Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия».
классный час (4 класс)
Тема литературно-музыкальной композиции «Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия».
В годы Великой Отечественной войны жителям города Ленинграда выпала тяжелая доля. В нечеловеческих условиях они находились 900 дней.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город Ленинград , с целью – стереть его с лица земли.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий
литературно-музыкальной композиции
«Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия».
Цель: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти, преемственности.
Задачи:
- Приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению незабываемого подвига жителей блокадного Ленинграда;
- Привлечь внимание учащихся, к необходимости укреплять имидж РФ в мировом сообществе, пониманию роли и места России во всемирной истории;
- Воспитать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, старшему поколению.
Учитель:
Тема литературно-музыкальной композиции «Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия».
В годы Великой Отечественной войны жителям города Ленинграда выпала тяжелая доля. В нечеловеческих условиях они находились 900 дней.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город Ленинград , с целью – стереть его с лица земли.
Но, несмотря на героическое сопротивление советских войск, фашисты подошли так близко, что могли рассматривать город в бинокль.
Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни на минуты не сомневались в победе. Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!
Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах.
Это самое крупное кладбище в мире. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям
Лолита: 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Гитлер. Он хотел захватить нашу страну всего за шесть недель.
8 сентября 1941 года вероломные враги, оккупировали Ленинград.
Дима: Город был осажден. Постепенно заканчивались продукты, не было воды, электричества. Город постоянно бомбили. Как помочь жителям города? Как прорвать кольцо до зубов вооруженных врагов?
Алиса: Голод, бомбежки, холод уносили жизни людей! Жуткий страх, горе, голод, смерть – страшное время началось для жителей города, среди которых было много детей, которые наравне со взрослыми переносили все тяготы войны.
Ангелина:
Одно желанье жило в их сердцах,
Не покидавшее несчастных даже в снах.
Желанье - голод утолить,
Хотя бы корочку, какую откусить,
И с наслаждением ее жевать.
Кому пришлось такое испытать-
Тот продолжает и до ныне,
К хлебу относиться, как к святыне.
Инсценировка «Брат и сестра в ожидании матери»
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Анжелика:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку, где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать
Тимофей: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?
Анжелика: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Тимофей: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Анжелика: А вот и мамины шаги слышны
Тимофей: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей…
Лейла: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация.
Не было электричества, и почти весь город погрузился в тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей Невы.
София: С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система. Норма выдачи хлеба рабочим составляла – 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов.Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки.Мамы берегли драгоценный хлеб – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.
Анжелика:
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома
«Где твоя мама, мальчик»
- «Дома»
- «А, где твой дом, сынок?»
- «Сгорел»
Он сел
Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет
Он даже хлеба не попросит
Он тоже знает – хлеба нет.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.
Алиса:
Блокада – далеко как это слово
От наших с вами мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей
Как опустели целые кварталы.
И как трамваи вмерзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Руслан: Многие знают печальную историю Ленинградской школьницы Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.В те жуткие дни Таня начала вести свой дневник, в нем всего девятьстрашных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.
Лиза:
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Девочка из Ленинграда,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
28 декабря ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике, о котором впоследствии узнала вся страна.
Инсценировка из отрывка поэмы С. Смирнова «Сердце и дневник»
Ангелина: Я – Ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него:
"Женя умерла 28-го декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя – это моя сестра. Бабушка умерла 25-го января в 3 часа. 1942 год. Лёка умер 17-го марта в 5 часов утра. 1942 год. Лёка – это мой брат. Дядя Вася умер 13-го апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Лёша – 10-го мая в 4 часа дня. 1942 год. Мама… Мама умерла 13-го мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня".
Девочка кладет тетрадку, голову укладывает на руки и закрывает глаза. К Тане подходят другие дети, встают перед ней, закрывая её. Слайд (Дети войны).
Лолита: Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомблённых домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Иногда я находила щепочку, а сил не было, поэтому прицепляла ее к верёвке и тащила по снегу.
Руслан: Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром фашисты
положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.
Даша: Я видела, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной.
Руслан: Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…
Ванечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём.
И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек.
- Песня «Дети войны» + видео презентация
Коля:
– Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.
–С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.
– Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.И тогда проложили автомобильную трассу. От нее и зависело спасение жителей города.
Дима:
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть: мотор заело
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев!
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб. И тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь!
Ангелина:
Незабываемый подвиг совершили жители блокадного Ленинграда, которые ценой своей жизни боролись с голодом и лишениями, чтобы отстоять, и разрушить планы фашистской Германии.
В декабре 1942года была утверждена медаль «За оборону Ленинграда».
В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду!
Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой Землей.
Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.
Блокада была снята 27 января 1944 года.
Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады от голода умерло более 600 тыс. человек.
Анжелика:
Битва за Ленинград закончилась. Ни голод и холод, ни обстрелы не сломили славных защитников города. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть.
И наш долг – помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле.
- Видео с исполнением песни «Служить России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
900 дней блокады Ленинграда
Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории страны. 900 дней город находился во вражеской осаде. Каждый день был беспримерным подвигом ленинградцев. Фашисты возлагал...
устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)
устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...
презентация " 900 дней блокады Ленинграда"
Блокада - это слово знакомо каждому жителю нашей страны. Что пережили ленинграды в эти дни? Еще раз вспомним с ребятами. как мужественно жил и работал осажденный город...
"900 дней- блокада Ленинграда"
Классный час проведён для учащихся начальных классов к годовщине снятия блокады Ленинграда.Использована мультимедиа-презентация....
Сценарий классного часа, посвященный снятию блокады Ленинграда "900 дней подвига"
Мероприятие, посвященное прорыву и снятию блокады Ленинграда, воспитывает патриотические чувства, вызывает уважение к старшему поколению и пробуждает чувство гордости за свой народ....
«900 блокадных дней» литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда.
формирование патриотического сознания детей на основе героических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ....
Методическая разработка " 900 дней и ночей . Блокада Ленинграда " .
Данный материал может быть использован на уроках мужества , классных часах для учащихся 4-5 классов ....