Внеурочная деятельность
рабочая программа
программа социокультурные истоки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_sotsiokulturnye_istoki_1-_4_klass_fgos_noo.docx | 75.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
- 4 класс
ФГОС НОО
(направление: духовно-нравственное)
Составлена на основе авторской программы И.А. Кузьмина, А.В. Камкина «Социокультурные истоки» (1-4 классы), - М: Истоки, 2017
Количество часов по программе
внеурочной деятельности за 4 года -135 часов
Разработчик: Лукиных К.С.
учитель начальных классов
Нижневартовск, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Социокультурные истоки» рассчитана для реализации на уровне начального общего образования и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010, Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010 г., на основе авторской программы И.А. Кузьмина, А.В. Камкина «Социокультурные истоки» (1-4 классы), - М: Истоки, 2017.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом №373 от #1075;. Приказ №1241от #1075;. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.
- СанПиН -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Постановление № 189 от #1075;.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4. Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО в МБОУ СШ №11.
- Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО в МБОУ СШ №11, утвержденное #1075;.
Актуальность программы
В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» направлен на приобщение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям нашей Родины. Социокультурный системный подход объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентиров, единых технологий эффективного обучения и воспитания.
Цель курса: развивать социокультурную основу личности с первого года обучения на уровне начального общего образования. Дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека.
Задачи курса:
- освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
- развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
- развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
- раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
- продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Общая характеристика рабочей программы курса внеурочной деятельности
Курс «Социокультурные истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению обучающимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
В основе преподавания курса «Социокультурные истоки» лежит идея активного образования - одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы активных форм являются развитие у обучающихся духовно - нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
- содержательный - освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Социокультурные истоки»;
- коммуникативный - развитие способности эффективного общения;
- управленческий - развитие управленческих способностей;
- психологический - формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
- социокультурный - осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, комуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа разработана для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности образовательной организации, рассчитана на 135 часов: в 1 классе -33 часа, а во 2, 3 и 4 классах по 34 часа в каждом классе. На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания рабочей программы курса внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
В 1-м классе являются:
- Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
- Развитие системы духовно - нравственных ценностей жизни.
- Развитие целостного восприятия мира внешнего и мира внутреннего, способности слышать Слово, видеть Образ, создавать Книгу.
Во 2-м классе являются:
- Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, к истокам духовных ценностей и образа жизни.
- Приобщение обучающихся к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности обучающихся и его семьи, направляемых учителем.
- Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.
В 3 классе являются:
- Освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.
- Актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.
- Содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.
В 4 классе являются:
- Формирование межличностных отношений (ребенок - ребенок, ребенок - учитель, ребенок - родитель).
- Формирование ценностных отношений (ребенок - культура, ребенок - природа, ребенок - социум).
Личностные и метапредметные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы курса «Социокультурные истоки» являются:
- формирование внутренней позиция обучающегося;
- адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
- формирование основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
- формирование знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
- формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
Метапредметными результатами освоения обучающимся содержания программы курса «Социокультурные истоки» являются:
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру;
- начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений;
- научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
- получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Уровни определения результативности:
Результаты первого уровня | Результаты второго уровня | Результаты третьего уровня |
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. | Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
| Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. |
Планируемые результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно - нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» обучающиеся научатся:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- находить и выделять необходимую информацию;
- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- уметь применить полученную информацию в конкретных жизненных ситуациях;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с темой разговора.
Предметные результаты
№ п/п | Класс | Предметные результаты |
1. | 1 класс | Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути Истоков. Система духовно - нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно - нравственном). Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Тема «Мир», помогает обучающимся увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема «Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению обучающихся, знакомит их с Образами Истоков - «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга - «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги. |
2. | 2 класс | Во втором классе обучающиеся осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе курс «Социокультурные истоки» начинает вводить обучающихся в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них. |
3. | 3 класс | В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного в 1-ом и 2-ом классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести обучающихся к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России. |
4. | 4 класс | В четвертом классе курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса -традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы. |
Тематическое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с указанием видов деятельности обучающихся
(1 класс)
№ п/п | Разделы | Темы занятий | Активные формы обучения. Формы организации учебной деятельности | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Мир (12ч) | Стартовая диагностическая работа. Солнышко, мама и папа. | Ресурсный круг «Мои светлые люди | Выполнять задания стартовой диагностики. |
2 | Поле и лес. Поле и школа. | Ресурсный круг «Поле и школа» | Конкурс на задание. | |
3 | Поле и семья. Школа и семья. | Ресурсный круг «Школа и семья» | Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | |
4 | Истоки и школа. | Ресурсный круг «Истоковский колокольчик» | Ознакомление с основными правилами поведения в школе. | |
5 | Истоковская школа. | Ресурсный круг «Истоки – начало человека» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности вне школы. | |
6 | Бесценный дар. (Рождество) | Ресурсный круг «Рождественская елочка» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
7 | Истоки и радуга. | Работа в паре «Разноцветная радуга» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
8 | Сказки А.С. Пушкина. | Р.к. «Герои сказок А.С. Пушкина» | Участие в организации и проведении праздника "Добрые сказки". | |
9 | Родной край. | Р.к. на развитие целостного восприятия «Родной край» | Участие в организации и проведении конкурса. | |
10 | Святыни России. Щит и герб. | Работа в паре «Щит и герб» | Участие в организации и проведении презентаций «Символика государства». | |
11 | Святыни России. Флаг. | Ресурсный круг «Флаг России» | Приобретение знаний о правах и обязанностях. | |
12 | Илья Муромец. | Работа в паре «Русские богатыри» | Участие в организации и проведении конкурса. | |
13 | Слово (10ч) | «Вначале было Слово» | Работа в паре «Слово – бесценный дар» | Знакомство с важнейшими событиями в истории нашего города (в ходе проектной деятельности). |
14 | Весна и Слово. | Ресурсный круг «Сад добродетелей» | Приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым. | |
15 | Золотое сердечко. | Ресурсный круг «Пять талантов Золотого сердечка» | Приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения. | |
16 | Серебряное копытце. | Ресурсный круг «Серебряное копытце» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
17 | Честное слово. Добрыня Никитич. | Ресурсный круг «Береги честь смолоду» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
18 | Слово о родителях. | Ресурсный круг «Мир и лад – доброй семьи клад» | Знакомство с профессиями своих родителей, участие в организации и проведении презентаций «Семейный альбом». | |
19 | Русские богатыри. Труд и подвиг. | Работа в паре «Труд и подвиг» | Участие в художественном оформлении класса. | |
20 | Алёша Попович. | Работа в паре «Святое слово» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
21 | Жизни цель. | Работа в паре «Слово «Жить»» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
22 | Чаша жизни. | Ресурсный круг «Чаша жизни» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
23 | Образ (5ч) | Образ родника. | Ресурсный круг «Родник – начало жизни» | Ознакомление с героическими страницами истории России. Исполнение песен. |
24 | Образ Родины. | Ресурсный круг на развитие целостного восприятия «Моя родина – Россия» | Участие в художественном оформлении помещений, приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома. | |
25 | Образ защитника Отечества. (Благоверный князь Александр Невский) | Работа в паре «Александр Невский – солнце Земли Русской» | Ознакомление с героическими страницами истории России (экскурсия к памятнику неизвестного солдата). | |
26 | Образ праздника. День Победы. | Работа в паре «День Победы» | Ознакомление с героическими страницами истории России (почтение памяти погибших минутой молчания). | |
27 | Георгиевская скала. | Ресурсный круг «Святые Образы Отечества» | Участие в художественном оформлении школьного двора. | |
28 | Книга (5ч) | Книга. | Ресурсный круг «Моя любимая книга» | Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения. |
29 | Книга книг. | Ресурсный круг «Самая мудрая книга» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
