Групповая интеллектуальная игра "Я б в учители пошёл пусть меня научат!"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Попова Елизавета Алексеевна

Данная методическая разработка будет полезна учителям коррекционных классов и педагогам-организаторам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 218_mrvm_popova_ea_ispravlennyy.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических достижений педагогических работников

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Номинация «Методические материалы»

Подноминация «Методическая разработка воспитательного мероприятия»

Популяризация профессии учителя и наставничества в системе образования в России

Тематическое направление

Групповая интеллектуальная игра «Я б в учители пошёл, пусть меня научат!»

Тема методической разработки

Автор-составитель: Попова Елизавета Алексеевна,

Учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 218

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

2023 год

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление: Популяризация профессии учителя и наставничества в системе образования в России.

1.2. Тема воспитательного мероприятия: «Я б в учители пошёл, пусть меня научат!».

1.3. Актуальность

Роль педагога в современном обществе имеет огромную значимость. Ведь педагоги — это те люди, которые вкладывают свои знания, опыт и энергию в формирование личностей будущих поколений. Они не только передают учебный материал, но и влияют на формирование ценностей, навыков и качеств учеников.

Одной из важных задач педагога является формирование ценностных установок учащихся. Ценности — это основные принципы, которые определяют мировоззрение и поведение человека. Педагог имеет большую ответственность за то, чтобы помочь ученикам развить правильные ценности и моральные нормы.

В формировании ценностных установок педагог может использовать различные методы и приемы. Один из таких методов — это пример педагога. Педагог, будучи образцом для учеников, должен демонстрировать принципы и ценности, которые он пытается внушить своим ученикам. Он должен быть честным, справедливым, терпимым и доброжелательным. Такой подход помогает учащимся принять эти ценности и внедрить их в свою жизнь.

Профессия учителя считается одной из самых древних, так как даже тогда возникала потребность передавать свой опыт и знания другим людям и поколениям. Годы шли, но с ними и терялся смысл о работе педагога. В нынешних реалиях знания, которые добывались кропотливым трудом, стали обесцениваться. Появляется всё больше информационно-цифровых ресурсов, где можно найти много разнообразной информации и без участия педагога. Но может ли человек обойтись без учителя, наставника, чтоб систематизировать эти знания в единую систему?

Несомненно, ценность данного воспитательного мероприятия определяется тем, что подрастающее поколение должно иметь представление о работе учителя.

В связи с этим считается актуальным поднять вопрос о профессии учителя и наставника в системе образования в России, чтобы подсветить детям главные стороны в работе педагогов и наставников.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

 Воспитательное мероприятие в рамках групповой интеллектуальной игры «Я б в учители пошёл, пусть меня научат!» составлено с учётом возрастных и психологическим особенностей детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач и занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям:

1. профориентационному

2. интеллектуальному

3. духовно-нравственному.

С точки зрения классного руководителя воспитательное мероприятие направлено на сплочение коллектива, предоставляет возможность для проявления и развития индивидуальных творческих способностей обучающихся. Данный материал может использоваться в межпредметных связях на уроках по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.

Воспитательное мероприятие имеет особое значение и играет важную роль в рамках работы классного руководителя, так как может проводиться вначале знакомства младших школьников с кругом профессий.

1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса):

Воспитательное мероприятие разработано для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития. Возраст учащихся 10 лет.

1.6. Цель:

Способствовать популяризации профессии педагога и наставника посредством погружения в игровую образовательную среду.

1.7. Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для формирования навыков по сбору, обработке и представлению информации по заданной теме;
  • способствовать формированию у обучающихся интереса к профессии учителя через личный опыт организации коллектива;

Развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся;
  • развивать речевые навыки учащихся (умение обосновать свои убеждения, строить простейшие умозаключения);
  • способствовать развитию познавательного интереса к предметам через применение наглядных пособий;
  • способствовать развитию презентационной компетенции.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию чувства ответственности в процессе выступления в роли педагога и наставника;
  • формировать атмосферу заинтересованности и сотрудничества в рамках классного коллектива;
  • способствовать воспитанию этических норм поведения посредством пословиц и поговорок.

1.8. Планируемые результаты:

Регулятивные:

  • способствовать расширению знаний учащихся о работе педагога, отношении к учителю и школе в целом.

