Классный час "Моё Ставрополье!"
учебно-методический материал (3 класс)

Капканцева Наталья Владимировна

Классный час  "Моё Ставрополье!", можно использовать как региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_moyo_stavropole.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа

Форма проведения: устный журнал

Тема: « Моё Ставрополье»

Цель: расширить и обобщить знания учащихся о родном крае.

Задачи:

1) формирование в сознании учащихся понятий: «родина», «гражданин», «патриот», «малая родина»;

2) воспитывать любовь к своей малой родине;

3) показать взаимосвязь судьбы человека и судьбы родины.

Участники: учащиеся 4 а класса

Техническое обеспечение:компьютер, проектор, экран

Предполагаемый результат:

- приобщение к истории своего края, села;

-  формирование активной жизненной позиции, гордости за свою  малую родину;

- формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений

Ход занятия

1. Вступительная часть

Учитель: - Я очень рада встрече с вами, ребята. Сегодня наша встреча будет необычной: её проведем все сообща. Каждый из вас вложил частичку души, подготавливая материал. Я верю, что мероприятие наше будет познавательным и увлекательным.

Мне однажды в жизни повезло:
Я однажды родилась в России –
В том краю, где от берёз светло,
На земле, которой нет красивей.
Моя любовь – моя земля,
Моя красивая Россия.
Её озёра и поля,
Берёзы, вербы да осины.
Всё это навсегда со мной
И в счастье, и в беду лихую.
На свете нет другой такой,
Да и зачем её – другую?

- О чем это стихотворение?

- Мы живем с вами в России. Это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть МАЛАЯ РОДИНА.

- Что для вас «малая родина»?

Учитель:  Малая Родина – то место, где человек родился и вырос. Нашей малой Родиной является наш край, наш район, наше село.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе?

Много чудесных мест в России, но одно место очень дорого нашему сердцу. И зовётся оно …. Ставропольем. (ответы детей)

Люблю я русскую природу:

Березки в дымке голубой,

Стада, пасущиеся всюду,

И реки с чистою водой.

Люблю лесов благоуханье

И запах скошенной травы,

И пчел роящихся жужжанье,

И шум проснувшейся листвы.

Люблю тебя, земля родная,

За то, что Родина моя!

И не найти прекрасней края,

Чем Ставропольская земля!

2. Основная (содержательная) часть.

Учитель: Классный час  у нас с вами сегодня будет необычный. 

- Скажите, а вы любить читать журналы? 

- Я предлагаю вам сегодня пролистать устный журнал, который называется « Моё Ставрополье». (СЛАЙД 1)

Пролистав это журнал,  вы расширите свои знания о нашем крае, узнаете много нового и интересного.

- Как называется наш край?

Учитель:

Мне священным навек стало поле,
Где в хлебах обелиски стоят.
Дорогое моё Ставрополье,
Ставрополье - песня моя.

- Назовите главный город нашего края?

Ставрополь. (СЛАЙД 2)

Название города можно перевести как «Город Креста», ведь «Ставрос» на греческом означает крест, а «поль» - город.

Предание гласит, что при основании Ставрополя был найден камень в форме креста. Позже он был установлен в городе в честь великого полководца Александра Суворова.   (СЛАЙД 3)

Сейчас Ставрополь относится к числу крупнейших городов Северо-Кавказского региона. Ставрополь - поистине уникальный город. Почти все приезжающие сюда знаменитости и восходящие звезды восторгаются им, зачастую называя его «Райским уголком России».

- Кто является губернатором Ставропольского края? (СЛАЙД 4)

- Итак, первая страничка нашего журнала «Историческая» (СЛАЙД 5)

Интересна  история Ставрополья.

Знаете ли вы, что мы живём  на дне моря? Да, ходим, бегаем, ездим по дну огромного моря, которое когда-то катило здесь свои волны. Море, некогда заливавшее окрестности Ставрополья носило название Сарматское. (СЛАЙД 6)

Оно было слабосолёным. Это море постепенно исчезло более 5 миллионов лет тому назад. Только Маныческая впадина (СЛАЙД 7) напоминает нам о том, что здесь было морское дно. До сих пор находят окаменевшие морские отложения - кости китов, тюленей, дельфинов.(СЛАЙД8)
Наш край богат песком, глиной, каменным углём, галькой, гипсом - бывшими морскими отложениями.(СЛАЙД 9)
Но главным богатством края является минеральная вода.
(СЛАЙД 10) Много легенд и народных преданий породила целебная  минеральная вода.  Богаты минеральной водой многие города Ставропольского края.

