Внеурочная деятельность
учебно-методический материал (3 класс)

Дармаева Жэбзыма Бальжинимаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 

        «В мире книг» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального  общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Кундюковской  средней школы с учётом Примерной программы начального  общего образования по внеурочной деятельности и авторской программы

Е. Э. Кочуровой «В мире книг» // Сборник программ внеурочной  деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013.   

 

Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

 

Согласно учебному плану на внеурочную деятельность «В мире книг» отводится во 2 классе  34 часа в год.

 

Срок реализации рабочей программы - 1 год.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева»

АМО «Кижингинский район»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБОУ «Кижингинская

СОШ им.Х.Намсараева»

приказ №72/1

от «29» августа 2023г.

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«В мире книг»

 

                                                                                                  Рабочую программу составила:

Дармаева Ж.Б.

                                                                                                   

2023-2024

учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности

        «В мире книг» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального  общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Кундюковской  средней школы с учётом Примерной программы начального  общего образования по внеурочной деятельности и авторской программы

Е. Э. Кочуровой «В мире книг» // Сборник программ внеурочной  деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013.   

 

Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

Согласно учебному плану на внеурочную деятельность «В мире книг» отводится во 2 классе  34 часа в год.

Срок реализации рабочей программы - 1 год.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире книг»

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомой ситуации;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх.

       Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности;
  • приобретать  знания  об основах здорового образа жизни; 
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • работать в группе, обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль.
  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
  • систематизировать книги по авторской принадлежности;
  • составлять список прочитанных книг;
  • выделять особенности учебной книги;
  • работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
  • аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
  • классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру;
  • сравнивать басни по структуре и сюжету;
  • собирать информацию для библиографической справки об авторе;
  • находить по каталогу нужную книгу;
  • пользоваться библиографическим справочником;
  • рассматривать и читать детские газеты и журналы;
  •  находить нужную информацию в газетах и журналах;
  • пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
  • пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
  • задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
  • работать с детскими газетами и журналами        

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять поисковую работу по проекту;
  • писать отзыв о книге или героях книги;
  • готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
  • собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
  • готовить материал для классной и школьной газеты;
  • пользоваться электронными газетами и журналами.
  • составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
  • различать виды и типы книг;
  • знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
  • писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
  • собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал и т. д.);
  • выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
  • составлять таблицу жанров произведений писателя;
  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

Планируемые результаты освоения курса 2 класса

Ученик получит возможность научиться:

— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

— заполнять каталожную карточку;

— систематизировать книги по авторской принадлежности;

— составлять список прочитанных книг;

— выделять особенности учебной книги;

— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

Содержание  курса внеурочной деятельности «В мире книг»

Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости.

 Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (2 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов

Всего часов

1

Книга, здравствуй

3

2

Книгочей — любитель чтения

2

3

Книги о твоих ровесниках

4

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

4

5

Писатели-сказочники

4

6

Книги о детях

4

7

Старые добрые сказки

4

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

3

9

Защитникам Отечества посвящается

3

10

По страницам любимых книг

2

11

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».

1

Итого

34

Календарно - тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Количество

занятий

Формы внеурочной деятельности

Дата

план

факт

Книга, здравствуй        (3 ч.)

1

Роль книги в жизни человека.

1

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Самостоятельное чтение выбранной книги.

2

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

1

3

Структура книги (элементы книги).

1

Книгочей — любитель чтения        (2 ч.)

4

Экскурсия в муниципальную библиотеку.

1

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

5

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

1

Книги о твоих ровесниках        (4 ч.)

6

Выставка книг о детях. Структура книги. Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

1

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Чтение и рассматривание книг.

Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Работа в группах: инсценирование  отдельных эпизодов из рассказов о детях).

7

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

1

8

Книги Н. Носова. Типы книг.

1

9

Книги В. Драгунского. Аппарат книги. Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).

1

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники        (4 ч.)

10

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

Путешествие по тропинкам фольклора.

Игра «Отгадай загадку».

Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

11

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

1

12

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

1

13

Скороговорки и чистоговорки.

1

Писатели-сказочники        (4 ч.)

14

Книги с литературными (авторскими) сказками.

1

Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

15

Писатели-сказочники.

1

16

Герои сказок. Викторина «По страницам сказок Х.К.Андерсена».

1

17

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

1

Книги о детях         (4 ч.)

18

Книги о детях. Выставка книг. Герои книг В. Осеевой.

1

Чтение и рассматривание книг.

19

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

1

20

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

1

21

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

1

Старые добрые сказки        (4 ч.)

22

Книги-сборники сказок народов мира.

1

Чтение и рассматривание книг. Поисковая работа: народные сказки на страницах детских журналов.

23

Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

1

24

Народные сказки на страницах детских журналов.

1

25

Народные сказки на страницах детских журналов.

1

Книги о тех, кто подарил нам жизнь        (3 ч.)

26

Книги о семье.

1

Литературная игра «По страницам прочитанных книг»: чтение произведений о семье по книге или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах):   «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

Рукописная книга «Семья».

27

Пословицы о семье. Стихотворения о семье.

1

28

Мини-проекты (работа в группах): «Рукописная книга «Семья».

