Программа "Природа - мой дом"
рабочая программа
Программа предназначена для воспитателей реабилитационных центров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_-_moy_dom.docx | 109.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев – Польского района»
Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Павших борцов, д.6
(09246) 3-30-76
Программа
«ПРИРОДА – МОЙ ДОМ!»
Составитель:
Гражданникова Наталья Николаевна
воспитатель
стационарного социально-
реабилитационного отделения
для несовершеннолетних
г. Юрьев-Польский
2023г.
Содержание программы.
- Актуальность проблемы…………………………………………3-4 стр.
- Цели и задачи……………………………………………………….5 стр.
- Принципы реализации программы………………………………..6 стр.
- Целевая группа……………………………………………………...7 стр.
- Ожидаемые результаты…………………………………………….8 стр.
- Реализация программы по направлениям…………………………9 стр.
- Система программных мероприятий………………………….10-16 стр.
- Оценка эффективности реализации программы……………..17-21 стр.
- Критерии оценки эффективности……………………………..22-23 стр.
- Список литературы………………………………………………...24 стр.
- Приложение……………………………………………………..25-33 стр.
ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев – Польского района»
ПРОГРАММА
«ПРИРОДА – МОЙ ДОМ»
Составитель: Гражданникова Н.Н. – воспитатель стационарного социально – реабилитационного отделения для несовершеннолетних.
Краткая аннотация программы
Программа построена на изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В ходе реализации программы дети овладевают определённым набором знаний, умений, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушений экологического равновесия.
В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.
Актуальность проблемы.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи и нашему городу. Ухудшается здоровье взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, сильными, любящими своё Отечество, свой народ. Для этого с самого раннего детства необходимо воспитывать в них любовь ко всему живому, бережное отношение к уже созданному и желание создавать новое.
В стационарное социально – реабилитационное отделение часто поступают дети из асоциальных семей. До поступления к нам дети редко посещали детский сад, родители не уделяли ребёнку должного внимания и воспитания, поэтому воспитанники не знают или очень мало знают о многообразии животных, растениях, насекомых, их связи со средой, жизни в сообществе, взаимодействии человека с природой, не знают, как вести себя на природе и т.д. Они характеризуются неадекватными формами отношения к природе, узким кругозором, низкой познавательной активностью, у них не сформированы общечеловеческие ценности (любовь, сострадание). Каждый день ребята бывают на прогулке, ходят мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками. И можно наблюдать, что ребята сломали берёзку во дворе, растоптали цветы на клумбе, обломали кустарники. Почему? Потому что никто не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за их ростом, ухаживать за ними. Очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её богатства. Рассказывая о природе детям, перед ними открывается сказочный мир жизни растений и животных.
Именно поэтому перед нашим коллективом стационарного социально-реабилитационного отделения ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев – Польского района» ставится задача, прежде всего, воспитания человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом; учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг; учить правильно вести себя в природе.
Цель: социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путём экологического воспитания.
Задачи:
1. Создание условия, способствующих расширению и обогащению знаний детей о живой и неживой природе, многообразии живых существ, их развитии, приспособлении к среде обитания.
2. Способствовать осознанию детьми себя как части единой экосистемы.
3. Способствовать развитию у детей бережного, заботливого, гуманного отношения и к природе.
4. Организация и проведение праздников Народного календаря.
Срок реализации: 1 год.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Деятельность, направленная на реализацию программы будет подразделяться на познавательный, эстетический, гуманистический, творческий компонент
Реализация программы предполагает интегрированный подход в реабилитации и развитии ребенка.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- беседы,
- наблюдения,
- опыты,
- игры,
- импровизации,
- экскурсии,
- чтение литературы,
- изобразительные средства,
- музыкальные средства,
- поделки, аппликации,
- трудовая деятельность
В рамках этой программы предполагается взаимодействия с различными учреждениями культуры, специалистами Центра (медицинскими работниками, музыкальным руководителем, воспитателями, социальными педагогами).
Целевая группа: воспитанники стационарного отделения, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте 5-10 лет.
Ожидаемый результат.
Воспитанник должен знать:
- основных представителей животного мира: зверей, птиц, насекомых;
- значение солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений;
- времена года, отмечать их особенности;
- правила поведения в природе и соблюдать их.
