Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» предлагается с целью развития социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы; содействия психологическому здоровью; формирования психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям посредством развития критичности мышления и стимулирования ответственного, обдуманного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._zhiznennye_navyki_-_kopiya.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАЛЬБШТДТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
|
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Жизненные навыки»
для обучающихся начальных классов
Пояснительная записка
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» предлагается с целью развития социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы; содействия психологическому здоровью; формирования психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям посредством развития критичности мышления и стимулирования ответственного, обдуманного поведения.
Цель учебного курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки»: развитие у младших школьников в условиях школы социально значимого комплекса жизненно важных навыков, а именно:
- формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится противостояние вредным привычкам;
- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе
Задачи:
- дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
- создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
- создать условия для развития навыков разрешения конфликтов;
- передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим
чувствам.
Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения. В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших подростков. Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства.
Программа учебного курса позволяет решать задачи по формированию функциональной грамотности в области развития способности к успешной коммуникации, готовности сотрудничать, умения проявлять культуру общения; владеть диалогом.
Формы проведения занятий:
- тренинговая форма;
- техника коллажа;
- ролевые игры;
- дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия;
- моделирование образцов поведения;
- рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов.
Структура занятия: вступительная беседа, разминка, работа по теме, заключительное обсуждение.
Взаимосвязь с программой воспитания
- использование воспитательных возможностей содержания учебного курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» для формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организацию их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
Содержание учебного курса
Тема 1. Ответственность. Мое решение. Три вида ответственности. В безответственном мире всем было бы плохо жить. Когда я чувствую, что задача невыполнима, скорее всего это означает, что передо мной не одна задача, а несколько. У каждого моего решения есть последствия. Когда я беру на себя ответственность и несу ее честно. Когда каждый честно выполняет свое поручение, жизнь в классе становится лучше.
Тема 2. Гнев – это нормально. Плохих чувств не бывает. Между тем, что я чувствую, и тем, что делаю, есть различия. Достойно вести себя в гневе считалось престижным и почетным у людей всех времен и народов. Если я не стану хозяином своего гнева, то придется стать его слугой. Когда тебя обзывают или несправедливо критикуют.
- ком много злости – тот сам многого боится. Когда кто-то в нашем классе ведет себя как провокатор, он не должен чувствовать себя уютно.
Тема 3. Страшно - не страшно. . На всякий случай нужно всегда иметь безопасный тыл. Все люди боятся. Бояться ужасно здорово, особенно всем вместе. Страх может быть полезным. То, над чем люди смеются, больше не пугает их. Фантазии и реальность – не одно и то же. Если хорошо приготовиться к встрече с неизведанным, то чувствуешь себя намного увереннее.
Тема 4. Что такое толерантность?. У каждого человека есть границы. Вражда между народами, так же как и между людьми, возникает из-за нарушения чужих границ. Никому не нравится чувствовать себя пустым местом. Люди принадлежат к разным культурам, поэтому имеют разные привычки и обычаи. Оказывается, несмотря на разнообразие культур, все люди любят поесть. Мы разные по внешним признакам и национальностям, но все мы- дети одного возраста, мы поколение.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
Базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
Базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- с помощью педагога формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией:
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки;
- самостоятельно создавать схемы, рисунки для представления информации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Универсальные учебные регулятивные действия:
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач деятельности;
- корректировать свои действия для преодоления ошибок.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ЦОР ЭОР |
1 | Ответственность | 7 | https://tak-to-ent.net/load/172-1-0-2014 |
2 | Гнев – это нормально | 9 | https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/gnievetonormalno |
3 | Страшно – не страшно | 11 | https://sch1381.mskobr.ru/files/pedagog- psiholog_ustinova_i_v_zadanie_dlya_2_klassa_tema_gnev_13_04-17_04.pdf |
4 | Что такое толерантность? | 7 | https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/43218- klassnyy-chas-urok-tolerantnosti-2-klass.html |
Всего часов: | 34 |
Форма контроля - учёт текущих достижений
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |||||||||||||||||
Тема 1. «Ответственность», 7 часов | ||||||||||||||||||||
1 | Вводное. Мы вместе! | 1 | ||||||||||||||||||
2 | Могу и делаю | 1 | ||||||||||||||||||
3 | Зачем нужна ответственность? | 1 | ||||||||||||||||||
4 | Ответственность: шаг за шагом | 1 | ||||||||||||||||||
5 | Ответственность в школе | 1 | ||||||||||||||||||
6 | Я в ответе за свой выбор | 1 | ||||||||||||||||||
7 | Как мы сами изменили мир вокруг. | 1 | ||||||||||||||||||
Тема 2. «Гнев – это нормально», | 9 часов | |||||||||||||||||||
8 | Гнев – одно из наших чувств | 1 | ||||||||||||||||||
9 | Мой гнев | 1 | ||||||||||||||||||
10 | Сколько у меня гнева? | 1 | ||||||||||||||||||
11 | Когда дразнят | 1 | ||||||||||||||||||
12-13 | Почему люди дразнятся? | 2 | ||||||||||||||||||
14 | Чтобы не обидеться | 1 | ||||||||||||||||||
15-16 | Мы – укротители гнева | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 3. «Страшно - не страшно», | 11 часов | |||||||||||||||||||
17 | Безопасное место | 1 | ||||||||||||||||||
18 | Путешествие в страшную сказку | 1 | ||||||||||||||||||
19 | Будем бояться вместе | 1 | ||||||||||||||||||
20 | Для чего нужен страх? | 1 | ||||||||||||||||||
21 | Страшно-смешно-не страшно | 1 | ||||||||||||||||||
22 | Фантазии и реальность | 1 | ||||||||||||||||||
23-24 | Щкольные страхи | 2 | ||||||||||||||||||
25 | Готовимся к настоящему испытанию | 1 | ||||||||||||||||||
26-27 | Путешествие в пугающее место | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 4. «Что такое толерантность?», 7 часов | ||||||||||||||||||||
28 | Страны и границы | 1 | ||||||||||||||||||
29 | Вражда или толерантность? | 1 | ||||||||||||||||||
30 | Мы – часть чего-то | 1 | ||||||||||||||||||
31 | Наши национальные «изюминки» | 1 | ||||||||||||||||||
32 | Мы все любим поесть | 1 | ||||||||||||||||||
33-34 | Толерантность – это… | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению: «Умники и Умницы» в 3 классе
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-разви...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "ИСТОКИ", 1 класс
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "ИСТОКИ", 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса внеурочной деятельности«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 4В класса на 2022 – 2023 учебный год
Актуальность и назначение программы Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» 1 класс
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 3 года с 1 по 3 кл...