1

Защитникам Отечества посвящается        (3 ч.)

29

Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твёрдом слове».

1

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Чтение, рассматривание книг.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

30

А. Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твёрдом слове».

1

31

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

1

По страницам любимых книг        (2 ч.)

32

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей»

или «Дневника читателя».

1

Библиотечный урок.

Проектная деятельность: презентация любимых  книг.

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

33

Игра-путешествие «Волшебная страна Читалия».

1

34

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева»

АМО «Кижингинский район»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБОУ «Кижингинская

СОШ им.Х.Намсараева»

приказ №72/1

от «29» августа 2023г.

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

для учащихся начальных классов

«Буряад хэлэнэй нюусанууд»

 

                                                                                                       Рабочую программу составила:

Дармаева Ж.Б.

                                                                                                   

2023-2024

учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по бурятскому языку «Буряад хэлэнэй нюусанууд» для обучающихся 3  класса разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 г. №273-ФЗ., Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 года №240-V, Закона Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 10 июня 1992 года №221-XII (с изм., внесенными Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 31.07.2003), Федеральных государственных образовательных стандартов ООО (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка на 2014 – 2020 г.г. от 23.06.2014 №289», утвержденной МОиН Республики Бурятия в 2009 году программы по бурятскому языку как государственному.

Программа содержит темы по традициям и обычаям бурятского народа  дает примерное распределение учебных часов и рекомендуемую последовательность изучения тем данного курса с учетом метапредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Бурятская культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями бурятского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народного фольклора, является в настоящее время особенно актуальной. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей.

Цель программы: Формирование нравственно-эстетической личности на основе традиционных ценностей национальной культуры, средствами народного фольклора. В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

- познакомить с традициями , обычаями бурятского народа;

- воспитывать бережное отношение, уважение к традициям бурятской культуры, к бурятскому фольклору, костюму, национальную гордость за свой народ, его культурное наследие;

- развивать творческие способности детей;

При реализации программы используются групповая и коллективная формы работы. Такие формы работы развивают коммуникативные умения, умение работать со всеми вместе, терпимо относиться к мнению партнера, умение аргументированно излагать собственное мнение.

Планируемые результаты:

- знать о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты, жизненно силы;

- определять характер и жанр произведений;

- пересказывать сюжеты сказок, легенд;

- исполнять народные песни, танцы;

- применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;

- играть в народные игры и организовывать их;

- исполнять мини – спектакль на бурятском языке;

- работать с партнером в группе;

- оценить процесс и результаты своей работы.

Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, культурно-досуговой. Младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только художественная литература, иллюстрации, шутки и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта, с которыми можно познакомиться в музее. Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в бурятскую юрту, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю бурятского народа.

Учебно-тематический план

№№

Наименование разделов и тем

Час

Дата

1

Вводное занятие

1

2

Легенды и предания бурят

1

3

Бурятский героический эпос «Абай — Гэсэр»

1

4

Загадки

1

5

Считалки

1

6

Скороговорки

1

7

Благопожелания

1

8

Пословицы и поговорки

1

9

Игра «Кто больше знает пословиц?»

1

10

Бурятские народные песни. Детские песни

1

11

Старинные песни

1

12

Колыбельные песни

1

13

Обрядовые песни

1

14

Бурятские народные инструменты

1

15

Бурятские народные сказки

1

16

Сказки о животных

1

17

Бытовые сказки

1

18

Волшебные сказки

1

19

Бурятские легенды

1

20

Национальный костюм

1

21

Украшения

1

22

Орнаменты

1

23

Значение орнамент

1

24

Ёхор

1

25

Движения ёхора

1

26

Пять драгоценностей бурят

1

27

Бурятские народные праздники

1

28

Сурхарбан

1

29

Сагаалган

1

30

Традиционные народные игры

1

31

«Шагай наадан»

1

32

«Алта нюулга»

1

33

Игры мужей

1

34

Подведение итогов

1

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Цели, задачи, содержание программы обучения. Специфика детского фольклора, история собирания и изучения детского фольклора. Классификация детского фольклора. Форма проведения - беседа.

Тема 2. Легенды и предания бурят (улигеры)(2 часа)

Понятие о легенде и предании. Бурятский героический эпос «Абай Гэсэр»

Тема 3. Загадки (1 час)

Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Классификация загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.

Тема 4. Считалки (1 час)  «Неувядаемые произведения». Жанровое своеобразие считалок. Генезис жанра. Вариативность считалок. Классификация считалок. Поэтизация текстов считалок. Композиция считалок. Популярность жанра в наши дни. Разучивание считалок.

Тема 5. Скороговорки (1 час)

Генезис скороговорок. Публикации собраний скороговорок. Скороговорка – инструмент в работе логопеда. Бытование скороговорок в наши дни. Конкурс скороговорочников.

Тема 6. Пословицы поговорки (2 час)

Понятие жанра, тематика, образное выражение. Игра «Кто больше знает поговорок?»

Тема 7. Бурятские народные песни (4 часа)

Понятие жанра. Классификация детских народных песен. Своеобразие жанра. Значение жанра. Анализ и разучивание детских народных песен.

