ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Социальной направленности «С добрым сердцем-на добрые дела» комплексная
календарно-тематическое планирование (2 класс)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социальной направленности
«С добрым сердцем-на добрые дела»
комплексная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka.docx | 46.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социальной направленности
«С добрым сердцем-на добрые дела»
комплексная
Возраст обучающихся: 7-15 лет.
Сроки реализации: 1 год
Автор-составитель
программы:
воспитатель ГБУ СОН РО
«СП г. Ростова- на- Дону»
Сивирина Ю.В.
г. Ростов-на-Дону, 2022 г.
0
Пояснительная записка
Рабочая программа «С добрым сердцем-на добрые дела» разработана в соответствии с:
− Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Приказом Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
−Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р;
− Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ) и других нормативных документов;
− Уставом МБУ ДО «ДДТ»;
−Положением о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУ ДО «ДДТ»
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации детей. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельность воспитанников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
В свободное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами, поддержки и взаимопомощи детям, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В программе дополнительного образования по социальному направлению «С добрым сердцем-на добрые дела» предусмотрено выполнение воспитанниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности воспитателя и помогает включению обучающихся в дела группы, города, ближайшего социума.
Цель программы - формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
- Привлекать воспитанников к активному участию в делах группы и приюта
- Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
- Формировать у воспитанников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
- Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
В процессе реализации программы «С добрым сердцем-на добрые дела» предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:
-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;
- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;
- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;
- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;
- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;
- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;
- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;
- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Общая характеристика курса
Программа дополнительного образования «С добрым сердцем-на добрые дела» основывается на следующих принципах.
Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.
Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.
Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.
Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.
На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности социальная проба – это инициативное участие воспитанника в социально значимых делах, организованных взрослыми.
На старшем этапе особая роль в организации социальной деятельности воспитанников отводится коллективным творческим делам (КТД). Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И. П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи заботы - развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию.
В развёрнутом виде коллективное творческое дело (по И. П. Иванову) имеет шесть этапов:
1. Совместное решение о проведении дела;
2. Коллективное планирование;
3. Коллективная подготовка;
4. Коллективное проведение дела;
5.Коллективный анализ;
6. Ближайшее последействие.
Суть технологической цепочки КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичный коллектив делится на группы, команды, звенья, бригады. Здесь и далее, когда говорится «группа создаётся, вырабатывает, готовится, участвует, анализирует...», имеются в виду действия педагога по созданию, стимулированию, поддержке, помощи в соответствующих групповых действиях. Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, даёт задания группам по подготовке, помогает группам, координирует их усилия. Проведение КТД опять-таки в той или иной мере опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру, импровизацию. После окончания дела проводится совместный его анализ, организованный так, чтобы все участники могли выразить своё отношение, свои мнения, чувства по поводу прошедшего события.
КТД включают школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающую чрезвычайно значимое для школьника чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт (осмысление того, что со мной уже произошло). Рефлексия усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.
Знание и понимание, что такое КТД, не приводит автоматически к органичному вплетению этой культурной формы в ткань школьной жизни. Важно научить детей работе в режиме КТД, мотивировать их к этой работе, хотя, безусловно, дело это вовсе не простое. Добиваться того, чтобы КТД превратились в традицию класса, педагогу необходимо постепенно, шаг за шагом.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.
В рамках программы «С добрым сердцем-на добрые дела» могут использоваться следующие формы организации дополнительного образования:
- беседы;
- встречи с людьми различных профессий;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- коллективные творческие дела;
- праздники;
- викторины;
- творческие проекты, презентации;
- мастерские подарков;
- аукционы добрых дел;
- трудовые десанты;
- общественно полезные практики;
- социально-значимые акции,
- социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Описание программы
В соответствии с планом приюта программа «С добрым сердцем-на добрые дела» реализуется 1 год. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели по 1 часу в неделю).
Дополнительное образование может предоставить более широкие возможности в области социального образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с детьмитак и возможность организовывать занятия крупными блоками.
