Всероссийский урок "Эколят - Молодых защитников Природы" ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
план-конспект занятия (2 класс)

Студеникина Ольга Вячеславовна

Всероссийский урок "Эколят - Молодых защитников Природы"

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ek.kaleydoskop.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский урок "Эколят - Молодых защитников Природы"

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

2 б класс МБОУ СОШ №4

20.11.2020г.

Цель мероприятия: расширение кругозора учащихся,  развитие мышления, внимания, памяти, творческих  способностей и  познавательного интереса к изучению окружающего мира,  

способствовать осознанию детьми бережного отношения к окружающей среде, экологическое просвещение обучающихся, формирование ответственного экологического поведения, повышение естественнонаучной грамотности.

Задача Урока:  развитие экологической активности обучающихся образовательных организаций по изучению и сохранению окружающей среды в местах их

проживания, поддержка практико ˗ ориентированных проектов по решению

природоохранных задач силами объединений обучающихся.

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ?

– Здравствуйте, ребята! Скажите, а вы знаете, что такое экология?

– Каждый из вас знаком с этим словом. Хотите ли вы больше узнать, что означает это слово?

Просмотр видеоролика.

Слово «экология» происходит от греческого «эко», что означает дом, а «логос» – учение.

        Экология – это наука, которая изучает наш общий дом – планету Земля, где есть растения, мхи, лишайники, грибы, где живет много людей, а также обитают звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

        Экология – это наука, которая изучает, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и окружающей их неживой природой.

        Экология – наука, которая учит нас бережному отношению к окружающему миру природы, к месту, где живем.

        Экология заставляет человека задумываться над тем, что мир Природы прекрасен и его необходимо сохранять!

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
(А . Смирнов)

МИР ПРИРОДЫ

Мир природы полон красок. Каждый сезон года меняет все вокруг, как цветные стеклышки меняют в калейдоскопе картинку. Каждый из вас знаком с этой игрушкой, с зеркальными пластинами и цветными стеклышками, когда стоит только немного повернуть трубку, и появляется один узор, а затем другой, третий…. И перед глазами проплывает разноцветье красок, образов, форм, которые нам рисует матушка Природа.

Сегодня мы постараемся понять, что же такое экология, почему так важно знать окружающий нас мир природы и охранять его.

НАШ ДОМ – ПРИРОДА

– Что является домом для всех, кто живет на планете Земля? Кто жители этого дома? Какие условия необходимы для жизни в доме?

Природа – это наш общий Дом.

Природа – это дом,

украшенный трудом.
В любой мороз и зной

устроен и приветлив.
Храните этот дом,

в котором мы живём.
Другого дома нет на целом свете.

        В этом Доме есть воздух, чтобы дышать, есть солнце, дающее свет и тепло, есть вода. Это те условия, которые так необходимы всем живым организмам.

        В результате всего периода жизни на Земле, а это тысячелетия, у живых организмов возникла полная гармония с окружающей средой. А это значит, что они приспособились к среде обитания и она стала для них привычной – устойчивой для их жизни. Мы же знаем, что львы, жирафы, страусы живут в Африке, в привычной для них природной среде. А привычной средой обитания для животных и растений нашего края является территория, где живем мы с вами.

        Вы помните сказку «Теремок»? Кто, кто в теремочке живет? Вспомнили?! Так вот представим, что Природа – это теремок.

– А кто будет первым жителем теремка?

РАСТЕНИЯ

– Конечно, растения! Ведь именно растения являются пищей для большинства животных.

– А какие растения будут жителями нашего теремка? Ответить на этот вопрос вам помогут загадки.

        Задание 1. Отгадайте загадки. Определите, какие из растений являются деревьями и кустарниками, а какие относятся к травянистым растениям.

Он могучий! Крона – в тучах.

В кроне желуди видны,

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны (Дуб)

Прилетела в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягоды клюют (Рябина.)

Что за дерево-краса,

Ниже пояса коса?

Да волшебный стройный стан,

Да беленый сарафан,

Да сережки, словно слезки,

У красавицы …(березки).

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту! (Сосна)

Цветет он майскою порой,

Его найдешь в тени лесной.

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят (Ландыш).

        В наш теремок мы поселим такие деревья, как дуб, сосна, береза, и кустарник – рябину, а также разные травы, среди которых будет ландыш.

ЗВЕРИ

        Давайте поселим в наш теремок зверей.

        Задание 2. Отгадайте загадки. Определите, кто из зверей питается растениями, а кто хищник – питается другими животными.

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (Лось).

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу голодный? (Волк)

        В наш теремок мы поселим зверей (травоядных – лосей и зайцев, хищников – волков).

ПТИЦЫ НАСЕКОМЫЕ

        А теперь поселим в наш теремок птиц и насекомых.

        Задание 3. Отгадайте загадки. Определите, кого из животных можно назвать птицей, а кого – насекомым.

 Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова).

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка)

Птичку трудно, я скажу вам,

Не узнать с подобным клювом.

Приглядитесь, клюв не прост,

Им владеет только … (клёст).

Очень тоненько жужжит

И над нами всё кружит,

Берегись, и млад и стар!