Тема 8. Бурятский народный инструмент (1час)

Тема 9. Бурятские народные сказки (4 часа)

Генезис жанра. Классификация детских сказок. Педагогическая функция детских сказок. Сказки-импровизации. Чтение сказок.

Тема 10. Бурятские легенды (1 час)

Понятие жанра, своеобразие, педагогическая ценность. Чтение легенд.

Тема 11. Бурятский национальный костюм (4 часа)

Особенности формирования и колорит национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды.

Тема 12. Бурятский народный танец — Ёохор (2 часа)

Разучивание движений, исполнение танца.

Тема 13. Бурятские народные праздники (3 часа)

Бурятские народные праздники: «Сагаалган», «Сурхарбан»

Тема 13.Традиционные народные игры (3 часа)

«Шагай наадан». «Алта нюулга». Особенности жанра. Педагогические функции игры. Разучивание игр.

Тема 14. Подведение итогов за учебный год

Использованная литература

1. Бабуева В.Д. "Материальная и духовная культура бурят" Улан-Удэ. 2004.

2. Богомолова О.И., Гунжитова Г.-Х.Ц., Дареева О.А. «Мэндэ». – Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009.

3. Дареева О.А. «Программа курса по изучению культуры на уроках бурятского языка». – Улан-Удэ, 2008.

4. Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Содномова Б.Д «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком». – Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Сценарий игровой программы по ПДД для младших школьников 3-4 класса «Знатоки правил дорожного движения»

Цели: довести до осознания учениками мысль о том, что каждый человек должен знать и соблюдать правила дорожного движения; обобщить знания учеников о ПДД; через соревнование знакомить учащихся с правилами работы в группе, с основами сотрудничества.
Материалы: дорожные знаки; жетоны красного, желтого и зеленого цветов; бланки с «Дорожным кроссвордом» (по количеству команд)

Ход классного часа

I. Организационный момент.
Ученик.

Город, в котором мы с вами живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Ведущий. В целях профилактики детского дорожно- транспортного травматизма мы проводим конкурс-соревнование «Знатоки правил движения».
II. Представление команд.
Ведущий.
 Командам доложить о готовности к соревнованию!
(Каждая команда придумывает название и девиз.)

III. Конкурс-соревнование.
1-й конкурс «Викторина».
Ведущий.

Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения,
Нужно помнить, нужно знать
Правила движения.
(Ведущий задает командам вопросы, за правильный ответ команда получает жетон (балл).)
Вопросы:
1. В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? (Красный, желтый, зеленый.)
2. Как называется пешеходная дорожка? («Зебра».)
3. Что такое перекресток? (Пересечение улиц и дорог.)
4. С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе? (С 14 лет.)
5. Где могут ездить велосипедисты? (По специально отведенной для них велосипедной дорожке.)
6. Можно ли ездить на велосипеде по тротуару? (Нет.)
7. Как нужно обходить трамвай? (Спереди.)
8. Как нужно обходить троллейбус? (Сзади.)
9. Как нужно обходить автобус? (Сзади.)
2-й конкурс «Дорожные знаки».
Ведущий.

Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать,
Знаки надо уважать!
(Каждая команда получает по два дорожных знака.)
Задача: объяснить, что каждый знак обозначает. За правильный ответ команда получает жетон (балл).
3-й конкурс «Дорожный кроссворд».
Каждая команда получает кроссворд, и за определенное время ученики должны правильно разгадать его.
«Дорожный кроссворд»

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2020/8/482_a574ca4632b48a7b146a8ed320154fe4.jpg


1. «Хозяин» перекрестка. (Регулировщик.)
2. Место, где останавливается общественный пассажирский транспорт для посадки и высадки пассажиров. (Остановка.)
3. По ней идут пешеходы и едут машины. (Дорога.)
4. Сельский населенный пункт. (Деревня.)
5. Дорога для пешеходов. (Тротуар.)
6. Крупный населенный пункт. (Город.)
7. В два ряда дома стоят –
10, 20, 100 подряд.
Между ними две лавины –
Пешеходы и машины. (Улица.)

8. Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (Переход.)
Игра «Красный, желтый, зеленый»
Ведущий поднимает круги красного, желтого и зеленого цвета, а дети, в зависимости от цвета, выполняют следующие движения:
- Красный - садятся на корточки и грозят друг другу пальцем;
- Желтый - стоят на месте, как по команде «замри»;
- Зеленый - выполняют произвольные движения.

4-й конкурс «Как поступишь ты?» (анализ возможных ситуаций на дороге).
Каждая команда получает ситуацию.
Задача: найти правильное решение и объяснить свой выбор.
Ситуации:
1. Пешеход подошел к пешеходному переходу и начал переходить дорогу. В это время он замечает, что к переходу подъехал автомобиль... (опишите действия пешехода).
2. Пассажиры вышли из автобуса. Надо перейти на другую сторону дороги... (опишите действия пассажиров).
3. Пешеходы начали переходить дорогу на зеленый свет. Вдруг сигнал изменился... (опишите действия пешеходов).
Игра «Запрещается - разрешается!»
Игру проводит один из учащихся класса. Он рассказывает стихотворение В. Семерина «Запрещается - разрешается!» Остальные учащиеся должны внимательно слушать и в паузах хором досказывать слова: «запрещается - разрешается».
ЗАПРЕЩАЕТСЯ - РАЗРЕШАЕТСЯ!
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить - мешать народу ...
- Запрещается!
Быть примерным пешеходом...
- Разрешается!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,...
- Запрещается!
Уступить старушке место...
- Разрешается!
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете...
- Запрещается!
При зеленом даже детям...
- Разрешается!

