Путешествие в Королевство волшебного зеркала («философский стол» с элементами тренинга)
материал (2 класс)

Тема: Добро и зло.

Цель: приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям через представление детей о добре и зле как о качествах человека.

Задачи:

способствовать формированию представлений детей о добре и зле;

объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;

воспитывать доброе отношение к окружающим людям, стремление совершать добрые поступки, дела;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в Королевство волшебного зеркала

(«философский стол» с элементами тренинга)

Тема: Добро и зло.

Цель: приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям через представление детей о добре и зле как о качествах человека.

Задачи:

способствовать формированию представлений детей о добре и зле;

объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;

воспитывать доброе отношение к окружающим людям, стремление совершать добрые поступки, дела;

развивать самооценку.

Оборудование: программа «Философского стола»; портреты философов, афоризмы; рисунок-карта; таблица этических правил дискуссии; свеча; карточки с перечислением качеств человека; словарь С. Ожегова; видеофильм «Притча о двух волках», мультимедийная презентация «Сказочный сундук»; рисунок солнышка; декоративные камешки; «практические советы».

Ход мероприятия:

I. Создание психологической атмосферы. «Хорошее настроение»

- Добрый день! Здравствуйте! Я очень рада нашей встрече и должна сказать, что сегодня у нас особенный день. Нам предстоит интересная работа. Мы будем думать, рассуждать и делать открытия. А любую работу лучше начинать тогда, когда у вас хорошее настроение.

- Я прошу всех участников стать в круг. Поздоровайтесь друг с другом глазками. Поделитесь своим хорошим настроением с помощью рукопожатия. Пожелайте удачного дня жестом. Спасибо. Садитесь на свои места.

II. Мотивация к действию

- Где-то очень далеко есть сказочная страна. Называется она Королевством волшебного зеркала. Все зеркала в этой стране не простые, а волшебные. В них можно увидеть всё хорошее и плохое.

-Самый главный закон в этой стране такой:

ПОСТУПАЙ ВСЕГДА ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ БЫЛО СТЫДНО ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ!

- Каждый, кто попадает в чудесное королевство, может увидеть в зеркале свои достоинства и недостатки.

- Поднимите руку, кто бы хотел отправиться в Королевство волшебного зеркала?

- Кто из вас хотел бы заглянуть в волшебное зеркало?

- В Королевство ведут две дороги (рисунок – карта). Попробуем вместе выбрать ту дорогу, которая приведёт нас к цели.

III. Объявление темы

- Добро и зло - тема «философского стола».

- Уважаемые юные мудрецы, приглашаю вас за наш «круглый стол».

- Давайте зажжем свечу, ведь свеча — символ живой мысли.

IV. Организация работы

- Напоминаю правила «круглого стола» :

Выслушивай говорящего до конца.

Не перебивай!

Будь активен и внимателен.

V. Программа круглого стола

I. Как различить добро и зло?

– Древний философ Сократ утверждал :

Люди поступают дурно только потому,

что не знают, что считать добром, а что злом…

- Начнём с определения.

-Что вам приходит в голову, когда вы слышите слово ЗЛО?

- С чем ассоциируется слово ДОБРО?

(Перед детьми карточки разного цвета с перечислением качеств)

- Выберите 2-3 ключевых слова и дайте определение:

Зло-это…

Добро- это…

(Методика «Дерево решений»)

Добро- это …

любовь к близким

мир

дружба

надежда

полезное дело

вежливость

улыбка и смех

ласка

доверие Зло-это …

предательство

ненависть

плохой поступок

война

жадность

зависть

ложь

грубость

жестокость

- Обратимся к словарю С. Ожегова:

Добро- всё положительное, хорошее, полезное…

Зло- нечто вредное, беда, несчастье, злоба…

- Какую же дорогу мы выберем?

(Выслушиваются мнения детей)

- Идти по этой дороге будет не просто. Ведь в каждом человеке есть две половинки – светлая и тёмная. Это как битва двух волков. Послушайте притчу о добре и зле.

II. Притча о двух волках

Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы понимаете слова старого индейца?

Как идти по дороге добра?

Добро и зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор.

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

- Для нашего путешествия мы выбрали дорогу добра. Как идти по этой дороге? 3) Какие правила добра мы должны знать?

Упражнение-тренинг «Злюка»

Жила-была девочка злюка. Сдвигала девочка брови, надувала губы, размахивала руками, топала ногами, была всегда всем недовольна.

(Действия показывает ученица).

- Ребята, вам понравилась девочка? Почему?

- Поможем девочке стать добрее?

- Давайте потопаем ногами, представим, что мы надуваем шарик и все обиды и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его и отпустим в небо. Представим, как шарик исчезает, а вместе с ним злоба и обиды.

- Посмотрите друг на друга. А теперь улыбнитесь.

- Какое же первое правило вы возьмём с собой?

НЕ ЗЛИСЬ! БОЛЬШЕ УЛЫБАЙСЯ!

4) Задание-рассуждение «Солнышко добра»

Во внутреннем мире доброта – это солнце.

В. Гюго

Игровое упражнение «Слово потерялось»

Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. На остановке вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь (пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: (спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините). Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»

- Ответьте, почему мужчина не рассердился на мальчика?

- Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее и добрее?

- От чего зависит сила волшебных слов?

