Путешествие в Королевство волшебного зеркала («философский стол» с элементами тренинга)
материал (2 класс)
Тема: Добро и зло.
Цель: приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям через представление детей о добре и зле как о качествах человека.
Задачи:
способствовать формированию представлений детей о добре и зле;
объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;
воспитывать доброе отношение к окружающим людям, стремление совершать добрые поступки, дела;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в Королевство волшебного зеркала
(«философский стол» с элементами тренинга)
Тема: Добро и зло.
Цель: приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям через представление детей о добре и зле как о качествах человека.
Задачи:
способствовать формированию представлений детей о добре и зле;
объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;
воспитывать доброе отношение к окружающим людям, стремление совершать добрые поступки, дела;
развивать самооценку.
Оборудование: программа «Философского стола»; портреты философов, афоризмы; рисунок-карта; таблица этических правил дискуссии; свеча; карточки с перечислением качеств человека; словарь С. Ожегова; видеофильм «Притча о двух волках», мультимедийная презентация «Сказочный сундук»; рисунок солнышка; декоративные камешки; «практические советы».
Ход мероприятия:
I. Создание психологической атмосферы. «Хорошее настроение»
- Добрый день! Здравствуйте! Я очень рада нашей встрече и должна сказать, что сегодня у нас особенный день. Нам предстоит интересная работа. Мы будем думать, рассуждать и делать открытия. А любую работу лучше начинать тогда, когда у вас хорошее настроение.
- Я прошу всех участников стать в круг. Поздоровайтесь друг с другом глазками. Поделитесь своим хорошим настроением с помощью рукопожатия. Пожелайте удачного дня жестом. Спасибо. Садитесь на свои места.
II. Мотивация к действию
- Где-то очень далеко есть сказочная страна. Называется она Королевством волшебного зеркала. Все зеркала в этой стране не простые, а волшебные. В них можно увидеть всё хорошее и плохое.
-Самый главный закон в этой стране такой:
ПОСТУПАЙ ВСЕГДА ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ БЫЛО СТЫДНО ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ!
- Каждый, кто попадает в чудесное королевство, может увидеть в зеркале свои достоинства и недостатки.
- Поднимите руку, кто бы хотел отправиться в Королевство волшебного зеркала?
- Кто из вас хотел бы заглянуть в волшебное зеркало?
- В Королевство ведут две дороги (рисунок – карта). Попробуем вместе выбрать ту дорогу, которая приведёт нас к цели.
III. Объявление темы
- Добро и зло - тема «философского стола».
- Уважаемые юные мудрецы, приглашаю вас за наш «круглый стол».
- Давайте зажжем свечу, ведь свеча — символ живой мысли.
IV. Организация работы
- Напоминаю правила «круглого стола» :
Выслушивай говорящего до конца.
Не перебивай!
Будь активен и внимателен.
V. Программа круглого стола
I. Как различить добро и зло?
– Древний философ Сократ утверждал :
Люди поступают дурно только потому,
что не знают, что считать добром, а что злом…
- Начнём с определения.
-Что вам приходит в голову, когда вы слышите слово ЗЛО?
- С чем ассоциируется слово ДОБРО?
(Перед детьми карточки разного цвета с перечислением качеств)
- Выберите 2-3 ключевых слова и дайте определение:
Зло-это…
Добро- это…
(Методика «Дерево решений»)
Добро- это …
любовь к близким
мир
дружба
надежда
полезное дело
вежливость
улыбка и смех
ласка
доверие Зло-это …
предательство
ненависть
плохой поступок
война
жадность
зависть
ложь
грубость
жестокость
- Обратимся к словарю С. Ожегова:
Добро- всё положительное, хорошее, полезное…
Зло- нечто вредное, беда, несчастье, злоба…
- Какую же дорогу мы выберем?
(Выслушиваются мнения детей)
- Идти по этой дороге будет не просто. Ведь в каждом человеке есть две половинки – светлая и тёмная. Это как битва двух волков. Послушайте притчу о добре и зле.
II. Притча о двух волках
Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы понимаете слова старого индейца?
Как идти по дороге добра?
Добро и зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор.
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
- Для нашего путешествия мы выбрали дорогу добра. Как идти по этой дороге? 3) Какие правила добра мы должны знать?
Упражнение-тренинг «Злюка»
Жила-была девочка злюка. Сдвигала девочка брови, надувала губы, размахивала руками, топала ногами, была всегда всем недовольна.
(Действия показывает ученица).
- Ребята, вам понравилась девочка? Почему?
- Поможем девочке стать добрее?
- Давайте потопаем ногами, представим, что мы надуваем шарик и все обиды и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его и отпустим в небо. Представим, как шарик исчезает, а вместе с ним злоба и обиды.
- Посмотрите друг на друга. А теперь улыбнитесь.
- Какое же первое правило вы возьмём с собой?
НЕ ЗЛИСЬ! БОЛЬШЕ УЛЫБАЙСЯ!
4) Задание-рассуждение «Солнышко добра»
Во внутреннем мире доброта – это солнце.
В. Гюго
Игровое упражнение «Слово потерялось»
Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. На остановке вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь (пожалуйста)
Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: (спасибо).
Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините). Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»
- Ответьте, почему мужчина не рассердился на мальчика?
- Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее и добрее?
- От чего зависит сила волшебных слов?
Обсуждение стихотворения З. Бядули «Петрусь»
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь?
- Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
- Так отчего же зависит сила волшебных слов?
(Ответы детей)
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.
- Какие вежливые слова знаете вы?
С помощью волшебных слов засветить «Солнышко добра».
- Перед вами солнечные лучики. Напишите на лучике любое вежливое слово и подарите Солнышку.
- Какое второе правило мы берём в дорогу?
БУДЬ ВЕЖЛИВЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К ТЕМ,
КТО РЯДОМ С ТОБОЙ.
5) Где мы можем увидеть добро и зло?
Игра-рассуждение «Сказочный сундук»
Добро всегда побеждает зло.
- Где вы слышали такое высказывание? Где добро всегда побеждает зло?
(В сказках)
- Доказать правильность данного высказывания помогут старые, добрые сказки.
- Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим? А поможет нам в этом «Сказочный сундук».
-Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь и доказать, по какому поступку мы можем отнести сказочного героя к доброму или плохому.
Викторина:
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса - Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
5. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Тотошка).
6. Вы знаете эту девушку, она работала, скромно жила, не видела ясного солнышка, только грязь и золу. А звали красавицу. (Золушка)
- Так почему всех этих героев можно назвать добрыми?
(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
- Чем отличается от них, например Баба - Яга, Карабас - Барабас?
Вывод: добро и зло можно увидеть в делах и поступках.
- Ещё одно правило, которое мы должны знать.
ДЕЛАЙ ДОБРЫЕ ДЕЛА.
6) Игра-тренинг «Мостик добрых дел»
- Наше путешествие продолжается. Мы подошли к широкой реке. Как продолжить путь? Как перейти реку?
(Переплыть на лодке, обойти, построить мост)
- Я предлагаю своими руками построить мост, но не простой, а мост из добрых дел. Согласны?
- Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
- Нарисуйте в своем воображении Дорогу добра и хорошего настроения. Ярко светит Солнышко добра, оно согревает ваши ладони, ваши руки, ваше тело, вашу душу. Поместите всё добро в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы. По обочинам дороги вы собираете камешки. Согрейте их своим теплом.
- На тёплом камешке нарисуйте какой-нибудь знак или символ добра.
- Построим наш Мостик добрых дел (дети укладывают камешки-символы и строят мост через реку)
- Молодцы, мы можем продолжить наш путь.
7) Обсуждение сказки
…Человек должен поступать так, чтобы на земле было
меньше зла…
М. Горький
- Наше путешествие в Королевство волшебного зеркала подходит к концу. Мы у ворот чудесной страны. Осталось совсем немного. Открыть эти ворота мы сможем, если узнаем ещё один секрет добра.
-Послушайте сказку.
Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило ото Зла, оно сказало:
- Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю.
Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Вопросы для обсуждения:
- Кто из героев сказки вам понравился больше? Почему?
- Как вы считаете, почему Добро так поступило?
- Согласны ли вы с утверждением:
Отвечай добром на зло и на земле будет меньше зла.
VI. Подведение итогов
- Мы достигли цели нашего путешествия. Мы в Королевстве волшебного зеркала.
- Как вы будете поступать, чтобы не было стыдно посмотреть на себя со стороны?
(Дети рассказывают правила, которые составили в процессе работы)
«Практические советы»
- Уважаемые мудрецы, вам предлагаются высказывания, выберите из них наиболее значимые и дайте нам совет…
Чтобы не было стыдно посмотреть на себя со стороны…
• Не злись
• Будь грубым
• Дари улыбки людям
• Думай только о себе
• Всегда приди другу на помощь
• Будь внимательным к родным и близким
• Никогда не говори вежливых слов
• Будь вежливым с окружающими
• Совершай добрые дела
• Не обижай слабых
• Береги природу
• Отвечай за свои поступки
• Никогда не обманывай
VII. Рефлексия «Волшебное зеркало»
- Готовы ли вы увидеть себя в волшебном зеркале?
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
- Давайте задуем нашу свечу, которая своим огнем поддерживала нашу мысль, помогала нам.
- А закончить я хочу ещё одним высказыванием о доброте
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол с элементами тренинга "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников"
Начало обучения в школе - один из сложных периодов в жизни ребенка. Школа с первых дней перед ним ставит ряд важных задач. Первокласснику необходимо овладеть учебной деятельностью, освоить школьные но...
Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"
Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...
Урок внеклассного чтения по повести В.Губарева «Королевство кривых зеркал»
Урок - викторина по внеклассному чтению по повести В.Губарева "Королевство кривых зеркал"...
Игра – викторина по сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал»
Материалы для проведения урока литературного чтения по повести-сказке В.Губарева "Королевство кривых зеркал" и презентация игры по данному произведению...
Сценарий урока внеклассного чтения В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
В помощь учителю начальной школы на уроках внеклассного чтения....
Классный час с элементами тренинга по теме: "Волшебство зеркала".
Данный классный час помогает учащихся посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение и значение в жизни общества....
Совместное заседание МО. "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников". (круглый стол с элементами тренинга)
Обсужление проблем и опыт организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Итоги адаптации первого класса....