- А вызнаете какие?

- Я хочу вам рассказать об одном из таких городов.

 О Кисловодске.(СЛАЙД 11)


Название город получил от главного своего источника Нарзана, который издревле местные жители называли Аче-су, что означает кислая вода.
Знаменитая углекислая вода  нарзан - главное богатство курорта. Ещё за много лет до рождения Кисловодска местные жители называли его богатырским напитком нартов - сказочных богатырей Кавказских вод.
 (СЛАЙД 12)

Существует легенда:
"У одного князя родился сын. Рос он крепким и здоровым, Но одно огорчало князя! У мальчика не росли волосы. И вот услышал он от мудрецов, что есть минеральный источник в горах, если купаться в нём,  все болезни уйдут. Поехал князь в горы, искупал в источнике своего сына, и волосы выросли у малыша. И стал он могучим богатырём, защитником Кавказа.
Город Кисловодск - всероссийская здравница. В этот город приезжают лечиться люди с разных концов нашей страны.
- Наш края посетило очень много знаменитых людей. Кто-то из них проходил здесь военную службу, другие приезжали поправить своё здоровье, отдохнуть, кого-то наш край вдохновлял на написание новых произведений.
Наш край посетили такие известные на весь мир люди: композиторы - М.И.Глинка, С.Рахманинов
(СЛАЙД 13), художник - И.Репин (СЛАЙД 14), поэты - А.Пушкин, М.Лермонтов. (СЛАЙД 15)

- Открываем следующую страничку.

2.Поэтическаястраничка.(СЛАЙД16)
Много стихотворений и песен сложено о нашем крае, районе, селе. В нашем селе, когда-то проживал замечательный человек: Илья Никитович Чирков. Илья Никитович – участник Великой Отечественной войны, учитель, поэт,  стихи, которого пронзительно светлые, добрые.
(СЛАЙД 17)

Послушайте стихотворения нашего земляка.

МОЁ СЕЛО

Степь лежит без конца и без края,

Ветер древние песни поёт,

Кума-речка, село разделяя,

Свои тихие воды несет.

Здесь, в селе, каждый кустик нам дорог,

Каждый клен, каждый тополь и дуб.

Любим мы их приветливый шорох

И тропинки, что к лесу ведут.

Здесь растят хлеборобы пшеницу

На лугах здесь пасется овца.

Мы умеем и жить и трудится,

Доводить все дела до конца.

Здравствуй, славься, селенье родное,

С каждым годом расти, расцветай!

Будь всегда ты в труде и покое!

Ты страданья и горя не знай! (СЛАЙД 18)

- Вот такие прекрасные стихи о нашем селе написал Илья Никитович Чирков. В нашей библиотеке есть его книга, в которой собраны его произведения.  Илья Никитович был настоящим патриотом.

- Как вы думаете, кого называют «патриотом»?

Учитель: человека, который очень любит свою Родину, готов пойти на ее защиту - называют ПАТРИОТОМ.

Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.

ПАТРИОТОМ НЕЛЬЗЯ РОДИТЬСЯ!

ПАТРИОТОМ НАДО СТАТЬ! (СЛАЙД 19)

Наша страна богата патриотами, только  их героизм помог нам победить Великую Отечественную войну (1941- 1945).

- А мы продолжаем листать наш журнал. Следующая страница:

3.Зелёнаястраничка (СЛАЙД 20)
- А сейчас следующая страничка нашего журнала - зелёная, живая.  Природные условия Ставропольского края благоприятны для жизни разнообразных животных.
(Идёт показ животных)

В лесах Кавказа можно встретить барсука, куницу, (СЛАЙД 21),  волка косулю, ушастого ежа.(СЛАЙД 22)

На озёрах и болотах много водоплавающих птиц, насекомых, змей и ящериц. Среди которых есть и те,  которые занесены в Красну книгу.
- О каких животных края вы можете рассказать?