Обсуждение стихотворения З. Бядули «Петрусь»

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым “здравствуй” говорить.

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

- Ты куда, Яринка, стой!

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку –

Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

- Извините, добрый вечер!

- Ты, – знакомый закричал, –

- И невежа, и нахал!-

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь?

- Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

- Так отчего же зависит сила волшебных слов?

(Ответы детей)

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.

- Какие вежливые слова знаете вы?

С помощью волшебных слов засветить «Солнышко добра».

- Перед вами солнечные лучики. Напишите на лучике любое вежливое слово и подарите Солнышку.

- Какое второе правило мы берём в дорогу?

БУДЬ ВЕЖЛИВЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К ТЕМ,

КТО РЯДОМ С ТОБОЙ.

5) Где мы можем увидеть добро и зло?

Игра-рассуждение «Сказочный сундук»

Добро всегда побеждает зло.

- Где вы слышали такое высказывание? Где добро всегда побеждает зло?

(В сказках)

- Доказать правильность данного высказывания помогут старые, добрые сказки.

- Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим? А поможет нам в этом «Сказочный сундук».

-Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь и доказать, по какому поступку мы можем отнести сказочного героя к доброму или плохому.

Викторина:

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса - Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

5. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Тотошка).

6. Вы знаете эту девушку, она работала, скромно жила, не видела ясного солнышка, только грязь и золу. А звали красавицу. (Золушка)

- Так почему всех этих героев можно назвать добрыми?

(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

- Чем отличается от них, например Баба - Яга, Карабас - Барабас?

Вывод: добро и зло можно увидеть в делах и поступках.

- Ещё одно правило, которое мы должны знать.

ДЕЛАЙ ДОБРЫЕ ДЕЛА.

6) Игра-тренинг «Мостик добрых дел»

- Наше путешествие продолжается. Мы подошли к широкой реке. Как продолжить путь? Как перейти реку?

(Переплыть на лодке, обойти, построить мост)

- Я предлагаю своими руками построить мост, но не простой, а мост из добрых дел. Согласны?

- Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

- Нарисуйте в своем воображении Дорогу добра и хорошего настроения. Ярко светит Солнышко добра, оно согревает ваши ладони, ваши руки, ваше тело, вашу душу. Поместите всё добро в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы. По обочинам дороги вы собираете камешки. Согрейте их своим теплом.

- На тёплом камешке нарисуйте какой-нибудь знак или символ добра.

- Построим наш Мостик добрых дел (дети укладывают камешки-символы и строят мост через реку)

- Молодцы, мы можем продолжить наш путь.

7) Обсуждение сказки

…Человек должен поступать так, чтобы на земле было

меньше зла…

М. Горький

- Наше путешествие в Королевство волшебного зеркала подходит к концу. Мы у ворот чудесной страны. Осталось совсем немного. Открыть эти ворота мы сможем, если узнаем ещё один секрет добра.

-Послушайте сказку.

Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило ото Зла, оно сказало:

- Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю.

Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Вопросы для обсуждения:

- Кто из героев сказки вам понравился больше? Почему?

- Как вы считаете, почему Добро так поступило?

- Согласны ли вы с утверждением:

Отвечай добром на зло и на земле будет меньше зла.

VI. Подведение итогов

- Мы достигли цели нашего путешествия. Мы в Королевстве волшебного зеркала.

- Как вы будете поступать, чтобы не было стыдно посмотреть на себя со стороны?

(Дети рассказывают правила, которые составили в процессе работы)

«Практические советы»

- Уважаемые мудрецы, вам предлагаются высказывания, выберите из них наиболее значимые и дайте нам совет…

Чтобы не было стыдно посмотреть на себя со стороны…

• Не злись

• Будь грубым

• Дари улыбки людям

• Думай только о себе

• Всегда приди другу на помощь

• Будь внимательным к родным и близким

• Никогда не говори вежливых слов

• Будь вежливым с окружающими

• Совершай добрые дела

• Не обижай слабых

• Береги природу

• Отвечай за свои поступки

• Никогда не обманывай

VII. Рефлексия «Волшебное зеркало»

- Готовы ли вы увидеть себя в волшебном зеркале?

- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

- Давайте задуем нашу свечу, которая своим огнем поддерживала нашу мысль, помогала нам.

- А закончить я хочу ещё одним высказыванием о доброте

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с элементами тренинга "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников"

Начало обучения в школе - один из сложных периодов в жизни ребенка. Школа с первых дней перед ним ставит ряд важных задач. Первокласснику необходимо овладеть учебной деятельностью, освоить школьные но...

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"

Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...

Урок внеклассного чтения по повести В.Губарева «Королевство кривых зеркал»

Урок - викторина по внеклассному чтению по повести В.Губарева "Королевство кривых зеркал"...

Игра – викторина по сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал»

Материалы для проведения урока литературного чтения по повести-сказке В.Губарева "Королевство кривых зеркал" и презентация игры по данному произведению...

Сценарий урока внеклассного чтения В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

В помощь учителю начальной школы на уроках внеклассного чтения....

Классный час с элементами тренинга по теме: "Волшебство зеркала".

Данный классный час помогает учащихся посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение и значение в жизни общества....

Совместное заседание МО. "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников". (круглый стол с элементами тренинга)

Обсужление проблем и опыт  организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Итоги адаптации первого класса....