Родительское собрание на тему "Адаптация первоклассников к школе"
учебно-методический материал

Юлубаева Олеся Шамиловна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

 « Адаптация первоклассников к школе» 

Цели: 1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.

           2. Дать практические советы по организации общения родителей с первоклассником.

Вопросы для обсуждения

1. Возрастные особенности первоклассников.

2. Особенности современного первоклассника.

3. Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

4. Советы и памятки для родителей.

5. Родительский практикум.

   В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!

   Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

Возрастные особенности первоклассников.

Формируется самооценка личности.

Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.

Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.

Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.

Особенности современного первоклассника:

У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.

Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!

У современных детей более слабое здоровье.

Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Как сформировать у ребенка положительное отношение к школе и помочь ему адаптироваться в новых условиях, объясняет педагог-психолог В. В. Данилова.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

* В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

* Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

* Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

* Для детей характерна высокая утомляемость

Когда уместна тревога?

Обычно

* Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.

* Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.

* Радуется, когда не надо делать домашнее задание.

* Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

* Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Опасно

* Полное отсутствие интереса к учёбе,

* Делает уроки только «из-под палки»

* Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.

* Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию

* Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

* Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков

Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.
Уровни адаптации:
Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях;
Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;
Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе;
Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).

Показатели адаптационных затруднений:

* Недостаточная реализация личностного потенциала;

* Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;

* Трудности в общении;

* Острое переживание неудач;

* Неадекватная самооценка;

* Несамостоятельность, поиск причин во вне.

Советы родителям:

Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги.

«Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, использовать словари и т.п. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них.

Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.

Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать…

Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её. Необходимо развивать внимание и память ребёнка

Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать их с другими детьми.

Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно».

Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.

Памятка родителям первоклассника

1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.

«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.

«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.

Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.

3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.

4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.

5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.

6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»

8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

9. Ключ к успеху –
понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

10. Перед сном шепните ребенку на ушко:
«Я так счастлива, что ты у меня есть!»

 Взаимоотношения с ребенком в семье.

   Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе.

- Не отнимай чужого, но свое не отдавай.

- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого не проси.

- Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из – за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

- Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

 -Почаще говори: давай дружить, давай играть.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

   Уважаемые родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть – чуть волшебниками, не разрушайте в ребёнке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний.

Возьмите себе в союзники терпение, внимание и понимание, и тогда всё у вас получится!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в1   классе

«Развитие самостоятельности школьника при выполнении д/з»                                                                                      

Цель: выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома

Задачи родительского собрания.

  • Научить родителей приемами выработки у детей привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий.
  • Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Перед родительским собранием была проведена предварительная работа: анкетирование родителей и учащихся, обработка анкет

Анкета для родителей

(Отметьте, только, те вопросы, которые вы задаете своему ребенку, встречая его из школы)

  1. Какие отметки ты сегодня получил?
  2. Что вы делали в школе?
  3. Какие занятия были самые интересные?
  4. Тебя сегодня спрашивали?
  5. Тебе делали замечание?
  6. Что ты узнал сегодня нового?
  7. С кем ты из ребят сегодня играл?

Анкета для учащихся.

  1. Есть ли у тебя дома специальное рабочее место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание?
  2. Как долго ты выполняешь домашнее задание(1 час, 2часа, 3 часа)?
  3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно?
  4. Какие предметы ты готовишь с трудом?
  5. Кто помогает тебе готовить уроки?
  6. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

Ход собрания

  1. Работа родителей в группе. Обсудите предложенные по теме вопросы и дай те ответы

Опрос родителей  «Азбука учебного труда»

  1. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
  2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  3. Как вы помогаете ребенку справиться  с трудностями при выполнении домашних заданий?
  4. Что вы используете при выполнении домашних заданий по русскому языку?
  5. Как вы поступите, если ваш ребенок выполнил домашнее задание небрежно?
  6. Чем занимаетесь вы, когда ребенок учит уроки?
  7. Должно ли быть у ребенка свое рабочее место при выполнении домашних заданий?