30 | Живое слово книги. | Ресурсный круг «Чтение – сердечный дар» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
31 | Первая книга. | Ресурсный круг «Моя первая книга» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
32 | Мир книги. | Ресурсный круг «Мир наших истоков» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
33 | Проверочная метапредметная работа за год. Обобщающий урок по курсу «Социокультурные истоки» | Ресурсный круг «Вот и стали мы на год взрослей» | Контрольно-оценочная Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения. | |
Итого: 33 ч. |
Тематическое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с указанием видов деятельности обучающихся
(2 класс)
№ п/п | Разделы | Темы учебных занятий | Активные формы обучения. Формы организации учебной деятельности | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Родной очаг (9ч) | Стартовая диагностическая работа. Имя. | Ресурсный круг «Имя и доброе качество» | Выполнять задания стартовой диагностики. |
2 | Семья. | Работа в паре «Семья» | Конкурс на задание. | |
3 | Члены моей семьи | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям» | Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | |
4 | Род. | Работа в паре «Родовое дерево» | Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | |
5 | Дом. | Ресурсный круг на развитие целостного восприятия «Дом» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности вне школы. | |
6 | Домашний очаг | Работа в паре «Родственные вещи» (оценивающий.) | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
7 | Деревня. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
8 | Город. | Ресурсный круг на развитие целостного восприятия «Город» | Участие в организации и проведении конкурса | |
9 | Обобщающий урок по разделу «Родной очаг» | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий) | Участие в организации и проведении конкурса. | |
10 | Родные просторы (9ч) | Нива и поле. | Работа в паре «Поле и школа» | Участие в организации и проведении презентаций. |
11 | Родные поля. | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» | Приобретение знаний о правах и обязанностях. | |
12 | Лес. | Ресурсный круг на развитие целостного восприятия «Лес» | Участие в организации и проведении конкурса. | |
13 | Река. | Работа в паре «Вода - Живая вода, Святая вода» | Знакомство с важнейшими событиями в истории нашего города (в ходе проектной деятельности). | |
14 | Реки Югры. | Ресурсный круг на развитие целостного восприятия «Река» | Приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым. | |
15 | Море. | Работа в паре «Человек и море» (оценивающий)Ресурсный круг «Как море воспитывает человека?» | Приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения. | |
16 | Путь-дорога. | Работа в паре «Путь-дорога» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
17 | Литературная гостиная «Родные просторы» | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
18 | Обобщающий урок по разделу «Родные просторы». | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» (оценивающий) | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
19 | Труд земной (8ч) | Сев и жатва. | Работа в паре «Полевые работы» Работа в паре «Пословицы и приметы» | Участие в художественном оформлении класса. |
20 | Братья меньшие. | Работа в паре «Про кого так говорят?» Ресурсный круг «Кто важнее?» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
21 | Ткачихи-рукодельницы. | Работа в четверках «Как рубашка в поле выросла» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
22 | Рукодельницы Югры. | Работа в четверках «Как рубашка в поле выросла» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
23 | Мастера - плотники. | Работа в четверках «Инструменты плотника» Ресурсный круг «Мастера-плотники» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
24 | Кузнецы-умельцы. | Работа в тройках «Подкуем лошадку» (Оценивающий)Ресурсный круг «Кузница» | Участие в художественном оформлении помещений, приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома. | |
25 | Ярмарка. | Ресурсный круг на развитие целостного восприятия «Ярмарка» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
26 | Обобщающий урок по разделу «Труд земной». | Работа в четверках «Труд земной и орудия труда» Ресурсный круг «Ценности труда земного». | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
27 | Труд души (8ч) | Слово. | Работа в четверках «Какое бывает слово?» Ресурсный круг «Подари доброе слово» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. |
28 | Сказка. | Работа в четверках «Уроки сказки». Ресурсный круг «Любимый сказочный герой» | Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения. | |
29 | Песня. | Работа в четверках «Праздничная песня» Ресурсный круг «Душа поет» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
30 | Праздник. | Работа в четверках «Смысл праздников» (оценивающий) Ресурсный круг «Любимый праздник» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
31 | Книга. | Ресурсный круг «Любимая книга» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
32 | Икона. | Ресурсный круг «Икона» Работа в четверках «Иконописный образ» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
33 | Храм. | Работа в четверках «Храм души» (оценивающий) Ресурсный круг «Храм души» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
34 | Проверочная метапредметная работа за год. Обобщающий урок по курсу «Социокультурные истоки» | Ресурсный круг на развитие целостного восприятия «Мир, в котором мы живем» | Контрольно-оценочная Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения. | |
Итого: 34 ч. |
Тематическое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с указанием видов деятельности обучающихся
(3 класс)
№ п/п | Разделы | Темы учебных занятий | Активные формы обучения. Формы организации учебной деятельности | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Вера (9ч) | Вводный урок. Стартовая диагностическая работа. | Ресурсный круг «Какие знания даёт детям предмет Истоки»? | Выполнять задания стартовой диагностики. |
2 | Вера. | Работа в паре «Что объединяет вера?» | Конкурс на задание. | |
3 | Вера для меня. | Работа в паре «Правила нравственности» | Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | |
4 | Верность. | Ресурсный круг «Верность Родине» | Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | |
5 | Верность Родине. | Оценивающее, работа в паре «Ложную клятву давать – веру ломать» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности вне школы. | |
6 | Правда | Работа в паре «Пословицы о правде» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
7 | Сила правды. | Ресурсный круг «Какой образ является путеводным для тебя?» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
8 | Честь. | Ресурсный круг «Береги честь смолоду» | Участие в организации и проведении конкурса | |
9 | Обобщающий урок по разделу «Вера» | Оценивающее Работа в паре «Честь по заслугам» | Участие в организации и проведении конкурса. | |
10 | Надежда (8ч) | Надежда. | Ресурсный круг «Как в жизни человеку помогает надежда?» | Участие в организации и проведении презентаций. |
11 | Сила надежды. | Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» | Приобретение знаний о правах и обязанностях. | |
12 | Согласие. | Ресурсный круг «Строительство моста | Участие в организации и проведении конкурса. | |
13 | Сила согласия. | «Согласие в деле» - работа в четверке | Знакомство с важнейшими событиями в истории нашего города (в ходе проектной деятельности). | |
14 | Терпение. | Оценивающее, работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?» | Приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым. | |
15 | Сила терпения. | Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» | Приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения. | |
16 | Послушание. | Работа в четверке «Послушание» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
17 | Обобщающий урок по разделу «Надежда» | Оценивающее, работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
18 | Любовь (9ч) | Любовь. | «В чем проявляется любовь к ближнему?» работа в четверке | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. |
19 | Любовь в моей семье. | Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?» | Участие в художественном оформлении класса. | |
20 | Милосердие. | «Милосердие», работа в четверке | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
21 | Сила милосердия. | Работа в четверке «Слово о милосердном человеке» Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
22 | Доброта. | «Доброта истинная и доброта ложная» работа в четверке | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
23 | Сила доброты. | Оценивающее, работа в четверке, «Добрые дела» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
24 | Покаяние. | «Раскаяние», работа в четверке. | Участие в художественном оформлении помещений, приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома. | |
25 | Сила покаяния. | Работа в четверке «На пути раскаяния» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
26 | Обобщающий урок по разделу «Любовь» | Оценивающее, работа в четверке «Сад добродетелей» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
27 | София (8ч) | Ум да разум. | Соединить части пословиц, работа в четверке «Ум да разум» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. |
28 | Сила ума. | Ресурсный круг на целостное восприятие: «Что вам понравилось в древнерусской школе?» | Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения. | |
29 | Истина. | Работа в четверке «Истина в слове». | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
30 | Сила истины. | Ресурсный круг «Как предмет Истоки помогает постигать истину?» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
31 | Знание и мудрость. | Оценивающее, работа в четверке «Мудрые советы Владимира Мономаха» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
32 | Сила знания. | Работа в четверке «Работа победителя» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
33 | София-Премудрость Божия | Оценивающее, работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
34 | Проверочная метапредметная работа за год. Обобщающий урок по курсу «Социокультурные истоки» | Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?» | Контрольно-оценочная Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения. | |
Итого: 34 ч. |
Тематическое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с указанием видов деятельности обучающихся
(4 класс)
№ п/п | Разделы | Темы учебных занятий | Активные формы обучения. Формы организации учебной деятельности | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Традиции образа (9ч) | Введение в тему. Стартовая диагностическая работа. Традиции. | Ресурсный круг «Что я жду от уроков Истоки?» | Выполнять задания стартовой диагностики. |