Планируемые результаты освоения воспитанниками
программы дополнительного образования
«С добрым сердцем-на добрые дела»
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
- приобретение школьником социальных знаний,
- понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- приобретение навыков групповой работы;
- получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
- способность регулировать собственную деятельность;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях слышать себя и других;
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Содержание программы
Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы ГБОУ СОН РО «СП г. Ростова-на-Дону» и плана развития коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов воспитанников.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
07.10.-14.10 | 1-2 | Приветствие. Я-личность! | 2 | Навыки и основные аспекты самопрезентации | Тренинг «Какой ты человек?» |
21.10 | 3 | О добром отношении к людям. | 1 | Знакомство с понятием толерантности, необходимостью умением вести себя среди людей | Базовая форма «Треугольник» |
28.10-04.10 | 4-5 | Правила игры | 2 | Виды конфликтов. Правила споров. | Групповой диспут |
11.11- 18.11 | 6 | Правила опрятности и аккуратности | 1 | Формирование привычки содержать в порядке вещи, следить за аккуратностью внешнего вида, | - |
25.11-02.12 | 7-8 | Моё Я | 2 | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни и здоровья. | Викторина. Обыгрывание проблемных ситуаций. |
09.12- 16.12 | 9-10 | Понять другого | 2 | Навык уважительного отношения к отличительным от их чертам характера. | Квест-игра «Команда мечты» |
23.12-30.12 | 11 | Талантлив тот- кто не боится проявлять свои умения | 1 | - | Конкурс талантов |
06.01-13.01 | 12-13 | В мире мудрых мыслей | 2 | Обсуждение литературных героев с целью понять каждого. | Портрет счастливой жизни |
20.01-27.01 | 14-15 | Добрым быть совсем не просто | 2 | Основы доброго отношения. Умение сказать «прости» | Тренинг «Я тебе верю» |
03.02-10.02 | 16-17 | Мои достоинства и недостатки | 2 | Умение находить хорошее даже там, где, казалось бы, его нет. | Клубок откровений |
17.02-24.02 | 18-19 | Может быть ложь во благо? | 2 | Формирование понятий материальные ценности и земные блага. | Проект «Карта счастья» |
03.03-10.03 | 20-21 | Чем ты сильнее- тем будь добрее | 2 | Формирование правильного отношения старших к младшим. | Викторина. |
17.03 | 22 | Культура общения | 1 | Правила общения со сверстниками, взрослыми и младшими. | Диалог на равных |
24.03-31.03 | 23-24 | Заветы предков | 2 | Милосердие нашего народа в сложные времена. | Проект «Русский человек» |
07.04 | 25 | Разрешите представиться | - | - | Шоу визитных карточек от групп |
14.04-21.04 | 26-27 | Отражение доброты в фильмах | 2 | Анализ фильмов о милосердии | Создание социального ролика |
28.04-05.05 | 28-29 | Человек начинается с добра | 2 | Формирование личности, способной к принятию ответственных решений | Проект «Я могу сделать мир лучше» |
12.05-19.05 | 30-31 | Трудовой десант | 2 | Формирование понимания трудовой деятельности в жизни человека | Уборка приюта, территории |
26.05 | 32 | О доброте | 1 | Анализ притч и легенд о добрых поступках людей. | Диспут |
02.06-09.06 | 33-35 | Наши друзья-наше отражение | 3 | Создание положительной атмосферы в группах, способы решения конфликтов | Викторина Проект «Мой друг» КТД «Мы- вместе» |
16.06 | 36 | О силе духа и слабости | 1 | Формирование личности каждого участника, закрепления понятия «личность» | Тренинг «Сила в доброте» |
23.06- 30.06 | 37-38 | Слышать сердцем | 2 | Правила поведения с теми, кто от нас отличается | Клубок откровений |
07.07-14.07 | 39-40 | Невредные советы: Как дружить по-настоящему? | 2 | Анализ жизненных ситуация на основе короткометражных фильмов | Выставка рисунков «Яркий мир дружбы» |
21.07-28.07 | 41-42 | Преодоление каждый день | 2 | Основы саморазвития | Создание чек-листа развития личности |
04.08 | 43 | Что за птица- «Белая ворона»? | 1 | Понятие «Буллинг» и как с ним бороться | Решение жизненных ситуаций |
11.08-18.08 | 44-45 | Моя правильная позиция=моя лучшая жизнь | 2 | Права и обязанности. Ответственность перед окружением. | Огонек-анализ «Выпусти Джина» |
25.08. | 46 | Счастье жить | 1 | Формирование правильных привычек, как залог лучшей жизни | Сочинение «Моя лучшая жизнь» |
01.09-08.09 | 47-48 | Жить в движении | 2 | Основная польза танца в жизни человека. | Танцевальный марафон. |
15.09-22.09 | 49-50 | Пойми меня | 2 | Особенности восприятия | Тренинг «Сила тишины» |
29.09 | 51 | Каждый росток тянется к солнце | 1 | - | Составление карты изменений |
01.10 | 52 | Итоги | 1 | - | Огонек- анализ |
Всего 52 часа |
Список использованных ресурсов:
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
3. Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967
7. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
8. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991
9. Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.
10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000
11.Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.
12.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.
13.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999
14.Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
Классный час на тему "От добрых слов - к добрым делам"
Классный час на тему "От добрых слов - к добрым делам", построен так, что поговорив о добрых делах и отношении друг к другу, переходим к делу. Через два месяца, был подведен итог "добрых дел" и 15 реб...
"От добрых слов- к добрым делам"
В презентации даны понятия нравственности, умении простить другого человека. Перечислены пословицы о нравственности человеческих ценностей....
«Доброе слово и доброе дело. Сказка П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Урок по курсу "Азбука Истоков"...
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...
Рабочая программа «Добрые дела - добрые сердца»
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние....
Социальный проект "Хорошие дела - добрые сердца"
Социальный проект для детей начальной школы под руководством учителя....