  1. Сообщение классного руководителя об организации учебной работы детей дома.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних задний. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  1. организация режима дня;
  2. контроль за выполнением домашних заданий;
  3. приучение детей к самостоятельности.

  1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку: легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей ( покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.).Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший спокойный сон – это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы ребенок после ужина не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы, не играл в шумные игры. Все это отразиться на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 минут.

  1. Направление помощи – контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? Выполнил ли уроки?.

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей.

Ему становиться неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. Развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть рядом с ним, пока он их не сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, возможно, вся его школьная жизнь.

Хорошо, если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

Контроль – это организация помощи для ликвидации каких –то пробелов, трудностей.

Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучить детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу, необходимо:

- прочитать задачу, представить, о чем говорится; кратко записать условие схему;

- пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи; подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;

- составить план решения задачи;

- проверить решение;

-записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнения по русскому языку, необходимо:

- повторить правила;

Прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать; прочитать упражнение и выполнить все задания устно; выполнить задание письменно; проверить работу

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

- какая погода ни была;

- какие бы ни шли телепередачи;

- чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

У детей бывают два повода для отвлечения.

Первый повод – игра. Ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка.

Второй повод – деловой. Ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка – слева; учебник, тетради, дневник – справа.

Очень важно темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени ( ставить часы).

При разумной помощи – и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

  1. Направление помощи – приучение к самостоятельности.
  • При проверки домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам.
  • Не давайте готового ответа на их вопросы.

При выполнении домашних заданий

Не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки.

В этом дети очень хитры и находят способы «Заставить» работать за себя. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолеть трудности в учении, и приучать ребят к большей и большей самостоятельности.

Правила, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.

  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  • Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте.
  • Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте.
  • Научить ребёнка думать – главная обязанность родителя!

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при скоординированной деятельности педагогов и вас родителей. Никогда не надо забывать, что каждый ребенок уникален.

Присоединяйтесь!

  1. Составление  родителями памятки «Садимся за уроки».  Работа родителей в паре

Представьте себя на месте ребенка, попробуйте сформулировать несколько высказываний (правил) к памятке «Садимся за уроки», т.е.  что должен делать ребенок, когда садится за уроки.

 Вручение родителям памяток «Садимся за уроки», «Как  приучить ребенка к самостоятельности при выполнении д/з»

  1. Подведение итогов родительского собрания.

  • Какие из материалов, использованных на собрании, показались вам наиболее интересными?
  • Какой вопрос родительского собрания следовало обсудить более подробно?
  • Какой вопрос, по-вашему, не затронут на собрании, хотя тема собрания предполагает его решения?

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\img317.jpg

 C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\img319.jpg

.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание во  1 классе

«Как поддерживать в школьниках желание учиться                 

Цель: рассмотреть причины нежелания ребенка учиться, причины возникновения  

           трудностей в учёбе; научить родителей принимать необходимые  меры.  

       

Подготовка к собранию:

1.Рисунок на тему: "Я в школе".

Беседа по рисунку:

  1. Что ты нарисовал?
  2. Любишь ли ты ходить в школу?
  3. Что тебе нравится в школе?
  4. Что в школе не нравится?

2. Анкета для родителей:

       1. Любит ли Ваш ребёнок ходить в школу?

       2. Что Вашему ребёнку нравится в школе?

       3. Что Вашему ребёнку не нравится в школе?

3. Диагностика учащихся : «Солнце, тучка, дождик».

    Учащимся предлагается определить их настроение в классе,  дома, с друзьями с помощью погодных явлений (чёрная тучка – плохое; облачко с каплями дождя  - немного грустное, солнышко – хорошее) . Им нужно дополнить предложения рисунками.

Ход собрания

  1. Слово учителя.
  1. Откуда идёт нежелание учиться.

      Ребенок очень ждет времени, когда он пойдет в школу. Все лето проходит в приготовлениях: ранец, карандаши, тетради, кисточки, альбом – все приготовлено, просмотрены не один раз учебники. С родителями не один раз обговорено, какие цветы он понесет своей первой учительнице... И праздник наступает!