5-й конкурс «Я по улице иду!».
Ведущий.

Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное - внимание!
Каждая команда получает схему дороги (дорожная безопасность: учебная книжка-тетрадь для 3 класса / под общ. ред. В. Н. Кирьянова, с. 12, задание 3).
Задание: помочь мальчику безопасно дойти до указанных пунктов и изобразить его путь на схеме стрелками.
Итоги игры.
Ведущий или жюри подводят итоги соревнования, награждают команду-победителя и вручают грамоты остальным командам за участие.
АНКЕТА «ВАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Допишите предложения:
- Самые прекрасные впечатления в этом учебном году у меня оставили...
- Из проведенных мероприятий в классе мне больше всего понравилось...
- Я буду рад, если...
- Больше всего я разочаровался в...
- Чтобы в классе было интереснее, надо...
- Если бы я был классным руководителем, то...
Анкеты анализируются учениками совместно с классным руководителем.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Прогулки для детей младшего школьного возраста

Прогулка – это педагогически организованная  форма активного отдыха детей.

Цели и задачи:

  1. Прогулка способствует восстановлению умственной работоспособности, расширению кругозора детей, развитию их познавательных интересов, воспитанию нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.
  2. Оздоровительная задача прогулки является ведущей, она реализуется в подвижных, спортивных играх. Она также сочетается с разнообразными проявлениями трудовой, познавательной, художественной  деятельности учащихся,  в сюжетно-ролевых играх, общении детей  на свежем воздухе.
  3. Прогулка – это занятие на свежем воздухе, в тесном общении с природой, с людьми на улицах,  друг с другом и воспитателем в иной, более естественной обстановке. На прогулке создается ситуация реальной связи  ребенка с жизнью в ее различных проявлениях. В этом и есть главный воспитательный смысл прогулки.

Порядок проведения прогулки.

1.Организационный момент:

  • одевание детей  (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке);
  • инструктаж по технике безопасности;
  • инструктаж о цели и продолжительности прогулки, правилах поведения;
  • распределение конкретных поручений детям.

2.Движение по намеченному маршруту  и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников.  (Если цель и содержание прогулки  требуют организации игр, следует заранее обеспечить площадку  и необходимый инвентарь).

3.Возвращение в школу. Переодевание детей. Гигиенические процедуры.

4.Подведение итогов прогулки.

Виды прогулок.

Прогулка-наблюдение. Ее содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями школьников за сезонными изменениями  природе, особенностями растительного и животного мира. Место проведения –  школьный двор, зеленая зона недалеко от школы.

Уже по дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, встречаются по пути, какие птицы зимуют в городе и т.п.  Эта прогулка может включать элементы игры, например, конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекается по часам) каждому ученику заметить и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс можно усложнить заданием: кто лучше расскажет о названных деревьях, кустарниках и т.д.  Во время прогулки можно организовать наблюдение за трудом людей. Это способствует воспитанию у детей умения видеть особенности той или иной профессии, понимать ее общественную пользу и красоту. «Что является главным в работе продавца, дворника, водителя автобуса и т.д.?»  Над этими вопросами школьники задумываются на прогулке. Наблюдая за повседневным трудом взрослых.

Прогулка-практикум. Такие прогулки используются для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например, следования определенным правилам культуры поведения, правилам дорожного движения и др.  Во время прогулки воспитатель создает специальную педагогическую ситуацию. В которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль. Анализирует и оценивает действия детей.  Например, они учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удобную дорогу к школе, дому и т.д.

Прогулка с заданием.  Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни группы продленного дня. Школьники могут получить задание в виде путевки от ученического совета школы. Выполнение задания иногда может занимать 2 – 3 прогулки. Примерные варианты путевок-заданий могут быть следующими: «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы?», «Достопримечательности нашего города» и т.п.

Экскурсии.  Ее назначение – познакомить школьников с историей родного города, края,  достижениями   людей, живущих в городе, расширить их представления о видах производительного труда. Такие задачи решат, например, экскурсия на предприятие, в организацию, учреждение,  учебное заведение и т.д.

Творческая прогулка.  Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность школьников возникает в общении с природой. При наблюдении ее явлений.

Поисковая прогулка. Предполагает поиск какого-либо заранее спрятанного предмета или объекта, чтение следов зверей
и птиц на снегу, состязание команд по прохождению маршрута, работу с компасом и т. д.

Информационная прогулка. Содержит богатый познавательный материал, побуждает детей к самостоятельному поиску информации.

Прогулка-практикум. В ходе прогулки дети проводят практические опыты и ставят эксперименты.

Целевая прогулка. Имеет одну, четко обозначенную цель, например: запомнить название улицы, заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.

Прогулка-развлечение (игровая прогулка). Такая прогулка включает в себя веселые игры и забавы с использованием различного спортивного инвентаря (скакалки, мячи, гимнастические палки, бумеранг) или без него, ритмические музыкальные игры, хороводы, разгадывание занимательных задач, шарад, ребусов, показ фокусов.

