Всероссийский урок "Эколят - Молодых защитников Природы" ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
план-конспект занятия (2 класс)
Всероссийский урок "Эколят - Молодых защитников Природы"
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ek.kaleydoskop.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский урок "Эколят - Молодых защитников Природы"
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
2 б класс МБОУ СОШ №4
20.11.2020г.
Цель мероприятия: расширение кругозора учащихся, развитие мышления, внимания, памяти, творческих способностей и познавательного интереса к изучению окружающего мира,
способствовать осознанию детьми бережного отношения к окружающей среде, экологическое просвещение обучающихся, формирование ответственного экологического поведения, повышение естественнонаучной грамотности.
Задача Урока: развитие экологической активности обучающихся образовательных организаций по изучению и сохранению окружающей среды в местах их
проживания, поддержка практико ˗ ориентированных проектов по решению
природоохранных задач силами объединений обучающихся.
ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ?
– Здравствуйте, ребята! Скажите, а вы знаете, что такое экология?
– Каждый из вас знаком с этим словом. Хотите ли вы больше узнать, что означает это слово?
Просмотр видеоролика.
Слово «экология» происходит от греческого «эко», что означает дом, а «логос» – учение.
Экология – это наука, которая изучает наш общий дом – планету Земля, где есть растения, мхи, лишайники, грибы, где живет много людей, а также обитают звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Экология – это наука, которая изучает, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и окружающей их неживой природой.
Экология – наука, которая учит нас бережному отношению к окружающему миру природы, к месту, где живем.
Экология заставляет человека задумываться над тем, что мир Природы прекрасен и его необходимо сохранять!
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
(А . Смирнов)
МИР ПРИРОДЫ
Мир природы полон красок. Каждый сезон года меняет все вокруг, как цветные стеклышки меняют в калейдоскопе картинку. Каждый из вас знаком с этой игрушкой, с зеркальными пластинами и цветными стеклышками, когда стоит только немного повернуть трубку, и появляется один узор, а затем другой, третий…. И перед глазами проплывает разноцветье красок, образов, форм, которые нам рисует матушка Природа.
Сегодня мы постараемся понять, что же такое экология, почему так важно знать окружающий нас мир природы и охранять его.
НАШ ДОМ – ПРИРОДА
– Что является домом для всех, кто живет на планете Земля? Кто жители этого дома? Какие условия необходимы для жизни в доме?
Природа – это наш общий Дом.
Природа – это дом,
украшенный трудом.
В любой мороз и зной
устроен и приветлив.
Храните этот дом,
в котором мы живём.
Другого дома нет на целом свете.
В этом Доме есть воздух, чтобы дышать, есть солнце, дающее свет и тепло, есть вода. Это те условия, которые так необходимы всем живым организмам.
В результате всего периода жизни на Земле, а это тысячелетия, у живых организмов возникла полная гармония с окружающей средой. А это значит, что они приспособились к среде обитания и она стала для них привычной – устойчивой для их жизни. Мы же знаем, что львы, жирафы, страусы живут в Африке, в привычной для них природной среде. А привычной средой обитания для животных и растений нашего края является территория, где живем мы с вами.
Вы помните сказку «Теремок»? Кто, кто в теремочке живет? Вспомнили?! Так вот представим, что Природа – это теремок.
– А кто будет первым жителем теремка?
РАСТЕНИЯ
– Конечно, растения! Ведь именно растения являются пищей для большинства животных.
– А какие растения будут жителями нашего теремка? Ответить на этот вопрос вам помогут загадки.
Задание 1. Отгадайте загадки. Определите, какие из растений являются деревьями и кустарниками, а какие относятся к травянистым растениям.
Он могучий! Крона – в тучах.
В кроне желуди видны,
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны (Дуб)
Прилетела в гости к ней
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красны ягоды клюют (Рябина.)
Что за дерево-краса,
Ниже пояса коса?
Да волшебный стройный стан,
Да беленый сарафан,
Да сережки, словно слезки,
У красавицы …(березки).
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту! (Сосна)
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят (Ландыш).
В наш теремок мы поселим такие деревья, как дуб, сосна, береза, и кустарник – рябину, а также разные травы, среди которых будет ландыш.
ЗВЕРИ
Давайте поселим в наш теремок зверей.
Задание 2. Отгадайте загадки. Определите, кто из зверей питается растениями, а кто хищник – питается другими животными.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (Лось).
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу голодный? (Волк)
В наш теремок мы поселим зверей (травоядных – лосей и зайцев, хищников – волков).
ПТИЦЫ НАСЕКОМЫЕ
А теперь поселим в наш теремок птиц и насекомых.
Задание 3. Отгадайте загадки. Определите, кого из животных можно назвать птицей, а кого – насекомым.
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова).
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка)
Птичку трудно, я скажу вам,
Не узнать с подобным клювом.
Приглядитесь, клюв не прост,
Им владеет только … (клёст).
Очень тоненько жужжит
И над нами всё кружит,
Берегись, и млад и стар!