Для ребят становится ведущей деятельностью учеба. Это не значит, разумеется, что она является единственной. Дети младшего возраста много и охотно играют, ребята старших классов с удовольствием включаются в труд – летом участвуют в экспедициях, в помощи родителям по хозяйству, нанимаются на разную посильную работу, чтобы помочь семье или подзаработать себе на плейер, компьютер... Все это нормально, все так и должно быть. Все три основных вида деятельности в той или иной мере присутствуют в жизни школьника. Но только один из них является ведущим – учеба. Именно она формирует и определяет сейчас его психическое развитие. Играми он может заниматься сколько угодно и часто делает это с большим удовольствием, но игры уже не развивают его функций, его способностей, как это было раньше. Теперь они – дань прошлому. Эта роль перешла к учебе. Точно так же элементы трудовой деятельности или временное включение в эту деятельность могут быть полезны, как вкрапленные в сегодняшнюю жизнь кусочки завтрашнего дня, но определяющую роль в развитии памяти, процесса мышления, внимания, владения своим поведением и т. д. они еще не играют. Эта роль пока принадлежит учебе. Она остается для школьника ведущей деятельностью.

Игра в качестве ведущей деятельности уступает свое место учебе. Это значит, что ребенок, обнаруживающий нежелание учиться, сопротивляется и протестует против этой самой смены ведущей деятельности. А у особо трудных ребят этот протест и это сопротивление затягиваются на годы, перерастая в острый конфликт со всеми окружающими.

А почему, собственно, протестует ребенок? Чем его не устраивает этот переход? Что именно, какие изменения вызывают это сопротивление?

Чтобы уяснить это, давайте попробуем на минуту поставить себя на место ребенка. Он знает, что нельзя баловаться с огнем, газом, электрической розеткой... Что нельзя шуметь, если бабушка прилегла отдохнуть. Что если мама зовет есть, нужно сразу же идти к столу. И так далее и тому подобное. Но даже у такого ребенка основное время – свободное. Оно посвящается игре, и взрослые в нее, как правило, не вмешиваются. По крайней мере, до тех пор, пока эта игра не принимает опасный или угрожающий характер. А в игре ребенок свободен. Его воля практически ничем не ограничена. Он делает то, что ему хочется. Но это в семьях, где ребенок нормально воспитан.

И вдруг – школа. Привычный уклад жизни резко меняется. На уроке нельзя делать то, что хочется, а нужно то, что велела учительница, то, что надо.  Учительница сказала открыть тетрадь, значит, надо открыть тетрадь, а не книгу, хотя в ней интересные картинки, привлекающие внимание. Учительница велела взять ручку, значит, надо брать ручку, а не яркий цветной карандаш, который так притягательно хорош. Сказано писать палочку с закруглением – и приходится выводить ее, а это неинтересно, монотонно и нудно. А карандашик манит нарисовать домик, солнышко, травку и качели. И так весь урок – делай не то, что очень хотелось бы, а то, что сказали. Нельзя громко кричать, затевать веселую возню... И дома уже не та обстановка. Надо почитать, «попечатать», а то отстанешь от Егорки, будешь плохо учиться. И гулять уже не сколько хочешь, а сначала сделать уроки. Оказывается, он должен делать то, что ему совсем бы не хотелось. Что привлекательного, интересного в этих занятиях – писать палочки, решать арифметические задачки, отрабатывать технику чтения? Поставьте себя на его место – и вы поймете, что ничего. Только не судите с высоты взрослого человека. Это нам кажется, что легко писать палочки и читать по слогам. Я бы сказала, что это труд шахтера! Посмотрите на малыша, сколько он затрачивает сил, в каком напряжении его рука, вся его фигура, а вот и даже язычок от усердия прикусил! Выводя линию, он себе помогает всем своим существом: головой, ногами, высунутым языком. Нет, совсем нелегко дается малышу этот учебный труд. Учеба с самого начала требует огромных усилий, для него это самая настоящая работа, ничуть не менее утомительная и напряженная, чем для взрослых работа на производстве.

