Программа внеурочной деятельности "Система классных часов в 4 классе"
рабочая программа

Агеева Вероника Геннадиевна

Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

"Система классных часов в 4 классе"

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность работы по данному направлению.

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам    

Младший школьный возраст — оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.

Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.

Нормативно- правовая база

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утверждённого приказом МО и Н РФ №373  от 06.10.2009 г., Основной образовательной  программы начального общего образования  

базируется на следующих нормативно-правовых документах:

•        Конвенции  ООН «О правах ребёнка»,

•        Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,

•        Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании» от  01. 09. 2013 г.;

•        Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19. 03. 2001  № 196,

•        Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02.  2010 года № Пр-271,

•        Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”,

•        СанПиНа  от 3.03.2011 г. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»,

•        Федерального  закона  от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

•        Гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.),

•        Концепции развития дополнительного образования от 04. 09. 2014 г.,

•        Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» от 29. 08. 2013 г. № 1008;

  • Культурного дневника школьника Саратовской области

Назначение программы

Указы Президента Российской Федерации («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, часть о развитии сферы образования)      акцентируют внимание учительства на воспитании  гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она  направлена  на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа адресована учащимся 4  классов  и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, 45 минут. Срок освоения программы  - 1 год

Формы работы:

Экскурсии, круглые столы, диспуты, исследования, общественно полезные практики, игровые занятия, практические работы, творческие работы, наблюдения.

По инновационному потенциалу дополнительных образовательных программ является модифицированной. 

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов -  получение учащимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения данного курса личностных результатов:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;

- уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать свое предположение (версию);

- учиться работать по предложенному педагогом плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- владеть общим приемом решения учебных задач;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные УУД:

- учиться выражать свои мысли;

- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Личностными результатами  освоения курса выступают:

 •        осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;

•        развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;

•        умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;

•        понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;

•        проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;

•        принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

Педагоги включают в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, школы, пытаясь превратить её совместно с ребятами в духовно-нравственный центр. И здесь нельзя обойтись без помощи семьи. Из чувства причастности к истории своего Отечества, малой родины  рождается интерес к своей семье. Органичное сочетание обучения и воспитания предполагает получение детьми дополнительного образования в процессе взаимодействия с родителями. В современном обществе кризис семьи привёл к существенному снижению её воспитательного  потенциала, поэтому в программе  работа с семьёй занимает важное место и требует особого внимания.

В Программе предусмотрен  деятельностный подход в воспитании, когда ребёнок не просто готовится в школе к будущей жизни, а уже живёт реальной, сегодняшней жизнью, где ему уготована интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: учебная, трудовая, благотворительная, творческая.

Данная программа обеспечит на основе тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников, семей учеников гармоничное развитие ребенка:

способность реализовать потребность в познавательной,

коммуникативной и ценностно-ориентированной деятельности;

самосознание, саморазвитие;

способность к сохранению семейных традиций

развитие гражданских, патриотических и лидерских качеств

Цели программы:

  • духовное и нравственное воспитание детей;
  • формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения;
  • выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих умелое сочетание казачьих традиций и инноваций в учебно-воспитательном процессе.

Основными задачами казачьего класса, наряду с обеспечением современного качественного общего образования, являются:

 воспитание учащихся на духовных и нравственных основах, обеспечивающих действенное служение Отечеству;

возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций  ;

  физическое, военно-патриотическое воспитание учащихся;

   формирование у школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой родины, в воспитании гуманной, социально-активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы, её истории, культуре, уважению к жителям посёлка.  

Основными принципами, на которые опирается программа, являются

  • непрерывность процесса воспитания и  обучения;
  • целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию
  • основного и дополнительного образования, адаптацию в
  • социокультурной среде;
  • личностно-ориентированного характера обучения, реализуемого
  • посредством индивидуализации содержания, форм, методов и
  • педагогических средств достижения целей обучения;
  • перевода процесса развития учащихся в режим самоорганизации и
  • саморазвития.

Уровень предполагаемых изменений в практике.

Обучающиеся знают культуру и традиции края:

- с любовью и заботой относятся к  семейным традициям, дому, школе, товарищам;

-сформировано устойчивое мировоззрение на основе гуманистической идеологии;

-сформировано толерантное отношение к истории и традициям других народов;

Личностные результаты:

 •        осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;

•        развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;

•        умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;

•        понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;

•        проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;

•        принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметные результаты:

•        формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;

•        способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;

•        способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.

•         использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.

Предметные результаты:

•        знакомство  с речевыми и неречевыми средствами общения;

•        знакомство с различными ситуациями общения;

•        знакомство с правилами эффективного взаимодействия и простейшими  способами разрешения конфликтов.

По окончанию обучения обучающиеся должны знать:

•        основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.

Должны уметь:

•        применять полученные знания на практике;

•        общаться с людьми;

•        формировать собственную позицию;

•        вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Программа предполагает следующие подходы:

* комплексный подход (личностные, метапредметные и предметные результаты);

* уровневый подход (высокий, средний, низкий результаты).

Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов необходима для ведения мониторинга по эффективности проведения занятий, достижения поставленных целей и задач, а также для проверки знаний и умений обучающихся.  Оценка достижений осуществляется через анкетирование учащихся. Варианты анкет представлены в приложениях к программе. Анкетирование рекомендуется проводить в начале, середине  и в конце учебного года.

4 КЛАСС

Тема классного часа

Обсуждаемые вопросы

1

Праздник знаний

Родина и малая родина в жизни человека, уважение к традициям ; классный коллектив – семья.

2

Раздел «Приглашение к чтению»

По дороге знаний или учение с увлечением.

Игра-викторина, цель которой подчеркнуть значение разных учебных предметов

3

«Умелые руки не знают скуки».

Руководят руками ум и знания.

4

 Раздел «Наполним музыкой  сердца…»

 «По дорогам фольклора»

Знакомство с фольклорным творчеством

5

Раздел: «Каменная летопись края» 

«История и традиции Степного»

Беседа о родном крае, его достопримечательностях, народных традициях, праздниках. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой родине

6

«Мой помощник – внимание».

Интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.

7

Моя семья

Тёплые, доверительные отношения, связь поколений

8

  Раздел «музейное зазеркалье» 

 «Они сражались за Родину».  

Формирование гражданской позиции любви к Родине.

9

Традиции воспитания

Взаимоотношения между мальчиками и девочками, вежливое, уважительное, бережное отношение друг к другу и старшим

10

Раздел «музейное зазеркалье» 

Чудеса народного искусства

Прикладное творчество

11

«Раздел «музейное зазеркалье» 

Колесо истории»

Обряды, традиции народов Поволжья

12

 «Есть такая профессия…»

Связь поколений

13

Раздел «музейное зазеркалье» 

« Я  расскажу  о  человеке»

Чувство   сопричастности  к истории  и ответственности  за  будущее  страны.

14

«Искусство общения».

Игры на сплочение коллектива

15

Раздел: «Каменная летопись края» 

Викторина «Мы живём в Степном»

Традиции  и история посёлка

16

Раздел «музейное зазеркалье» 

Экскурсия в школьный музей

 История, пространство, разнообразие природы, богатства недр, люди, наука

17

Труд- долг каждого

Руки человека даны для труда.

18

Раздел: «Каменная летопись края» 

 «Сердцу милый уголок»

Малая родина в жизни человека

19

«Внимание: дорога!»

ПДД

20

Раздел «Наполним музыкой  сердца…»

 «И песни тоже воевали»

Песни военных лет

21

Внимание: опасность!

Инструктажи по технике безопасности

22

Раздел «Приглашение к чтению»

 «У войны не детское лицо»

Дети в годы Великой Отечественной войны

23

«Откуда начинается мой род»

Тёплые, доверительные отношения в семье, связь поколений

24

«Познай самого себя».

Игры- тренинги на сохранение психологического здоровья

25

Ваши  впечатления. Ваши  предложения.

Тёплые, доверительные отношения в классном коллективе

26

 «Мир профессий».

Знакомство учащихся с профессиями и расширение представлений детей о труде взрослых

27

Внимание: опасность!

Инструктажи по технике безопасности

28

Раздел «Памятные  даты» 

«Путешествие в космос».

Представление о космосе, космонавтике

29

Раздел «музейное зазеркалье» 

 «Колесо истории»

Казачьи обряды, традиции

30

«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»

Тёплые, доверительные отношения в семье, связь поколений

31

Внимание: опасность!

Инструктажи по технике безопасности

32

Раздел «Памятные  даты» 

 «Памятью едины»

День Памяти

33

Раздел «музейное зазеркалье» 

Экскурсия в школьный музей

 История, пространство, разнообразие природы, богатства недр, люди, наука

34

Выпускной

Подведение главных итогов

Литература

  1. Азбука права: разработки занятий в начальной школе/авт.- сост. Н.Н.Бобкова.- Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55
  3. Воспитательная система класса: Методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. – Псков,1998.
  4. Классные часы в 1-4 классах /авт.- сост.: И.В. Персидская и др. -  Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Классные часы с психологом. 1-4 классы/ авт.- сост.:Ю.В.Груздева, Н.А. Богачкина. – М.: Издательство «Глобус», 2009
  6. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595]
  7. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя.- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1985.г.
  8. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  9. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе / М.А.Бесова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
  10. Энциклопедия хороших манер/ Составитель В.Пивовар – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.

Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...

конкурсная программа для проведения классного часа "Отцы молодцы".

Данный сценарий можно использовать при проведении праздника "День Отца" или "День защитника Отечества". Данная работа вошла в сборник методических разработок учителей начальных кла...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Календарный тематический план по Классному часу 1 класса по программе КР

Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...

Календарный тематический план по Классному часу 2 класса по программе КР

Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...

Программа внеурочной деятельности "Знайки" 1-4 класс на 17 часов в год

Программа внеурочной деятельности "Знайки" 1-4 класс на 17 часов  в год...