"Мы кадеты"
рабочая программа (3 класс)
Патриотическое воспитание младших школьников. Кадетский класс пограничной напрвленности. Спецкурс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кадетство | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 7
Рекомендовано Утверждено
МБОУ гимназия № 7 методическим советом
Протокол № 1 Протокол №1
От «28» августа 2023г. От «28» августа 2023
Руководитель МО Директор МБОУ гимназии № 7
______________Н.М.Давыдова __________________М.В.Пыркина
Программа внеурочной деятельности
(коммуникативная деятельность)
«Мы кадеты»
Для детей 9-10 лет
Срок реализации – 1 год.
Составитель: Агаджанова М.С.
учитель начальных классов
2023-2024 уч.год
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования.
Актуальность программы. В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетских классов, как структур общеобразовательных учебных заведений, позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации воспитательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.
Сейчас, как никогда, важно возрождение богатых традиций военно -патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождения патриотизма можно наиболее эффективно прийти к величию Российского государства. Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение.
История развития кадетства имеет славную историю. Многие выпускники кадетских корпусов с годами становились не только военачальниками, но и великими музыкантами, исследователями, художниками, писателями и поэтами. Это всегда был цвет нации, её гордость. В кадетских корпусах учились: Сеченов, Достоевский, Лермонтов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Крузенштерн, Даль, Нахимов и многие другие.
Начало государственного патриотического воспитания в России было положено Петром I, как особая подготовка и воспитание молодых кадров. Пройдя сквозь столетия, эта работа ведется по настоящее время.
В России накоплен практический опыт деятельности кадетских объединений. В начале 90-х годов в образовательных учреждениях при поддержке общественных организаций начали создаваться военно-патриотические кружки, клубы, которые со временем преобразовались в кадетские классы или отряды. Кадетские формирования помогают так же решать проблемы безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Кадетское движение решает следующие задачи:
- Воспитание духовно-нравственно и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России, родного края.
- Восстановление традиции служения Отечеству, способности и готовности защитить и отстоять интересы Родины.
- Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни.
- Выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным.
- Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру.
- Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.
Цель программы: создание системы работы по патриотическому воспитанию
обучающихся (кадетов) начальных классов, учитывая их психологические особенности.
Задачи программы
- создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадет, всемерного развития их способностей и творческого потенциала;
- организовать внутренний распорядок, с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;
- способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, формированию высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;
- способствовать формированию стремления к здоровому образу жизни.
Принципы построения программы:
- Принцип доступности
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
- Принцип научности
Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.
- Принцип активности
Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечение творческого характера деятельности.
- Принцип наглядности
Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, карточек, видео, кино материалов, слайдов, прослушивание музыкального материала, а также посещение различных экскурсий, выставок, музеев и др.
- Принцип систематичности и последовательности в обучении
Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Формы и методы организации образовательного процесса
Формы:
- Книга памяти, описывающая боевой или трудовой подвиг народа;
- тематические выставки;
- походы по памятным местам;
- военно-спортивные игры;
- читательские конференции;
- календарь памятных дат;
- встречи с ветеранами пограничной службы;
- встреча с интересными людьми;
Методы:
- проектный метод (акции, социальные практики, тренинги, презентации творческих работ, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, экскурсии, встречи с шефами – пограничниками, работа с социумом)
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, диалог, диспут, дискуссия);
- наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, карточек, плакатов);
- эвристический метод («нахожу», «открываю»);
- игровые методы (ролевые, интеллектуальные и творческие игры и викторины);
- методы проблемного обучения (знания не даются в готовом виде, а ставятся в виде проблемы для самостоятельной работы детей);
- практические методы (задания, упражнения).
Прогнозируемый результат:
- усвоение учащимися начальной школы основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетском классе.
- готовность воспитанников стать достойными кадетами, усвоение кадетами ценностей на примере истории кадетского движения.
Критерии результативности:
- Соблюдение кадетами норм поведения в повседневной жизни в гимназии и вне.
- Активное участие кадетов в делах класса, гимназии.
- Активный интерес историей, частота посещений библиотеки, уровень успеваемости.
В рамках реализации программы осуществляется сотрудничество со следующими организациями: с шефами кадетского класса - ветеранами пограничной службы: Ставропольского краевого регионального отделения «Российского Совета ветеранов пограничной службы» (председатель генерал – майор П.В. Соловьев) и Советом ветеранов пограничной службы Труновского муниципального округа (председатель Ляхов Ю.А.), полиция, пожарная часть, служба МЧС, районный музей, библиотека, МКДОУ д/с №30 «Лесная сказка», храм Святой Троицы, Дом Культуры.
Сроки реализации: 2023-24уч. г.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 раза в неделю;
Виды деятельности: образовательная, творческая, игровая, исследовательско – познавательная, культурно – просветительская.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам:
В результате изучения данного курса личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя учебную литературу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные УУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
- предвидеть последствия коллективных решений.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1.Основы безопасности жизнедеятельности: учеб, для учащихся 10 - 11классов, общеобразовательной.учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин,В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2010.Общевоинский устав В.С.
Календарно-тематическое планирование 34 часа
№ | Название | Дата |
1 | Введение. Что такое граница РФ | |
2 | Что такое кадетство? Кто такой кадет. | |
3 | Чистый и опрятный – всем приятный | |
4 | Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна. | |
5 | Моя Родина – Россия.. | |
6 | «Зачем нужно учиться в школе» Кадетское приветствие (рапорт дежурного) | |
7 | Я – гражданин России | |
8 | Пограничник . Кто он? Военная дисциплина. Из истории пограничной службы. | |
9 | Авиация. | |
10 | Береговая охрана | |
11 | Вышка пограничника | |
12 | День пограничника | |
13 | Животные в охране границы | |
14 | Застава | |
15 | Именные заставы и корабли | |
16 | Контрольно-следовая полоса | |
17 | Награды пограничников | |
18 | Оснащенность техническая | |
19 | Пункт пропуска | |
20 | Режим государственной службы | |
21 | Пограничный столб | |
22 | Тревожная группа | |
23 | Форма пограничная | |
24 | Фуражка | |
25 | Кто такой часовой | |
26 | Эмблема пограничной службы | |
27 | Посещение детской библиотеки | |
28 | Операция «От сердца к сердцу. Мой героический прадед». | |
29 | «Вы – наша гордость, ветераны!» | |
30 | «Нам этот мир завещано беречь!» | |
31 | «Пограничные войска – Честь и Слава на века!» | |
32 | «Пограничник: Судьба и Честь» | |
33 | «Пограничник: Судьба и Честь» | |
34 | Храмовый праздник. Традиции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Приём в кадеты"
Формирование у учащихся чувства патриотизма, любви к большой и малой Родине, воспитывать уважение к обычаям и традициям казаков Кубани....
Сценарий к празднику кадетов.
Праздник посвящен Дню Кадета....
Геральдическое описание герба и флага кадетов
Геральдическое описание герба и флага кадетов содержит подробное описание знаков и символов, а также цветовое решение герба и флага. Изображение герба и флага прилагается....
Тематическое планирование программы дополнительного образования "Я - кадет"
Задачи: 1) Подготовка младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.2) формирование личности кадета через усвоение этических и н...
Программа "Я-кадет"
Программа внеурочной деятельности социально-педагогического направления "Я-кадет".Программы соответствуют ФГОС начального образования, отражают целевые установки и подходы УМК «Школа ХХ1 в...
Сценарий праздника "Посвящение в кадеты"
сценарий праздника для 1 класса...
Заповеди КАДЕТА
+Кодекс чести кадета...