Познавательные:

  • формулировать ответы на поставленные вопросы;
  • приобретать организационный опыт работы.

Коммуникативные:

  • сотрудничать с другими участниками коллектива;
  • организовывать взаимопомощь при выполнении работы.

1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:

Форма проведения воспитательного мероприятия: групповая интеллектуальной игры.

Почему именно такая форма проведения воспитательного мероприятия? Данная форма имеет ряд достоинств:

  • повышается познавательная мотивация учеников;
  • снижается уровень тревожности;
  • страха оказаться не успешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, работать в коллективе.

При такой форме работы учащиеся наиболее полно проявляют свои творческие способности, которые приводят к созданию продуктов творчества, отличающиеся новизной и оригинальностью.

1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов:

Для достижения планируемых результатов рекомендуется применять, в большей степени, игровые и информационно-коммуникационные методы работы, позволяющие вовлекать в работу всех детей, а также активизировать «слабых» учащихся.

Во время воспитательного мероприятия были использованы следующие методы:

  • словесный;
  • наглядный;

и приёмы:

  • игра, коллективная работа.

1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Для успешного проведения воспитательного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору тем для индивидуальных проектов учащихся, которая заключается в поиске необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет. Конкретно

Кадровые ресурсы: классный руководитель, учащиеся 11 педагогического класса.

1.12. Материально-технические, информационные ресурсы:

Для подготовки данного мероприятия необходимы, следующие материально-технические ресурсы: кабинет с ноутбуком, колонки, экран, проектор, парты в количестве 6 штук, стулья в количестве 12 штук, мольберт для рисования (2 шт.), листы бумаги А3 (2 шт.), мягкий мяч, цветные карандаши (2 уп.), цветные фломастеры (2 уп.).

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Для подготовки к мероприятию потребовались следующие шаги:

  • выбор тем для индивидуальных проектов (обсуждение тем происходило в рамках классного часа «Учитель-мастер и творец». Учащимся предлагалось в группах подумать о предметах, которые используются в школе учителем. И кроме этого каждому предоставлялся выбор школьного предмета, учителем которого они хотели бы стать на время воспитательного мероприятия.);
  • предварительное знакомство учащихся с терминологией (методика, методическая разработка, наглядное пособие в рамках классного часа «Учитель-мастер и творец»);
  • подготовка кабинета к воспитательному мероприятию;
  • разработка учащимися индивидуальных наглядных пособий для мероприятия (учащиеся совместно с родителями готовили наглядные пособия и описание к ним);
  • разработка заданий для предъявления на «уроках» (задания разрабатывались классным руководителем совместно с каждым учащимся, готовившим «открытый урок» в формате индивидуальных консультаций);
  • разработка и печать эмблемы школы для всех «учителей» и «учеников» (печатью и разработкой эмблем занимались родители учащихся);
  • разработка и печать благодарностей для юных педагогов (учащиеся 11 педагогического класса совместными усилиями разрабатывали эскиз благодарностей и осуществляли их печать);

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия 

Учащиеся заходят в кабинет, занимают свои места, которые заранее определены учащимися.

Этапы мероприятия

Ход мероприятия

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Сейчас я хочу начать наше мероприятие с просмотра отрывка мультфильма «Ненаглядное пособие» автором сценария которого является Георгий Остер, посвятивший большинство своих книг и сценариев учёбе и воспитанию.

- После просмотра я хочу услышать ваше мнение, чему посвящено сегодняшнее мероприятие.

ПРОСМОТР

Приложение 1 (1)

Основной этап

- Чему посвящена сегодняшняя наша встреча? (разговору о школе, работе учителя, как правильно обучать)

- На протяжении нескольких месяцев вы готовили наглядные пособия для того, чтобы они помогли каждому из вас почувствовать себя в роли учителя.

- Давайте подумаем, какие правила могут быть прописаны для учащихся нашей маленькой школы?

- Вы все молодцы! Много назвали правил! Давайте запомним и зафиксируем на доске правила, которые мы составили.

1. Не торопись, думай, будь внимателен.

2. Слушай с уважением педагога и соседа по парте.

3. Помогай другому, кто в этом нуждается, все вместе мы сможем ответить на множество вопросов.

- Ребята, после каждого представления ваших индивидуальных проектов вы будете вкладывать новую страничку в нашу книгу «Методические рекомендации для будущего учителя».

- Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с легкостью овладевали знаниями. Поэтому пособия наших педагогов обладают необычными свойствами. Разработчики этих пособий вложили в них частичку педагогической магии. А какой, мы с вами узнаем, познакомившись с каждым педагогом и его предметом.

- Представляю вам наш юный педагогический коллектив во главе с директором школы (учащаяся 11 педагогического класса)

Знакомство с коллективом и директором школы.

(ВЫХОД УЧАЩИХСЯ ПОД МУЗЫКА)

Приложение 1 (2)

ЗВЕНИТ ЗВОНОК (МУЗЫКА)

Приложение 1 (3)

- Давайте начнём наши уроки.

- Первый урок, который нас ждёт, называется «Магия чисел».

(учащийся описывает созданный им проект: задачник, действующими лицами которого являются одноклассники)

- Чем мы сегодня будем заниматься на этом занятии? (ответы детей)

- И сейчас мы хотим пригласить одного из наших юных сотрудников, учителя математики, который представит вам задачник, разработанный по собственной методики.

- В числе методических рекомендаций указана основная:

 «Семь раз отмерь-один раз отрежь».

- Как вы думаете, какой смысл скрывается в этих словах? (ответы детей)

- Благодарим Вас, коллега, за представление своего наглядного пособия.

ЗВОНОК НА ПЕРЕМЕНУ (Музыка)

Приложение 1 (4)

- Вот и наступила перемена. Пора отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «НЕ ДРОГНИ» (игра с мячом: игроки образуют круг, а ведущий встаёт в центр круга и имитирует подачу мяча либо бросает. В случае, если игрок не поймал мяч, или дрогнул во время имитации броска, то он выбывает.

- Ребята, кроме математики у нас есть ещё один основной и очень важный учебный предмет, который нам помогает овладевать грамотным письмом.

- Как называется этот учебный предмет? (русский язык)

- Приглашаем следующего юного коллегу, учителя русского языка, который представит вам своё наглядное пособие, уникальную ручку, с помощью которой вы будете писать красиво и не допускать ошибок.

- Давайте попробуем использовать данное пособие в действии.

 (Учащийся предлагает одноклассникам воспользоваться «специальными» ручками, используя перед этим методическую рекомендацию «Пиши-да не спеши!»)

(Задание:списать подобранный им текст и вставить пропущенные буквы)

(Звенит звонок на перемену. Один из учащихся выступает в роли педагога по танцам. Показывает подготовленные движения, а ребята повторяют. В это время «учитель русского языка» проверяет работы и ставит отметки).

(Звенит звонок на урок) МУЗЫКА

(Учитель русского языка раздаёт работы с выставленными отметками, и предлагает сделать вывод: помогло ли пособие в выполнении задания)

- Молодцы, ребята! Теперь вы знаете секрет красивого и безошибочного письма!

- Следующий наш урок «Литературное чтение». Приглашаю учителя литературного чтения. (выходит один из учащихся)

- Наш коллега, учитель литературного чтения, внедрил уникальную методику выразительному чтения наизусть. Для этого изготовил мини-трибуну с микрофоном для публичных выступлений.

«Учитель» предлагает каждому учащемуся попробовать себя на трибуне, прочитав свой любимый стих наизусть, при этом пользуясь методической рекомендацией «Учить-ум точить!».

Подведение итогов. Оценивание чтения наизусть «учителем литературного чтения».

Звенит звонок на перемену МУЗЫКА

«Учитель» изобразительного искусства предлагает учащимся весело и с пользой отдохнуть. Для этого ребятам нужно поделиться на 2 команды, и выполнить следующее задание: участники каждой команды по очереди на общем листе рисуют школьные принадлежности, которые необходимы для учёбы. Команда, изобразившая большее количество предметов, является победителем.

Рисунок оценивается учителем изобразительного искусства.

Звенит звонок на урок (МУЗЫКА)

- Предлагаю вам познакомиться с учителем окружающего мира (выходит «учитель окружающего мира»).

«Учитель» представляет разработанное пособие-интерактивный глобус.

Суть этого пособия заключается в том, что на каждом из континентов глобуса, изготовленного вручную, располагается объект в виде животного, проживающего на этом континенте. Учащиеся поочередно выбирают объекты, а «учитель» рассказывает им подробно о каждом из них. При этом используется методическая рекомендация «Кто путешествует, тот познаёт!».