Итак, если мы хотим понять ребенка, то мы должны уразуметь, что учение для него – совсем не легкое и не простое дело.

А дальше возникает вопрос: что, собственно, побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью? Что для него является движущим мотивом?

Мотивация, побуждающая школьника стараться – это стремление хорошо учиться, что поддерживается отношением окружающих.

А если этого нет? Кто-то из ребят справится с трудностями в учебе, а кто-то спасует и будет всячески уклоняться, демонстрируя необъяснимое для многих взрослых нежелание учиться. Те дети, которые приучены преодолевать трудности, справятся; те, кто не приучен или плохо приучен, – нет. Если ребенок с малолетства приучен, когда это требуется, делать то, что надо, а не то, что ему захотелось, то он, поступив в школу, справится и с тем, что, согласно пословице, «ученье горько». Он без труда сможет заставить себя отсидеть за неинтересным упражнением или задачей столько, сколько нужно, чтобы сделать их как следует. Конечно, и у таких детей возникают трудности в учебе. Но эти трудности носят совершенно другой характер. Они обычно связаны с несформированностью учебной деятельности, неумением выделять учебную задачу или предмет усвоения и т. д. Но такие ребята хотят учиться. И никогда не пытаются уклониться от помощи, предлагаемой им старшими. Поэтому рано или поздно эти трудности будут преодолены.

Совсем в другом положении окажутся те дети, которые не были приучены делать то что нужно, а не то, что хочется. Как может заставить себя делать совсем неинтересные задания ребенок, который привык делать только то, что он хочет, то, что ему приятно делать? Нужные психологические механизмы у такого ребенка просто не сформированы. Всякий раз, садясь за уроки, ему приходится претерпевать борьбу с самим собой, поэтому он ищет всевозможные отсрочки: поиграть с кошкой, посмотреть в окно, пойти в туалет... Удивительно ли, что он ищет причину не садиться за уроки? Нет и нет! Он не приучен к труду. Для него предстоит мучительный процесс, ломка самого себя. Такие ребята в принципе могут заставить себя заниматься, но это всегда будет требовать от них больших усилий. Им проще обеспечить себе сносное существование при минимальной затрате сил: допустим, усвоить технику списывания у соседа, отвечать по подсказкам товарищей и т. п.  Такой ученик закончит школу, но без привычки напрягаться и затрачивать усилия для достижения желаемого результата. Он потенциальный неудачник в жизни.

Нежелание учиться, как правило, является результатом отсутствия навыка трудиться.

1.2 Можно выделить три основных типа детей, у которых присутствуют трудности при обучении: 

Способный, но ленивый

   Они нацелены на познание, на получение новой информации. Такой ребенок отправляется в школу, надеясь найти там неиссякаемый источник новых знаний. И порядком разочаровывается, когда выясняет, что школа – довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки...Чтобы пробудить интерес к учёбе, преподнесите её как сравнение с чем-то интересным, что ему нравится, чем увлекается. Например, скажите, что учёба – это как компьютерная игра. В этой игре также нужно походить несколько уровней, которые с каждым этапом будут сложнее. Но, в конце концов, ребёнок должен выйти победителем в этой игре. Внушите ему интерес, соревнование.

Социально ориентированный

Это ребенок совсем другого склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.

В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону.

Дети, которым ничего не нужно

      Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы.

Может возникнуть сходная проблема также,  если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта.

1.2. Как поддерживать в школьниках желание учиться

Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.

  • Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?», -  спросите: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?., Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе? и т.д.»
  • Очень важно быть трудолюбивым, если человек ленивый, у него не будет желания и стремления получать знания. Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе его нежелание делать уроки может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично.
  • Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.
  • Развивайте в дочери или сыне познавательный интерес.
  • Делайте уроки вместе с ребенком, но не за него.
  •  Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
    Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
     
  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь  только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны.
  • Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.


2. Знакомство родителей с рисунками детей, результатами диагностики. Сравнение результатов опроса с ответами родителей.

3. Раздача памяток.

Памятка для родителей

1. Формируйте положительную мотивацию к учебе.

2. Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей.

3. Помогайте ребенку в случае необходимости.

4. Никогда не выполняйте задание за ученика.

5. Старайтесь привить ребенку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его.

6. Хвалите, радуйтесь вместе с ребенком, когда он получает хорошие отметки.

7. Поощряйте ребенка за его успехи.

8. Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребенку.

4. Итог собрания.

Помните, ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание.

Закончить собрание мне бы хотелось такими словами: "В каждом ребёнке есть солнце, только не мешайте ему светить!".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация первоклассника в школе Адаптация. Что это?

Слайд 2

Адаптация-это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям

Слайд 3

Цель адаптационного периода Создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Слайд 4

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Школа требует от ребёнка максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил

Слайд 5

Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни. Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.

Слайд 6

1 класс: учимся составлять расписание Образец:

Слайд 7

Оцени свою работу на уроке - нет ошибок Молодец! - 1 ошибка Хорошо! - больше 1 ошибки Нужно быть внимательным!

Слайд 8

1 класс: учимся оценивать свое эмоциональное состояние

Слайд 9

Причины дезадаптации Состояние здоровья Социально-бытовые условия семьи Внутрисемейные отношения Режим дня Коммуникативные особенности личности

Слайд 10

Особенности современного первоклассника: У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна. У современных детей сильнее ощущение своего «Я » и более свободное независимое поведение. Завышенный уровень самооценки. Наличие недоверчивост и к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот! У современных детей более слабое здоровье. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Слайд 11

Как помочь первоклашке?

Слайд 12

«Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»

Слайд 13

Будите ребенка спокойно, улыбайтесь ему. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Помните, что ребенок не виноват в том, что Вы опаздываете. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил(а)?» Встречая ребенка из школы, не засыпайте его вопросами, дайте ему отдохнуть, расслабиться, вспомните, как Вы чувствуете себя после рабочего дня. Если Вы видите, что ребенок чем-то огорчен, не пытайте его, пусть успокоится и тогда расскажет все сам.

Слайд 14

После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо отдохнуть 2 часа. И помните – занятия поздним вечером – бесполезны! Не заставляйте делать все задания сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв. Во время приготовления домашнего задания не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если ему понадобится Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон и поддержка необходимы. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты это сделаешь, то…»

Слайд 15

В течение дня найдите хотя бы 40 минут и полностью посвятите их ребенку. Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех в семье. Все разногласия решайте без него. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления. Успокойте ребенка перед сном, снимите напряжение, накопившееся за день.

Слайд 16

Памятка для родителей №1. Проблемы здоровья связанные с изменением статуса ребёнка: Соблюдайте режим дня. Укладывайте спать в 21.00. Наблюдение за правильной посадкой во время выполнения домашних заданий, соблюдение светового режима. Предупреждение близорукости, искривление позвоночника тренировка мелких мышц кистей рук. Организация полноценного питания. Витаминизированное питание. Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности (кружки, спортивные секции). Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка.

Слайд 17

Памятка для родителей №2. Важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника: создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи; роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе); формирование интереса к школе, прожитому школьному дню; обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы; недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников); исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания; учет темперамента в период адаптации к школьному обучению; предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью; поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений; развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Слайд 18

Правила предложенные известным педагогом и психологом Симоном Соловейчиком: * Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. * Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься. * Не дерись без причины. * Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. * Играй честно, не подводи своих товарищей. * Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. * Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут. * Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. * Старайся быть аккуратным. * Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. * П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Слайд 19

Тысячу раз говорили тебе, что… Сколько раз надо повторить… И о чем ты только думаешь… Неужели так трудно запомнить!... Ты становишься невыносимым… Отстань, мне некогда… Иди, сам подумай (или читай еще раз)… Почему Лена (Вася, Петя и т.д.) такая умница, а ты - нет?!

Слайд 20

Ты у меня умница! Как здорово, молодец! Как хорошо у тебя получилось, научи меня! Спасибо тебе… Если бы ты не помог (помогла), мне бы одной не справиться!