2 | Первые образы. Отец. | Работа в паре «Традиции семьи» | Конкурс на задание. | |
3 | Первые образы. Мать. | Работа в паре «Основы семьи» Ресурсный круг «Моя будущая семья» | Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | |
4 | Отечество - земля отцов. | Мнемотехника «Отечество мое Святая Русь» | Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | |
5 | Мир. | Работа в паре оценивающий «Мир – сообщество» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности вне школы. | |
6 | Священные образы. Спаситель. | Работа в паре «Традиции образа» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
7 | Священные образы. Пресвятая Богородица. Ангел-Хранитель. | Работа в паре «Богородица – заступница, утешительница, хранительница» Ресурсный круг «Почему иконы дороги русскому человеку?» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
8 | Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы. | Работа в паре «Путь праведности» | Участие в организации и проведении конкурса | |
9 | Обобщающий урок по теме «Традиции образа» | Работа в паре оценивающий «Образы-знаки» Ресурсный круг «Традиции образа» | Участие в организации и проведении конкурса. | |
10 | Традиции слова (8ч) | Священные слова. | Работа в четверке «Заповеди и заветы» Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?» | Участие в организации и проведении презентаций. |
11 | Сердечные слова. | Ресурсный круг «На какие дела необходимо родительское благословение?» | Приобретение знаний о правах и обязанностях. | |
12 | Родительское благословение. | Работа в четверке оценивающий «Родительское благословение» | Участие в организации и проведении конкурса. | |
13 | Сердце сердцу весть подает. | Работа в четверке «Сердечные слова» | Знакомство с важнейшими событиями в истории нашего города (в ходе проектной деятельности). | |
14 | Близкие сердцу. | Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?» | Приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым. | |
15 | Честные слова. | Работа в четверке «Традиции честного слова» | Приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения. | |
16 | Сила честного слова | Ресурсный круг «Образ честного человека» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
17 | Обобщающий урок по теме «Традиции слова» | Работа в четверке оценивающий Доброе слово Ресурсный круг «Как слово помогает человеку?» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
18 | Традиции дела (9ч) | Труд. Земледельцы. | Работа в четверке «Традиции земледельцев» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. |
19 | Труд. Ремесленники. | Работа в четверке «Каково полотно – такова и строчка» Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь» | Участие в художественном оформлении класса. | |
20 | Труд. Купцы и предприниматели. | Работа в четверке оценивающий «Дерево ценят по корням, а человека по делам» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
21 | Служение. Воинство. | Работа в четверке «Защита Отечества – священный долг» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
22 | Служение. Священство. | Ресурсный круг «Духовные воины России» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
23 | Служение. Суд и управление. | Работа в четверке «Мудрые правители Земли Русской» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
24 | Творчество. Искусники. | Ресурсный круг «В мастерского художника» Работа в паре «Рождение иконы» | Участие в художественном оформлении помещений, приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома. | |
25 | Творчество. Книжники. | Работа в четверке «Испокон веков книга растит человека» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
26 | Обобщающий урок по теме «Традиции слова» | Работа в четверке оценивающий «Праведное дело подвигу сродни» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | |
27 | Традиции праздника (8ч) | Гулять всем миром | Работа в четверке «Древние праздники Руси» Ресурсный круг «Почему праздники сближают людей?» | Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. |
28 | Радоваться всей семьей | Ресурсный круг «Любимый семейный праздник» Работа в четверке оценивающий «Кума и кум, наставляй на ум» | Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения. | |
29 | Помнить всем Отечеством | Мнемотехника «Праздник памяти и славы» Ресурсный круг «День рождения города» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
30 | Молиться всей Церковью | Работа в четверке «Православные праздники» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | |
31 | Потрудиться душой | Работа в четверке оценивающий «Традиции праздника» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
32 | Праздники Югры. | Ресурсный круг «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» | Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | |
33 | Проверочная метапредметная работа за год. | Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?» | Контрольно-оценочная Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения. | |
34 | Обобщающий урок по курсу «Социокультурные истоки». Традиции Отечества. | Ресурсный круг итоговый «Традиции моего Отечества» | Контрольно-оценочная Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения. | |
Итого: 34 ч. |
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности
1 класс
Раздел 1. Мир (8 часов)
Солнышко. Папа и мама. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
Мир и лад. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.