«Учитель» подводит итог:

  • Какие животные встретились ученикам первый раз?
  • Краткая информация о понравившихся животных.

Звенит звонок на перемену. (Музыка)

Выходит директор школы (учащийся 11 педагогического класса).

- Не торопитесь уходить домой, а давайте поблагодарим наших юных «учителей», которые проводили для вас сегодня, хоть и маленькие, но очень интересные уроки, разрабатывали свои удивительные пособия, а также методические рекомендации к ним. И с удовольствие вам их сегодня продемонстрировали.

- А какие же их этих рекомендаций вы запомнили? (перечисляются и фиксируются все «методические рекомендации»)

- Исходя из этих рекомендаций учитель даёт не только необходимые ученикам знания и умения, а ещё воспитывает в своих учениках такие нравственные качества, как: трудолюбие, взаимоуважение, взаимопомощь.

- Авторитет учителя не возникает просто так, а даётся только тяжким трудом, но профессия педагога остаётся одной из самых благородных и востребованных.

- А как вы думаете, любой ли человек может стать учителем? (ответы детей)

- И позвольте от имени администрации школы вручить нашим юным учителям благодарственные письма.

- На этом мы с вами прощаемся, и может быть кто-то из вас, после того, как побывал учителем сегодня, всерьёз задумается о том, чтобы выбрать профессию учителя для себя в будущем!

- До новых встреч, ребята!

3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данное мероприятие и его содержание дает возможность развивать индивидуальные способности учащегося, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Учителя и наставники — это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик. Образование в жизни общества всегда было значимо: оно развивало экономику государств, воспитывало культуру поведения людей. А на сегодняшний день образование даёт молодым людям получить профессию и быть востребованным специалистом. Мероприятие может быть использовано во внеклассной работе любым педагогом с учащимися младших классов. Чтобы работа происходила наиболее плодотворно рекомендуется поступать следующим образом:

  1. Во-первых, для того чтобы дети легко выполняли задания, на 1 этапе подготовки вводятся специальные профессиональные термины. Для более лёгкого усвоения рекомендуется вводить их в формате игры. Можно использовать интеллект-карту, которая составляется вместе с детьми по ходу ознакомления с каждым термином (дети пытаются «изобразить» данные слова с помощью вспомогательных рисунков, а также подбор синонимов, более простых для понимания учащихся);
  2. Во-вторых, метод проектов и само участие в проектной деятельности

Приложение 1

  1. Мультфильм «Ненаглядное пособие» (https://yandex.ru/video/preview/4618989094239178986)

  1. Музыка для выхода педагогического коллектива (https://box.hitplayer.ru/?s=фанфары%20-%20начало%20праздника&ysclid=lob72tbivl934306830)

  1. Звонок на урок (https://box.hitplayer.ru/?s=звук%20школьного%20звонка&ysclid=lob7712nqs857638898)

  1. Звонок на перемену (https://box.hitplayer.ru/?s=Звонок%20на%20перемену&ysclid=lob78f1ohn909600744)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Быть отличником хочу! Пусть меня научат!"

Кто из родителей не желает видеть своего ребенка отличником? Вы таких знаете? Я нет. Каждый мечтает, чтобы его ребенок учился на пятерки или четверки. А как этого хотят сами ребятишки!  Но не у к...

Час общения "Толерантным быть хочу, пусть меня научат"

Обучающиеся знакомятся с понятием "толерантность", осознают значимость толерантности как качества личности. Учатся проявлять терпимость, доброту и уважение к людям....

"Я бы в армию пошёл, пусть меня научат!"

Спортивная военизированная эстафета, посвященная Дню Защитника Отечества для учащихся 2-4 классов...

Проект "Я бы в пожарные пошёл, пусть меня научат!"

Проект "Я бы в пожарные пошёл, пусть меня научат!"...

Сочинение-рассуждение "Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат"

У меня растут года, будет и семнадцать,Кем работать мне тогда, чем заниматься?В. Маяковский     Профессий на свете очень много. Однако выбрать ту, которая станет делом всей твоей ж...

«Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат!» - исследовательская работа (направление: самоопределение и профориентация)

Выбор будущей профессии – это актуальный и весьма проблематичный вопрос для выпускников школ. Отношение к профессии нужно вырабатывать уже в младшем школьном возрасте. Приобщение к миру взрослых...