Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия».
классный час (4 класс)

Терланова Наталья Васильевна

Тема литературно-музыкальной композиции «Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия».

В годы Великой Отечественной войны жителям города Ленинграда выпала тяжелая доля. В нечеловеческих условиях они находились 900 дней.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на   город Ленинград , с  целью стереть его с лица земли.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия».

Цель: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти, преемственности.

Задачи:

- Приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению незабываемого подвига жителей блокадного Ленинграда;

- Привлечь внимание учащихся,  к необходимости укреплять имидж РФ в мировом сообществе, пониманию роли и места России во всемирной истории;

- Воспитать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, старшему поколению.

Учитель:

Тема литературно-музыкальной композиции «Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия».

В годы Великой Отечественной войны жителям города Ленинграда выпала тяжелая доля. В нечеловеческих условиях они находились 900 дней.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на   город Ленинград , с  целью стереть его с лица земли.

Но, несмотря на героическое сопротивление советских войск, фашисты подошли так близко, что могли рассматривать  город в бинокль.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни на минуты не сомневались в победе. Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!

Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах.

Это самое крупное кладбище в мире. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям

Лолита: 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял  Гитлер. Он хотел захватить нашу страну всего за шесть недель.

8 сентября 1941 года вероломные враги, оккупировали Ленинград.

Дима: Город был осажден. Постепенно заканчивались продукты, не было воды, электричества. Город постоянно бомбили. Как помочь жителям города? Как прорвать кольцо до зубов вооруженных врагов?

Алиса: Голод, бомбежки, холод уносили жизни людей! Жуткий страх, горе, голод, смерть – страшное время началось для жителей города, среди которых было много детей, которые   наравне со взрослыми переносили все тяготы войны.

Ангелина: 

Одно желанье жило в их сердцах,

Не покидавшее несчастных даже в снах.        

Желанье - голод утолить,

Хотя бы корочку, какую откусить,

И с наслаждением ее жевать.

Кому пришлось такое испытать-

Тот продолжает и до ныне,

К хлебу относиться, как к святыне.

Инсценировка «Брат и сестра в ожидании матери»

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Анжелика:

Как холодно! И мама не идет.                                                                                                

Быть может, хлебушка она нам принесет                                                

Ну, хоть бы крошечку, где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать

Тимофей: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее,  чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

 Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

 Ну, а кому сейчас в стране легко?

Анжелика: А помнишь блинчики с вареньем,

 Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Тимофей: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

 И мне воспоминанья эти не нужны.

Анжелика: А вот и мамины шаги слышны

Тимофей: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей…

Лейла: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация.

Не было электричества, и почти весь город погрузился в тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей Невы.

София:  С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система.  Норма выдачи хлеба рабочим составляла – 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов.Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки.Мамы берегли драгоценный хлеб – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

Анжелика:

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома

«Где твоя мама, мальчик»

- «Дома»

- «А, где твой дом, сынок?»

- «Сгорел»

Он сел

Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет

Он даже хлеба не попросит

Он тоже знает – хлеба нет.

                    Мы умирали…

                    Город жил –

                    Исполнен малых наших сил.

Алиса:

Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей

Как опустели целые кварталы.

И как трамваи вмерзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Руслан: Многие знают печальную историю Ленинградской школьницы  Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.В те жуткие дни Таня начала вести свой дневник, в нем всего девятьстрашных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.

Лиза:

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Девочка из Ленинграда,

 Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

 Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

28 декабря ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике, о котором впоследствии узнала вся страна.

Инсценировка из отрывка поэмы С. Смирнова «Сердце и дневник»

Ангелина: Я – Ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него:

"Женя умерла 28-го декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя – это моя сестра. Бабушка умерла 25-го января в 3 часа. 1942 год. Лёка умер 17-го марта в 5 часов утра. 1942 год. Лёка – это мой брат. Дядя Вася умер 13-го апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Лёша – 10-го мая в 4 часа дня. 1942 год. Мама… Мама умерла 13-го мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня".

   Девочка кладет тетрадку, голову укладывает на руки и закрывает глаза. К Тане подходят другие дети, встают перед ней, закрывая её. Слайд  (Дети войны).

Лолита: Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки  в разбомблённых домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Иногда я находила щепочку, а сил не было, поэтому прицепляла ее к  верёвке и тащила  по снегу.

Руслан:  Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром фашисты

положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.

Даша: Я видела, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной.

Руслан: Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…

Ванечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём.

И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек.

  • Песня «Дети войны» + видео презентация

Коля:

– Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

–С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.

– Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.И тогда проложили автомобильную трассу. От нее и зависело спасение жителей города.

Дима:

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть: мотор заело

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасет

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера

Вперед! Как ноют волдыри.

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

                    Пайки получат на заре –

                    125 блокадных грамм

                    С огнем и кровью пополам.

                    О, мы познали в декабре:

                    Не зря «священным даром» назван

                    Обычный хлеб. И тяжкий грех

                    Хотя бы крошку бросить наземь!

Ангелина: 

Незабываемый подвиг совершили жители блокадного Ленинграда, которые ценой своей жизни боролись с голодом и лишениями, чтобы отстоять, и разрушить планы фашистской Германии.

В декабре 1942года была утверждена медаль «За оборону Ленинграда».

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду!

 Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой Землей.

          Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.

Блокада была снята 27 января 1944 года.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады от голода умерло более 600 тыс. человек.

Анжелика:

Битва за Ленинград закончилась. Ни голод и холод, ни обстрелы не сломили славных защитников города. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть.

 И наш долг – помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d9f/0006eb6e-f8de6162/img50.jpg

  • Видео с исполнением песни «Служить России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней блокады Ленинграда

   Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории страны. 900 дней город находился во вражеской осаде. Каждый день был беспримерным подвигом ленинградцев. Фашисты возлагал...

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

презентация " 900 дней блокады Ленинграда"

Блокада - это слово знакомо каждому жителю нашей страны. Что пережили ленинграды в эти дни? Еще раз вспомним с ребятами. как мужественно жил и работал осажденный город...

"900 дней- блокада Ленинграда"

Классный час проведён для учащихся начальных классов к  годовщине снятия блокады Ленинграда.Использована мультимедиа-презентация....

Сценарий классного часа, посвященный снятию блокады Ленинграда "900 дней подвига"

Мероприятие, посвященное прорыву и снятию блокады Ленинграда, воспитывает патриотические чувства, вызывает уважение к старшему поколению и пробуждает чувство гордости за свой народ....

«900 блокадных дней» литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда.

формирование патриотического сознания детей на основе героических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ....

Методическая разработка " 900 дней и ночей . Блокада Ленинграда " .

Данный материал может быть использован на уроках мужества , классных часах для учащихся 4-5 классов ....