Рассказ учащегося об ушастом еже

Ушастый еж довольно небольшой представитель ежей с длиной тела от 12 до 27 сантиметров и хвостом до 2 сантиметров. Вес этих ежей колеблется в районе от 200 до 500 граммов. На голове у них расположены большие ушки с длинной до 5 сантиметров.Морда вытянутая серовато-черного цвета. На лбу имеется небольшая полоса без шерсти. Сам шерстяной покров черно-серого или коричнево-светлого оттенка. На спинке располагаются короткие и острые иголки с продольными валиками. Сами иглы могут быть как светлого, так и темного оттенка. Тело округлое с длинными конечностями и коротким хвостиком. Большая часть рациона ушастых ежей состоит из различных небольших насекомых. Их можно встретить за поеданием различных разновидностей жуков, дождевых червей и личинок насекомых. В степных регионах находят себе пищу в виде ящериц, лягушек, грызунов и птенцов. Могут питаться плодами фруктов, ягодами и семенами растений. Ушастые ежи обладают иммунитетом ко многим видам ядов, поэтому в их пище могут присутствовать ядовитые змеи.

-Рассказ учащегося о суслике (СЛАЙД 23)

Суслик
В ставропольских степях живут суслики. На 1 гектаре бывает до 500 нор сусликов, каждый зверёк за лето может уничтожить до 16 кг зерна. Они приносят большой ущерб зерновым посевам, способствуют переносу опасных для человека болезней. С грызунами ведётся систематическая
 борьба, вырабатываются средства борьбы с ними.

-Рассказ учащегося о корсаке  

Корсак
В сухих степях на востоке края живёт корсак. Зверёк похож на лису, но меньше её и имеет серебристый мех. Он полезен как истребитель грызунов. Его шкурки используются для пошива шапок.

- Не случайно мы остановились на этой страничке. 3 марта – Всемирный день дикой природы.(СЛАЙД 24)

- Что человек может сдать для сохранения всего живого? (соблюдать правила поведения в природе)
- Какие правила поведения в природе вы знаете?

Листаем журнал дальше.
4 страничка нашего журнала «Наш общий дом»
(СЛАЙД 25)
В нашем крае проживают – 2 735 000 человек, люди более 120 национальностей. Основной народ – русские. Второй по численности народ – армяне. Так же проживают украинцы, белорусы, даргинцы, греки, ногайцы, чеченцы, цыгане и многие другие.

Русский язык является основным средством общения.

Все жители живут в мире и согласии.

Я хочу вам предложить собрать  пазл-дом,  в котором мы с вами вместе живем. Все зависит от вас: если вы будете работать в команде, сообща, то все у вас получится.

- Итак, вы молодцы! У вас все получилось.Так и жители нашего края живут мирно и дружно, поэтому у них все получается.

- Что у вас получилось? (наш край) (СЛАЙД 27)

- Совершенно верно. Здесь и поля, на которых идут полевые работы, и цветущие сады, и сельскохозяйственные животные, и мальчишки, катающиеся на велосипедах по пыльной дороге, и, конечно, труженики нашего края- его жители.

- Как называется наш общий дом, в котором мы вместе с вами живем? (Ставропольский край) (СЛАЙД 28)

3. Заключительная часть

Учитель:

- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ. (СЛАЙД 29)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий героической поверки, посвящённой освобождению города Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков

Сценарий героической поверки, посвящён годовщине освобождения города Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков...

Программа спецкурса "Литература Ставрополья" 2 класс

Спецкурс «Литература Ставрополья» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов. Курс рассчи...

классный час по теме : "Дорогое мое Ставрополье"

Классный час обобщающий знания  учащихся о родном крае;развивающий  память, мышление, творческие способности, расширяющий кругозор;воспитывающий любвь к Родине, родному краю, к природе,...

Классный час "Ставрополье мое родное"

Разработка классного часа "Ставрополье мое родное"для обучающихся 2 класса....

Классный час «Наш край, родное Ставрополье…»

Классный час 2 класса «Наш край, родное Ставрополье…»...

Классный час. "Край, в котором ты живёшь". Ставрополье

Классный час. "Край, в котором ты живёшь". Ставрополье...

Роль классного руководителя в формировании личности учащегося (Из опыта работы учителя начальной школы МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя Титаренко П.Я.)

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулируе...