Консультация для родителей на тему: Как сделать речь детей образной и выразительной".
консультация
для средней группы
на тему: «КАК СДЕЛАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ ОБРАЗНОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
средней группы
на тему: «КАК СДЕЛАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ ОБРАЗНОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ»
Наши дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. В повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. Речь наша предметна и унифицирована. Поэтому, если вы хотите развить связную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями и выражениями, прежде всего, вы сами должны говорить, используя все многообразие русского языка. Необходимо следить за своей речью.
Замечательным примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей детей.
В мир сказок ребенок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.
Рассказывание сказок родителями имеет большое воспитательное значение. Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят. Впечатление, производимое на них сказкой, сильно ее сказочными образами: лиса - хитрая, сообразительная, находчивая; волк - страшный, глупый и злой; а заяц - трусливый.
Что можно сделать дома, чтобы сформировать образную речь детей? Если вы читали ребенку, минут 15-20, а потом захлопывали книгу, то теперь необходимо перестроить процесс чтения. Десять минут – читаете, десять минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если он мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?» Попросите ребенка пересказать текст своими словами, затем задание можно усложнить: попросите описать персонаж, обстановку, время года, о котором говорится в сказке, используя те же слова и образы, которые употреблялись в тексте. Старайтесь не только направлять беседу, задавая вопросы, а стройте диалог с ребенком. Высказывайте свое мнение, иногда сознательно «неправильное» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и вас поправить. Побуждайте ребенка высказать свое мнение и отношение к героям сказки. По ходу чтения обращайте внимание на то, что вам понравилось или удивило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание природы или замка, или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?»
Дети готовы слушать сказки снова и снова, поэтому, при повторном рассказывании сказки мама может попросить ребенка заканчивать начатую фразу. Например, жили-были дед да…(баба), и была у них курочка …(Ряба);
Кроме того, существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик и обратно, в очереди, на прогулке.
1. Поводырь. Взрослый закрывает глаза, и ребенок ему описывает, что их окружает.
2. Опиши машину, игрушку. Ребенку предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.
3. Добавь словечко. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.
4. Что это может быть? Взрослый называет прилагательное, а ребенок к нему - существительные. Например, «черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
5. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если ребенку сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить использовать картинки.
6. Игра в антонимы. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой – маленький, пушистый-гладкий».
7. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, посох.
8. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
После рассказывания, например, сказки «Волк и козлята» можно предложить поиграть в игру «Угадалки-узнавалки». Спрятав фигурки козы и козлят за ширму, мама произносит звукоподражание сначала низким голосом, а затем высоким или наоборот, а ребенок должен послушать и угадать, кто говорит, коза или козленок.
Затем мама может предложить закончить начатую фразу, называя слово с противоположным значением: коза большая, а козленок – маленький; волк злой, а коза – добрая; шкурка у волка серая, а у козы – белая.
Завершить игру можно проведением мимической гимнастики, предложив ребенку сначала назвать компоненты мимики (нахмуренные брови, прищуренные глаза, добрая улыбка), а затем их изобразить в игровой форме. Например, когда мама скажет: «Волк!», нужно изобразить злого волка, а когда скажет: «Коза!» нужно показать добрую козу.
После рассказывания, например, сказки «Заяц-хваста», мама может загадать ребенку загадки, в которых он должен узнать персонажей сказки:
У кого хороший нюх?
Кто помчался во весь дух?
По следам она идет-
Все отыщет, все найдет.
(Собака)
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона,
Зовут ее…(Ворона)
Что за трусишка: хвост – коротышка,
Ушки вдоль спинки, глазки с косинкой,
Одежда в два цвета – на зиму и лето.
(Заяц)
Можно поиграть, составляя цепочки из слов. Скажите: «У среднего зайца – усы, у маленького зайца усики, а у большого – усищи».
Глаза - (глазки, глазищи); лапы - (лапки, лапищи); хвост - (хвостик, хвостище).
Сказка служит наилучшим материалом для инсценировок. Участвуя в инсценировке, ребенок непосредственно и естественно вживается в образ. Он реально передает все действия и движения персонажа, как будто это происходит с ним самим.
Усваивая содержание сказки, ребенок учится передавать слова и выражения разных героев сказки. И даже если он повторяет интонации взрослого, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в старшем возрасте.
В процессе знакомства со сказкой, ребенок запоминает такие устойчивые сказочные образы и выражения, как петушок-золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, мышка-норушка, лягушка-квакушка, лиса-краса, волчок - серый бочок и многие другие.
Рассказывание и показ сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и т.п.). После просмотра или чтения сказки необходимо провести беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
3. Важно понять, что только правильная разговорная речь, богатая образными выражениями, гарантирует не только дальнейшие успехи детей в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умения найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Так давайте же поможем нашим детям в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.
Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...
Консультация для родителей на тему: «Подвижные игры для детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей на тему: «Подвижные игры для детей с нарушениями речи»...
Консультация для родителей на тему : Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Консультация для родителей на тему : Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи...
Групповая консультация для родителей на тему «Расширение словарного запаса детей в условиях семьи»
В работе приведен пример групповой консультации учителя-логопеда коррекционной школа 8 вида для родителей (плюс раздаточный материал - буклет)....
Консультация для родителей на тему: "Воспитание ответственности у детей".
Консультация для родителей на тему: "Воспитание ответственности у детей"....
Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»
Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»...
Консультация для родителей «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении с взрослыми».
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...