Проект «Патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе»
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov_vo_vneklassnoy_rabote.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе»
Юсупова Резеда Минсаидовна, учитель начальных классов
Введение
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
В наше время проблема патриотического воспитания молодежи становится важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин на встрече с общественными организациями в г.Краснодаре как-то заявил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.
Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.
Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.
Литературный обзор
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Н.М.Карамзин
В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».
Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники? Патриотизм - это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям.
Патриотизм (от греч. Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм особо актуален в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны.
Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает в нас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…
Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе».
Объект исследования – патриотизм
Предмет исследования: процесс формирования чувства патриотизма у школьников.
Актуальность темы:
Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС), общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. В патриотическом, нравственном примере особо нуждается подрастающее поколение, которому принадлежит будущее России. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Цель проекта
Формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию, формированию уважения к военной истории России.
Задачи проекта:
- развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
- воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
- сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
- изучать героическое прошлое и настоящее нашей страны;
- воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- активно участвовать в массовых патриотических акциях и мероприятиях, посвященных дням воинской славы и памятным дням России;
- подготовиться к достойной встрече Дня Победы;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
- формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
Проектное решение проекта.
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Целевая группа проекта
1 | Учащиеся школы 4-8 классы |
2 | Педагоги школы |
3 | Родители учащихся |
Жизненный цикл и сроки реализации проекта
№ | Мероприятие | Название | Срок |
Организация педагогической работы | |||
1 | Создание отряда юнармейцев | «Патриотическое воспитание» | Сентябрь |
2 | Оформление патриотического уголка | «Патриот и гражданин!» | Ноябрь |
3 | Разговоры о важном | Как воспитать патриота своей страны… | В течение года |
4 | Оформление страницы в сети интернет | «Живи и помни» | Январь-март |
5 | Оформление тематической выставки ко Дню Героев | «Герои Отечества» | Сентябрь, декабрь |
6 | Изучение истории страны и государственных символов | Оформление в классе символики России и Республики Татарстан | Сентябрь |
Работа с учащимися | |||
1 | Читательские конференции | Рассказы о войне. | Сентябрь-май |
2 | Благотворительная акция | «Подари тепло солдату» | Октябрь |
3 | Всероссийская акция «Письмо солдату СВО» | Письма ребят солдатам | Октябрь |
4 | День народного единства | «Мы разные, но мы едины» | Ноябрь |
5 | Книга памяти | Рассказы о героях Отечества и России | Октябрь-май |
6 | Встреча с ветеранами Афганской войны | «Герои вне времени» | Ноябрь |
7 | Спартакиада | Участие в Спартакиаде в поддержку Нагорного Никиты –чемпиона по спортивной гимнастике и Всероссийского основателя «Юнармейцев» | Ноябрь |
8 | Ветеран живёт рядом | Мы помним ваш героизм | Декабрь |
9 | Конкурс компьютерных презентаций | «Военная летопись» | Февраль |
10 | Исследовательская деятельность учащихся | «История моей школы» «Дети войны» «Судьба нашего земляка» «Я – гражданин Татарстана». «Моя малая родина». «Моя родословная». | декабрь |
11 | Уроки мужества | Герои России | Октябрь-март |
12 | День космонавтики | Герои космоса | Апрель |
13 | Акция «По страницам истории» | «Письмо на фронт» | Апрель |
14 | Акция военно-патриотического направления. | «Этот день в истории войны» | Май |
15 | Акция«Георгиевская ленточка» | «Вечная память» | Апрель |
16 | Акция милосердия | «Ветеран живёт рядом» | Апрель-май |
Работа с родителями | |||
1 | Родительские собрания по патриотическому воспитанию | В течение года | |
2 | Оказание помощи детям в подготовке выступлений | презентации, проекты, поделки | В течение года |
Этапы реализации проекта
Проект рассчитан на 1 учебный год: 2022 – 2023 гг.
Бюджет проекта
Бюджет проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе школы. Для этого предоставлен кабинет истории школы, в котором имеются определенные условия для работы. Участники проекта могут пользоваться школьной библиотекой
Ожидаемые результаты проекта
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданского и патриотического воспитания;
- участие в системе гражданско-патриотического воспитания представителей всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогических работников, педагогов дополнительного образования, организаторов внеклассных мероприятий;
- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне по результатам экскурсий в музей и самостоятельному изучению прошлого города, района, республики;
- приобщение обучающихся к боевым и трудовым народным традициям;
- участие учащихся в активной исследовательской деятельности, развитие чувства любви к Родине, родному краю, школе, а также в творческой деятельности и посредством участия в мероприятиях, встречах, соревнованиях;
- развитие в социальной сфере: сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, родителей и старшего поколения и повышение продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса;
- в духовно-нравственной сфере: осознание учениками высших ценностей, идеалов, ориентиров, воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
- Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
- Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
- Формирование у школьников готовности к защите Родины.
- Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
- Активизация творческого потенциала школьников.
- Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
- Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.
- Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
- ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.
- ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
- ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
- СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
Риски проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.
Эффективность проекта
Эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Учащиеся школы участвуют во всех конкурсах, формируя активную гражданско-патриотическую позицию.
Практическая значимость проекта
- авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности для формирования патриотического мировоззрения у учащихся.
- предложенные критерии, позволяющие эффективно оценить результативность патриотического воспитания, могут быть использованы в образовательных учреждениях для повышения качества образования и создать требования для персонала, который выполняет задачи патриотического воспитания.
Заключение:
С детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.
Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современного мира невозможно без изучения прошлого. Благодаря участию родителей, педагогов, самих учащихся в мероприятиях, происходит воспитание чувства долга, ответственности перед товарищами, старшим поколением, семьей. Уважение к людям, к природе, трудолюбие и нравственность это главное, что должно быть в патриотическом воспитании. Все это формирует отношение к своей стране, учит ценить и уважать события прошлого и настоящего, знать понятия добра и зла, представлять значимость России, и ее ценностей.
Список используемой литературы
1.Антонова М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2006. №6.
2.Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
3 Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников:
Дис.канд. Пед. Наук. – М., 1982. – 208 с..
4. ruskline.ru
5.redstar.ru›otchiznu-dushoyu-i…v-boyu-zashhishhaya/
Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование чувства патриотизма у школьников».
Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС),общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Патриотическое воспитание школьников". Из опыта работы учителя Чаленко Е. В.
Обобщение опыта по патриотическому воспитанию....
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, лю...
Внеклассная работа по патриотическому воспитанию школьников. Методические разработки.
Методические разработки посвящены подвигу героев Великой Отечественной войны, ориентированы на воспитание нравственно-патриотических качеств учащихся. Способствуют воспитанию любви к своей "...
Социальный проект по патриотическому воспитанию школьников «75 добрых дел к 75- летию Победы» Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
В преддверии празднования 75-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта «75 добрых дел к 75-летию Победы!». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исслед...
Патриотическое воспитание школьников. Из опыта работы классного руководителя.
Роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. На протяжении всей педагогической деятельности (а...