможности — важная задача для каждого родителя. Педагог должен помочь родителям понять особенности, желания ребенка, связанные с  его образовательно-профессиональной траекторией, использовать системно все

Направления работы с родителями:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации обучающихся — родительские собрания, лекции, лектории, беседы, конференции.

2. Привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профориентации обучающихся (беседы, встречи с передовиками производства, профинформационные экскурсии).

3. Индивидуальные консультации родителей по  профессиональной ориентации школьников.

Самой распространенной формой информирования родителей, повышения их психолого-педагогической подготовки по вопросам профессионального самоопределения обучающихся является родительское собрание.

Профориентационная тематика может быть включена в любое родительское собрание.

Результативное осуществление профориентационной работы в начальных классах возможно только на основе изучения личности школьников, выявления их профориентационное значимых интересов, склонностей, задатков, особенностей. Наиболее распространенный метод изучения школьников — наблюдение, которое имеет определенную цель, проводится по плану, а результаты фиксируются. Применяются также диагностические беседы, опросники, тестирование и др.

Итак, можем сделать вывод: работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и целенаправленной и самое главное интересная детям.

В результате профориентационной работы, планируемой и  реализуемой с учетом выявленных особенностей, у обучающихся начальных классов будут формироваться такие знания и качества личности, которые станут в дальнейшем основой их профессиональной успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Работа по профориентации в начальной школе

         В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям соврем...

Мастер-класс "Работа по профориентации в начальной школе"

Цель: создать условия для формирования представления  у педагогов о формах, методах  работы  по профориентации в начальной школе.Предполагаемый результат: участники мастер-класса п...

Презентация "Работа по профориентации в начальной школе"

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире проф...

Доклад на тему: «Система работы по профориентации в начальной школе».

Необходимость профориентации в начальной школеБаза к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового во...

Ступени к будущей профессии. Модель работы по профориентации в начальной школе

Повышение профессиональной компетенции педагогов, овладение современными педтехнологиями в практической деятельности, выработка умения создавать условия для успешной профориентационной подготовки учащ...