"Времена года в творчестве русских поэтов"
план-конспект занятия (3 класс)

Раскрыть роль пейзажа как средства создания образа времени года;

воспитывать любовь к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Времена года в творчестве русских поэтов"

Цель: Раскрыть роль пейзажа как средства создания образа времени года;

воспитывать любовь к родной природе.

I. Вступительное слово.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Писатели, поэты, художники, композиторы создали для вас сказку. Сказку о временах года. Мы сегодня познакомимся с их творчеством.

- В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Поэтов привлекала русская природа, лишенная ярких, броских, бьющих в глаза красок. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего воздуха, живостью журчащих весенних ручьев и разливающихся в половодье рек с туманами над водой.

- С необычайной лирической проникновенностью и любовью поэты описывали красоту природы России, подчеркнув её неповторимую прелесть во все времена года. Проникновение, погруженное в красоту пейзажной лирики, мы начнем с прослушивания сказки.

II. Основная часть.

1) Итак, "Времена года.- Сошлись как-то вместе четыре волшебника - живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: "Оно высоко в небе живет, много чудесного на своем веку повидало, пусть и рассудит нас "Согласилось солнышко быть судьей. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка - Зима. "Только солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу. "Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Картина о зиме Шишкин «Зима в лесу» (слайд 2)

Беседа по картине: - Что изображено на картине? - Какой увидел зиму художник? - Какие цвета он использовал? - Какое впечатление оставляет картина? - А теперь давайте послушаем, какой увидели поэты зимнюю природу.

Стихотворение К.Д.Бальмонта «Снежинка» Слайд 3-4

Учитель: у каждого вида искусства-свои инструменты. У поэтов-слова, у художника кисти и краски.

2) - Продолжаем читать сказку "Времена года". Весна. Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки. День за днём все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала синие цветы подснежника, медуницы.

Все оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Первые пчелы и бабочки летят на цветы. А сколько птиц в лесу и на полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Пусть Солнышко поглядит да порадуется, как все оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

- Каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене времен года. Наступило самое долгожданное время года - весна. И. Левитан «Черемуха» (слайд 5)

- стихотворение С.Есенина «Черемуха». Слайд 6

Беседа по картине: -Картина «Весна» Сравните стихотворение «Черемуха» и картину .Что общего? В чем отличия? -Какие изобразительные средства использует здесь поэт? -Какие образы он создает?

Поэту свойственно особое восприятие природы. Он умеет подметить то, что другим недоступно, умеет словами передать всю прелесть русской природы.

3) Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую картину бы ему нарисовать, и решило: "Возьму-ка я краски попроще, да поярче". Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой краской покрыло луга и горы. Только для речек и озер взяло прозрачную, ярко-синюю. Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши. В лесу под кустами рассадило много-много разных грибов. Весело зеленеют кусты. А до чего хороши на них ягодки - крупные, сладкие. А на сочных лугах затеяло Лето веселый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы. Зеленые копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки в саду: Хороша картина жаркого Лета! Можно её и красному солнышку показывать. Иван Шишкин «Летний полдень» (слайд 7)

- Вот и пришло время летней природы.

- стихотворение «Сказка» И.А.Бунина Слайд 8

Беседа по стихотворению: - О чем это стихотворение? Это воспоминание о самых ярких днях жизни. - Почему именно с летом ассоциируются такие воспоминания? - Как поэт передает нам прелесть летнего дня? - Почему называется –сказка? Бунин словно говорит нам: какое чудо жить, взрослеть, какое счастье быть наедине с природой, видеть красоту моря и леса, поля и луга, бора и степи. В поэтическом мире Бунина живёт душа ребёнка, не устающего познавать тайны мироздания, радоваться жизни, любить красоту природы.

4) И вот подошла Осень. Для своей работы взяла она самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.

Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна осень своей работой, можно и её Красному Солнышку показывать.

- Красоту осени замечательно запечатлел художник Василий Поленов «Золотая осень" (слайд 9) Посмотрите на эту картину повнимательнее. - Какие краски преобладают на этой карте? - Что вы видите на ней? Что чувствуете?

- стихотворение И.А.Бунина «Лес точно терем расписной» Слайд 10

- Задание: Какой рисует осень поэт?

IV. Итог урока. Кто же выиграл в этом споре?

- Никто не выиграл в этом споре. Так и трудятся по очереди четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. И у каждого из них по-своему все хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: Белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень Лета или желтые, золотистые краски Осени? А может быть все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

- Итак, каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Осень в творчестве русских поэтов»

Внеклассное мероприятие по литературному чтению« Осень в творчестве русских поэтов» для учащихся 1 класса...

Урок литературного чтения в 4 классе «Стихи русских поэтов о природе в разные времена года».

Давайте вспомним стихи русских поэтов о природе, поговорим о средствах и приёмах лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине. ...

Сценарий литературного вечера, посвящённый творчеству русских поэтов

У природы есть свои праздники: капель после сильных морозов, ледоход, первая зелень, первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. Это праздник Осе...

Конкурс чтецов на тему "Времена года глазами русских поэтов"

Цель:- расширить знания обучающихся о стихотворениях русских писателей о природе;- развивать навыки выразительного чтения стихотворений наизусть;- воспитывать любовь к природе родного края через...

Проектная деятельность «Времена года в творчестве русских писателей , художников-пейзажистов, композиторов. Весна»

Создание образного представления о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства....