Рекомендации по использованию природоведчсекой литературы на уроках окружающего мира
методическая разработка (2 класс)
Рекомендации по использованию природоведчсекой литературы на уроках окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_hudozhestvennoy_prirodovedcheskoy_literatury.docx | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование художественной природоведческой литературы
Значение детской природоведческой книги. Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Так, Н.М. Павлова, ученый-растениевод, в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и лиловый». В. Бианки, ученый-биолог, во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой смешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н. Сладков – топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное и грамотное отношение к природе.
Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников.
Методика использования природоведческой книги. К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А.Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу.
Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.
В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.
Младшие группы. Для слушания книги детей первой младшей группы лучше разбить на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации или игрушки, картину и т. д. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Воспитатель выбирает небольшое произведение с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия. Рекомендуется неоднократное повторение чтения художественного произведения.
Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.
В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели, – обращается воспитатель к ребятам после наблюдения за одуванчиками. – Послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.
Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии и лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержатся план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.
Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.
Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3-4 раза), большое – вначале целиком, а затем – лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.
Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.).
Описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование занимательного материала на уроках окружающего мира
Интересно узнать что-то новое, познавательное....
"Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"
В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....
Статья "Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную ...
Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.
Цель урока: Формирование представлений обучающихся с назначениями различных приборов и инструментов. Развитие умений исследовать микропрепараты под микроскопом.Зада...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРКМЧП НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ». Фрагменты уроков.
Практическое использование приёмов ТРКМЧП на уроках окружающего мира в 3 классе УМК "Планета знаний". Можно использовать в других УМК....
Методические рекомендации "Использование электронных пособий на уроках окружающего мира"
Представлены электронные пособия, изготовленные мною для работы на уроках окружающего мира при изучении исторического раздела....
Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"
Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...