Берегите природу Мордовского края!
классный час

Адышкина Валентина Степановна

Беседа знакомит детей с природой Мордовского края и ее многообразием, флорой и фауной, красной книгой.

Воспитывает бережное отношение к природе. Показывает взаимосвязь человека с природой.

Развивает  память, речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей,

с ограниченными возможностями здоровья».    

 

 Берегите природу Мордовского края!”

(Открытая беседа- презентация)

Подготовила: Адышкина В.С.

Март  2024г

Берегите природу Мордовского края!


Природа-это единственная книга,
каждая страница которой полна глубокого содержания. И.В Гёте.

Слайд 1,2

Цели:

Ознакомиться с природой Мордовского края и ее многообразием, флорой и фауной, красной книгой.

Воспитание бережного отношения к природе.

Показать взаимосвязь человека с природой.

Развивать память, речь.

Прививать любовь к Земле, как к нашему родному дому, показать его щедрость и ранимость.

 Познакомить с наиболее важными особо охраняемыми территориями Мордовии,;

Задачи:

Познакомить с редкими растениями и животными Мордовии,;

Формировать чувство любви и гордости своей малой Родиной.

Воспитание экологического сознания, чувства природы, экологической культуры.

Развитие эстетической и нравственной культуры.  

Слайд 3,4

            Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цветов, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать « и «слышать» не развивается сама собой, не дается от рождения, а воспитывается.

В сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам видеть и слышать природу и учить этому.

Задача взрослых, родителей и педагогов- помочь детям обрести сугубо «человеческое видение» мира.

Давайте начнем воспитывать любовь к природе с познания природы  родного края.

Республика Мордовия находится на востоке Восточно-Европейской равнины. Рельеф здесь преимущественно равнинный, но встречаются холмы и возвышенности на юго-востоке. На западе находится Окско-Донская равнина, а в центре – Приволжская возвышенность. Климатическая зона Мордовии – умеренно-континентальная. Зимой средняя температура составляет –11 градусов по Цельсию, а летом – +19 градусов. В год выпадает приблизительно 500 мм атмосферных осадков.

Мордовия

Слайд5,6

Флора Мордовии

Лесами занята четвертая часть территории Мордовии.

Я не знаю, случалось ли вам

С зеленеющих тонких травинок

Собирать иногда по утрам

Бриллианты блестящих  росинок.

(В.Тихомиров)

Леса по районам республики распределены неравномерно. В самом лесистом Зубово-Полянском районе под лесом находится половина территории, а в наименее лесистом Ромодановском лесов почти нет- все покрыто полями и лугами. Основные крупные лесные массивы расположены в западной части Мордовии: они произрастают в поймах Мокши, Вада и Сатиса. Есть леса и на севере республики- в пойме Алатыря, и на востоке- в пойме Суры.

Леса часто называются по имени преобладающего дерева: березняки, осинники, липняки, сосняки и т.д. Наиболее знаменитые дубовые леса. Возраст деревьев 300 лет. Одно из самых распространенных деревьев в лесах Мордовии – берёза.

Очень полезны сосновые боры, в которых человеку всегда легче дышится. Недаром в верованиях мордвы многим деревьям приписывались  целебные свойства. Заболев, люди приходили на поклонение к таким деревьям, вешали на них в качестве подарка куски холста, платка и т.д. В Мордовии есть лесные, луговые и степные ландшафты. Леса здесь есть как смешанные, так и широколиственные. В них растут сосны и ели, лиственницы и ясени, дубы черешчатые и клены, вязы и березы бородавчатые, липы и тополя черные.

Из подлеска и трав здесь можно встретить лещину, рябину, бересклет, ландыши, крушину, медуницу, подорожник.

Среди редких растений необходимо упомянуть следующие:

  • Ирис безлистный;
  • Ветреница лесная;
  • Адонис весенний;
  • Лилия Саранака;
  • Любка зеленоцветковая;
  • Рябчик русский;
  • Прострел раскрытый Многолетник;
  • Венерин башмачок настоящий;
  • Пролеска сибирская.

На территории республики были найдены не только новые месторождения некоторых видов растительного мира, но и обнаружены популяции тех растений, которые ранее считались исчезнувшими вовсе. Чтобы их приумножить и сохранить остальные виды, в Мордовии было создано несколько заповедников.

Слайд 7-13

Луга Мордовии

Наша республика чрезвычайно богата лугами, на которых произрастает огромное количество самых разнообразных трав. На пойменных лугах с плодородной почвой можно найти влаголюбивые растения: лисохвост, пырей, мятлики, овсяницу и многие другие. На более сухих лугах встречаются клевер, горицвет и т.д.

Обычно луговая растительность служит кормом для домашних животных и постоянно скашивается. Это не наносит большого вреда лугам , а иногда является благом, иначе бы они заросли лесом.

Заливные луга! Заливные луга!

И для глаз, и для сердца мне милы,

Разбросала вокруг разноцветье пурга.

Как ковры луговые красивы!

Слайд14-17

Реки, озера  Мордовии.

Реки нашей республики относятся к бассейну великой реки Волги, т.е. все воды текут в эту реку. Главными реками являются Мокша и Сура. Обе реки несут свои воды с юга на север. К меньшим по величине рекам  относится Алатырь, Чеберчинка, Синяш, Пьяна – притоки Суры и Сивинь , Исса, Вад-притоки Мокши. Наша республика не очень большая, поэтому истоки почти всех рек находятся за её пределами.