Истоки и школа. Истоки глазами детей. Рождественский дар.
Истоки и радуга. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.
Сказки Пушкина. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
Родной край. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
Щит и герб. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
Илья Муромец. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Раздел 2. Слово (8 часов)
Слово. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.
Весна и слово. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова. Золотое сердечко. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Серебряное копытце. Добро. Доброе слово. Доброе дело.
Добрыня Никитич. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. Слово о родителях. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.
Алеша Попович. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.
Чаша жизни. Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Раздел 3. Образ (8 часов)
Родник. Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
Образ Родины. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
Защитник Отечества. Святой Александр Невский - солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
Образ праздника. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Раздел 4. Книга (8 часов)
Книга. Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.
Книга книг. Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объединению книг в семью - библиотеку.
Живое слово книги. Чтение - сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.
Первая книга. Мир книги. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Базовый социокультурный ряд
Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит - совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце земли Русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.
2 класс
Раздел #1056;одной очаг (9 часов)
Имя. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
Семья. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
Род - люди, происходящий от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
Дом-территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
Деревня. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
Город. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь, созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Раздел #1056;одные просторы (9часов)
Нива и поле. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.
Лес. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
Река. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
Море-океан. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
Путь-дорога. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Раздел 3. Труд земной (8 часов)
Сев и жатва. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
Братья меньшие. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
Ткачихи - рукодельницы. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
Мастера - плотники. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
Кузнецы - умельцы. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
Ярмарка. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Раздел 4. Труд души (8 часов)
Слова. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
Сказка. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
Песня. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
Праздник. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
Книга. Библия - Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
Икона - образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
Храм. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
Базовый социокультурный ряд
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение бремени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
3 класс.
Раздел 1. «Вера» (9 часов)
Вера. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.
Верность - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву - веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
Правда. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правила.
Честь. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала -награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.
Раздел ;Надежда» (8 часов)
Надежда - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
Согласие - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие.
Терпение - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
Послушание - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).
Раздел 3. «Любовь» (9 часов)
Любовь - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
Дружба. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей - условие дружбы и мира. Уважение к человеку.
Милосердие - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
Раздел 4. «София» (8 часов)
Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
Размышлять да вразумлять. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
Истина - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда.
Знания и мудрость. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
Лад. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки.
Мир творчества. Истоки развития. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.
Внутренний мир человека. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка, Ответственность.
Истоки духовного развития. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле - здоровый дух). Народные традиции здорового образа жизни - питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.
Базовый социокультурный ряд
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
4 класс
Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
Раздел 1. Традиции образа (8 часов)
Первые образы. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная. Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной. Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры - живая память Отечества. Святая Русь. Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир - белый свет. Мир - согласие. Мир - сообщество. Правила мирского самоуправления.
Священные образы. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции. Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
Светлые образы. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло - черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце - образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Раздел 2. Традиции слова (8 часов)
Священные слова. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
Сердечные слова. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
Честные слова. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.
Раздел 3. Традиции дела (8 часов)
Труд. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора. Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки. Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
Служение. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы. Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды. Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
Творчество. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.
Традиции праведного дела. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Раздел 4. Традиции праздника (8 часов)
Гулять всем миром. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники; братчины, заветные. Всеобщее примирение и веселие. Дарение. Поминание и почитание. Трапеза. Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.
Радоваться всей семьей. Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.
Помнить всем отечеством. Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
Молиться всей церковью. Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
Потрудиться душой. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
Базовый социокультурный ряд
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага, крестная мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир-согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами.
Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы организации внеурочной деятельности:
- викторина;
- конкурс;
- экскурсия;
- игра-обсуждение;
- сюжетно-ролевая игра;
- проект;
- круглый стол.
Оценка образовательных достижений учащихся в рамках изучения внеурочного курса «Социокультурные истоки»
Контроль и оценка планируемых результатов
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради, обучающиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся (автор Н.П. Капустин), в 4 классе изучение социализированности личности учащихся (автор М.И. Рожков), проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления
Для оценивания осознанности изучаемых понятий каждым учащимся в рамках внеурочного курса «Социокультурные истоки» планируется проведение ценностных диагностик. Оценка образовательных достижений учащихся в рамках изучения внеурочного курса происходит посредством анализа проектной творческой работы учащихся, которая может быть выполнена как индивидуально, так и в группе.