Воспитанник должен уметь:
- различать зверей, птиц и рыб;
- различать диких животных от домашних;
- различать категории овощей и фруктов;
- бережно относиться к природе
Реализация программы по направлениям.
- «Мир животных»
Задачи: расширять и углублять знания детей о животных, их
развитием, ростом, их разнообразии на Земле, их связи со средой
обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со
средой в процессе роста и развития; заботливого отношения к
животным.
- «Мир растений»
Задачи: расширять и углублять знания о растительном мире, их строении, разнообразии на Земле, их связи со средой, бережного, гуманного отношения к растениям.
- «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
Задачи: расширять и углублять знания детей о таких явлениях и объектах как воздух, вода, почва, сезонные изменения природы. Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к компонентам неживой природы.
- «Взаимодействие человека с природой»
Задачи: помочь детям научиться строить свое поведение в природе; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Система программных мероприятий.
Тема | Сроки исполнения | Ответствен- ный | ||
1-е занятие. «День зимних деревьев» Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимних деревьях средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности. 2-е занятие. «Праздник пингвинов» Цель: Закрепление, уточнение, расширение знаний об Антарктиде и её обитателях - пингвинах. 3-е занятие. «Следы на снегу» Цель: учить узнавать оставленные на снегу следы птиц и животных, дать понять, что у каждого живого существа есть определённый след. 4-е занятие. «День заповедников и национальных парков России» Цель: знакомить детей с понятием «заповедник» и ролью человека в жизни его обитателей; с местоположением заповедников и национальных парков во Владимирской области; развивать интерес к изучению родного края; воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы. | ЯНВАРЬ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие. « Кто такие рыбы? Подводный мир рыб.» Цель: Развивать представления у детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т.д.; воспитывать интерес к природе. 2-е занятие. «День кактусов» Цель: формирование представлений о многообразии комнатных растений. | ФЕВРАЛЬ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
3-е занятие. "Сравнение домашних и диких животных". Цель: Уточнять с детьми признаки домашних животных. Показать, что домашние животные отличаются от диких. Упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. 4-е занятие. «Собака – друг человека» Цель: знакомить детей с жизнью собак и их видами, воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили. | ФЕВРАЛЬ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие. «Весна – красна» Цель: Закреплять знания о весенних изменениях в живой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. 2-е занятие. «Пушистое чудо» Цель: Знакомить детей с жизнью кошек, закреплять знание детей об особенностях внешнего вида, о назначении органов чувств и повадках кошек, расширить знания о породах кошек, воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили. 3-е занятие. «День дикой природы» Цель: расширять и систематизировать знания детей о празднике «Всемирный день дикой природы»; закреплять и расширять знания детей о жизни диких животных о разнообразии растительного мира дикой природы, о народных поверьях и традициях; развивать у детей чувство ответственности за сохранность дикой природы; воспитывать у ребят стремление бережно относиться к дикой природе, активно участвовать в мероприятиях по защите дикой природы. 4-е занятия. «Знакомство детей с водой» Цель: Дать детям представление детей о воде, её свойствах (прозрачность, текучесть, три состояния: жидкое, пар, лёд) | МАРТ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие. «Растения – лёгкие земли. Зелёная аптека»» Цель: Дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. Уточнять и расширять о лекарственных растениях, закреплять знания о взаимосвязи растительного мира и человека. 2-е занятие. «О чём поют весной птицы?» Цель: Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. 3-е занятие. «Плывут по небу облака» Цель: знакомить детей с особенностями образования облаков и их разновидностями, развивать познавательный интерес к явлениям природы, воспитывать экологическую культуру детей. 4-е занятие. «Первоцветы. День подснежника.» Цель: Уточнять и расширять представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе. | АПРЕЛЬ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие. «День солнца» Цель: дать представления о роли Солнца в жизни людей. 2-е занятие. «Путешествие к пчелам» Цель: Закрепить представление детей о пчелах, как представителях класса насекомых; формировать интерес к насекомым и бережное отношения к ним; знакомить детей с продуктами пчеловодства (пыльцой, пергой, прополисом, воском, медом); развивать представлений детей о пользе продуктов пчеловодства для здоровья людей; воспитывать бережное и уважительное отношение к пчелам; 3-е занятие. «Божья коровка» Цель: расширять и уточнять знания детей о божьей коровке, воспитывать интерес к насекомым, бережное к природе, через понимание взаимосвязи всего живого на земле (пищевая цепочка). 