Озера в республике располагаются в поймах рек. Многие из них называются старицами. Старица –это бывшее русло реки, которое в давние времена отсоединилось от неё и превратилось в непроточный водоем серповидной или подковообразной формы. Самое знаменитое озеро, жемчужина Мордовии- Инерка ( в переводе с мордовского – ( «Великое  озеро»). Оно находится в Большеберезнековском районе. Его ширина  достигает 200 метров, наибольшая глубина составляет 11 метров.

В большинстве озер вода чистая и прозрачная. По берегам озер  простирается много  растений- кубышек, кувшинок, осок и др. Наши озера богаты рыбой, которая питается водорослями. Некоторые озера служат для отдыха и рыбной ловли.

Слайд 10-18

Слайд 19-24

Фауна Мордовии

Представители животного мира Мордовии обитают в лесах и в лесостепи. Здесь проживает ондатра и выхохуль, степная пеструшка и обыкновенный слепыш, бобер и крапчатый суслик, большой тушканчик и куница. В лесах можно встретить лосей и кабанов, обыкновенных рысейзайцевбелок.

Слайд25-27

Птичий мир богат и разнообразен, он представлен рябчиками, синицами, дятлами, глухарями, дроздами, камышовой лунью, кобчиками, балабанами, черными аистами, орланом-белохвостым, змееядом, сапсаном. В водоемах водится лещ и чехонь, щука и язь, сом и вьюн, голец и линь, стерлядь и судак.

Редкие животные Мордовии:

Слайд28,29

Рыбы  Мордовии

В наших водоемах республики обитает много видов рыб.

Рыбы хорошо слышат и ощущают малейшее волнение водной поверхности. Они плохо видят, но прекрасно различают запахи. Некоторые заботливо охраняют свое потомство. В республике встречаются только рыбы, характерные для пресных водоемов. В Суре и Мокше обитают жерех, ерш, судак, берш, синец, щука. В более мелких речушках под камнями можно найти гольца и налима, на перекатах –пескарей, под нависшими кустами- голавля, а на быстром течении- ельца, уклейку и быстрянку.Самая крупная рыба сом, которая водится  в Суре и Мокше

Давайте поиграем

Слайд 30

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре - взрослый с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч .

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Взрослый  бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Летает, плавает, бегает»

Взрослый показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Взрослый  убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Слайд31, 32

На территории республики созданы две особо охраняемые природные территории федерального значения:

Охранять природу, значит сохранять наше будущее.

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАПОВЕДНИК

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК « СМОЛЬНЫЙ»    им.П.Г. СМИДОРОВИЧА

Поскольку природа Мордовии богатая и разнообразная, но ее сохранности угрожает антропогенная деятельность, создаются заказники, проводятся природоохранные мероприятия. В республике был создан национальный парк «Смольный», на территории которого обитает множество животных и произрастают растения различных видов.        

Заповедник – особо охраняемое законом пространство (территория, акватория) ,

 которое нацело исключено из любой хозяйственной деятельности ( в том числе,

 посещение людьми) в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов (как эталонов, образцов природы), охраны видов и слежения за естественными природными ресурсами.

Национальный парк (официальное название государственный природный национальный парк) – обширная территория или акватория, которая включает не подвергшуюся воздействию человека природу или привлекательные для отдыха участки окультуренной природы.

Водные памятники природы – это водотоки и водоемы, оригинальные по своему гидрофизическому и гидрохимическому режиму, имеющие культурно-эстетическое, оздоровительное и научное значение, водные места обитания и места произрастания ценных и редких видов флоры и фауны и др.

Заказники создаются для сохранения и использования природных ресурсов.

В ботанических заказниках нельзя косить траву, рубить деревья, выпасать скот.

В охотничьих заказниках отстрел животных разрешен лишь в определенные сезоны, га определенный срок и лишь в той мере, в какой не наносится вреда популяциям животных.

Слайд 33, 34

В России, средь березовых просторов "

В России, средь березовых просторов

Полянка есть - Мордовия моя !

Она, как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря.

На той полянке город есть красивый,

Кормилец мой и вдохновитель мой.

Над Мокшею там наклонились ивы,

Такие же, как рядом над Окой.

Волну к волне соединяют реки:

И вот уже журчит одна струя.

Мордовия! Любимая навеки!

Моя полянка - сторона моя!

                                                А.Н.Норкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лес-природное сообщество. Леса нашего края. Охрана лесов. Изображение знаков "Берегите природу"

Интегрированный урок."Окружающий мир, краеведение, экология,изо." Знакомство с природой нашего округа Югра, охрана лесной зоны."...

Берегите природу! Берегите!

Мероприятие полно раскрывает бережное отношение окружающих к природе. Рассказывает о том, почему необходимо беречь природу....

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Исследовательская работа на тему: "Народные промыслы мордовского края"

Для России, как многонациональной страны, характерно наличие различных народных промыслов. При знакомстве с территорией народные промыслы воспринимаются как «визитная карточка»....

Конспект внеурочного мероприятия "Береги природу родного края" 2 класс.

Внеурочное занятие, посвященное экологии, для 2 класса.Тип: тематическая беседа-викторинаЦель: вызвать интерес к проблемам экологии, формирование ответственного отношения к окружающей среде...

«Береги природу! Берегите свою планету»

Внеклассное мероприятие  по экологии по теме: «Береги природу! Берегите свою планету».Форма проведения итерактивный урок. Цель мероприятия: воспитывать бережное чуткое  отно...