Программа внеурочной деятельности "Система классных часов в 4 классе"
рабочая программа
Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deytelnosti_klassnye_chasy_v_4_klasse.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
"Система классных часов в 4 классе"
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность работы по данному направлению.
Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам
Младший школьный возраст — оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.
Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.
Нормативно- правовая база
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утверждённого приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 г., Основной образовательной программы начального общего образования
базируется на следующих нормативно-правовых документах:
• Конвенции ООН «О правах ребёнка»,
• Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,
• Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании» от 01. 09. 2013 г.;
• Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19. 03. 2001 № 196,
• Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02. 2010 года № Пр-271,
• Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”,
• СанПиНа от 3.03.2011 г. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»,
• Федерального закона от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
• Гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.),
• Концепции развития дополнительного образования от 04. 09. 2014 г.,
• Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» от 29. 08. 2013 г. № 1008;
- Культурного дневника школьника Саратовской области
Назначение программы
Указы Президента Российской Федерации («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, часть о развитии сферы образования) акцентируют внимание учительства на воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа адресована учащимся 4 классов и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, 45 минут. Срок освоения программы - 1 год
Формы работы:
Экскурсии, круглые столы, диспуты, исследования, общественно полезные практики, игровые занятия, практические работы, творческие работы, наблюдения.
По инновационному потенциалу дополнительных образовательных программ является модифицированной.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение учащимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные УУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Личностными результатами освоения курса выступают:
• осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
• развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
• умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
• понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
• проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
• принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Педагоги включают в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, школы, пытаясь превратить её совместно с ребятами в духовно-нравственный центр. И здесь нельзя обойтись без помощи семьи. Из чувства причастности к истории своего Отечества, малой родины рождается интерес к своей семье. Органичное сочетание обучения и воспитания предполагает получение детьми дополнительного образования в процессе взаимодействия с родителями. В современном обществе кризис семьи привёл к существенному снижению её воспитательного потенциала, поэтому в программе работа с семьёй занимает важное место и требует особого внимания.
В Программе предусмотрен деятельностный подход в воспитании, когда ребёнок не просто готовится в школе к будущей жизни, а уже живёт реальной, сегодняшней жизнью, где ему уготована интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: учебная, трудовая, благотворительная, творческая.
Данная программа обеспечит на основе тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников, семей учеников гармоничное развитие ребенка:
способность реализовать потребность в познавательной,
коммуникативной и ценностно-ориентированной деятельности;
самосознание, саморазвитие;
способность к сохранению семейных традиций
развитие гражданских, патриотических и лидерских качеств
Цели программы:
- духовное и нравственное воспитание детей;
- формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения;
- выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих умелое сочетание казачьих традиций и инноваций в учебно-воспитательном процессе.
Основными задачами казачьего класса, наряду с обеспечением современного качественного общего образования, являются:
воспитание учащихся на духовных и нравственных основах, обеспечивающих действенное служение Отечеству;
возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций ;
физическое, военно-патриотическое воспитание учащихся;
формирование у школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой родины, в воспитании гуманной, социально-активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы, её истории, культуре, уважению к жителям посёлка.
Основными принципами, на которые опирается программа, являются
- непрерывность процесса воспитания и обучения;
- целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию
- основного и дополнительного образования, адаптацию в
- социокультурной среде;
- личностно-ориентированного характера обучения, реализуемого
- посредством индивидуализации содержания, форм, методов и
- педагогических средств достижения целей обучения;
- перевода процесса развития учащихся в режим самоорганизации и
- саморазвития.
Уровень предполагаемых изменений в практике.
Обучающиеся знают культуру и традиции края:
- с любовью и заботой относятся к семейным традициям, дому, школе, товарищам;
-сформировано устойчивое мировоззрение на основе гуманистической идеологии;
-сформировано толерантное отношение к истории и традициям других народов;
Личностные результаты:
• осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
• развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
• умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
• понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
• проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
• принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
• формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;
• способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
• способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.
• использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.
Предметные результаты:
• знакомство с речевыми и неречевыми средствами общения;
• знакомство с различными ситуациями общения;
• знакомство с правилами эффективного взаимодействия и простейшими способами разрешения конфликтов.
По окончанию обучения обучающиеся должны знать:
• основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.
Должны уметь:
• применять полученные знания на практике;
• общаться с людьми;
• формировать собственную позицию;
• вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Программа предполагает следующие подходы:
* комплексный подход (личностные, метапредметные и предметные результаты);
* уровневый подход (высокий, средний, низкий результаты).
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов необходима для ведения мониторинга по эффективности проведения занятий, достижения поставленных целей и задач, а также для проверки знаний и умений обучающихся. Оценка достижений осуществляется через анкетирование учащихся. Варианты анкет представлены в приложениях к программе. Анкетирование рекомендуется проводить в начале, середине и в конце учебного года.