Пешеходная прогулка. Это прогулка, в основе которой лежит ходьба.

Спортивная прогулка. Она включает в себя лыжные пробеги, соревнования по скоростному спуску с горы на санках, метание снежков в цель, велогонки.

Подготовка прогулок.

Педагогический результат прогулок во многом определяется их перспективным планированием.

Проведение всех видов прогулок  требует тщательной подготовки воспитателя.  В соответствии с планом  воспитатель заранее готовит необходимое  оборудование и спортивный инвентарь, определяет площадку, маршрут движения,  продумывает задания для детей и т.д.

Прогулка – реальная ситуация для выполнения школьниками своих общественных поручений.

Обеспечение безопасности.

Перед началом прогулки воспитатель проводит инструктаж детей по правилам  техники безопасности и правилам поведения.

Во время прогулки воспитатель обеспечивает соблюдение правил ТБ, контролирует действия учащихся, не допускает их самовольного ухода  за пределы школьной территории  или площадки, на которой проходит прогулка; не допускает лазания по деревьям, прыжки с них или с заборов, выбегания на проезжую часть дороги, предотвращает прочие действия, которые могут  привести  к травматизму.

Методы и приемы  технологии развития

критического мышления (КМ) во время прогулок.

Критическое мышление – это активный процесс познания, способность анализировать информацию с позиции логики
с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.

Наиболее часто используемые методы КМ на прогулках.

1.Мозговой штурм.

За минимум времени нужно выяснить максимум знаний, имеющихся у учащихся по данному вопросу. Короткие ответы учащихся фиксируются на доске или на листах бумаги.

2.Карта Кластера.

Выделение смысловых единиц информации  и графическое их оформление в виде паутинки (грозди). Это рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово или понятие, а по сторонам от него фиксируются идеи, связанные с ним, указываются связи между гроздями. Используется этот метод для систематизации, группирования материала, подведения итогов.

3.Прогноз.

Текст произведения детям преподносится по частям. После каждой прочитанной части участники прогнозируют дальнейшие события.

4.Перепутанные логические цепи.

Необходимо составить логическую цепочку (расположить
в хронологическом порядке события, цитаты из текста, последовательность действий и т. д.).

5.Синквейн (пятистрочие).

Первая строка заключает в себе одно слово (существительное); вторая строка – два слова (прилагательные); третья строка – три глагола; четвертая – фразу из четырех слов, выражающую личное отношение к описываемому предмету; в пятой строке – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

Технология.

Новая, интересная.

Помогает, увлекает, действует.

Предлагает новые приемы работы.

Мастерство.

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

в условиях группы суточного пребывания школы-интерната.

Горелки.

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

Другой из этой пары становится водящим.

Приговорка:

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

Весёлые ребята.

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

Мы, весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего.

Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

Космонавты.

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг.

Совушка.

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «Совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

После 2-3 выходов «Совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают «Совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, пойманному вырываться.

Карусель.

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «Бегом!» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Воспитатель (ведущий):

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

Рыбак и рыбки.

Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец – это удочка, дети – рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, - «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры.

Найди своё место.

Геометрические фигуры стоят на стульях, у детей карточки с различными фигурами. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

Аналогично можно провести игру на закрепление цвета, классификации животных и т.д.

Летает - не летает.

Дети свободно передвигаются по комнате или по площадке: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

Чьё звено скорее соберётся.

У детей разноцветные и разные по величине геометрические фигуры. В разных местах группы размещены символы. Дети должны определить своё место (по цвету и размеру).

Западня.

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. По сигналу воспитателя «Стой!» оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные: то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно воспитатель подаёт следующую команду «Замри!», и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

Стоп.

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. «Запятнанный» становится водящим.

Карась и щука.

На одной стороне площадки находятся «караси», на середине – «щука». По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре, пять) берутся за руки и. встав поперёк площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет 8-10, они образуют «корзины» - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».

Когда пойманных «карасей» станет больше, чем не пойманных, играющие образуют коридор из пойманных «карасей», через который пробегают не пойманные. «Щука», находящаяся у выхода ловит их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и вручают роль новой «щуки».

Змейка.

Эй-ка, эй-ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись,

Колесом покрутись!

Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды(кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.

Хороводная игра «Зайка».

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

 Хороводная игра «Огуречик».

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,

Ты совсем как человечек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили, (подходят к Огуречику и поднимают его)

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

Курица и цыплята.

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курица: ко-ко,

Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

Смелые мышки.

Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети-мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши)

Вдруг раздался странный звон

Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.

«Прятки»

Играют 3-10 человек. Выбранный водящий становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к дереву или другому предмету. Это место называют коном. Водящий громко считает до 20-30 (по уговору) или произносит считалку. Тем временем остальные прячутся в разных местах.

Закончив счет, водящий открывает глаза и начинает искать ребят. Увидев кого-либо называет его по имени и бежит на кон. Найденный бежит туда же, стараясь обогнать водящего и дотронуться до предмета, у которого тот стоял. Если он сделает это раньше водящего, то не считается пойманным и остается у кона, пока водящий ищет других. Когда все найдены, водящим становится первый игрок, не сумевший прибежать на кон раньше водящего.

