Дестркуктивное поведение несовершеннолетних обучающихся
статья (1 класс)

Лебедева Юлия Андреевна

В статье были рассмотрены основные виды деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся, а также причины возникновения такого поведения. Педагог подробно остановился на психологических причинах отклонения от норм поведения. В материале подчеркнута важность совместной работы специалистов образовательного учреждения и родителей, которая должна быть направлена на предотвращение причин возникновения деструктивного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.

Для детального изучения данной проблемы следует рассмотреть основные виды деструктивного поведения несовершеннолетних (Схема 1).

 

  1. Истинное. Никогда не бывает спонтанным. У подростка намеренное, обдуманное поведение, направленное, например, на реализацию самоубийства, иногда долговынашиваемое. Такому поступку всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.  
  2. Латентное (Скрытое). Когда подросток погибает от внешних сил, по большей части им же спровоцированных. К примеру, рискованная езда, занятия экстремальными видами спорта и даже алкогольная или наркотическая зависимость.
  3. Демонстративное. Данный вид – это способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Большинство, как правило, хотели вовсе не уйти из жизни, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.

Деструктивное поведение может быть направлено как на окружающих, так и на себя, т.е. аутодеструкция.  

К деструктивным проявлениям поведения, направленные на внешнюю среду, относятся:

  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности;
  •  разрушение социума или определенных общественных отношений

(террористический акт, война);

     разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников

и других произведений искусства (вандализм);

  разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).

 

К аутодеструкции относятся:

 суицид – умышленное физическое уничтожение человеком самого себя и саморазрушение личности;

 злоупотребление психоактивными         веществами (алкоголизм, токсикомания, наркотическая зависимость);

 патологическая         нехимическая         зависимость:         интернет-аддикция, гэмблинг (патологическую страсть к азартным играм), и другие, приводящие к деструктивным изменениям личности .

К основным признакам деструктивного поведения несовершеннолетних относится: (Схема 2)

 

Все виды деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир, однако имеют связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связаны с детскими переживаниями. В группе риска находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, и дети, у которых есть родительская любовь, но нет поддержки в нужный момент. Причины деструктивного поведения могут таиться и в наследственности. Люди, в семьях которых были случаи психологического расстройства родных, нуждаются в большем внимании и заботе со стороны окружающих.

Чаще всего, деструктивным формам поведения подвержены:

  подростки, которые по тем или иным причинам считают себя

виновными в проблемах близких людей;

         девочки         –         подростки,         имеющие         межличностные         любовные

конфликты;

 подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими

заболеваниями;

  подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных

эмоциях, депрессивные.

Деструктивное поведение несовершеннолетних является основной причиной его различных проблем, связанных как с межличностными отношениями, так и с физическим здоровьем. Своим разрушающим поведением подростки сами лишают себя любви, успеха, здоровья и счастья.

Разрушающее поведение, как правило, начинается с желания почувствовать себя более комфортно. Это своеобразная защитная реакция. Корни такой реакции часто уходят в переживания детства.

Если дети, попавшие в сложную ситуацию, получают от родителей заботливую поддержку и помощь, то у них вырабатываются грамотные защитные механизмы. С возрастом они разовьют в себе такие качества, как гибкость, уверенность в себе и энергичность. Деструктивное поведение у них если и бывает, то оно легко преодолевается.

В современном мире проблема деструктивного поведения стоит особо остро. Экономическое неравенство, массовая глобализация, свободный доступ к информации, развитие демократии, а также социальные явления часто становятся причиной негативных реакций в подростковой среде. Молодёжь бунтует против несправедливости, устоявшихся или навязанных моральных принципов. Часто этот протест перерастает в особо опасные формы, которые приносят вред не только юному «революционеру», но и всему обществу.  

Можно выделить три основных группы причин деструктивного поведения подростков (Схема 3).

 

 1. Ошибки воспитания.  

Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. «Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком случается беседа, обращается внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее ценности, которые и позволяют увидеть корни беды. За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности каждого из них.

