Роль самооценки в формировании личности
статья
От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими.
Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.
Что необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:
1) Чувство неполноценности.
2) Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других.
3) Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.
Как определить уровень самооценки ребенка?
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребёнку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них всё получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.
А на самой нижней ступеньке - те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, а мама и папа не очень любят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._rol_samootsenki_v_formirovanii_lichnosti.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль самооценки в формировании личности у детей
Самооценка. Что это?
В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, Качеств и места среди других людей».
От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности. Недаром великий знаток детской души и семейной жизни В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.
Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.
Если родители любят ребёнка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
Что необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:
- Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.
- Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
- Если ощущение неполноценности терзает ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.
Как определить уровень самооценки ребенка?
Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребёнку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них всё получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.
А на самой нижней ступеньке - те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, а мама и папа не очень любят.
Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке».
Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек - это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время спросить себя: Когда и за что я последний раз говорил(а) своему ребёнку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребенком, а быть может, и в отношениях в семье. Очень важно не спешить уверять ребенка в том, что он самый лучший на свете, самый умный, самый добрый, самый красивый. Ребенок вряд ли поверит в это с первого слова - ведь, он укрепился в собственной никчемности. В такой ситуации вы должны быть тонкими психологами.
- Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.
- Скажите своему ребёнку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
- Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может, кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.
- Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему - и ребенок безошибочно угадал, интересен он или нет.
- Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача — научить ребенка делать выводы из ошибок.
Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентания к родительскому собранию "Роль самооценки в развитии личности ребёнка"
Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха. Если вы не в состоянии полюбить самого себя, то как же вам удастся питать любовь к кому-либо другому? Высокий уровень самооценки исключ...
Роль самооценки в формировании личности
Советы родителямдля формирования объективной самооценки личности ребенка....
Лекторий для родителей «Роль самооценки в формировании личности»
"Роль самооценки в формировании личности"....
Родительское собрание "Роль самооценки в формировании личности младшего школьника"
В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».От самооценки зависят взаимоо...
Родительское собрание "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности".
Цель: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка....
Родительское собрание на тему: Роль самооценки в формировании личности
Родительское собрание на тему: Роль самооценки в формировании личности...
Родительское собрание на тему: Роль самооценки в формировании личности
Родительское собрание на тему: Роль самооценки в формировании личности...