Иногда на кон кладут палочку. Тогда каждый прибежавший раньше на кон должен постучать палочкой о предмет и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» После этих слов он считается вырученным.

Спрятавшиеся могут не дожидаться, когда их найдет водящий, и в удобный момент бежать на кон. Поэтому водящему надо следить и за этим.

Можно условиться и о таком правиле: если последнему игроку удастся прибежать на кон раньше водящего, он кричит, ударяя палочкой: «Палочка-выручалочка, выручи нас всех!» После этих слов все считаются вырученными, и снова водит прежний игрок.

«Двенадцать палочек»

Это усложненный вид пряток. На камень или сук кладется доска длиной 60-70 сантиметров, на один ее конец укладывают 12 палочек длиной 12-14 сантиметров. Кто-либо из игроков или водящий ударяет ногой по поднятому свободному концу доски. Палочки разлетаются в разные стороны, и водящий начинает их собирать. За это время все прячутся. Уложив все 12 палочек на конец доски» водящий отправляется на поиски. Каждый найденный выбывает из игры. Если кто-то из спрятавшихся сумел добежать до доски и со словами «Двенадцать палочек летят!» ударить по ней ногой то водящий снова собирает их, а остальные участники игры (пойманные и непойманные) прячутся. Игрок, найденный последним становится водящим.

«Быстро шагай»

Водящий поворачивается лицом к стене или дереву, закрывает лицо руками или локтем и говорит: «Быстро - шагай, оглянусь - замирай... раз, два, три, четыре, пять... Стой!» Водящий может после любой цифры сказать слово «стой!» и быстро оглянуться. Остальные ребята, расположившиеся за чертой в 15-20 шагах от водящего во время счета быстро продвигаются по направлению к водящему. Когда водящий кричит «Стой!» и поворачивается лицом к играющим, они замирают на местах. Игрока, который не успел вовремя остановиться или пошевелился после остановки, водящий посылает назад, за черту. После этого водящий закрывает глаза и повторяет речитатив. Все снова продвигаются вперед со своих мест, в том числе начинающие движение от черты. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не подойдет к водящему вплотную, коснется его рукой и, повернувшись кругом, как можно быстрее устремится за черту. Все игроки делают то же самое. Водящий бежит за ними, стараясь осалить кого-нибудь до черты. Осаленный становится новым водящим. Если догнать никого не удалось, водящий возвращается на прежнее место, игра продолжается с этим же водящим.

«Пятнашки» («Салки»)

Участники (до 10 человек) разбегаются по площадке, а водящий догоняет их, чтобы запятнать (осалить) в пределах обусловленных границ. Осаленный становится водящим.

В игру можно внести дополнительные правила. Вот некоторые из них:

  • Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашки, догоняя убегающего, выдергивает у него ленту, тогда убегающий поднимает руку и говорит: «Я - пятнашка!»
  • Играющий может спастись от пятнашки, если возьмется за руки с другим игроком, встанет на одну ногу, примет позу «ласточки» и т. д.
  • Если пятнашка гонится за кем-либо, а ему пересек путь другой игрок, то он обязан погнаться за тем, кто преградил ему путь.
  • Водящий, преследуя убегающих, должен держаться одной рукой за то место своего тела, по которому он был осален.

«Пятнашки со скакалкой»

 Играющие продвигаются по площадке, прыгая через скакалку. Пятнашка догоняет их, прыгая на одной ноге.

«Пятнашки с домиками»

На площадке очерчивают 1-2 круга диаметром 2 шага - домики, где убегающие могут спасаться от преследования. Однако больше 5 секунд в таком домике находиться нельзя.

«Пятнашки по кругу»

Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих, один из которых становится пятнашкой, а другой - убегающим. Перед началом игры они становятся за кругом с разных сторон.

По сигналу пятнашка бежит вдоль круга, стараясь осалить убегающего. Последний же, когда его начинают настигать, становится в круг между остальными игроками на любое место. В тот же момент сосед, оказавшийся справа, становится новым убегающим, а пятнашка продолжает его преследовать. Если пятнашке удалось коснуться рукой убегающего, они меняются ролями.

Чтобы усложнить игру, можно ввести такое правило. Если убегающий встал в круг, то сосед, оказавшийся справа (или слева - по договоренности), делается пятнашкой, а бывший пятнашка, не теряя времени, должен от него убегать. Во время игры участникам не разрешается бегать через круг.

«Второй лишний»

Так же как игре «Пятнашки по кругу», убегающий в любой момент может встать впереди одного из игроков, и тогда оказавшийся сзади становится убегающим.

Если игроков много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий (третий лишний) становится впереди любой из пар, и оказавшийся третьим убегает.

«Третий лишний на прогулке»

От вышеописанных пятнашек игра отличается тем, что все ее участники постоянно в движении. Разбившись на пары, играющие встают по кругу и медленно идут в одном направлении, взявшись за руки или под руку, свободная рука на поясе. Водящих двое. Один из них убегает, а другой догоняет его. Убегающий, когда ему грозит опасность, пристраивается к какой-либо паре, взяв под руку крайнего, и тогда его ловить нельзя. Оказавшийся третьим игрок с другой стороны пары должен убегать от водящего и тоже, спасаясь от преследования, присоединяется к любой паре справа или слева, схвати крайнего под руку.

Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймает кого- либо из убегающих. Тогда пойманный меняется ролью с водящим. В этой игре водящему и убегающему разрешается бегать через круг, однако запрещается без нужды касаться, пробегая мимо, игроков в парах.

«Пустое место»

Это своеобразные пятнашки с вызовом. Играющие образуют круг. Водящий бежит по внешней стороне круга, дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в обратную сторону. Вызванный игрок устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие останавливаются, подают друг другу обе руки, после чего приседают, а поднявшись, продолжают бег в ту же сторону. Каждый стремится занять свободное место в круге. Прибежавший вторым продолжает водить.

Побеждает игрок, который в ходе игры не побывал в роли водящего, то есть все время занимал место первым.

«Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

«Золотые ворота»

В игре участвуют от 6 до 20 человек. Выбирают двух игроков посильнее, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто - «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом они могут петь песню. Когда через «ворота» проходит последний, они «закрываются» - опускаются поднятые руки, и замыкающий оказывается между ними. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все игроки распределены, то устраивается перетяжка между двумя группами. При этом используется веревка, палка или игроки беру друг друга за пояс.

«Падающая палка»

Все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер становится в середину круга, держа в руках гимнастическую палку. Один ее конец он ставит на землю, а другой придерживает рукой сверху так, чтобы палка стояла вертикально. Затем он громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен успеть подхватить падающую палку. Водящий в это время отбегает назад. Если вызванный игрок успел схватить палку и она не упала на землю, то он возвращается на свое место, а водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, то становится водящим, а тот, кто водил, идет в круг на свое место.

Играют установленное время, после чего станет видно, кто меньшее число раз был водящим. Он и считается победителем.

Если желающих играть больше 10 человек, то лучше организовать для игры два круга.

«Компас»

 На земле рисуют круг диаметром 2-3 метра. На расстоянии примерно 3 метра от окружности пишут (отмечают) стороны света, сверяя с компасом: С (север), Ю (юг), 3 (запад) и В (восток). Играющие становятся спиной к центру и слушают команду руководителя: «Юг!», «Север!», «Запад!», «Восток!» Услышав, к примеру, команду «Север!», все должны повернуться в сторону севера. Игроки, стоявшие лицом к югу, поворачиваются на 180 градусов, другим достаточно сделать пол-оборота направо или налево.

Подаются различные команды, и играющие принимают соответствующие положения. Тот, кто ошибся (повернулся не в ту сторону), получает штрафное очко. Победителем оказывается набравший наименьшее число штрафных очков.

«Скакалка-подсекалка» («Рыбаки и рыбки»)

Играющие становятся в круг, в середине - водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают в тот момент, когда ручка скакалки под ногами. Тот, кого скакалка задела выше ступни, выбывает из игры. Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает ее за спиной.

Другой вариант игры предусматривает смену водящего каждый раз, когда кто-либо из стоящих по кругу заденет ее ногой. Он и сменяет водящего, который идет на его место.

Все должны научиться хорошо вращать скакалку (в приседе с перехватом спереди и сзади). Скакалку можно заменить веревочкой длиной 2,5 метра, к концу которой прикреплен мешочек с песком весом 150-200 граммов.

«Колесо»

Играющие делятся на 3-4 группы по 5-7 человека в каждой и выбирают водящего. На земле чертят круг диаметром 1,5-2 метра. Каждая группа выстраивается в колонну по одному за направляющим, который подходит к кругу. Колонны стоят с разных сторон круга лучеобразно, как спицы в колесе. Водящий стоит в стороне.

По сигналу он бежит в любую сторону вокруг «колеса», становится в затылок последнему игроку в какой-либо «спице» и дотрагивается до него. Этот игрок передает сигнал стоящему впереди, а тот - дальше, и так до первого игрока «спицы». После этого он кричит: «Есть!», выбегает за «колесо» и обегает его по кругу снаружи, возвращаясь на свое место. Все игроки этой колонны (и водящий) бегут за ним, стараясь обогнать друг друга. Игрок, оказавшийся в колонне последним, становится водящим. Им может оказаться и прежний водящий, который продолжает водить, вставая возле другой «спицы» и обегая «колесо» вместе с ней. Однако если водящий 3 раза подряд не сумел опередить бегущих и занять место в «спице», его заменяют новым игроком, а он встает в голову одной из колонн.

«Счет в кругах»

Участники (6-8 человек) встают по кругу и по сигналу начинают считать от 1 до 70 (слева направо). При этом никто не пропускает своей очереди. Однако существует правило, что число, в состав которого входит цифра 7 или которое делится на 7, произносить нельзя, а надо сказать слово «мимо!». После этого счет (без задержки) продолжается. Назвавший запрещенную цифру выбывает, счет продолжает стоящий справа от него игрок. Постепенно круг становится все меньше.

Победителями считаются ребята, оставшиеся в круге после того, как последний произнесет цифру 70.

Можно упростить игру и условиться считать до 30. Тогда, по правилам, нельзя называть цифры, которые содержат цифру 3 (например, 13) или делятся на 3 (например, 12).