 К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся:  

 неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в

которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);  

 конфликтная         семья, в которой существует напряженность ваимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках;

  «асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;  

 формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;  

  • «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;

   семья, в которой имеются душевнобольные родители; в таких случаях

не создаются условия для полноценного развития личности подростка.

 

Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков роль школы и внешкольных учреждений. Ошибки недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности детей и подростков, возникшую в условиях неблагоприятного семейного воспитания. Отношения школьников к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений.

Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное.

 

Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива. Хотя именно школа для таких ребят должна стать тем местом, где они могли бы удовлетворить свою потребность в положительном общении.

 

2. Причины медико-биологического характера (наследственность).

 Одним из клинико-биологических отрицательных факторов следует назвать наследственность, снижающую защитные механизмы и ограничивающую приспособительные функции личности.

 Они могут проявляться в следующих вариантах:  

                наследование         умственной         недостаточности,         которая характеризуется в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что часто приводит подростков к социальной дезадаптации;

            наследование аномальных черт характера, которые приводят к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях;

        наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей.

Этот фактор проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга и обнаруживается в самых разнообразных формах нервно-психической патологии (умственной недостаточности, нарушения формирования характера и др.). Наряду с влиянием наследственности, существенное значение имеет и биологическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблагоприятными факторами, как тяжелые заболевания в первые годы жизни и травмы головного мозга, которые приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков, в слабости защитных и приспособительных механизмов. Особую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового возраста, который характеризуется бурным ростом организма, началом и завершением полового созревания, совершенствованием функции органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы. Современные условия жизни оказывают на организм ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад, темп жизни ускорился. Вместе с тем у подростка сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских понятий и представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальной адаптацией. При неустойчивой нервной системе и еще не в сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.  

3. Психологические причины.  

Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить в различным формам асоциального поведения.  

Наиболее распространенными негативными характерологическими реакциями являются:  

        реакции активного протеста, возникающие в кризисных для

подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;  

        реакции         пассивного         протеста,         обусловленные         стремлением

избавиться от трудной для подростка ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой прежнего эмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения;  

        реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в

активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;  

        реакции имитации – подражания формам поведения окружающих,

которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели поведения (например, не лучшие образцы массовой

культуры);  

        реакции компенсации и гиперкомпенсации (сверхкомпенсации) –

обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных реакций; подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);  

        реакции эмансипации – повышенное стремление подростка к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социального положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих жизненных наблюдений);

        реакции увлечения – тесно связаны с влечениями, наклонностями и интересами личности и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения, сопровождающиеся пустым бессодержательным времяпрепровождением на улице; увлечения связанные с азартными играми; эгоцентрические увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой);  

        реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью ( в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запушенные, безнадзорные подростки);   реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувствам, связаны с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения (сюда относятся не только проявления непосредственной сексуальной активности – онанизм, ранние сексуальные связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация своих половых органов, но и некоторые другие случаи агрессивного садистического поведения). Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков от норм поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы.

Деструктивное поведение несовершеннолетних требует незамедлительной работы специалистов различных областей: психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и др. Именно комплексная работа всех специалистов, направленная на предотвращение причин или самого деструктивного поведения будет наиболее эффективна.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности

В статье представлен опыт работы школы за 3 года по гражданско - праавовому направлению...

Информационное сообщение из опыта работы: «Организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних».

Информационное сообщение из опыта работы: «Организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних»....

Формирование культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних у их родителей (законных представителей)

Психологическое просвещение  родителей (законных представителяй) подростков «базовой информации» для предупреждения риска формирования и развития суицидального поведения несовершеннол...

План профилактических мероприятий направленных на выявление предотвращений и профилактику суицидного поведения несовершеннолетних

СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТСОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТРЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТПОПЫТКИ....

Проект «Школа юного пешехода» как одно из направлений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся

     Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства является одним из основных национальных приоритетов России, где одним из существенных условий выступает создание у...

план ИПР с несовершеннолетним обучающимся

Пан индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете в органах внутренних дел за совершение праонарушения....