Кровь у всех сосет … (комар)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (Бабочка).
В наш теремок мы поселим птиц (сову, синицу, клеста и др.), а также насекомых (бабочек, комаров и др.).
ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ
Теперь в нашем теремке всем жить хорошо, уютно, светло и тепло. Все сыты, дышат чистым воздухом, пьют чистую воду.
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес...
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса,
Останутся лишь в книжке.
Но экологический калейдоскоп теперь берет в руки человек…
Наш теремок очень понравился ему, он тоже решил поселиться в нем, но все устроил по-своему: построил дорогу к теремку, чтобы быстрее было добираться на машине, провел в теремок отопление, недалеко построил завод.
ПРЕДМЕТЫ, СОЗДАННЫЕ ЛЮДЬМИ
– Как изменилась жизнь в нашем теремке в результате неразумной деятельности человека?
- Сократилась территория проживания в теремке, нарушились природные взаимосвязи, которые сложились у его жителей. А загрязнение воздуха и воды привело к гибели многих из них. Сократилось число видов трав, которые были кормом для обитателей теремка.
- Человек может своими поступками, как сберечь природу планеты, так и погубить её. Человек сам наносит вред природе.
На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит!
И хочется дереву, хочется птице
К тебе, человек,
всей душой обратиться.
«Планета едина, для вас и для нас.
Беречь ее надо не завтра - сейчас!
Ты техникой новой творишь чудеса,
А мусор вывозишь в поля и леса.
В науке открытий немало творя,
Ты грязную воду сливаешь в моря.
Постой и подумай - природа больна.
Твоя ей забота сегодня нужна»
Любить надо с детства,
беречь надо с детства.
Чтоб сильной планету
оставить в наследство.
ИГРА
– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните ногами 3 раза.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю?
Если сильно насорю
И убрать забуду?
Если мусор уберу,
Банку закопаю?
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
– Так что же произойдёт с нами, природой и нашей планетой, если её загрязнять?
- Всё живое погибнет, погибнет планета.
Надеюсь, вы поняли, что очень важно уметь защищать и беречь свой дом, природу, а значит себя и своё здоровье.
ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ПРИРОДЕ?»
Каждый из нас может помочь природе, если будет:
– Экономить расходы электричества и воды,
– Заниматься разделением бытовых отходов в семье,
– Заботиться о подкормке зимующих птиц,
– Активным участником природоохранных акций;
Каждому человеку необходимо соблюдать правила ответственного поведения в природе:
ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
ПРАВИЛО 4-е. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.
ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.
ПРАВИЛО 8-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
ПРАВИЛО 9-е. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Живя в природе, человек должен соблюдать эти правила.
- Этим вы можете сохранить мир Природы родного края!
ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА.
Педагог благодарит детей, предлагает им стать активными защитниками природы
Конкурс «Прекрасный рассказ»
Вернувшись домой с прогулки, мы написали рассказ, но забыли о прилагательных. Вам необходимо подсказать мне любые 16 прилагательных, которые придут вам в голову. И затем я зачитаю, что у нас получилось.
«В один………………день мы решили сходить в………………….лес. ………………….утром вышли в …………...….дорогу. Идя по лугу, увидели много………………….цветов, над нами порхали……………... бабочки, носился…………………..запах. Мы все очень устали идти на…………………солнце, и старались скорее достичь опушки…………………леса. Зайдя в………………….прохладу леса, все очень обрадовались и стали осматриваться кругом. «Смотрите, какие здесь растут……………………..деревья, ……………………кустарники, поют…………………….птицы.» ………………….., мы сели на поляне отдохнуть. На привале мы съели всю……………………..пищу, отдохнули и пошли назад. Мы долго не забудем этой…………………..экскурсии.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о проведении Всероссийской олимпиады "Эколята - молодые защитники природы" по темам "Животные родного края", "Здоровый образ жизни", "Береги лес от пожара"
Отчёт о проделанной работе...
Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы" 2021 г. по теме:"Тигр и его родственники".
Данный урок способствует формированию бережного отношения к природе , расширяет предствление учащихся об экологии семейства кошачьих, привлекает внимание к проблеме исчезновения редких животных на при...
Фотоотчет о проведении Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" #УрокЭколят2021 #"Птицы за окном"
Урок проведён в 1 дополнительном классе для детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной программе. Детям было трудновато, но они очень старались и с поставленной целью урока справились успешно. Материа...
ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК "ЭКОЛЯТА- МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ"
Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Федеральный центр дополнительног...
Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы"
#УрокЭколят2022#ДрузьяЗемли #УрокЭколят34Уроки "Начни с себя" (ответственный потребитель - кто он) провела в 1 и 3 классах МБОУ Краснооктябрьская СШ учитель начальных классов Самойлова Алёна...
Всероссийский урок "Эколята- молодые защитники природы" 2022
В рамках Всероссийского урока "Эколята- молодые защитники природы" 2022 в нашем 2 "А" классе прошёл урок по теме " Начни с себя" (Ответственный потребитель - кто он). Реб...