4-е занятие. «Волшебный мир бабочек» Цель: расширять знания детей о бабочках, закреплять знания детей о развитии насекомого, воспитывать интерес к жизни бабочек, бережное отношение к ним. | МАЙ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие «Лето красное пришло!» Цель: Закреплять представления детей о времени года. Учить бережно относиться ко всему живому. 2-е занятие. «Волшебное путешествие по радуге» Цель: формировать у детей интерес к явлениям природы, воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений. 3-е занятие. «Люблю берёзку русскую» Цель: Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве. 4-е занятие. «Ветер, ветер, ветерок» Цель: Уточнять знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. | ИЮНЬ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие. «Корова, коза – домашние животные» Цель: формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные. 2-е занятие. «Фрукты» Цель: расширение и уточнение знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека. 3-е занятие. «Домашние птицы» Цель: закреплять знания детей о домашних птицах, внешнем виде, питание, местах их обитания, голосе, членах птичьих семей, пользе для человека, воспитывать заботливое отношение к птицам. 4-е занятие. «Путешествие на ягодные полянки» Цель: уточнять знания о ягодах; воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к миру природы. | ИЮЛЬ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие. «Полевые цветы» Цель: Знакомить детей с цветами. Знакомить представления о строении цветка: стебель, листья, цветы. Учить умению сравнивать: высокий, низкий. 2-е занятие. «Кора деревьев» Цель: Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. Уточнять с детьми понятие "кора", для чего она служит дереву. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев. 3-е занятие. «Чистый и загрязненный воздух» Цель: Давать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. 4-е занятие. «Не оставляй костёр в лесу» Цель: Учить детей бережно относиться к природе. | АВГУСТ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие. «Волшебница – осень» Цель: дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины»; учить видеть, наблюдать изменение в природе; воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа. 2-е занятие. «В лес за грибами» Цель: Рассмотреть с детьми съедобные и несъедобные грибы, знакомить со способом симметричного вырезания, учить составлять изображение из частей. 3-е занятие. «Праздник осенних листьев» Цель: обобщение знаний о листве различных деревьев (уметь отличать друг от друга, определять принадлежность к дереву), развитие творческого мышления и воображения при изготовлении поделок из природного материала. 4-е занятие. «День кролика» Цель: дать детям представление о кролике; учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика; формировать интерес к животным; воспитывать бережное отношение к животному. | СЕНТЯБРЬ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие. «Праздник дождливой погоды» Цель: знакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой, уточнять название и назначение предметов одежды. 2-е занятие. «Осенние хлопоты человека» Цель: Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего. 3-е занятие. «Откуда хлеб пришел» Цель: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; закреплять знания о долгом пути хлеба от поля до стола; прививать любовь к родной земле, воспитывать уважение к труду взрослых и бережное отношение к хлебу. 4-е занятие. «Беседа о перелетных птицах» Цель: Рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелётов (перелётные, кочующие, зимующие). Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам. | ОКТЯБРЬ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие. «Подготовка диких животных к зиме» Цель: Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. 2-е занятие. «Синичкин день» Цель: знакомить детей с синицей, с праздником «Синичкин день», учить отличать синиц от других видов птиц, воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц. 3-е занятие. «Лакомство для птиц» Цель: приготовление простых угощений для зимующих птиц, формирование у детей обобщенных представлений о зимующих птицах. 4-е занятие. «День белки» Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о жизни животных зимой в лесу. | НОЯБРЬ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. | ||
1-е занятие. «Зимушка-зима» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о явлениях природы в зимнее время года и расширять представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой. 2-е занятие. «Праздник снега» Цель: продолжать формировать у детей представление о свойствах снега. 3-е занятие. «Снегирь» Цель: расширять знания детей о жизни снегирей, знакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года, воспитывать бережное отношение к животному миру природы. 4-е занятие. «День медведя» Цели: расширять и уточнять представление детей о диких животных, об их приспособлении к жизни в природных условиях. | ДЕКАБРЬ | Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. Гражданникова Н.Н. |