Анкета для детей «Значимые ценности»
Цель: изучение структуры ценностной сферы детей.
Детям выдаются листки бумаги. На доске записаны следующие понятия: Родина, друзья, семья, деньги, учёба, хобби.
Задание: распределите понятия в порядке их значимости для вас. Выберите и запишите слово, которое вам важнее остальных. Теперь выберите из оставшихся самое важное для вас, запишите его и так далее.
Прогнозируемые результаты: в конце года у 50% учеников, первые места должны занимать – семья, Родина.
Методика «Бусы» (сентябрь)
Цель: определение уровня развития коммуникативных навыков.
Работа проходит в парах. Каждой паре выдаётся лист с нарисованными бусами. На каждой нити по 10 нераскрашенных бусинок. У каждого ребёнка по 3 цветных карандаша - у 1 варианта - синий, красный, жёлтый, у 2 варианта – зелёный, красный, жёлтый.
Задание: раскрасьте бусинки в следующем порядке – красная, синяя, жёлтая, зелёная.
Дети начинают выполнять задание, но сталкиваются с проблемой – кому раскрашивать, как быть с недостающим цветом. Они должны найти выход из этой ситуации, договориться, как будут выполнять работу.
Прогнозируемые результаты: количество пар, справившихся с заданием может составлять 15%, так как дети только пришли в школу и не успели познакомиться.
Методика «Варежки» (май)
Цель: определение уровня развития коммуникативных навыков.
Работа выполняется в парах.
Каждому ученику выдаётся шаблон варежки из белой бумаги. У детей должны быть цветные карандаши.
Задание: договоритесь и раскрасьте варежки так, чтобы они получились одинаковыми.
Прогнозируемые результаты: с заданием должны справиться не менее 50% пар.
Методика «Дневник эмоционального настроения»
Цель: определение уровня эмоционального настроения детей во время проведения занятий кружка.
В начале и в конце занятия дети закрашивают «смайлики» определённым цветом, соответствующим их настроению.
Красный – очень радостное;
Оранжевый – радостное;
Белый – спокойное;
Синий – я беспокоюсь;
Чёрный – грустное
Зелёный – безразличное.
В конце каждой четверти составляется диаграмма по средним показателям класса.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№№ п/п | Наименование оборудования, пособия | Примечание |
Учебно-методическая литература | ||
1 | И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Т. 5. 2016, с. 133). | |
2 | Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2017). | |
3 | А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2017). | |
4 | А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2017). | |
5 | А.В. Камкин Истоки Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». | |
6 | Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2017). | |
7 | Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2017). | |
8 | Бандяк О.А., Котельннкова Н. В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки». 2017). | |
9 | Котельннкова Н.В.. Твардовская Н. Ю. Истоки Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2017). | |
10 | Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Части 1 и 2 . Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2017). | |
11 | Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий. (Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2017, с. 35-56). | |
12 | Плакат № 1 «Карта России». Плакат № 2 «Символика России». | |
Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||
1. | Мультимедийный проектор. | |
2. | Доска интерактивная | |
3. | Компьютер | |
Демонстрационное, учебное оборудование, наглядные средства обучения | ||
1. | Атлас, контурные карты. | |
Цифровые образовательные ресурсы, экранно-звуковые пособия | ||
1. | Видеофильмы, в соответствии с программой обучения: DVD видео - «Я - гражданин». DVD видео - «Школа вежливости. Правила поведения в школе» DVD видео - «Культура России». DVD видео - «Планета Земля». | |
2. | Занимательные задания по курсу (в т. ч. электронном виде). | |
3. | Интерактивные развивающие пособия, программы для индивидуальных и групповых занятий | |
4. | Учебные электронные издания (на оптических носителях). | |
5. | Таблицы электронные. | |
6. | Набор цифровых образовательных ресурсов для интерактивных досок по предмету. | |
Игры и игрушки | ||
1. | Наборы ролевых игр, конструкторов, модулей. | |
Интернет ресурсы | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....