Слайд 21

Советы родителям: Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой » . Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, использовать словари и т.п. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них. Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком. Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления . Умение размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать… Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её. Необходимо развивать внимание и память ребёнка Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать их с другими детьми. Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно». Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.

Слайд 22

Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью . «Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам. «Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы , когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.

Слайд 23

Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?» Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?» После выполнения уроков похвалите ребенка : «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?» Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»

Слайд 24

Необходимость укрепления психики ребёнка Развитие его мышления и эмоционально-волевой сферы Нейтрализация страхов и негативных переживаний

Слайд 25

Когда уместна тревога? Обычно Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Радуется, когда не надо делать домашнее задание. Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Слайд 26

Опасно Полное отсутствие интереса к учёбе, Делает уроки только «из-под палки» Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов. Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе. Уровни адаптации: Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях; Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению; Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе; Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).

Слайд 27

Школа – это не страшно! Робость и неуверенность перед школой возникает у большинства детей младшего школьного возраста, многие не хотят идти в школу. И лучше чем родители уладить эту проблему никто не сможет. Утром поднимите ребёнка пораньше, чтобы неторопливо, спокойно собраться в школу. Помните: спешка усиливает тревожность. Постарайтесь накормить ребёнка его любимым блюдом. Вкусная, съеденная с удовольствием пища поднимает настроение. Одежда, в которую вы нарядили ребёнка, должна нравиться не только вам, но и ему самому, при этом она должна быть максимально удобной, чтобы он не чувствовал себя в ней неловко. Когда человек себе нравится, он чувствует себя увереннее. Когда ребёнок приходит с хорошими отметками, хвалите его. А в конце четверти устройте с ним праздник. Играйте с ним дома в «Школу», пусть он побудит учителем, и вы сможете увидеть его отношение к школе. Решайте возникшие трудности совместно с учителем, и не умалчивайте проблему. Пусть школа для вашего ребёнка будет дверью в сказку!

Слайд 28

Школа тоже не та. Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение. Задачи построения такого обучения: § Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование. § Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми. § Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться: - уметь принимать учебную задачу; - находить способы её решения; - отбирать нужные средства; - контролировать свои шаги; - самому оценивать полученные результаты. Какие плюсы даёт такое обучение? Ученику: развитие ума, воли, чувств, формирование потребности учиться; радость от свободного умственного труда, творчества и общения; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству. Учителю: изменение взгляда на образование ученика; технологию развития личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; расширение возможностей для творчества. Родителям: уверенность в успешном будущем своего ребёнка.

Слайд 29

Овладение навыками учебной деятельности Освоение организационных навыков ( внешняя и внутренняя готовность к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей) Умение слушать, действовать по инструкции Формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация Выполнение логических заданий Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения Формирование школьной мотивации Ребёнок должен «научиться учиться» Обязан делать то, что ему не всегда хочется Должен контролировать своё поведение

Слайд 30

Желаю удачи в воспитании детей!

Слайд 31

Как помочь первокласснику в учебе?

Слайд 32

Подготовка руки к письму. Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Слайд 33

Средства развития мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками. Игры с пластилином. Игры с конструкторами и мозаикой. Вырезание ножницами. Рисование и раскрашивание. Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации. Игры с веревочкой, шнуровки. Графические упражнения. Штриховка. Массаж кистей рук и пальцев.

Слайд 34

Полезные книги…

Слайд 35

Спасибо за внимание Желаю плодотворной работы и успешной учебы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...

Родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Презентация родительского собрания в 1 классе....

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе»

Задачи родительского собрания  познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по а...

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе"

Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному ...

Родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников в школе"

Работа содержит советы для родителей  по адаптации ребенка в школе....

Родительское собрание : «Трудности адаптации первоклассников к школе.»

Сегодня на собрании нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими физиологическими и психологическими трудностями столкнулись ваши дети в период адаптации к школьной жизни? Как можно преодо...

родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников в школе"

родительское собрание для учащихся 1 класса с описанием режима дня, физиологических , психологических особенностей.Методические рекомендации для родителей....