«Возьми городок»

Для игры нужны городки (теннисные мячи, одинаковые по размеру камушки) в количестве на одну единицу меньше, чем число участников игры. Например, 6 городков ставят по кругу (в 1 метре один от другого), а 7 играющих встают с внешней стороны в шаге от них по сигналу все идут, затем бегут вокруг городков (вправо или влево) до свистка или команды «Взять!». Тогда каждый играющий стремится схватить городок. Кому предмета не досталось, выбывает Игроков остается на одного меньше, поэтому снимают из круга и один городок. Когда на кону останется 1 городок и 2 участника, они разыгрывают между собой первое место.

«Ловля парами»

Площадка (волейбольная или поменьше), ограниченная линиями служит местом, где располагаются играющие. Выбирается водящий, который перед игрой встает за пределами площадки.

По сигналу он вбегает внутрь площадки и преследует одного из играющих. Осалив его, делает пойманного своим помощником. Взявшись за руки, они бегут ловить нового игрока, стараясь окружить его свободными руками. Пойманный отходит в сторону и ждет, когда пара игроков поймает еще одного бегающего по площадке. После этого составляется вторая пара, которая также ловит остальных игроков. Каждый раз из двух пойманных ловцами составляется новая пара.

Игра продолжается до тех пор, пока на площадке останется один непойманный игрок.

 Правила игры запрещают игрокам забегать за пределы площадки и вырываться после того, когда ловцы сомкнут руки вокруг пойманного. Хватать за одежду и за руки нельзя, в этом случае пойманный отпускается. Если правила нарушили бегающие игроки, они считаются пойманными.

Игры на командную работу и сплочение коллектива

Вы, конечно же, хотите, чтобы ваш отряд был дружным, сплочённым, чтобы все в нём были за одного, и один, несомненно, был за всех! В период адаптации очень важно создать настрой на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Этому способствуют увлекательные, но довольно сложные упражнения. При выполнении этих упражнений, необходимо научиться решать общую задачу, выработать тактику и стратегию ее выполнения. Преодолеть страх. Иногда выйти за свои воображаемые возможности. Проведите несколько игр на сплочение, и вы увидите, как сократится число ссор между ребятами, они чаще будут помогать друг другу, чаще будут появляться улыбки на их лицах.

«Джойстик»

Все встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет (монета, сережка и т.п.). Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком", передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе. Игру можно провести в форме соревнования. Если вы решили устроить из этой игры соревнование, не забудьте определить независимых судей, чтобы никто не жульничал.

«Звериное семейство»

Ведущий подготавливает бумажки, на которых, в зависимости от количества игроков, написаны члены звериных семейств (дедушка обезьяна, бабушка обезьяна, папа обезьяна, мама обезьяна, сын обезьяна, дочка обезьяна). Можно образовать семейства собак, морских свинок и т. п. Каждый игрок вытаскивает себе бумажку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может дать звуковой сигнал, обозначающий начало игры. Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Когда звериная семейка нашла всех своих «родственников», то она должна в правильной последовательности (по старшинству - дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул. Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.

«Напиши зверя»

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное. Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга). Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

«Художники»

Играющие делятся на две группы. Задача групп - быстрее соперника нарисовать животное (предмет и пр.). Каждый человек имеет право нарисовать лишь одну линию.

«Скала»

Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами, то есть номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто–то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят – лидеров.

«Дом-дерево-собака»

Упражнение выполняется в парах. Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом - дерево - собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.

«Головомяч»

Хорошо проводить в спортивном зале. Дети разбиваются на пары, ложатся животом на пол друг напротив друга. Между головами кладут мяч. Нежно поднять мяч и встать самим, не уронив его. Мяча можно касаться только головами.

«Числа и письма»

Отряд целиком или, разбившись на микрогруппы, пробует построить различные буквы и цифры, взявшись за руки в круг.

«Узел»

Каждый из группы держится за веревку. Задача - завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала). Вариант - потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами. Вариант - развязать узел, завязанный ведущим.

«Фигуры с углами»

Ребят просят встать в круг и взяться за руки. Дается задание: с закрытыми глазами построить из круга – какую либо геометрическую фигуру. Далее задание усложняется тем, что необходимо построить фигуры с большим количеством углов (треугольник, квадрат, звезду, шестиугольник) с запретом на разговоры. Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения, например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

«Посчитать до…»

Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

«Синхронное действие»

Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.

«Пальцы»

На счет «три» все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинут одно и то же число пальцев.

«Искра»

Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

«Индикатор»

У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же. Потом отнимаем голос. Потом - жесты. Потом - мимику и многозначительные взгляды. (Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто «выпадает», кто лидер, кто подчиняется.)

«Прыжок»

Вся группа должна одновременно прыгнуть вперед не сговариваясь.

«Осьминожка»

К кольцу привязаны длинные веревки, в кольцо кладется теннисный мячик. Задача - не уронив мячик, обнести его вокруг колонны (пронести над полем). Вариант: в большом кольце воздушный шарик.

«Фиксация»

Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека, стоящего в кругу, себе в пару, никому об этом не говоря. Ведущий объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки, которые есть в коллективе, определить уровень сплоченности. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....