4 КЛАСС
№ | Тема классного часа | Обсуждаемые вопросы |
1 | Праздник знаний | Родина и малая родина в жизни человека, уважение к традициям ; классный коллектив – семья. |
2 | Раздел «Приглашение к чтению» По дороге знаний или учение с увлечением. | Игра-викторина, цель которой подчеркнуть значение разных учебных предметов |
3 | «Умелые руки не знают скуки». | Руководят руками ум и знания. |
4 | Раздел «Наполним музыкой сердца…» «По дорогам фольклора» | Знакомство с фольклорным творчеством |
5 | Раздел: «Каменная летопись края» «История и традиции Степного» | Беседа о родном крае, его достопримечательностях, народных традициях, праздниках. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой родине |
6 | «Мой помощник – внимание». | Интерес к самосовершенствованию, саморазвитию. |
7 | Моя семья | Тёплые, доверительные отношения, связь поколений |
8 | Раздел «музейное зазеркалье» «Они сражались за Родину». | Формирование гражданской позиции любви к Родине. |
9 | Традиции воспитания | Взаимоотношения между мальчиками и девочками, вежливое, уважительное, бережное отношение друг к другу и старшим |
10 | Раздел «музейное зазеркалье» Чудеса народного искусства | Прикладное творчество |
11 | «Раздел «музейное зазеркалье» Колесо истории» | Обряды, традиции народов Поволжья |
12 | «Есть такая профессия…» | Связь поколений |
13 | Раздел «музейное зазеркалье» « Я расскажу о человеке» | Чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. |
14 | «Искусство общения». | Игры на сплочение коллектива |
15 | Раздел: «Каменная летопись края» Викторина «Мы живём в Степном» | Традиции и история посёлка |
16 | Раздел «музейное зазеркалье» Экскурсия в школьный музей | История, пространство, разнообразие природы, богатства недр, люди, наука |
17 | Труд- долг каждого | Руки человека даны для труда. |
18 | Раздел: «Каменная летопись края» «Сердцу милый уголок» | Малая родина в жизни человека |
19 | «Внимание: дорога!» | ПДД |
20 | Раздел «Наполним музыкой сердца…» «И песни тоже воевали» | Песни военных лет |
21 | Внимание: опасность! | Инструктажи по технике безопасности |
22 | Раздел «Приглашение к чтению» «У войны не детское лицо» | Дети в годы Великой Отечественной войны |
23 | «Откуда начинается мой род» | Тёплые, доверительные отношения в семье, связь поколений |
24 | «Познай самого себя». | Игры- тренинги на сохранение психологического здоровья |
25 | Ваши впечатления. Ваши предложения. | Тёплые, доверительные отношения в классном коллективе |
26 | «Мир профессий». | Знакомство учащихся с профессиями и расширение представлений детей о труде взрослых |
27 | Внимание: опасность! | Инструктажи по технике безопасности |
28 | Раздел «Памятные даты» «Путешествие в космос». | Представление о космосе, космонавтике |
29 | Раздел «музейное зазеркалье» «Колесо истории» | Казачьи обряды, традиции |
30 | «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» | Тёплые, доверительные отношения в семье, связь поколений |
31 | Внимание: опасность! | Инструктажи по технике безопасности |
32 | Раздел «Памятные даты» «Памятью едины» | День Памяти |
33 | Раздел «музейное зазеркалье» Экскурсия в школьный музей | История, пространство, разнообразие природы, богатства недр, люди, наука |
34 | Выпускной | Подведение главных итогов |
Литература
- Азбука права: разработки занятий в начальной школе/авт.- сост. Н.Н.Бобкова.- Волгоград: Учитель, 2006.
- Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55
- Воспитательная система класса: Методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. – Псков,1998.
- Классные часы в 1-4 классах /авт.- сост.: И.В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2006.
- Классные часы с психологом. 1-4 классы/ авт.- сост.:Ю.В.Груздева, Н.А. Богачкина. – М.: Издательство «Глобус», 2009
- Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595]
- Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя.- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1985.г.
- Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе / М.А.Бесова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
- Энциклопедия хороших манер/ Составитель В.Пивовар – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.
Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...
конкурсная программа для проведения классного часа "Отцы молодцы".
Данный сценарий можно использовать при проведении праздника "День Отца" или "День защитника Отечества". Данная работа вошла в сборник методических разработок учителей начальных кла...
Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.
Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...
Календарный тематический план по Классному часу 1 класса по программе КР
Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...
Календарный тематический план по Классному часу 2 класса по программе КР
Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...
Программа внеурочной деятельности "Знайки" 1-4 класс на 17 часов в год
Программа внеурочной деятельности "Знайки" 1-4 класс на 17 часов в год...