Кровь у всех сосет … (комар)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (Бабочка).

        В наш теремок мы поселим птиц (сову, синицу, клеста и др.), а также насекомых (бабочек, комаров и др.).

ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ

        Теперь в нашем теремке всем жить хорошо, уютно, светло и тепло. Все сыты, дышат чистым воздухом, пьют чистую воду.

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес...

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса,

Останутся лишь в книжке.

        Но экологический калейдоскоп теперь берет в руки человек…

Наш теремок очень понравился ему, он тоже решил поселиться в нем, но все устроил по-своему: построил дорогу к теремку, чтобы быстрее было добираться на машине, провел в теремок отопление, недалеко построил завод.

ПРЕДМЕТЫ, СОЗДАННЫЕ ЛЮДЬМИ

– Как изменилась жизнь в нашем теремке в результате неразумной деятельности человека?

- Сократилась территория проживания в теремке, нарушились природные взаимосвязи, которые сложились у его жителей. А загрязнение воздуха и воды привело к гибели многих из них. Сократилось число видов трав, которые были кормом для обитателей теремка.

- Человек может своими поступками, как сберечь природу планеты, так   и погубить её. Человек сам наносит вред природе.

На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит!

И хочется дереву, хочется птице
К  тебе, человек,

всей душой обратиться.
«Планета едина, для вас и для нас.
Беречь ее надо не завтра - сейчас!


Ты
техникой новой творишь чудеса,
А мусор вывозишь в поля и леса.
В
науке открытий немало творя,
Ты грязную воду сливаешь в моря.

Постой и подумай - природа больна.
Твоя ей забота сегодня нужна»
Любить надо с детства,

беречь надо с детства.
Чтоб сильной планету

оставить в наследство.

ИГРА

– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза  в ладоши, а если не согласны – топните ногами 3 раза.

                             Если я приду в лесок
                            И сорву ромашку?
                            Если съем я пирожок
                            И выброшу бумажку?
                            Если хлебушка кусок
                            На пеньке оставлю?
                            Если ветку подвяжу
                            Колышек поставлю?
                            Если сильно насорю
                            И убрать забуду?
                            Если мусор уберу,
                            Банку закопаю?
                            Я люблю свою природу,
                            Я ей помогаю!

– Так что же произойдёт с нами, природой и нашей планетой, если её загрязнять?

- Всё живое погибнет, погибнет планета.

Надеюсь, вы поняли, что очень важно уметь защищать и беречь свой дом, природу, а значит себя и своё здоровье.

 

ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ПРИРОДЕ?»

Каждый из нас может помочь природе, если будет:

– Экономить расходы электричества и воды,

– Заниматься разделением бытовых отходов в семье,

– Заботиться о подкормке зимующих птиц,

– Активным участником природоохранных акций;

Каждому человеку необходимо соблюдать правила ответственного поведения в природе:

ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

ПРАВИЛО 4-е. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.

ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.

ПРАВИЛО 8-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

ПРАВИЛО 9-е. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Живя в природе, человек должен соблюдать эти правила.

- Этим вы можете сохранить мир Природы родного края!

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА.

Педагог благодарит детей, предлагает им стать активными защитниками природы

Конкурс «Прекрасный рассказ»

Вернувшись домой с прогулки, мы написали рассказ, но забыли о прилагательных. Вам необходимо подсказать мне любые 16 прилагательных, которые придут вам в голову. И затем я зачитаю, что у нас получилось.

                 «В один………………день мы решили сходить в………………….лес. ………………….утром вышли в …………...….дорогу. Идя по лугу, увидели много………………….цветов, над нами порхали……………... бабочки, носился…………………..запах. Мы все очень устали идти на…………………солнце, и старались скорее достичь опушки…………………леса. Зайдя в………………….прохладу леса, все очень обрадовались и стали осматриваться кругом. «Смотрите, какие здесь растут……………………..деревья, ……………………кустарники, поют…………………….птицы.» ………………….., мы сели на поляне отдохнуть. На привале мы съели всю……………………..пищу, отдохнули и пошли назад. Мы долго не забудем этой…………………..экскурсии.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы" 2021 г. по теме:"Тигр и его родственники".

Данный урок способствует формированию бережного отношения к природе , расширяет предствление учащихся об экологии семейства кошачьих, привлекает внимание к проблеме исчезновения редких животных на при...

Фотоотчет о проведении Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" #УрокЭколят2021 #"Птицы за окном"

Урок проведён в 1 дополнительном классе для детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной программе. Детям было трудновато, но они очень старались и с поставленной целью урока справились успешно. Материа...

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК "ЭКОЛЯТА- МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ"

    Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Федеральный центр дополнительног...

Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы"

#УрокЭколят2022#ДрузьяЗемли #УрокЭколят34Уроки "Начни с себя" (ответственный потребитель - кто он) провела в 1 и 3 классах МБОУ Краснооктябрьская СШ учитель начальных классов Самойлова Алёна...

Всероссийский урок "Эколята- молодые защитники природы" 2022

В рамках Всероссийского урока "Эколята- молодые защитники природы" 2022 в нашем 2 "А" классе прошёл урок по теме " Начни с себя" (Ответственный потребитель - кто он). Реб...